Россия, Москва

info@ia-centr.ru

Казахстан-2014: Образование и конфликт интересов.

05.02.2014

Автор:

Теги:

ГабдуалиевМереке Тлекович

кандидатюридических наук ВАК России,

ведущий научныйсотрудник

Центраобразовательного

законодательстваим. С. Зиманова

ЕвразийскогоНационального

Университета им.Л.Н. Гумилева

mereke_gabi@mail.ru

 

 

Президент Республики Казахстан Н.А.Назарбаев в Послании народу Казахстана «Казахстанский путь-2050: Единая цель, единыеинтересы, единое будущее» от 17 января 2014 года обозначил конкретныезадачи, от решение которых во многом зависит развитие образования и науки внашей стране.

Очевидно, что без конкурентоспособной системыобразования и науки невозможно вхождение Казахстана в число 30 самых развитых странмира.

Нужно отдать должное смелоститринадцатому по счету министру образования и науки Казахстана А. Саринжипову,который публично озвучивает проблемы, доставшиеся ему от предыдущих министров[1].   

Как известно, дела в министерствеобразования и науки Республики Казахстан в последние годы напоминают «раскаленныйуголь», который в спешном порядке передает из рук в руки один министр вновьназначенному министру. А последний, в свою очередь, должен решить, что с нимделать. И выбросить нельзя, и руки жжет.

Несвоевременное решение или затягиваниепроблем в указанной сфере потенциально может способствовать нарастаниюсоциальных форм протеста (начиная от возмущенных родителей в связи с дефицитомсвободных мест в дошкольных учреждениях, продолжая системными проблемами вэффективной организации  труда педагогови преподавателей, выпускниками учебных заведений, имеющих проблемы струдоустройством, заканчивая казахстанскими учеными с зарубежными дипломами,которые не могут получить подтверждения своих научных квалификаций натерритории Казахстана из-за несовершенства законодательства и высокого факторакоррупциогенности подзаконных нормативных правовых актов).

Таким образом, сегодня перед министром А.Саринжиповым стоит ряд задач, от решения которых зависит развитие общества игосударства. В одном из своих интервью депутатЕ.Дошаев справедливо отметил, что «за последние двадцать лет в стране были инициированыцелый ряд реформ. Однако многие из них так и не достигли своего результата, непозволив отрасли выйти на уровень передовых стран мира»[2].

1. В свое время при министре г-не Ж.Кулекееве началась реализация кредитной системы образования, связанная спереходом на бакалавриат и магистратуру. Как известно, кредитная системаобучения, которая сложилась в западных вузах, предполагает, что одну дисциплину«обслуживают» три преподавателя с соответствующим разделением труда: проведениелекций, практических занятий, разработка учебных программ, контроль закачеством полученных знаний. Соответственно, данная реформа вызваланеобходимость повышения финансовых затрат на свою реализацию. Компенсация этихзатрат за счет повышения стоимости обучения привело к возмущению студентов и, вконечном итоге, к отставке министра.     

Так РеспубликаКазахстан получила западную кредитную систему обучения с казахстанским содержанием,когда на одного преподавателя возложили огромный объем полномочий, в том числес обязательной разработкой учебных, учебно-методических, рабочих и другихпрограмм. Эти документы в совокупности превышают объем более 100 страниц.

Для сравнения, методичкапо административному праву, разработанная профессором МГУ в 1985 году,состоящая из двух листов формата А4, сложенных пополам, позволяла студентупонять систему и содержание целого фундаментального курса по данной дисциплине.   

 

2. При других министрах была реализованаидея оптимизации вузов, котораяизначально преследовала довольно безобидную цель. Это объединение небольшихдвух-трех вузов в одно крупное высшее учебное заведение, что должно былопривести к усилению кадрового профессорско-преподавательского состава,увеличению материальной базы, экономии финансовых средств. К сожалению,психология некоторых учредителей вузов, свела изначальную идею оптимизациивузов к корректировке ведения их бизнеса по зарабатыванию денег на образовании.Оптимизация вузов была понята очень узко – как сокращение именно количествавузов. Качеству образования такая оптимизация не способствовала[3].

Как видим, при математике, экс-министре Жумагуловедревнее изречение «Цифра - все, остальное - ничто» взяло вверх. К слову,необходимо еще добавить, что период, когда господин Жумагулов возглавлялминистерство образования, нам запомнился чередой коррупционных скандалов,начиная от вопросов подтверждения ученых степеней, заканчивая расхищениембюджетных средств, выделенных на развитие науки. 

 

3. В «наследство» отпрежних министров нам досталась новая система подготовки научных кадров PhD. Какизвестно, ПрезидентРеспублики Казахстан Н.А. Назарбаев в Послании народу Казахстана «Построимбудущее вместе !» 28 января 2011 года дал свою оценку науке Казахстана, сказав,что «200 научных советов штампуют кандидатов и докторов наук. В науку идет 1 из 60 кандидатов наук и 1 из 37 докторов наук. С этого года прекращаетсяработа этих советов»[4].

Под «занавес» закрытиятрадиционной системы подготовки научных кадров в стране стали «ускоренно»защищаться диссертации. Фрагментарность некоторых таких работ вызывает обиду занауку страны. Соискатели, которые не успели защитить свои диссертации вКазахстане, реализовали свое право в зарубежных научных советах.

Однако, ученым, которые освоили зарубежные программы обученияи защитили диссертации за рубежом в форме соискательства либо заочнойаспирантуры (докторантуры), отказывается в подтверждении их ученых степеней натерритории Казахстана. Таковы новые правила.

 В сложившейся ситуации возникает вопрос о том,как собирается государство реализовывать задачи по индустриально-инновационномуразвитию страны ? Например, если какое-либо научное учреждение привлечет наработу доктора физико-математических наук, специалиста по атомной физике, тоМинистерство образования и науки будет требовать от него подтверждения очногообучения ?

Убежден, что подобные вопросы можно решить путемзаконодательного закрепления права научного или высшего учебного заведениясамому признавать квалификацию зарубежного ученого.

 

4. Самым серьезнымвопросом на пути развития образования и науки в нашей стране является, то, чторяд учредителей учебных заведений желают извлечь максимум выгоды от даннойсферы, не заботясь о качестве образования.

В соответствии ЗакономРеспублики Казахстан от 6 января 2012 года № 527-IV «О национальнойбезопасности Республики Казахстан», снижение уровня и качества здравоохранения, образованияи интеллектуального потенциала страны названы в числе основных угроз национальнойбезопасности (подпункт 4) пункта 1 статьи 6)[5].

Например, в СМИпоявилась информация о том, что в здании государственного учебного заведениярасположено частное учебное заведение, которое готовит кадры по аналогичнойспециальности[6].

Предлагаем законодательно закрепить в законе норму отом, что лица либо их близкие родственники, являющиеся учредителями частныхучебных заведений, не вправе занимать должности руководителей государственныхучебных заведений. Это будет способствовать исключениюконфликта интересов. В настоящее время наблюдается тенденция, когда ректорагосударственных вузов либо их супруги одновременно являются учредителямичастных вузов. В таких условиях невозможна конкуренция вузов в регионах, гдеодин вуз государственный, а другой – частный.

 

5. В СМИнеоднократно говорилось, что «за многими частными вузами стоят владельцы, которыеобладают соответствующим капиталом и огромными связями»[7].Возникает вопрос, соблюдают ли такие вузы качество образования, правдоподобныли кадровые потенциалы частных вузов, предоставленные в МОН при получениигосударственной лицензии. Не выполняют ли всю работу за профессоров рядовыепреподаватели, а доктора наук почивают где-нибудь в Астане или Алматы, получаяежемесячно «заработную плату» ?

Для некоторыхнедобросовестных учредителей  вузов хотелосьбы напомнить, что деяния, связанные с предоставлением ложной информации окадровом потенциале в уполномоченный орган при получении государственнойлицензии и извлечение на этом основании прибыли в особо крупном размере, содержитв себе признаки мошенничества, совершенного группой лиц по предварительномусговору. И если такие факты имеют место быть, то установить их очень легкопутем проведения бесед со студентами, фотографированием реального расписания,определением места нахождения основной работы преподавателей, информации оперемещении по стране и т.д. 

 

В завершение настоящей публикациихотелось отметить, что ошибки в реформировании системы образования и наукимогут отбросить страну на десятилетия назад с клеймом «вечного продавца»природных ресурсов.

Убежден, что от проводимых реформгосударство и общество должны получить эффект в виде научных открытий идостижений, улучшения качества жизни граждан.

Глава государства Н.А. Назарабаев,обращаясь к молодежи отметил, что Стратегия 2050 – для молодежи:

«Вам участвовать в ее реализации и вампожинать плоды ее успеха. Включайтесь в работу, каждый на своем рабочем месте.Не будьте равнодушными. Создавайте судьбу страны вместе со всем народом!».

 

 

 

     

 

 



[1] См.напр.:http://www.zakon.kz/4600193-a.sarinzhipov-neobkhodimo.html

[2] Высшаяшкола нуждается в реформах //http://www.zakon.kz/4550150-vysshaja-shkola-nuzhdaetsja-v-reformakh.html

[3] См.подр.: Габдуалиев М.Т. ПолнаяоPhDизация науки и образования в Казахстане //http://www.ia-centr.ru/expert/15633/

[4] Н.А. Назарбаев. Послание народуКазахстана от 28 января 2011 года «Построим будущее вместе !» //www.akorda.kz 

[5] Закон Республики Казахстан от 6января 2012 года № 527-IV «О национальной безопасности Республики Казахстан» //www.adilet.zan.kz

[6] Сразудва юридических колледжа в одном здании работают в Талдыкоргане//http://www.zakon.kz/4600715-srazu-dva-juridicheskikh-kolledzha-v.html

[7]http://www.zakon.kz/4550150-vysshaja-shkola-nuzhdaetsja-v-reformakh.html


Теги: 

Текст сообщения*
Загрузить файл или картинкуПеретащить с помощью Drag'n'drop
Перетащите файлы
Ничего не найдено
Отправить Отменить
Защита от автоматических сообщений
Загрузить изображение