Чем китайских инвесторов привлекает Крым? (I)

Дата:
Автор: ИАЦ МГУ
Внимание общественности к этому проекту не случайно. Дело в том, что предварительный выбор места строительства порт-хаба – район с. Фрунзе Сакского района на западном побережье Крыма – не обладает соответствующей инфраструктурой. Проект предполагает существенное углубление (до 25 м) озера Богайлы, после чего оно совершенно потеряет свои рекреационные свойства. Многочисленные протесты экологов заставили крымское правительство пообещать крымчанам проведение всесторонней экспертизы.Ученые Крымской академии наук и ассоциации «Экология и мир» в декабре 2013 обратились с открытым письмом к крымскому премьеру, в котором предложили свой вариант местоположения глубоководного порта – Керченский полуостров на базе озера Тобечик.
Чем китайских инвесторов привлекает Крым? (I)
Виктор АФАНАСЬЕВ |Декабрьскийвизит В. Януковича в Пекин прошел почти незаметно на фоне «майданных» выступлений. А вот перспектива реализации подписанного в Китае меморандума, по которому на полуострове планируется построить глубоководный порт-хаб для перевалки грузов в больших объёмах, до сих продолжает будоражить крымчан.Вниманиеобщественности к этому проекту не случайно. Дело в том, что предварительный выбор места строительства порт-хаба – район с. Фрунзе Сакского района на западном побережье Крыма – не обладаетсоответствующей инфраструктурой. Проект предполагает существенное углубление (до 25 м) озера Богайлы, после чего оно совершенно потеряет свои рекреационные свойства. Многочисленные протесты экологов заставили крымское правительство пообещать крымчанам проведение всесторонней экспертизы.УченыеКрымской академии наук и ассоциации «Экология и мир» в декабре 2013 обратились с открытым письмом к крымскому премьеру, в котором предложилисвой вариант местоположения глубоководного порта – Керченский полуостров на базе озера Тобечик.Эталокализация заставляет вспомнить о двустороннем российско-украинском соглашении о строительстве мостового перехода через Керченский пролив.Действительно, в своей аргументации экологи используют довод наличия необходимой инфраструктуры. «Сегоднятам пересечение транспортных путей и экономических интересов в связи с возрождением Великого шелкового пути из Азии в Европу, строительством подземного или мостового перехода через Керченский пролив. В Керченском предпроливье идет перевалка грузов «с борта на борт» не заходя в порты, что представляет постоянную экологическую угрозу для экосистемы Керченского пролива и Черноморского бассейна. Упорядочить эту стихию можно только через создание современного международного морского порта, выгодного и для китайского инвестора, и для Крыма, и Украины, и, возможно, России».Характерныевременные совпадения (и меморандум о строительстве порта-хаба, и соглашение о совместных действиях по организации строительства транспортного перехода через Керченский пролив подписаны в декабре 2013)дали некоторым авторам «пищу» для заявлений о том, что активизация российско-украинского взаимодействия по сооружению мостового перехода не случайна. «Китайхочет хеджировать риски по поставке энергоносителей и увеличить объёмы поставок. Чьи же это будут газ и нефть? Ответ очень прост, если вспомнить об объявленном в Москве строительстве мостового перехода черезКерченский пролив. Под которым элементарно можно пустить и газо- и нефтепровод», да ещё «кинуть ответвление от российской части «Южного потока» через Керчь в Крым – достаточно просто (это рядом)».«Элементарность»этого посыла (Россия якобы заинтересована в совместном с Китаем использовании крымского порта-хаба для транспортировки российского газа вПоднебесную) не выдерживает никакой критики.Еслипроанализировать геоэкономическую выгоду такого пути транспортировки, то она не оправдывает колоссальных инвестиций в 30 млрд. долларов, предусмотренных на строительство порта и комплекса предприятий возле него. Два возможных варианта доставки сжиженного российского газа в Китай достаточно длительны и затратны. Первый предполагает проход супертанкеров через Босфор и Гибралтар с огибанием Африканского континента. В результате конечный потребитель несет значительные временные и финансовые издержки, а «голубое топливо», доставленное по такому маршруту, серьёзно вырастает в цене. Второй морской путь через Босфор и Дарданеллы и Суэцкий канал представляется рискованным и небезопасным из-за активности в районе Африканского Рога сомалийских пиратов.ВРоссии не рассматривают путь транспортировки газа с использованием гипотетического крымского порта-хаба. «Газпром» для транспортировки «голубого топлива» в Китай планируетиспользовать трубопровод Сахалин-Хабаровск-Владивосток. Он строился дляснабжения Дальнего Востока — его мощность составляет до 30 миллиардов кубометров. Регион потребляет не более пяти миллиардов кубометров, что делает возможным увеличение нагрузки на газопровод.Дляобеспечения поставок в Китай на 30-летний период (срок действия контракта) «Газпром» планирует построить трубопровод «Сила Сибири», который свяжет месторождения в Якутии с газопроводом Хабаровск-Владивосток. Запуск «Силы Сибири» запланирован на 2017 год. Доэтого времени Россия может использовать Северный морской путь для транспортировки сжиженного газа.Вчастности, «Газпром» имеет опыт сотрудничества с ОАО «Совкомфлот» с использованием танкеров-газовозов ледового класса. В 2012 году танкер «Совкомфлота» SCF Amur впервые перевез нефтепродукты ОАО «Газпром нефть» по новому маршруту в северных широтах, доставив груз за рекордно короткий срок – 7 суток.Важноотметить, что именно здесь сотрудничество Украины с Россией может выйтина весьма выгодный для официального Киева уровень. В частности, в ходе встречи 17 декабря в Москве был подписан Меморандум о намерениях по активизации сотрудничества в сфере судостроения между Министерством промышленности и торговли Российской Федерации и Министерством промышленной политики Украины. По словам вице-премьера Юрия Бойко, речь идет о строительстве судов-газовозов для разработки арктического шельфа на предварительную общую сумму 4 млрд. долл. в период до 2020 года.Подобноесотрудничество станет спасением для кораблестроительной отрасли Украины. И это не просто желание «подсесть» на российские заказы. По мнению президента ассоциации "Укрсудпром" Виктора Лисицкого, Москве интересна не просто кооперация, а системное долгосрочноеиспользование мощностей в Украине. Отечественные судоверфи обладают во многом уникальными возможностями, но ими надо грамотно пользоваться и привлекать долгосрочные инвестиции. Россия в этой связи выступает надежным партнером, который стремится создать сложную технологическую цепочку, которая позволит загрузить заказами комплекс предприятий Украины и стран ТС.Возвращаяськ идее строительства порта-хаба в Крыму, отметим, что за возможными инвестициями в этот проект стоит китайский бизнесмен Ван Цзин.По информации американского канала FoxNews, строительство портов — лишьпервая фаза инвестиционного проекта, вторая, оцененная в семь миллиардов долларов, включает строительство нефтеперерабатывающего завода, завода по производству сжиженного природного газа, аэропорта и верфи.Вукраинских СМИ озвучивалась иная стоимость первой фазы реализации проекта – 3 млрд. долларов. Кроме того, А. Мазюк, гендиректор компании "Киевгидроинвест", подписавшей меморандум о строительстве порта в Крыму скитайской BICIM, особо подчеркивает то, что по проекту рядом с портом будет построено зернохранилище на 20 млн. тонн.Означаетли это, что украинские компаньоны проекта хотят успокоить крымчан тем, что легковоспламеняющиеся газ и нефть не будут транспортироваться через порт-хаб, или позиции украинской и китайской стороны еще не согласованы иавторы проекта окончательно не представляют, какие именно грузы будут проходить через глубоководный порт?Побольшому счёту, если с Китаем достигнуты такие договоренности, то этот проект носит не столько экономический, сколько геополитический характер.Просчитаны ли в данном случае риски для Украины?(Окончание следует)

Поделиться: