Лучший из акимов - Бердибек Сапарбаев

Дата:
Автор: ИАЦ МГУ
Таким образом, согласно оценкам экспертов, сформировалась следующая пятерка лидеров:— Восточно-Казахстанская область (Бердибек Сапарбаев) – 4,25 балла.— г. Астана (Имангали Тасмагамбетов) – 4,24 балла.— Кызылординская область (Крымбек Кушербаев) – 4,07 балла.— Мангистауская область (Алик Айдарбаев) – 3,61 балла.
Лучший из акимов - Бердибек Сапарбаев
Рейтинг качества работы акиматов областей и городов республиканского подчинения С 12 по 22 января 2014 года

 Исследовательское агентство «Рейтинг.kz» провело экспертный опрос, направленный на получение максимально объективных оценок относительно качества работы акиматов областей игородов республиканского подчинения за прошедший 2013 год. Всего в рамкахисследования путем анкетирования было опрошено 40 экспертов, представляющихсферу бизнеса, неправительственные организации и аналитическое сообщество.В ходе исследования была учтена значимость 11основных критериев, которые были взяты для оценки качества работы акиматов.Оценка проводилась с использованием 11-балльной системы с ранжированием от «1»(наименьший) до «11» (наибольший) баллов. Для оценки уровня качества работыкаждого из акиматов областей и республиканского подчинения была использована7-мибалльная система с ранжированием от «1» (наименьший) до «7» (наибольший)баллов.Результаты исследования обработаны при помощи универсальнойстатистической программы SPSS с применением дескриптивных статистик, путемвычисления средних баллов. Для расчета общего рейтингового показателя былиприменены арифметические действия к результатам исследования. Данная процедурабыла проведена путем суммирования и выведения среднеарифметических баллов.По результатам исследования, экспертами былапредложена следующая градация критериев оценки качества работы акиматов постепени значимости:  Факторы Оценка Поддержание политической стабильности, минимизация социальной и трудовой конфликтности 7,7 Успехи в экономическом развитии региона 7,4 Развитие малого бизнеса 7,3 Реализация региональных социальных программ 7,2 Развитие потенциала региона  (транзитный потенциал, приграничное  сотрудничество, туризм и др.) 7,1 Способность к взаимодействию с центральными органами власти 6,9 Поддержание «обратной связи» с населением региона, уровень доверия населения 6,7 Транспарентное взаимодействие с институтами общественного контроля 6,2 Личные и профессиональные качества акима 5,8 Фигурирование региона в коррупционных скандалах 4,4 Перспективы дальнейшего карьерного роста акима 4,3  Таким образом, с незначительнымотрывом ключевым критерием при оценке качества работы акиматов экспертыпризнали способность местных властей поддерживать политическую стабильность,минимизировать социальную и трудовую конфликтность. Также определяющее значениеимеют такие критерии как успешность экономического развития региона, развитиемалого бизнеса, реализация региональных социальных программ, а такжеспособность акиматов к системному развитию потенциала регионов.Незначительно отстают по степенизначимости такие критерии как способность к взаимодействию с центральнымиорганами власти, проявляющаяся, в том числе, в способности акимов лоббироватьнеобходимые трансферты из республиканского бюджета, а также поддержание«обратной связи» с населением региона. Несколько повышается значимость такогокритерия как взаимодействие с институтами общественного контроля – это обусловленов первую очередь некоторой исчерпанностью прежних форм общественного контроля(отчетов акимов перед населением и созданием сайтов акиматов).И наконец, наименьшая значимостьпридана экспертами таким критериям как личные и профессиональные качества акима,фигурирование региона в коррупционных скандалах, а также перспективамкарьерного роста акимов. Отход на второй план «личностных» критериев вполнезакономерен – итоговый результат работы акимата обеспечивается всей командой, ане только акимом. И провал на низовых уровнях работы лишь отчасти может бытькомпенсирован харизмой первого руководителя региона. Что касается критериякоррупционности региона, то он тесно увязан со степенью открытости работыакимата для населения и общественных структур. Эксперты рассматривают уровенькоррупции в акиматах как априори высокий, а периодически проявляющиеся скандалы– лишь как «вершину коррупционного айсберга».В соответствии с этими критериямиэксперты оценили качество работы акиматов в 2013 году:    Личные и профессиональные качества акима   Способность к взаимодействию с центральными органами власти   Успехи в экономическом развитии региона   Реализация региональных социальных программ   Развитие малого бизнеса Поддержание политической стабильности, минимизация социальной и трудовой конфликтности   Фигурирование  региона в коррупционных скандалах Поддержание «обратной связи» с населением региона, уровень доверия населения   Транспарентное  взаимодействие с институтами общественного контроля Развитие потенциала региона  (транзитный потенциал, приграничное  сотрудничество, туризм и др.) Перспективы дальнейшего карьерного роста акима   Общий балл Восточно-Казахстанский областной акимат 5,73 5,47 5,04 4,92 4,56 5,08 -3,18 4,63 4,23 4,92 5,34 4,25 Акимат г. Астана 5,79 5,75 5,08 4,81 4,65 5,15 -3,96 4,77 3,91 5,26 5,42 4,24 Кызылординский областной акимат 5,71 5,53 4,65 4,09 4,11 4,77 -3,55 4,45 4,55 5,11 5,33 4,07 Мангистауский областной акимат 3,60 4,19 4,85 4,92 3,56 4,59 -3,67 3,97 3,95 4,98 4,72 3,61 Жамбылский областной акимат 4,12 4,31 4,95 4,11 3,88 4,11 -3,50 3,57 3,24 3,94 5,37 3,46 Карагандинский областной акимат 3,80 5,75 4,61 4,14 4,06 3,76 -3,64 3,95 3,41 3,82 4,33 3,45 Атырауский областной акимат 4,57 4,68 4,45 4,13 3,79 4,55 -4,71 3,61 3,43 3,82 4,44 3,34 Акимат г. Алматы 4,72 5,67 4,27 3,22 4,42 3,75 -4,25 3,11 2,96 4,24 4,53 3,33 Алматинский областной акимат 3,62 4,19 4,37 3,92 4,15 4,37 -3,37 3,76 3,19 3,56 4,49 3,30 Южно-Казахстанский областной акимат 3,79 4,55 4,24 3,35 4,21 4,24 -4,20 4,09 3,21 3,51 4,25 3,20 Акмолинский областной акимат 3,57 3,76 3,94 4,01 3,96 4,00 -3,40 3,68 3,15 4,35 3,39 3,13 Костанайский областной акимат 3,82 4,06 3,88 3,85 3,67 3,94 -3,28 3,80 3,28 3,63 3,38 3,09 Павлодарский областной акимат 4,00 4,04 3,84 3,62 3,47 3,95 -4,53 4,15 3,42 3,95 4,01 3,08 Западно-Казахстанский областной акимат 3,61 4,20 3,78 3,72 3,59 3,50 -3,05 3,50 3,39 3,79 3,53 3,05 Актюбинский областной акимат 3,81 4,30 4,16 3,88 3,63 3,47 -3,68 3,55 3,18 3,81 3,37 3,04 Северо-Казахстанский областной акимат 3,71 3,88 3,83 3,80 3,61 3,83 -3,24 3,70 3,13 3,17 3,94 3,03  Таким образом, согласно оценкам экспертов,сформировалась следующая пятеркалидеров:— Восточно-Казахстанская область (БердибекСапарбаев) – 4,25 балла.— г. Астана (Имангали Тасмагамбетов) – 4,24 балла.— Кызылординская область (Крымбек Кушербаев) – 4,07балла.— Мангистауская область (Алик Айдарбаев) – 3,61балла.— Жамбылская область (Канат Бозумбаев, КаримКокрекбаев) – 3,46 балла. По совокупности выбранныхкритериев лидером рейтинга регионального развитиястала Восточно-Казахстанская область. В числе наиболее резонансных событийпрошедшего года, связанных с развитием области – дискуссии о создании Банкаядерного топлива, а также развернувшееся обсуждение возможной площадки для строительствановой АЭС. Кроме того регион обеспечил запуск нескольких новыхвысокотехнологичных производств. Особой заслугой акима Бердибека Сапарбаеваможет считаться более оперативное решение социальных проблем, возникающих вмногочисленных моногородах области. В результате уровень социальнойнапряженности удается смягчать более качественно, нежели в других традиционныхиндустриальных зонах страны. Акимат Восточно-Казахстанской области сталлидирующим по такому важнейшему критерию как «развитие региональных социальныхпрограмм». Взаимодействуя с ведущими корпорациями региона Сапарбаев смогубедить их в нецелесообразности сокращения программ корпоративной социальнойответственности в 2013 году (в отличие от соседних Карагандинской иПавлодарской областей). Второе место в рейтингезанял акимат города Астаны. Имангали Тасмагамбетов запомнился в прошедшемгоду как один из ключевых региональных госменеджеров, лидирующий в большинстве«личных» номинаций («личные и профессиональные качества», «перспективностьакима», «способность к взаимодействию с центральными органами власти»). Однакоитоговый результат делает все-таки команда акимата в целом. И второе месторегиона – это сигнал Тасмагамбетову, что команду необходимо усилить,мотивировать на более слаженную работу. В прошедшем году к работе акимата былоприковано пристальное внимание – страна отмечала 15-летие Астаны. А потому всенедоработки рассматривались как сквозь увеличительное стекло. Астана сегоднястала городом контрастов: с одной стороны многочисленная бюрократия, с другой –тысячи внутренних и внешних мигрантов, занятых на сезонных работах, не имеющихпостоянных источников дохода. Особое внимание эксперты обратили на Совещание повопросам развития Астаны. Критику Президента вызвали вопросы системногоосвоения территорий города, возврата неиспользуемых, либо неэффективноиспользуемых земель. Кроме того, остается критичной ситуация с развитием малогопредпринимательства. По оценке самого акима около 80% сектора услуг в нишемалого бизнеса остается незанятым. Перед командой акима стоит задача превратитьАстану в город среднего достатка, город среднего класса. За счет проведения вгороде крупных международных мероприятий возможно повышать занятость населенияи окупаемость малого и среднего бизнеса. Так, например, во многих странахстолицы одновременно выступают центрами формирования туристических кластеров.Астане уже сейчас необходимо вступать в борьбу за туристические потоки,максимально используя шанс, предоставляемый проведением выставки ЭКСПО-2017. Неплохие результаты в 2013 годупоказала Кызылординская область. Назначение Крымбека Кушербаевасущественно повысило динамику работы региональных властей. В короткие срокипринята стратегия развития региона до 2020 года. В рамках стратегии проведенаоценка потенциала региона, намечены направления по диверсификации отраслей. Втоже время в ходе рабочей поездки по области Нурсултан Назарбаев обратилвнимание на недостаточный уровень развития малого бизнеса, ориентированного наобслуживание транспортных потоков на территории области. Создание транспортногокоридора «Западная Европа – Западный Китай» позволяет дать толчокмногочисленным малым и средним предприятиям: от ремонта дорог и гостиничногобизнеса, до формирования регионального туристического кластера. Достаточно успешным оказался 2013год для акимаМангистауской области Алика Айдарбаева. В условиях накаленнойсоциальной обстановки команда акимата взяла курс на обеспечение максимальнойтранспарентности принимаемых и реализуемых решений. В тоже время социальные проблемыЖанаозена, накапливавшиеся годами, не могут быть решены в сжатые сроки. В связис чем угроза возобновления социальных и трудовых конфликтов сохраняется.Экономика области нуждается в нетривиальных решениях по обеспечениюдиверсификации, отходу от доминирования добывающей отрасли. Необходимоотметить, что в регионе неплохо реализуются программы приграничногосотрудничества. Это было отмечено Президентом Назарбаевым на открытиижелезнодорожного перехода в Туркменистан. В перспективе эта магистраль свяжет западныеобласти Казахстана с портами на юге Ирана. Замыкает группу лидеровакимат Жамбылской области. Несмотря на позитивные оценки темпов развитияобласти Президентом, она продолжает оставаться регионом с трудной социальнойобстановкой. А потому новому акиму Кариму Кокрекбаеву придется приложитьсущественные усилия по сохранению достигнутых темпов социально-экономическогоразвития. Команде акимата необходимо в сжатые сроки решить проблему большойдоли самозанятого населения. Пока выбрана тактика поддержки малого бизнеса вграницах основных транспортных коридоров области. Среднююгруппу региональных акиматов сформировали:— Карагандинская область (Бауржан Абдишев) – 3,45балла.— Атырауская область (Бактыкожа Измухамбетов) –3,34 балла.— г. Алматы (Ахметжан Есимов) – 3,33 балла.— Алматинская область (Ансар Мусаханов) – 3,30балла.— Южно-Казахстанская область (Аскар Мырзахметов) –3,20 балла.— Акмолинская область (Косман Айтмухаметов) – 3,13. Карагандинскаяобласть несмотря на рост рисков, связанных с социальной обстановкой вмоногородах, продолжает сохранять импульс к развитию. Сложная ситуация начала2013 года, когда сразу два ключевых налогоплательщика региона заявили одвукратном сокращении программ корпоративной социальной ответственности,постепенно преодолевалась акиматом. Снижение отчислений было компенсировано всамом конце 2013 года принятием программы масштабной поддержки моногородовКарагандинской области от Министерства регионального развития. Аким областисмог обеспечить оперативное реагирование на возникающие трудовые конфликты,благодаря чему был предотвращен их выход в политическую плоскость. В итоге принеблагоприятных социальных и внешнеэкономических условиях (снижение мировых ценна металлы) по большинству критериев оценки Карагандинская область закрепиласьв качестве лидера «середнячков», что может рассматриваться в качестве неплохогорезультата для первого года работы Бауржана Абдишева. Однако в наступившем годуосновные налогоплательщики региона, в частности «АрселорМиттал Темиртау», вновьзаявляют о необходимости сокращения отчислений на социальные проекты, ивозможном сокращении рабочих мест. Сможет ли команда акимата и в этом годусправится с рисками роста социальной напряженности? Бактыкожа Измухамбетов в 2013году продолжал восстанавливать управляемость Атырауской области послемасштабных скандалов и коррупционных дел в отношении экс-акима БергеяРыскалиева. Измухамбетову пришлось существенно «зачистить» команду акимата отставленников прежнего акима, одновременно сохраняя баланс интересов местныхэлит. В тоже время ключевой проект региона – запуск добычи нефти на Кашаганеиз-за технических сбоев задерживается, несмотря на поручения Президента,сделанные во время рабочей поездки в область. Более того, дальнейшеепромедление с началом добычи нефти может нанести существенный удар поэкономическим перспективам страны в 2014 году, планам строительства четвертогонефтеперерабатывающего завода, уже озвученным в Послании Президента, а в итоге– и по имиджу центральных властей. Ключевоеположение Алматы накладывает особые обязательства на команду акимагорода. Однако акимат города не смог в 2013 году использовать все возможности,которые предоставляет крупнейший город страны. По большинству критериев оценкикачество работы городского акимата, по мнению экспертов, весьма посредственное.Алматы переживает серьезные инфраструктурные проблемы – ни развитие метро, нистроительство развязок и расширение улиц не справляются с ростом трафика.Городским властям необходимо искать еще более радикальные решения проблемтранспортной логистики. В 2013 году акиму Ахметжану Есимову не удалосьреализовать ряд уже анонсированных ключевых проектов – в первую очередьобеспечить ввод двух новых станций метрополитена. Также на протяжении всегогода сохранялась напряженность с рынками Южной столицы. В активе Есимова –лоббирование проекта горнолыжного курорта Кок Жайляу во время последнегорабочего визита Главы государства. В тоже время проект продолжает вызыватькритику ряда экологических организаций города. Экономическая обоснованностьпроекта также вызывает сомнения, поскольку предполагает существенное увеличениепотока туристов, которого в данный момент нет. Кроме того, создание новогогорнолыжного курорта с 20 тысячами новых рабочих мест без решения транспортнойпроблемы окончательно погрузит Алматы в бесконечную пробку, с учетоммультипликатора – до 100 тысяч постоянных рабочих мест. Акимат Алматинской области вушедшем году показал средние результаты. Аким Ансар Мусаханов сделал ставку наразвитие предприятий малого и среднего бизнеса в сфере переработкисельхозпродукции. Неплохую динамику показали транспортные проекты, реализуемыев регионе, и связанные с выходом на рынок Китая. В тоже время работа пореконструкции стратегической трассы Алматы – Усть-Каменогорск запаздывает. Достаточно прочные позиции всередине рейтинга занимаетакимат Южно-Казахстанской области. Аким АскарМырзахметов сделал ставку на высокие темпы развития малого бизнеса, что былоотмечено Президентом во время рабочей поездки по региону. Акимат предпринимаетусилия по диверсификации экономики региона, попытки созданиясельскохозяйственного и текстильного кластеров. В тоже время остается остройглавная проблема Южно-Казахстанской области – сохраняющийся высокий уровенькоррупции. Замыкает среднююгруппу акимат Акмолинской области. Несмотря на достаточно скромныйсобственный потенциал области аким Косман Айтмухаметов стремится в полномобъеме использовать возможности, предоставляемые близостью Астаны. В результатерегион стремится развивать те отрасли, которые ориентированы на обслуживаниепотребностей Астаны: от переработки сельхозпродукции до местного туристическогокластера. В тоже время, во время рабочей поездки по области Президентпотребовал еще большего ускорения работ по формированию «продовольственногопояса» вокруг Астаны. И, наконец, аутсайдеры рейтинга акиматов:— Костанайская область (Нуралы Садуакасов) – 3,09балла.— Павлодарская область (Ерлан Арын, КанатБозумбаев) – 3,08 балла.— Западно-Казахстанская область (Нурлан Ногаев) –3,05 балла.— Актюбинская область (Архимед Мухамбетов) – 3,04балла.— Северо-Казахстанская область (Самат Ескендиров) –3,03 балла. Отдельным блокомрегионов-аутсайдеров идут преимущественно сельскохозяйственные северные областистраны. Некоторый позитив в экономическом развитии северных регионов связан снеплохим урожаем зерновых в прошедшем году. Однако критику Президента вызвалонедостаточно эффективное использование земель частными собственниками, а такженизкие темпы роста производительности труда в сельском хозяйстве. Плохоработают акиматы и над решением проблемы монокультурной специализации всельском хозяйстве областей.Также в числе проблем северныхобластей страны – недостаточно высокие темпы развития приграничногосотрудничества, особенно с учетом возможностей Таможенного союза. Этот фактнеоднократно подчеркивался Президентом и во время встреч в рамках форумовприграничного сотрудничества и во время рабочих поездок по областям. В полном объеме эти проблемысвойственны Костанайской области. Кроме того, дополнительную критикуПрезидента вызвала неэффективная работа Нуралы Садуакасова по региональнойпрограмме ФИИР. Как отметил Глава государства, на территории области 14запущенных в рамках ГП ФИИР производств не работают. Для акимата Павлодарскойобласти 2013 год выдался непростым. Неблагоприятная конъюнктура на мировыхрынках цветных металлов побудила основных доноров региона в самом начале годасократить отчисления на программы корпоративной социальной ответственности.Сокращение финансовых возможностей негативно сказалось и на темпах реализацииГП ФИИР. Наконец, недооценка введения последних норм в кодекс этикигосслужащих, затрагивающих борьбу с коррупцией, привела к отставке ЕрланаАрына. Новый аким Павлодарской области Канат Бозумбаев, в рамках организацииработы акимата в 2014 году предпринял встречу с Александром Машкевичем. Однако,позиция «Евразийской группы» остается прежней – в текущих экономическихусловиях компания сворачивает поддержку местных властей. Таким образом, пока вактиве Каната Бозумбаева только положительные оценки Главы государства подинамике развития Жамбылской области, и целый пласт нерешенныхсоциально-экономических проблем от прежнего акима Павлодарской области. В Западно-Казахстанскойобласти акиму Нурлану Ногаеву не удалось наладить диалог сбизнес-сообществом. Ряд конфликтов с местными бизнесменами вышел в публичноепространство, в результате даже Президент Назарбаев вынужден был обратитьвнимание на недостаточную работу акимата по поддержке малого бизнеса. Крометого, в рамках рабочего визита Глава государства констатировал снижение темповразвития приграничного сотрудничества. Сохраняется сложная ситуация сразвитием Актюбинской области. Несмотря на высокий собственный потенциалобласти, работа команды акима вызывает нарекания. Область — одна из последнихпо критерию «поддержание политической стабильности». Особую озабоченностьвызывают сохранение угрозы со стороны радикальных экстремистских групп,сохраняющаяся разница в оплате труда отечественных и иностранных рабочих,пробуксовка программы импортозамещения. В плоскости «личных» критериев оценкиАрхимед Мухамбетов стал аутсайдером в номинации «перспективы карьерного ростаакима». Северо-Казахстанскаяобласть получила наименьшие совокупные оценки экспертов. Несмотря наусилия команды Самата Ескендирова, область стала аутсайдером по критерию«развитие потенциала региона». Опора только на сельскохозяйственную отрасль иперманентный кризис в обрабатывающей промышленности ограничивают возможностиакимата по ускорению регионального развития. Необходимость диверсификациирегиональной экономики упирается в ограниченные бюджетные возможности акимата. Общиевыводы Главный вывод из оценок экспертов– власти в регионах весьма однобоко понимают цели развития, рассматривая вкачестве главного критерия рост объемов строительства. Акимы увлеклисьстроительством и подчас генерируют заведомо неэффективные и затратные проекты.При этом текущее администрирование региональных программ остается на низкомуровне. И главное тому свидетельство – ставшая хронической проблеманедоосвоения бюджетных средств.Понимание этого факта побуждаетцентр предпринимать попытки усиления региональной политики, созданиякоординирующего органа. В качестве инструмента усиления можно рассматривать иназначение Болата Жамишева министром регионального развития. Он долженобеспечить усиление бюджетной дисциплины по линии центр – регионы. Кроме того,стала очевидна неэффективность совмещения Бауыржаном Сагинтаевым позиций первоговице-премьера и министра регионального развития. Нагрузка поста первоговице-премьера не позволяла ему эффективно заниматься региональнойпроблематикой. При этом относительно назначения Жамишева сохраняетсяопределенное беспокойство. Все-таки пост министра регионального развитияпредполагает определенный опыт работы на уровне акима области, которого уЖамишева нет. Наиболее рациональная версия из назначения на этот пост именноЖамишева – предполагаемое смещение акцентов в работе министерства на администрированиелишь финансовой составляющей программ регионального развития, с параллельнымусилением полномочий акиматов в остальных аспектах.В таком случае Жамишевпревращается в очередного «строгого ревизора» для акимов. К слову Президентнеоднократно в течение года давал поручения усилить контроль над исполнениемрегиональных бюджетов, исключив факты перераспределения средств.Вкачестве рекомендаций по активизации региональной политики можнопредложить:— Проведение аудита региональных программ развития.Необходимость оценки (а подчас даже и целесообразности) многих реализуемыхрегиональных программ назревала давно. При отсутствии контроля из центраакиматы генерировали заведомо нереализуемые коррупциоемкие проекты. Главнаязадача сейчас – провести ревизию и оставить только реалистичные проекты.— Усиление координации и обмена положительнымопытом между акиматами при реализации схожих социально-экономических проектовна базе Министерства регионального развития. Форсирование работы по выработкестратегий регионального развития.— Расширение экономической базы акиматов за счетревизии результатов работы социально-предпринимательских корпораций. Оценкацелесообразности сохранения СПК как субъектов хозяйственной деятельности.— Акиматам необходимо активизировать работу потрансформации региональных инвестфорумов в действенные площадки для привлеченияинвестиций. Акимы на таких форумах должны выступать в качестве своего рода«владельцев фирм», представляющих собственные проекты на суд инвесторов. Разныерегионы страны могли бы специализироваться на отдельных отраслях. Например,Костанайская область могла бы взять зерновую специализацию, обеспечитьпроведение инвестфорумов с международным участием по проблематике экспортазерна, строительства элеваторов, лизинга агротехники и т.п. Атырауская областьмогла бы замкнуть на себя проведение инвестфорумов по нефтедобывающей инефтехимической отраслям. Алматы – в сегменте туризма. Подобные форумы могли быиспользоваться акиматами для расширения инвестиционной активности черезмеханизмы частно-государственного партнерства и максимального развитияпотенциала региона.Такимобразом, несмотря на достаточно высокую динамику развития, достигнутуюотдельными областями, возможности для форсированного роста во многом остаютсянеиспользованными. Исследовательское агентство «Рейтинг.kz» намерено и дальшемониторить на регулярной основе региональных властей. Следующий отчет – порезультатам работы акиматов в первом квартале 2014 года, — будет представлен вапреле.  Рейтинг качестваработы акиматов областей и городовреспубликанского подчинения С 12 по 22 января 2014 года Исследовательскоеагентство «Рейтинг.kz» провело экспертный опрос, направленный на получениемаксимально объективных оценок относительно качества работы акиматов областей игородов республиканского подчинения за прошедший 2013 год. Всего в рамкахисследования путем анкетирования было опрошено 40 экспертов, представляющихсферу бизнеса, неправительственные организации и аналитическое сообщество.В ходе исследования была учтена значимость 11основных критериев, которые были взяты для оценки качества работы акиматов.Оценка проводилась с использованием 11-балльной системы с ранжированием от «1»(наименьший) до «11» (наибольший) баллов. Для оценки уровня качества работыкаждого из акиматов областей и республиканского подчинения была использована7-мибалльная система с ранжированием от «1» (наименьший) до «7» (наибольший)баллов.Результаты исследования обработаны при помощи универсальнойстатистической программы SPSS с применением дескриптивных статистик, путемвычисления средних баллов. Для расчета общего рейтингового показателя былиприменены арифметические действия к результатам исследования. Данная процедурабыла проведена путем суммирования и выведения среднеарифметических баллов.По результатам исследования, экспертами былапредложена следующая градация критериев оценки качества работы акиматов постепени значимости:  Факторы Оценка Поддержание политической стабильности, минимизация социальной и трудовой конфликтности 7,7 Успехи в экономическом развитии региона 7,4 Развитие малого бизнеса 7,3 Реализация региональных социальных программ 7,2 Развитие потенциала региона  (транзитный потенциал, приграничное  сотрудничество, туризм и др.) 7,1 Способность к взаимодействию с центральными органами власти 6,9 Поддержание «обратной связи» с населением региона, уровень доверия населения 6,7 Транспарентное взаимодействие с институтами общественного контроля 6,2 Личные и профессиональные качества акима 5,8 Фигурирование региона в коррупционных скандалах 4,4 Перспективы дальнейшего карьерного роста акима 4,3  Таким образом, с незначительнымотрывом ключевым критерием при оценке качества работы акиматов экспертыпризнали способность местных властей поддерживать политическую стабильность,минимизировать социальную и трудовую конфликтность. Также определяющее значениеимеют такие критерии как успешность экономического развития региона, развитиемалого бизнеса, реализация региональных социальных программ, а такжеспособность акиматов к системному развитию потенциала регионов.Незначительно отстают по степенизначимости такие критерии как способность к взаимодействию с центральнымиорганами власти, проявляющаяся, в том числе, в способности акимов лоббироватьнеобходимые трансферты из республиканского бюджета, а также поддержание«обратной связи» с населением региона. Несколько повышается значимость такогокритерия как взаимодействие с институтами общественного контроля – это обусловленов первую очередь некоторой исчерпанностью прежних форм общественного контроля(отчетов акимов перед населением и созданием сайтов акиматов).И наконец, наименьшая значимостьпридана экспертами таким критериям как личные и профессиональные качества акима,фигурирование региона в коррупционных скандалах, а также перспективамкарьерного роста акимов. Отход на второй план «личностных» критериев вполнезакономерен – итоговый результат работы акимата обеспечивается всей командой, ане только акимом. И провал на низовых уровнях работы лишь отчасти может бытькомпенсирован харизмой первого руководителя региона. Что касается критериякоррупционности региона, то он тесно увязан со степенью открытости работыакимата для населения и общественных структур. Эксперты рассматривают уровенькоррупции в акиматах как априори высокий, а периодически проявляющиеся скандалы– лишь как «вершину коррупционного айсберга».В соответствии с этими критериямиэксперты оценили качество работы акиматов в 2013 году:    Личные и профессиональные качества акима   Способность к взаимодействию с центральными органами власти   Успехи в экономическом развитии региона   Реализация региональных социальных программ   Развитие малого бизнеса Поддержание политической стабильности, минимизация социальной и трудовой конфликтности   Фигурирование  региона в коррупционных скандалах Поддержание «обратной связи» с населением региона, уровень доверия населения   Транспарентное  взаимодействие с институтами общественного контроля Развитие потенциала региона  (транзитный потенциал, приграничное  сотрудничество, туризм и др.) Перспективы дальнейшего карьерного роста акима   Общий балл Восточно-Казахстанский областной акимат 5,73 5,47 5,04 4,92 4,56 5,08 -3,18 4,63 4,23 4,92 5,34 4,25 Акимат г. Астана 5,79 5,75 5,08 4,81 4,65 5,15 -3,96 4,77 3,91 5,26 5,42 4,24 Кызылординский областной акимат 5,71 5,53 4,65 4,09 4,11 4,77 -3,55 4,45 4,55 5,11 5,33 4,07 Мангистауский областной акимат 3,60 4,19 4,85 4,92 3,56 4,59 -3,67 3,97 3,95 4,98 4,72 3,61 Жамбылский областной акимат 4,12 4,31 4,95 4,11 3,88 4,11 -3,50 3,57 3,24 3,94 5,37 3,46 Карагандинский областной акимат 3,80 5,75 4,61 4,14 4,06 3,76 -3,64 3,95 3,41 3,82 4,33 3,45 Атырауский областной акимат 4,57 4,68 4,45 4,13 3,79 4,55 -4,71 3,61 3,43 3,82 4,44 3,34 Акимат г. Алматы 4,72 5,67 4,27 3,22 4,42 3,75 -4,25 3,11 2,96 4,24 4,53 3,33 Алматинский областной акимат 3,62 4,19 4,37 3,92 4,15 4,37 -3,37 3,76 3,19 3,56 4,49 3,30 Южно-Казахстанский областной акимат 3,79 4,55 4,24 3,35 4,21 4,24 -4,20 4,09 3,21 3,51 4,25 3,20 Акмолинский областной акимат 3,57 3,76 3,94 4,01 3,96 4,00 -3,40 3,68 3,15 4,35 3,39 3,13 Костанайский областной акимат 3,82 4,06 3,88 3,85 3,67 3,94 -3,28 3,80 3,28 3,63 3,38 3,09 Павлодарский областной акимат 4,00 4,04 3,84 3,62 3,47 3,95 -4,53 4,15 3,42 3,95 4,01 3,08 Западно-Казахстанский областной акимат 3,61 4,20 3,78 3,72 3,59 3,50 -3,05 3,50 3,39 3,79 3,53 3,05 Актюбинский областной акимат 3,81 4,30 4,16 3,88 3,63 3,47 -3,68 3,55 3,18 3,81 3,37 3,04 Северо-Казахстанский областной акимат 3,71 3,88 3,83 3,80 3,61 3,83 -3,24 3,70 3,13 3,17 3,94 3,03  Таким образом, согласно оценкам экспертов,сформировалась следующая пятеркалидеров:— Восточно-Казахстанская область (БердибекСапарбаев) – 4,25 балла.— г. Астана (Имангали Тасмагамбетов) – 4,24 балла.— Кызылординская область (Крымбек Кушербаев) – 4,07балла.— Мангистауская область (Алик Айдарбаев) – 3,61балла.— Жамбылская область (Канат Бозумбаев, КаримКокрекбаев) – 3,46 балла. По совокупности выбранныхкритериев лидером рейтинга регионального развитиястала Восточно-Казахстанская область. В числе наиболее резонансных событийпрошедшего года, связанных с развитием области – дискуссии о создании Банкаядерного топлива, а также развернувшееся обсуждение возможной площадки для строительствановой АЭС. Кроме того регион обеспечил запуск нескольких новыхвысокотехнологичных производств. Особой заслугой акима Бердибека Сапарбаеваможет считаться более оперативное решение социальных проблем, возникающих вмногочисленных моногородах области. В результате уровень социальнойнапряженности удается смягчать более качественно, нежели в других традиционныхиндустриальных зонах страны. Акимат Восточно-Казахстанской области сталлидирующим по такому важнейшему критерию как «развитие региональных социальныхпрограмм». Взаимодействуя с ведущими корпорациями региона Сапарбаев смогубедить их в нецелесообразности сокращения программ корпоративной социальнойответственности в 2013 году (в отличие от соседних Карагандинской иПавлодарской областей). Второе место в рейтингезанял акимат города Астаны. Имангали Тасмагамбетов запомнился в прошедшемгоду как один из ключевых региональных госменеджеров, лидирующий в большинстве«личных» номинаций («личные и профессиональные качества», «перспективностьакима», «способность к взаимодействию с центральными органами власти»). Однакоитоговый результат делает все-таки команда акимата в целом. И второе месторегиона – это сигнал Тасмагамбетову, что команду необходимо усилить,мотивировать на более слаженную работу. В прошедшем году к работе акимата былоприковано пристальное внимание – страна отмечала 15-летие Астаны. А потому всенедоработки рассматривались как сквозь увеличительное стекло. Астана сегоднястала городом контрастов: с одной стороны многочисленная бюрократия, с другой –тысячи внутренних и внешних мигрантов, занятых на сезонных работах, не имеющихпостоянных источников дохода. Особое внимание эксперты обратили на Совещание повопросам развития Астаны. Критику Президента вызвали вопросы системногоосвоения территорий города, возврата неиспользуемых, либо неэффективноиспользуемых земель. Кроме того, остается критичной ситуация с развитием малогопредпринимательства. По оценке самого акима около 80% сектора услуг в нишемалого бизнеса остается незанятым. Перед командой акима стоит задача превратитьАстану в город среднего достатка, город среднего класса. За счет проведения вгороде крупных международных мероприятий возможно повышать занятость населенияи окупаемость малого и среднего бизнеса. Так, например, во многих странахстолицы одновременно выступают центрами формирования туристических кластеров.Астане уже сейчас необходимо вступать в борьбу за туристические потоки,максимально используя шанс, предоставляемый проведением выставки ЭКСПО-2017. Неплохие результаты в 2013 годупоказала Кызылординская область. Назначение Крымбека Кушербаевасущественно повысило динамику работы региональных властей. В короткие срокипринята стратегия развития региона до 2020 года. В рамках стратегии проведенаоценка потенциала региона, намечены направления по диверсификации отраслей. Втоже время в ходе рабочей поездки по области Нурсултан Назарбаев обратилвнимание на недостаточный уровень развития малого бизнеса, ориентированного наобслуживание транспортных потоков на территории области. Создание транспортногокоридора «Западная Европа – Западный Китай» позволяет дать толчокмногочисленным малым и средним предприятиям: от ремонта дорог и гостиничногобизнеса, до формирования регионального туристического кластера. Достаточно успешным оказался 2013год для акимаМангистауской области Алика Айдарбаева. В условиях накаленнойсоциальной обстановки команда акимата взяла курс на обеспечение максимальнойтранспарентности принимаемых и реализуемых решений. В тоже время социальные проблемыЖанаозена, накапливавшиеся годами, не могут быть решены в сжатые сроки. В связис чем угроза возобновления социальных и трудовых конфликтов сохраняется.Экономика области нуждается в нетривиальных решениях по обеспечениюдиверсификации, отходу от доминирования добывающей отрасли. Необходимоотметить, что в регионе неплохо реализуются программы приграничногосотрудничества. Это было отмечено Президентом Назарбаевым на открытиижелезнодорожного перехода в Туркменистан. В перспективе эта магистраль свяжет западныеобласти Казахстана с портами на юге Ирана. Замыкает группу лидеровакимат Жамбылской области. Несмотря на позитивные оценки темпов развитияобласти Президентом, она продолжает оставаться регионом с трудной социальнойобстановкой. А потому новому акиму Кариму Кокрекбаеву придется приложитьсущественные усилия по сохранению достигнутых темпов социально-экономическогоразвития. Команде акимата необходимо в сжатые сроки решить проблему большойдоли самозанятого населения. Пока выбрана тактика поддержки малого бизнеса вграницах основных транспортных коридоров области. Среднююгруппу региональных акиматов сформировали:— Карагандинская область (Бауржан Абдишев) – 3,45балла.— Атырауская область (Бактыкожа Измухамбетов) –3,34 балла.— г. Алматы (Ахметжан Есимов) – 3,33 балла.— Алматинская область (Ансар Мусаханов) – 3,30балла.— Южно-Казахстанская область (Аскар Мырзахметов) –3,20 балла.— Акмолинская область (Косман Айтмухаметов) – 3,13. Карагандинскаяобласть несмотря на рост рисков, связанных с социальной обстановкой вмоногородах, продолжает сохранять импульс к развитию. Сложная ситуация начала2013 года, когда сразу два ключевых налогоплательщика региона заявили одвукратном сокращении программ корпоративной социальной ответственности,постепенно преодолевалась акиматом. Снижение отчислений было компенсировано всамом конце 2013 года принятием программы масштабной поддержки моногородовКарагандинской области от Министерства регионального развития. Аким областисмог обеспечить оперативное реагирование на возникающие трудовые конфликты,благодаря чему был предотвращен их выход в политическую плоскость. В итоге принеблагоприятных социальных и внешнеэкономических условиях (снижение мировых ценна металлы) по большинству критериев оценки Карагандинская область закрепиласьв качестве лидера «середнячков», что может рассматриваться в качестве неплохогорезультата для первого года работы Бауржана Абдишева. Однако в наступившем годуосновные налогоплательщики региона, в частности «АрселорМиттал Темиртау», вновьзаявляют о необходимости сокращения отчислений на социальные проекты, ивозможном сокращении рабочих мест. Сможет ли команда акимата и в этом годусправится с рисками роста социальной напряженности? Бактыкожа Измухамбетов в 2013году продолжал восстанавливать управляемость Атырауской области послемасштабных скандалов и коррупционных дел в отношении экс-акима БергеяРыскалиева. Измухамбетову пришлось существенно «зачистить» команду акимата отставленников прежнего акима, одновременно сохраняя баланс интересов местныхэлит. В тоже время ключевой проект региона – запуск добычи нефти на Кашаганеиз-за технических сбоев задерживается, несмотря на поручения Президента,сделанные во время рабочей поездки в область. Более того, дальнейшеепромедление с началом добычи нефти может нанести существенный удар поэкономическим перспективам страны в 2014 году, планам строительства четвертогонефтеперерабатывающего завода, уже озвученным в Послании Президента, а в итоге– и по имиджу центральных властей. Ключевоеположение Алматы накладывает особые обязательства на команду акимагорода. Однако акимат города не смог в 2013 году использовать все возможности,которые предоставляет крупнейший город страны. По большинству критериев оценкикачество работы городского акимата, по мнению экспертов, весьма посредственное.Алматы переживает серьезные инфраструктурные проблемы – ни развитие метро, нистроительство развязок и расширение улиц не справляются с ростом трафика.Городским властям необходимо искать еще более радикальные решения проблемтранспортной логистики. В 2013 году акиму Ахметжану Есимову не удалосьреализовать ряд уже анонсированных ключевых проектов – в первую очередьобеспечить ввод двух новых станций метрополитена. Также на протяжении всегогода сохранялась напряженность с рынками Южной столицы. В активе Есимова –лоббирование проекта горнолыжного курорта Кок Жайляу во время последнегорабочего визита Главы государства. В тоже время проект продолжает вызыватькритику ряда экологических организаций города. Экономическая обоснованностьпроекта также вызывает сомнения, поскольку предполагает существенное увеличениепотока туристов, которого в данный момент нет. Кроме того, создание новогогорнолыжного курорта с 20 тысячами новых рабочих мест без решения транспортнойпроблемы окончательно погрузит Алматы в бесконечную пробку, с учетоммультипликатора – до 100 тысяч постоянных рабочих мест. Акимат Алматинской области вушедшем году показал средние результаты. Аким Ансар Мусаханов сделал ставку наразвитие предприятий малого и среднего бизнеса в сфере переработкисельхозпродукции. Неплохую динамику показали транспортные проекты, реализуемыев регионе, и связанные с выходом на рынок Китая. В тоже время работа пореконструкции стратегической трассы Алматы – Усть-Каменогорск запаздывает. Достаточно прочные позиции всередине рейтинга занимаетакимат Южно-Казахстанской области. Аким АскарМырзахметов сделал ставку на высокие темпы развития малого бизнеса, что былоотмечено Президентом во время рабочей поездки по региону. Акимат предпринимаетусилия по диверсификации экономики региона, попытки созданиясельскохозяйственного и текстильного кластеров. В тоже время остается остройглавная проблема Южно-Казахстанской области – сохраняющийся высокий уровенькоррупции. Замыкает среднююгруппу акимат Акмолинской области. Несмотря на достаточно скромныйсобственный потенциал области аким Косман Айтмухаметов стремится в полномобъеме использовать возможности, предоставляемые близостью Астаны. В результатерегион стремится развивать те отрасли, которые ориентированы на обслуживаниепотребностей Астаны: от переработки сельхозпродукции до местного туристическогокластера. В тоже время, во время рабочей поездки по области Президентпотребовал еще большего ускорения работ по формированию «продовольственногопояса» вокруг Астаны. И, наконец, аутсайдеры рейтинга акиматов:— Костанайская область (Нуралы Садуакасов) – 3,09балла.— Павлодарская область (Ерлан Арын, КанатБозумбаев) – 3,08 балла.— Западно-Казахстанская область (Нурлан Ногаев) –3,05 балла.— Актюбинская область (Архимед Мухамбетов) – 3,04балла.— Северо-Казахстанская область (Самат Ескендиров) –3,03 балла. Отдельным блокомрегионов-аутсайдеров идут преимущественно сельскохозяйственные северные областистраны. Некоторый позитив в экономическом развитии северных регионов связан снеплохим урожаем зерновых в прошедшем году. Однако критику Президента вызвалонедостаточно эффективное использование земель частными собственниками, а такженизкие темпы роста производительности труда в сельском хозяйстве. Плохоработают акиматы и над решением проблемы монокультурной специализации всельском хозяйстве областей.Также в числе проблем северныхобластей страны – недостаточно высокие темпы развития приграничногосотрудничества, особенно с учетом возможностей Таможенного союза. Этот фактнеоднократно подчеркивался Президентом и во время встреч в рамках форумовприграничного сотрудничества и во время рабочих поездок по областям. В полном объеме эти проблемысвойственны Костанайской области. Кроме того, дополнительную критикуПрезидента вызвала неэффективная работа Нуралы Садуакасова по региональнойпрограмме ФИИР. Как отметил Глава государства, на территории области 14запущенных в рамках ГП ФИИР производств не работают. Для акимата Павлодарскойобласти 2013 год выдался непростым. Неблагоприятная конъюнктура на мировыхрынках цветных металлов побудила основных доноров региона в самом начале годасократить отчисления на программы корпоративной социальной ответственности.Сокращение финансовых возможностей негативно сказалось и на темпах реализацииГП ФИИР. Наконец, недооценка введения последних норм в кодекс этикигосслужащих, затрагивающих борьбу с коррупцией, привела к отставке ЕрланаАрына. Новый аким Павлодарской области Канат Бозумбаев, в рамках организацииработы акимата в 2014 году предпринял встречу с Александром Машкевичем. Однако,позиция «Евразийской группы» остается прежней – в текущих экономическихусловиях компания сворачивает поддержку местных властей. Таким образом, пока вактиве Каната Бозумбаева только положительные оценки Главы государства подинамике развития Жамбылской области, и целый пласт нерешенныхсоциально-экономических проблем от прежнего акима Павлодарской области. В Западно-Казахстанскойобласти акиму Нурлану Ногаеву не удалось наладить диалог сбизнес-сообществом. Ряд конфликтов с местными бизнесменами вышел в публичноепространство, в результате даже Президент Назарбаев вынужден был обратитьвнимание на недостаточную работу акимата по поддержке малого бизнеса. Крометого, в рамках рабочего визита Глава государства констатировал снижение темповразвития приграничного сотрудничества. Сохраняется сложная ситуация сразвитием Актюбинской области. Несмотря на высокий собственный потенциалобласти, работа команды акима вызывает нарекания. Область — одна из последнихпо критерию «поддержание политической стабильности». Особую озабоченностьвызывают сохранение угрозы со стороны радикальных экстремистских групп,сохраняющаяся разница в оплате труда отечественных и иностранных рабочих,пробуксовка программы импортозамещения. В плоскости «личных» критериев оценкиАрхимед Мухамбетов стал аутсайдером в номинации «перспективы карьерного ростаакима». Северо-Казахстанскаяобласть получила наименьшие совокупные оценки экспертов. Несмотря наусилия команды Самата Ескендирова, область стала аутсайдером по критерию«развитие потенциала региона». Опора только на сельскохозяйственную отрасль иперманентный кризис в обрабатывающей промышленности ограничивают возможностиакимата по ускорению регионального развития. Необходимость диверсификациирегиональной экономики упирается в ограниченные бюджетные возможности акимата. Общиевыводы Главный вывод из оценок экспертов– власти в регионах весьма однобоко понимают цели развития, рассматривая вкачестве главного критерия рост объемов строительства. Акимы увлеклисьстроительством и подчас генерируют заведомо неэффективные и затратные проекты.При этом текущее администрирование региональных программ остается на низкомуровне. И главное тому свидетельство – ставшая хронической проблеманедоосвоения бюджетных средств.Понимание этого факта побуждаетцентр предпринимать попытки усиления региональной политики, созданиякоординирующего органа. В качестве инструмента усиления можно рассматривать иназначение Болата Жамишева министром регионального развития. Он долженобеспечить усиление бюджетной дисциплины по линии центр – регионы. Кроме того,стала очевидна неэффективность совмещения Бауыржаном Сагинтаевым позиций первоговице-премьера и министра регионального развития. Нагрузка поста первоговице-премьера не позволяла ему эффективно заниматься региональнойпроблематикой. При этом относительно назначения Жамишева сохраняетсяопределенное беспокойство. Все-таки пост министра регионального развитияпредполагает определенный опыт работы на уровне акима области, которого уЖамишева нет. Наиболее рациональная версия из назначения на этот пост именноЖамишева – предполагаемое смещение акцентов в работе министерства на администрированиелишь финансовой составляющей программ регионального развития, с параллельнымусилением полномочий акиматов в остальных аспектах.В таком случае Жамишевпревращается в очередного «строгого ревизора» для акимов. К слову Президентнеоднократно в течение года давал поручения усилить контроль над исполнениемрегиональных бюджетов, исключив факты перераспределения средств.Вкачестве рекомендаций по активизации региональной политики можнопредложить:— Проведение аудита региональных программ развития.Необходимость оценки (а подчас даже и целесообразности) многих реализуемыхрегиональных программ назревала давно. При отсутствии контроля из центраакиматы генерировали заведомо нереализуемые коррупциоемкие проекты. Главнаязадача сейчас – провести ревизию и оставить только реалистичные проекты.— Усиление координации и обмена положительнымопытом между акиматами при реализации схожих социально-экономических проектовна базе Министерства регионального развития. Форсирование работы по выработкестратегий регионального развития.— Расширение экономической базы акиматов за счетревизии результатов работы социально-предпринимательских корпораций. Оценкацелесообразности сохранения СПК как субъектов хозяйственной деятельности.— Акиматам необходимо активизировать работу потрансформации региональных инвестфорумов в действенные площадки для привлеченияинвестиций. Акимы на таких форумах должны выступать в качестве своего рода«владельцев фирм», представляющих собственные проекты на суд инвесторов. Разныерегионы страны могли бы специализироваться на отдельных отраслях. Например,Костанайская область могла бы взять зерновую специализацию, обеспечитьпроведение инвестфорумов с международным участием по проблематике экспортазерна, строительства элеваторов, лизинга агротехники и т.п. Атырауская областьмогла бы замкнуть на себя проведение инвестфорумов по нефтедобывающей инефтехимической отраслям. Алматы – в сегменте туризма. Подобные форумы могли быиспользоваться акиматами для расширения инвестиционной активности черезмеханизмы частно-государственного партнерства и максимального развитияпотенциала региона.Такимобразом, несмотря на достаточно высокую динамику развития, достигнутуюотдельными областями, возможности для форсированного роста во многом остаютсянеиспользованными. Исследовательское агентство «Рейтинг.kz» намерено и дальшемониторить на регулярной основе региональных властей. Следующий отчет – порезультатам работы акиматов в первом квартале 2014 года, — будет представлен вапреле.  

Поделиться: