Сотрудничество России и Казахстана в производственной сфере

Дата:
Автор: ИАЦ МГУ
Для России и Казахстана приоритетным направлением развития экономики является модернизация национальной промышленности и инновационного развития. Создание единого экономического пространства трех стран, а в перспективе и Евразийского экономического союза способствует переходу в двусторонних экономических отношениях от концентрации в топливно-сырьевом секторе к развитию совместных предприятий в производственной сфере.
Сотрудничество России и Казахстана в производственной  сфере
Для России иКазахстана приоритетным  направлениемразвития экономики является модернизация  национальнойпромышленности  и  инновационного развития. Создание  единого экономического пространства трех  стран, а в перспективе иЕвразийского экономического союза способствует переходу  в двустороннихэкономических отношениях от  концентрациив топливно-сырьевом секторе к развитию совместных предприятий в производственной  сфере. О чем с высокой  трибуны форума приграничного сотрудничества в Екатеринбурге в ноябре 2013 г. говорили президенты России и Казахстана. В нашихстранах постепенно создаются  возможностидиверсификации национальных экономик и их перехода от сырьевой к производственноймодели.С 2010 г. руководствоКазахстана активизировало политику диверсификации экономики. Началадействовать  пятилетняя государственнаяПрограмма форсированного индустриально-инновационного развития (ПФИИР),нацеленная на значительное усиление обрабатывающей промышленности и увеличениепроизводительности труда в ней в полтора раза. В частности, в машиностроениипредполагается сделать акцент на импортозамещающих производствах. Сегодняимпорт машиностроительной продукции в Казахстан достигает 15 млрд долл. в год(свыше 40% суммарного импорта республики) при собственном производстве порядка1 млрд долл.[1]Успех подобных проектов будет зависеть от того, удастся ли продвинутьказахстанскую промышленность на внешние рынки, и, прежде всего, конечно, в рамкахТС. Руководство Казахстана  рассматриваетвступление в него  как  стратегический шаг в рамках политикидиверсификации экономики за счет развития обрабатывающей промышленности. Россия такжезаинтересована в  развитии промышленныхкооперационных  связей с Казахстаном.Причин  этому несколько. Во-первых,Россия, как и  Казахстан нацелена  на модернизацию  национальнойпромышленности  и с выходом на  инновационное развитие. Во-вторых, страны строят  единое  экономическое пространство, которое  предполагает не только  свободное передвижение товаров и  услуг, но и  свободное передвижениекапиталов и рабочей силы, а также координацию макроэкономической политики. Все это упрощает  их производственное  взаимодействие и создание новых  совместных производств. В-третьих,  у двух  стран  уже есть   достаточно  крепкие  производственные  связи, особеннов сопредельных  регионах, которые  могут стать основой для дальнейшего  расширения  и углубления производственноговзаимодействия. Рассмотрим современноесостояние  российско-казахстанских   производственных  связей.Аэрокосмическаяотрасль  и  авиастроение. Россия крайне заинтересована в сохранении контроля над космодромом«Байконур» в Казахстане, который обеспечивает почти 100% запусков российскихспутников телевещания, 90% запусков по программам международногосотрудничества, запуск большинства спутников ретрансляции, связи и навигации[2].Заинтересован в деятельности космодрома и Казахстан, который обеспечиваетучастие страны в мировом клубе космических держав, и создает возможность длясовместного участия в развитии космической отрасли в Казахстане. Эксплуатациякосмодрома  обходится в среднем  5 млрд руб. в год, что составляет  4,2% общего бюджета Роскосмоса на 2012 г.[3]Также ежегодно  из федерального бюджетаРоссии в бюджет города Байконур безвозмездно переводятся денежные  средства в размере 1,16 млрд руб.[4]C 2004 г. ведется совместная работа по созданию современногоракетно-космического комплекса «Байтерек» на базе  космодрома «Байконур». Комплекс   предназначен для  выполнения коммерческих космических программ и проектов и национальных проектов РК.[5] Российскийгосударственный космический научно-производственный центр имени М.В. Хруничеваразрабатывает космическую систему связи «KazSat» в интересах развития системтелевизионного вещания и фиксированной спутниковой связи Республики Казахстан[6].Контракт предусматривает создание наземной инфраструктуры для управления иконтроля в полете космического аппарата, а также обучение и подготовкунациональных кадров. Сегодня на орбиту выведены два спутника «KazSat».[7]В мае 2008 г.  подписаны  межправительственные  соглашения о совместной работе  по проекту Глобальной системы  спутниковой навигации (ГЛОНАСС). С июня 2010 г. началась практическая  реализацияназемной  части этого проекта. В 2011г.  установлено 10 станций, в  2012 г. – 30 станций, охватывающих  всю территорию Казахстана. Госинвестицииреспублики в проект  составили 8,3 млндолл .[8]В конце  2013 г. с космодрома "Ясный" в России будет запущен первыйказахстанский спутник дистанционного зондирования земли (ДЗЗ). Реализацияпроекта позволит решить следующие задачи: предупреждение, мониторинг и оценкапоследствий ЧС, разведка и добыча полезных ископаемых, экологическиймониторинг, картографирование, учет, планирование и контрольземле-лесопользования, мониторинг состояния сельхозугодий, оборона ибезопасность, мониторинг лесных и степных пожаров.[9]СотрудничествоРоссии и Республики Казахстан в области эксплуатации российской вертолетнойтехники успешно развивается уже в течение нескольких лет. Холдинг"Вертолеты России" в октябре 2013 г. поставил Министерству внутреннихдел Республики Казахстан вертолет Ми-171Е[10],построенный на производственной площадке холдинга - Улан-Удэнском авиационномзаводе (У-УАЗ). Согласно контракту пилоты и технические специалисты заказчикапроходят обучение в учебном центре "Вертолетов России" в Улан-Удэ.МВД Казахстана планирует в дальнейшем увеличивать парк вертолетов российскогопроизводства.[11]Вертолеты Ми-171Е[12]активно используются также Министерством по чрезвычайным ситуациям РеспубликиКазахстан.  Казахско-российскоесовместное предприятие "Як АЛАКОН"[13]во второй половине текущего десятилетия планирует предложить на мировомавиарынке две модификации легкого многоцелевого самолета Як-58[14],производство которого планируется развернуть в Казахстане. Кроме того,проводится проектирование и удлиненной версии самолета на восемь мест. Попроведенным маркетинговым исследования, этот сегмент самолетов  самый востребованный в Казахстане и России.[15]Атомная энергетикаСерьезный интерес дляРоссии представляет развитие сотрудничества в атомной энергетике. Она располагает крупнымимощностями и технологиями по переработке урановой руды, но не имеет достаточныхразведанных  запасов и складских запасовэтой руды. Государственный холдинг «Атомэнергопром», в котором консолидированы государственныеактивы в атомной отрасли, нацелен планирует замену в течение 20 лет (с 2007 г.) оборудования во всехдействующих в стране АЭС и существенное расширение зарубежной деятельности.Решение этих задач требует углубления сотрудничества со Казахстаном, который занимает второе место в мире после Австралиипо запасам урана (19% от мировых запасов илиоколо 1690 тыс. т). Особенностьюказахстанской атомной промышленности являетсято, что в стране действует только часть переделов ядерно-топливногоцикла - добыча природного урана, аффинаж(первичная очистка) и производство топливных таблеток. Остальные звенья производственной цепочки выполняются в России. В этих условиях целями долгосрочной политики Казахстанаявляется, как сотрудничество с РФ.Первый шаг кпроизводственной кооперации России и Казахстана в атомнойотрасли были сделаны в июле 1998 г.  с подписанием Соглашения об интеграции предприятий ядерно-топливногоцикла, предусматривающее участие российской компании «ТВЭЛ» в уставном капитале Ульбинского металлургического завода в Усть-Каменогорске.На этом предприятии было налажено производство урановых таблеток для использования в реакторах на заводе подНовосибирском.В июле 2006 г. была принятаПрограмма стратегического партнерстваРоссии и Казахстана в областииспользования атомной энергии в мирных целях. Она предусматриваетсотрудничество в области производстваядерного топлива и атомной энергетики,развитие транспортной инфраструктуры поставокурановой продукции на мировой рынок, совершенствованиенормативно-правовой базы в этой сфере, а также сотрудничество внаучно-технической сфере и в подготовке кадров для атомной отрасли.Воктябре 2006 г. в Уральске было достигнуто соглашение о подключении Казахстанак реализации российской инициативы посозданию под контролем МАГАТЭ на территории России международного центра по предоставлению услуг ядерного топливного цикла, включая обогащениеурана. В том же месяце в Москве были подписаны учредительные документытрех совместных российско-казахстанских предприятий в области мирного использования атомной энергии, а в мае 2007 г. -  Соглашениео создании Международного центра пообогащению урана в Ангарске[16].Врамках программы стратегического сотрудничествав области производства ядерного топлива созданы СП Буденовское для разработки одноименного месторождения на юге Казахстанаи СП Заречное с целью добычи природного урана для обеспечения топливомроссийских реакторов. Обогащение урана, добываемого на российско-казахстанском СП Заречное, производиться на специально выделенной площадке Ангарского электролизного химическогокомбината (АЭХК).5 июля 2010 г. были подписаны совместное заявление и меморандум об интеграции и сотрудничестве  в области использования мирного атома  между ГК по атомной энергетике «Росатом» иНАК «Кахатомпром». Данный меморандум предполагает  создание СП по продаже потребителям  природного и низкообогащенного  урана, а также  вхождение «Казатомпрома» в капитал Уральскогоэлектрохимического комбината» на базе которого будет  действовать российско-казахстанский центр пообогащению  урана.АвтомобилестроениеВ Казахстане создан ряд автосборочных производств с участие российскихавтопроизводителей. В частности, активно расширяет свое присутствие  в стране ОАО «КамАЗ», которое создало сказахским производственным объединением «Коекше» акционерное предприятие длясборки автобусов «Нефаз» мощностью 1 тыс. машин в год. Другое СП «Тыныс» ужевыпускает автобусы данной марки. В республике создано совместное предприятие«КамАЗ-инжиниринг» для производства автобусной и прицепной техники, а такжеавтобусных автосалонов. В 2012 г. наказахстанском рынке было продано свыше 2,8 тыс. "КАМАЗов". Долялидера российского производителя грузовиков на рынке новых автомобилей GVWгрузоподъемностью свыше 16 т составила 34%. "КАМАЗы" покупаютпредприятия аграрного сектора, нефтегазовой отрасли, коммунального хозяйства исиловые структуры Казахстана.[17]В ноябре 2011г. в Усть-Каменогорске подписан меморандум о стратегическом партнерстве  между ОАО «АВТОВАЗ», АО «АЗАЯ АВТО» т АО «НК«СПК «EPTIC» по созданию на территории Восточно-Казахстанской областиавтопромышленного кластера. Соглашение о сотрудничестве по созданию совместногопредприятия "АЗИЯ АВТО Казахстан" было заключено 9 октября 2012 г. Документпредусматривает создание в республике автопроизводства полного цикла по выпуску до 120 тыс автомобилей в год.Общий объем инвестиций в проект - порядка 400 млн долл. Инвестиции в созданиепервой очереди (60 тыс автомобилей в год) оцениваются в 233 млн долл. В августе2013 г. АВТОВАЗ как технологический партнер проекта, стал владельцем пакетаакций АО "АЗИЯ АВТО Казахстан" - 25% плюс 1 акция за счетпредоставления нематериальных активов.  Рыночная доляLada на рынке Казахстана по итогам 7 месяцев 2013 г. достигла 38%. Жителиреспублики с начала года купили 29,6 тыс автомобилей Lada (+79% к уровнюянваря-июля 2012 г.).  [18]Группа"ГАЗ", входящая в бизнес-группу "Базовый элемент", иказахский автопроизводитель "СемАЗ" открыли в Семее предприятие поконтрактной сборке грузовых автомобилей "Урал", рассчитаное напроизводство порядка 400 автомобилей в год из машинокомплектов, поставляемых савтозавода "Урал".  Напервоначальном этапе проект предусматривает сборку полноприводных бортовыхавтомобилей "Урал-4320-0111-41", а также шасси"Урал-4320-1912-41". В дальнейшем номенклатура собираемых автомобилейбудет расширена: на базе шасси "Урал" планируется также выпускспецтехники (самосвалов, бензовозов, вахтовых автомобилей и др.). Выпускаемыесовместно с СемАЗом автомобили "Урал" предназначены, в частности, дляпродаж силовым структурам Казахстана и для поставок на рынок республики. [19]Сегодня вреспублику поставляется около 60% техники завода "Урал", реализуемойв странах СНГ. Дилерская сеть ГАЗа здесь охватывает 13 крупнейших городовстраны. В 2012 г. в Казахстане продано 6,03 тыс. легких коммерческих исреднетоннажных автомобилей "ГАЗ" (+33%), а за 5 месяцев 2013 г. годапродажи выросли на 25%.[20]На выставке"Атырау Нефть и Газ" в апреле 2013 г. казахстанских нефтяников  заинтересовал 25-тонный автокран на шасси"Урал-4320" - "Челябинец КС-45721"[21]грузоподъемностью 25 т  и промысловаяпаровая передвижная многофункциональная установка на шасси"Урал-5557-40", являющаяся автономной котельной для выработки пара вполевых условиях.[22]  В салонах сервисно-сбытовой сети Группы"ГАЗ" в Казахстане в июне 2013 г. начались продажи последнегопоколения "Газели Некст".   Казахстанский автопроизводитель АО"АгромашХолдинг"  (Костанай)также намерен вывести на российский рынок в 2014 г. пикап SsangYong Nomad[23].По словам президента компании А. Лаврентьева, к 2017 г. производительпланирует выпустить 75 тыс "Номадов", 70% которых отправятся наэкспорт. Решение о выходе на российский рынок было принято компанией в связи стем, что Казахстан получил квоту на поставку 300 тыс. автомобилей на территориюстран-участниц ТС.[24]СельхозмашиностроениеКазахстан является одним из наиболеекрупных зарубежных партнеров "Ростсельмаша" (Ростов-на-Дону). Долякомбайнов "Ростсельмаша" в парке зерноуборочной техники странысоставляет 42%. В уборочной кампании 2012 г. учувствовало более 20000 единицкомбайнов "Ростсельмаш".[25]За последние 12 лет компания поставилаклиентам республики около 6 тыс зерноуборочных, кормоуборочных комбайнов исамоходных косилок. В республике открыто представительствокомпании, организовано сборочное производство комбайнов Vector и Acros,работают дилерская и сервисная сети, разрабатываются и предлагаются финансовыесхемы покупки техники.Согласно контракту, подписанному в ноябре2012 г. "Ростсельмаш"  поставилв Казахстан партию из 200 машинокомплектов на 20 млн долл. зерноуборочногокомбайна Vector 410KZ для сборки на базе ТОО "Комбайновый завод "Вектор"(Кокшетау, Акмолинская область). Проект осуществлен при финансовой поддержкеРоссельхозбанка.По оценке "Ростсельмаша", этикомбайны в полной мере обеспечат аграриев Казахстана техникой и даст ростзанятости местного населения в производстве комбайнов.[26]В апреле 2013г.  в Астане подписанроссийско-казахстанский[27]Меморандум о сотрудничестве по организации в Петропавловске производствасельскохозяйственной техники[28]для стран Таможенного союза и Центральной Азии. Новое предприятие позволитвыпускать свыше 2 тыс. комбайнов и тракторов различной модификации.  По словампредседателя правления АО НК "Казахстан инжиниринг" Б. Смагулова,объем инвестиций составит порядка 30 млн долл., будет образовано не менее 500рабочих мест, объем локализации составит порядка 60%, на экспорт будет уходить20-30% продукции.[29]"Этотпроект является примером продуктивного взаимодействия стран-участницТаможенного союза, производителей техники и объединений машиностроителей,учитывающего не только реальную ситуацию в экономике и аграрном секторе нашихгосударств, тенденции и перспективы развития рынков, но и глобальные вызовы, накоторые мы должны отвечать консолидировано, - отметила заместитель председателяКомитета по тракторному, сельскохозяйственному, лесозаготовительному, коммунальномуи дорожно-строительному машиностроению Союза машиностроителей России,вице-президент концерна "Тракторные заводы" Н. Партасова.[30]Концерн"Тракторные заводы" также подписал меморандум, согласно которому холдинг в рамках реализациипрограммы форсированного индустриально-инновационного развития приступит кстроительству еще одного завода в Петропавловске. По словам генеральногодиректора ООО "ЧЕТРА-Восток" М.Караджаева в Казахстане будет непросто отверточная сборка, а полноценное производство модернизированныхкомбайнов. В перспективе намечен выпуск также колесных тракторов и рядаспециализированных коммунальных машин. ООО"ЧЕТРА-Восток" поставляет в Республику Казахстан комбайны, гусеничныеи колесные сельхозтракторы, тяжелые бульдозеры и трубоукладчики"ЧЕТРА", мини-погрузчики с бортовым поворотом "ЧЕТРА МКСМ".Техника Концерна "Тракторные заводы" эксплуатируются на таких крупныхпредприятиях Казахстана как АО "НГСК "КазСтройСервис",Корпорация "Казахмыс", АО "НК "КазМунайГаз", АО"Транснациональная компания Казхром", АО "АлюминийКазахстана" и др.[31]СудостроениеКорабелы Астраханскойобласти в значительной степени ориентирована на заказы, поступающие отработающих в Казахстане компаний. Они уже выполнили ряд заказов международныхнефтяных компаний (Аджип ККО), действующих на казахстанском шельфе Каспийскогоморя; буровую платформу «Сункур», сооружения ледовой защиты плавучих буровыхустановок, жилые блок-модули для нефтяников Каспия, баржи-площадки, трубныестеллажи. Особо из последних крупных проектов,реализованных на астраханских верфях, можно выделить жилой плавучий комплекс«Карлыгаш», в котором разместятся 180 нефтяников, осваивающих нефтегазовоеместорождение Кашаган.[32]Астраханский «Морской судостроительныйзавод - 2» (МСЗ-2) в  2012 г.  завершил ходовые испытания и отладкутехнического оборудования на транспортно-рефрижераторном судне типа «Колонок» ина несамоходной бункеровочной плавучей станции для судоходства Казахстана. Назаводе рассчитывают, что в перспективе портфель заказов МСЗ-2 может пополнитьсяновыми казахстанскими заказами. «Принятая в соседнем государстве программаразвития рыболовства в Урало-Каспийском бассейне до 2015 г. предусматриваетстроительство еще как минимум двух крупных объектов для рыбного промысла:плавбазы для рыбаков и еще одного судна типа «Колонок».[33]В марте 2013г. состоялся спуск на воду первых двух буксиров (из запланированных пяти),построенных по заказу казахстанского ТОО OMS Shipping на Астраханскомсудостроительном производственном объединении (АСПО). Серия буксиров строитсяна АСПО в рамках проекта Евразийского банка развития (ЕАБР) по созданию наКаспии флота поддержки морских операций[34].В настоящее время 11 судов уже предоставляют услуги по морским перевозкам. Помимо этого8 специализированных судов для перевозки каменной породы (несамоходныхбарж-площадок и барж-пантонов) были произведены в России - на Невскомсудостроительно-судоремонтном заводе в Ленинградской области и наСудостроительном заводе "Лотос" (Астрахань).[35]Сотрудничают нефтегазовые компании Казахстана и сзаводом «КрасноеСормово» в Нижнем Новгороде. В 2004 г. там был построен первый танкер. Позаказу  «Казмортрансфлота» в 2009-2010гг.  было построено три нефтеналивныхтанкера, самых крупных нефтеналивных судов на Каспии. Общая стоимость контракта- 66 450 тыс долл.[36]«Казмортрансфлоту» принадлежат еще три танкера «Астана», «Алматы»,«Актау», построенные на российском «Выборгском судостроительном заводе».[37]ВагоностроениеДостаточноэффективно   идет   сотрудничество  двух стран  в железнодорожноммашиностроении. Демиховский машиностроительный завод (входит всостав ЗАО "Трансмашхолдинг") поставил  в 2013 г. АО "Қазтеміртранс" 10вагонов электропоезда переменного тока ЭД9Э. Его преимущество передэлектропоездами переменного тока прежних серий состоит в сокращении потребленияэлектроэнергии и связанной с этим более высокой экономической отдачей отэксплуатации.[38] Alstom и ЗАО"Трансмашхолдинг" открыли в России предприятие по производствуключевых компонентов для новых электровозов - асинхронных тяговых приводов исистем управления. Согласно действующим контрактам, 400 электровозов (200пассажирских и 200 грузовых) будут построены для нужд ОАО "Российскиежелезные дороги", еще 295 (95 пассажирских и 200 грузовых) - для нужд "Казахстанскихжелезных дорог". [39]   В январе 2013 г. в Астане подписан Меморандум осотрудничестве между и ОАО "Федеральная грузовая компания" поповышению эффективного использования подвижного состава на территориях обеихстран, проведении взаимных консультаций по вопросам информационного обмена входе эксплуатации грузовых вагонов, сотрудничеству в области организациитекущего ремонта, совершенствования систем тарифообразования. Открытиепредставительства ОАО "ФГК" явилось следующим шагом повышения уровнявзаимодействия двух корпораций. Доля ОАО "ФГК" в парке универсальныхвагонов российских собственников на полигоне железных дорог Казахстанапревышает 21%, еще дополнительно 11% упомянутого парка - вагоны Компании,переданные в управление РЖД. В объеме погрузки универсальных вагонов российскихсобственников на полигоне железных дорог Казахстана доля ОАО "ФГК"составляет 39%, а в адрес железных дорог Республики Казахстан – 20%.[40]ЭлектроэнергетикаУральскийтурбинный завод (УТЗ) активно развивает присутствие на рынке Казахстана. Онактивно проводит модернизацию установленного парка паровых турбин. За последниепять лет было проведено семь крупных модернизаций паровых турбин и несколькодесятков модернизаций отдельных крупных узлов. На данный момент в производственаходится еще четыре паровых турбины и четыре модернизации турбоустановок длязаказчиков из Казахстана. [41]В 2012 г. былзаключен меморандум о сотрудничестве между УТЗ и АО "Центрально-АзиатскаяЭлектроэнергетическая Корпорация" (ЦАЭК) по поставке четырех новых имодернизации трех установленных паровых турбин двух электростанций -Петропавловской ТЭЦ-2 и Павлодарской ТЭЦ-3. Ориентировочная стоимостьоборудования - около 120 млн долл. На Усть-Каменогорскую ТЭЦ уже поставленочетыре паровых турбины производства УТЗ и модернизирована паровая турбина Т-100, в результате чего станцияполучила не только продление ресурса, но также и увеличение мощности. А осенью2013 г. УТЗ заключил контракт на модернизацию для ТЭЦ паровой турбины Р-38. Всоответствии с условиями договора новые узлы будут поставлены в Казахстан вконце первого полугодия 2014 г.[42]Успешнымвводом в эксплуатацию завершился монтаж паровой турбины ПТ-65/75-130/13 наПавлодарской ТЭЦ-3 (АО "Павлодарэнерго"). Согласно Меморандуму осотрудничестве между ЗАО "УТЗ" и АО "ЦАЭК" на ТЭЦ в первомполугодии 2014 г.будет поставлена аналогичная паровая турбина. [43]Нефтяноеи горнодобывающее  машиностроениеГК"Пермская компания нефтяного машиностроения" (ПКНМ) занимается  поставкой бурильных труб  для казахстанского ТЭК. Так, только в 2013 г.она доставила  в  около 60 т утяжеленных бурильных труб ТОО"СпецСнабСистема"  для добычинефти на месторождении Каражанбас на сумму более 8 млн руб.  ПКНМ планирует увеличить объемы поставок вреспублику.[44] ГК"Промышленные силовые машины" в сентябре 2013 г.  выполнила новый проект для казахстанскойнациональной нефтяной компании "КазМунайГаз" - энергокомплекс дляглавной компрессорной станции газопровода "Средняя Азия - Центр". Новыеэнергоустановки ПСМ суммарной мощностью 1280 кВт страхуют инфраструктурустанции от аварийных отключений. В конструкции предусмотрены системыуправления, пожаротушения и дозаправки топливом.[45]  Однако, сотрудничество между нефтяниками и машиностроителями двухстран идет не только в области поставок оборудования, но и  в научно-исследовательской работе. Так, ФГУП "Крыловскийгосударственный научный центр"[46]и АО "Казахский научно-исследовательский и проектный институт нефти игаза" заключили Меморандум о намерениях сотрудничества по: проектированиюморских сооружений, для дальнейшего проведения разведочных, поисковых работ идобычи нефти, газа и газоконденсата, а также сооружений по их транспортировки;совместному использованию имеющихся в наличии у ФГУП "КГНЦ" стендов иэкспериментальной базы для проведения, по мере необходимости, вибрационных,акустических, магнитных и других исследований; обучению и стажировкеспециалистов "КазНИПИмунайгаз" на учебной и экспериментальной базахФГУП "КГНЦ" в рамках проектируемых морских объектов на шельфе Каспийскогоморя. [47]"Уралмашзавод"производит для Соколовско-Сарбайского горно-обогатительного производственногообъединения (г.Рудный) дробилки крупного дробления ККД 1500/180 предназначеныдля реализации проекта освоения нового Качарского месторождения. Две машины ужеотгружены заказчику.[48]ВПКПо словамминистра иностранных дел Казахстана Е.Идрисова, Казахстан заинтересован всоздании на своей территории совместно с Россией предприятийвоенно-промышленного комплекса. Особое место в отношениях двух стран занимаютвопросы приобретения Казахстаном новых видов российского вооружения и военнойтехники, модернизации вооружений. "Наша страна не только приобретаетготовую российскую технику. Мы заинтересованы в организации в Казахстане целогоряда военно-промышленных предприятий: по сборке вертолетов, боевых тягачей,ремонту танков и двигателей для военной техники и тому подобное", - сказалглава казахстанского МИД.[49] Елена Кузьмина  заведующая сектором экономического развитияпостсоветских государствИнститута экономики РАН, кандидат политических наук   [1] Добрынин С. Кризису вопреки. // Профиль, N2, 23.01.2012, с. 36[2] Кузьмина Е.М. ГеополитикаЦентральной Азии. М.: Наука, 2007. С. 134-135.[3] Деловая газета «Взгляд». // http://VZ.RU/ECONOMY/2012/5/26/580679/html[4] О бюджете города Байконур на 2012 г. // http://docs.pravo.ru/document/view/21533518/20770069[5] http://www.tsenki.com/projects/joint/baiterek/[6] Основныепринципы и условия сотрудничества по созданию спутника «КаzSat», выведениюего на геостационарную орбиту и созданию на его базе казахстанской космическойсистемы связи и вещания закреплены в соглашении между Правительствами РФ и РКот 18 января 2005 г.[7] http://www.khrunichev.ru/main.php?id=71[8] http://www.comnews.ru/node/53940[9] Запуск первого спутника планируется в IV квартале2013 года. // Business World Agency.  2013. 19 апр.;http://site.securities.com/doc.html?pc=CB&doc_id=401962098[10] Вертолет Ми-171Е создавался с учетом природныхособенностей региона и обладает рядом неоспоримых преимуществ по эксплуатациинад равнинно-холмистой местностью и в горах при температуре воздуха от +50 до-50О С.  [11] ОАО «Вертолеты России» поставили МВД Казахстанавертолет Ми-171Е.  Business World Agency. 2013. 21 окт.; http://site.securities.com/doc.html?pc=CB&doc_id=421380720[12] Ми-171Е - это одна из самых современных модификаций платформыМи-8/17. Он разработан на Московском вертолетном заводе им. Миля и производитсяв Улан-Удэ. В настоящее время по всему миру эксплуатируется более 4,5 тыс.вертолетов типа Ми-8/17.[13] АО "Як АЛАКОН" является совместнымпредприятием, созданным в Казахстане в целях реализации инвестиционных программна основе разработок ОАО "ОКБ им. Яковлева". Одной из основныхпрограмм является организация серийного сборочного производства Як-58.[14] Як-58 рассчитан на шесть мест, включая пять пассажиров[15] АО «Як АЛАКОН» планирует предложить два вариантаЯк-58. //  Business World Agency. 2013. 1 февр.;http://site.securities.com/doc.html?pc=CB&doc_id=393278701        [16] В  2010 г. К МЦОУ присоединились Армения иУкраина[17] СНГ: Рынок большегрузов Казахстана один изперспективных для ОАО «КАМАЗ». // Business World Agency.  2013 15 марта;http://site.securities.com/doc.html?pc=CB&doc_id=398343520[18] ОАО «АвтоВАЗ»станет акционером АО «АЗИЯ АВТО Казахстан». // Business World Agency.  2013 9 сент.; http://site.securities.com/doc.html?pc=CB&doc_id=416928887[19] Группа «ГАЗ» открыла предприятие по сборке автомобилей «Урал». //Business World Agency.  2013. 8 июля; http://site.securities.com/doc.html?pc=CB&doc_id=410168970[20] Стартовалипродажи «Газели Некст» нового поколения.// Business World Agency. 2013. 25 июня;  http://site.securities.com/doc.html?pc=CB&doc_id=408724100[21] поднимает грузы на максимальную высоту до 21,9 м, вылет стрелы - от3,2 до 20 м,глубина опускания - 17 м,скорость подъема (опускания) груза - от 6 до 12 м/мин.[22] СНГ: Группа«ГАЗ» показала в Казахстане спецтехнику для нефтяников. Business World Agency. 2013. 23 апр.; http://site.securities.com/doc.html?pc=CB&doc_id=402308630[23] Никаких подробностей о модели нет. Известно лишь, что она являетсяперелицованной версией пикапа Actyon Sports.[24] В Россиипоявится пикап SsangYong казахстанской сборки.//  Business World Agency. 2013. 25 июня; http://site.securities.com/doc.html?pc=CB&doc_id=408724099[25] Сотрудничество ОАО «Ростсельмаш» и Казахстана укрепляется.// Business World Agency.  2013. 24 мая.[26] http://polpred.com/?ns=1&ns_id=701426&cnt=69§or=10[27] с российской стороны - концерн "Тракторные заводы", сказахстанской - Министерство индустрии и новых технологий, Акимат Северо-Казахстанскойобласти и НК "Казахстан инжиниринг"[28] производство новых моделей зерноуборочных комбайнов3-го и 4-го классов, колесных тракторов мощностью 30, 60 и 85 л. с., а также техники дляжилищно-коммунального хозяйства. [29] Завод повыпуску сельхозтехники построят в Петропавловске. // Business World Agency.  2013. 24 мая;http://site.securities.com/doc.html?pc=CB&doc_id=405499946[30] МИГ «Концерн «Тракторные заводы» обеспечит техникойстраны Таможенного Союза и Центральной Азии. // Business World Agency.  2013. 26 апр.;http://site.securities.com/doc.html?pc=CB&doc_id=402749878[31] ООО «ЧЕТРА-Восток» приняла участие в работе Форумамашиностроителей. //  Business World Agency.  2013. 23 апр.;http://site.securities.com/doc.html?pc=CB&doc_id=402308642[32] Это совместныйпроект компании Rosetti Marino (Равенна, Италия) и ОАО ССЗ «Красные Баррикады»(Астрахань). А также недавно сдан технологический модуль № 10 для Кашаганскогоместорождения. [33] http://polpred.com/?ns=1&ns_id=701687&cnt=69§or=10[34] В 2008 г.ЕАБР подписал договор с казахстанской компанией ТОО OMS Shipping об открытиикредитной линии на 35,6 млн долл. сроком на 10 лет. Проект предусматривал приобретениекомпанией 16 судов вспомогательного и специализированного флота,предназначенных для доставки каменной породы для возведения искусственныхостровов в казахстанском секторе Каспийского моря.[35] В ОАО«Астраханское судостроительное производственное объединение» (АСПО) спустили наводу два первых буксира для OMS Shipping. // Business World Agency. 2013. 3 апр.; http://site.securities.com/doc.html?pc=CB&doc_id=400188305[36] http://www.setcorp.ru/main/pressrelease.phtml?news_id=22654[37] http://polpred.com/?ns=1&cnt=69§or=10&sortby=date&page=2[38] ОАО«Демиховский машиностроительный завод» (ДМЗ) построит для железных дорог Казахстана10-вагонный электропоезд ЭД9Э. // Business World Agency. 2013. 17 апр.;http://site.securities.com/doc.html?pc=CB&doc_id=401720189[39] Alstom Transport и ЗАО «Трансмашхолдинг» (ТМХ)открыли производство асинхронных тяговых приводов.//Business World Agency.  2013. 29 апр.; http://site.securities.com/doc.html?pc=CB&doc_id=402982365[40] Компания ОАО "ФГК" открыла свое представительствов Республике Казахстан. //Инвестиционный бюллетень. Казахстан. 2013 г. 25 янв.; www.afs-research.com[41] ЗАО «Уральский турбинный завод» (УТЗ) представит навыставке в Казахстане новые модели паровых турбин. Business World Agency. 2013. 25 окт.; http://site.securities.com/doc.html?pc=CB&doc_id=421900646[42] ЗАО «Уральский турбинный завод» (УТЗ) наращиваетприсутствие. //   Business World Agency. 2013. 30 сент.;http://site.securities.com/doc.html?pc=CB&doc_id=419129193[43] ЗАО «Уральскийтурбинный завод» (УТЗ) помогло Казахстану увеличить мощность ПавлодарскойТЭЦ-3.  Business World Agency.  2013. 25 марта;  http://site.securities.com/doc.html?pc=CB&doc_id=399306509[44] ГК «Пермскаякомпания нефтяного машиностроения» (ПКНМ) поставила 60 т бурильных труб вКазахстан.//Business World Agency. 2013. 3 апр.// http://site.securities.com/doc.html?pc=CB&doc_id=400188312[45] ГК «Промышленные силовые машины» (ПСМ) изготовила энергокомплексдля газовиков Казахстана Business World Agency. 2013. 23 сент.; http://site.securities.com/doc.html?pc=CB&doc_id=418190187[46] ФГУП "Крыловский государственный научный центр" -крупнейшая комплексная научная организация России по кораблестроению, судостроениюи морской технике, обеспечивающая проектирование и строительствовоенно-морского и гражданского флота и морских сооружений для разведки и добычиполезных ископаемых на морском шельфе. Оно осуществляет научно-техническуюдеятельность в области гидродинамики, энергетики, акустики, в сферепроектирования кораблей и судов. Является также одной из ведущих компаний намеждународном рынке по проведению модельных ледовых испытаний морскихсооружений.[47] ФГУП«Крыловский государственный научный центр» будет сотрудничать с партнером изКазахстана. //  Business World Agency. 2013. 3 сент.; http://site.securities.com/doc.html?pc=CB&doc_id=416363385[48] ОАО«Уралмашзавод» отгрузило дробилку для Соколовско-Сарбайскогогорно-обогатительного производственного объединения (ССГПО). //Business World Agency. 2013.10окт.;  http://site.securities.com/doc.html?pc=CB&doc_id=420306731[49] СНГ: Казахстан заинтересован в создании вместе с РФпредприятий военно-промышленного комплекса. // Business World Agency. 2013.23сент.;  http://site.securities.com/doc.html?pc=CB&doc_id=418531084

Поделиться: