Россия, Москва

info@ia-centr.ru

Канат Нуров: «Казахстан пришел к полной деидеологизации системы образования»

06.01.2014

Автор:

Теги:

Мы зря смеемся над тем, что каждый электрик и сантехник в советское время знал три закона диалектики и три закона логики, а сегодня выпускники ВУЗов с красным дипломом или медалью не знают этого.

Канат Нуров

Несмотря на тему госкапитализма в Казахстане, вокруг которой проходили основные дискуссии на Kazakhstan Growth Forum в этом году, прошла так же панельная дискуссия на тему «Эффективные кадры: Растим, Хэд-хантим, импортируем?»

Последнее время в Казахстане очень много говорится об образовании на разных уровнях, но интервью Каната Нурова, президента Научно-образовательного Фонда «Аспандау» Олегу Ханину – председателю правления СК «Коммеск-Омiр» и модератору дискуссии позволяет по глубже взглянуть на проблему с точки зрения бизнеса работающего с кадрами, которые подготавливает для него государственная система образования.

О.Ханин:

Канат Ильич, способен ли Казахстан на методологическом, технологическом и организационном уровнях выстроить эффективную систему воспроизводства качественных кадров в стране?

К.Нуров:

Я считаю, что это возможно, при условии эффективного общественного влияния на регулирование образования, потому что именно эта система напрямую формирует общество и кадровый потенциал Казахстана. Сегодня, концептуальная составляющая и методологическая база системы образования пришла в полное запустение. Сегодня у нас нет четкого понимания того какую личность должна формировать система образования Казахстана? Чему её обучать? Кто будет учится и кто обучать? И кто будет этим управлять? При кажущейся ясности вещей, сегодня практика показывает, что эти вопросы остались без ответа.

В своё время Аспандау разработал Политику развития образования «Информационное общество-2030», которая ставит своей целью дать системе образования ответы на вопросы упомянутые выше. Министерство образования частично отображает фрагменты нашей политики в Программах развития образования до «2020» и «2030» г.г., но не достаточно четко осознает, на мой взгляд, более глобальный вопрос, вставший сегодня перед обществом не только в Казахстане, но и в мире.

Очевидно, что сегодня произошла информационная революция, и современное общество требует формирования в нас новых личностей, людей информационного общества, людей «эпохи перемен». И здесь мы сталкиваемся с тем фактом, что массовое образование осталось индустриальным по своему содержанию и ориентации, оно не соответствует тем требованиям, которые предъявляет нам мир сегодня. Советская система образования канула в небытие, и, к сожалению, сегодня мы справедливо замечаем, что вместе с ней ушли крайне полезные и важные достижения общественной мысли и деятельности в области образования, люди, воспитанные той системой, обладали более или менее системным, целостным мышлением и восприятием мира.

Что же происходит сегодня? Сегодня, после 22 лет независимости, Казахстан пришел к полной деидеологизации системы образования, в ее основе больше не лежит никаких ценностей, из нее было выхолощено научное содержание, и более того, многие сегодня считают, что образование и наука это разные, никак не пересекающиеся отрасли. На самом же деле, когда говорят о высшем образовании и концепции непрерывного образования, подразумевают именно академическое образование, основанное на научном подходе, в то время как специальное и средне-специальное образование – всегда прерывистое. И в этом отношении, обучая людей на школьных скамьях и в аудиториях ВУЗов, мы готовим их к научной деятельности.

Да, потом человек займется практической деятельностью, станет профессионалом в своей прикладной отрасли, но зато этот человек обладает категориально-понятийным аппаратом способным справляться с любыми задачами и вопросами ранее не известными, приходящими с постоянно растущим потоком информации. Сегодня же, наша система образования напротив, пока все еще ориентируется на информативный компонент когнитивного фрейма.

Поясню что это такое: Познание делится на оперативный компонент – то есть все концепции, методики, и методологии, с помощью которых добывается, обрабатывается знание и информативный - то есть фактаж, справки и любая информация, составляющая само знание фактов. Теперь, из-за такого рода ориентации, мы справедливо возмущаемся вопросам, которые задает ЕНТ школьникам, например «Как звали коня Чингис-Хана?» Зачем детям это знать? Можно сколько угодно спорить о том, насколько ЕНТ эффективно по форме, но очевидно одно – по своему содержанию, оно совершенно не соответствует требованиям современного, быстро меняющегося мира.

Помимо оперативного компонента познавательной сферы личности как познавательного приоритета, наша Политика развития образования РК «Информационное общество 2030», ставит ещё три нравственных приоритета в возрождении воспитательной функции образования: объективную систему ценностей, общегражданскую национальную идею и свободное правосознание, без которых формирование «информационной личности» невозможно.

Поэтому, возвращаясь к вопросу об эффективной системе воспроизводства качественных кадров, могу сказать, что, чтобы построить подобную систему нам нужно 20 лет. Из них 5 лет на то, чтобы в срочном порядке поменять всю концептуальную базу регулирования образования, затем издать все необходимые правовые акты и дать четкие установки работникам образования с освобождением их от излишней отчетности и от чисто механистического контроля за ними. Сегодня здесь обсуждался вопрос о том, чего сегодня требуют от учителей. От них требуют чисто количественно помещений, численности учеников и сколько книг хранится в школьной библиотеке? Сегодня мы совсем не обращаем внимание на то, какой ограниченный список обязательной научной литературы выбрал себе ВУЗ по тому или иному предмету. Это говорит о том, что мы настолько далеко отошли от качественной подготовки кадров в системе образования, что нам совершенно точно понадобятся 15-20 лет на ее эффективное преобразование и становление.

О.Ханин: Канат, не секрет что сегодня те то заканчивают ВУЗы и нанимаются в компании, приходят туда совсем «зелеными». Конечно, они приносят с собой какие-то знания, но совершенно не приспособлены к профессиональной деятельности. Как Вы считаете, насколько важна для кадров страны та практика, которую сейчас проводят сами компании по обучению на практике своих сотрудников? Спасет ли она нас от отмеченного Вами регресса текущей репродукции кадров в стране?

К.Нуров: Она не спасет. И объясню почему. То, что делает бизнес на местах, обучая своих сотрудников и давая им профессиональные знания – очень важная и полезная мера, но когда к тебе на работу приходит человек с большой прорехой в своем личностном развитии, хоть и обладающий какими то знаниями из ВУЗа, тебе даже при всем твоём желании очень сложно что либо сделать для этого сотрудника и его карьерного роста.

Мы смеемся над тем, что каждый электрик и сантехник в советское время знал три закона диалектики и три закона логики, а сегодня выпускники ВУЗов с красным дипломом или медалью не знают этого. Прошло несколько лет и большинство сегодняшних выпускников не отличают капитализм от коммунизма. Спросите у них.

Сегодня даже поступают сигналы, что некоторые из выпускников не помнят наизусть таблицу умножения, и даже сомневаются в том, что это земля вокруг солнца вертится, а не наоборот. (Смех в зале). Все эти примеры я привожу, что бы объяснить очень простую мысль, когда образование не формирует личность, и, когда мы ориентируемся на «компетентностный» подход, мы наносим большой ущерб нашему образованию. Компетенции это в основе своей это просто социально-профессиональные роли (уровни) в «индустриальном образовании», компетенции меняются, и те, которые были актуальны сегодня, не будут востребованы завтра. И пока в людях не будет заложен изначально личностный потенциал, бизнесу будет очень сложно сформировать в стране качественный кадровый капитал. Компаниям будет очень сложно заполнить те пробелы в образовании личности у людей, которые сегодня допускаются системой образования.

Бизнес «натаскивает» людей, на какие-то конкретные профессиональные области, заниматься же общеобразовательными вопросами он не может. Бизнес может научить профессии, но не может из невменяемой личности сделать вменяемую, сформировать в ней мышление, внимание и память, сориентировать её в географическом пространстве и историческом времени, не говоря уже о том, чтобы сформировать в ней нравственное отношение к профессии и к жизни. Это было и остаётся очень сложной обязанностью и отраслью государства.

http://news.headline.kz/mneniya_i_kommentarii/kanat_nurov_kazahstan_prishel_k_polnoy_deideologizatsii_sistemyi_obrazovaniya.html


Теги: 

Текст сообщения*
Загрузить файл или картинкуПеретащить с помощью Drag'n'drop
Перетащите файлы
Ничего не найдено
Отправить Отменить
Защита от автоматических сообщений
Загрузить изображение