Россия, Москва

info@ia-centr.ru

Город 312. Итоги года

04.01.2014

Автор:

Теги:

Город 312. Итоги года

Подходит к концу 2013 год. Для столицы Кыргызстана он был непростым. ИА "24.kg" подводит итоги работы мэрии, городских служб. Стало ли комфортнее горожанам жить в Бишкеке? Было ли больше достижений или поражений? Все "за" и "против" поставим на весы.

Чистота и порядок не гарантированы

Бишкек - столица, но назвать его лицом республики сегодня язык не повернется. В народе его стали называть одной гигантской мусоркой. На то есть весомые причины. И если в центральной части города ситуация более-менее нормальная, то на окраинах критическая. Практически на каждом шагу стихийные свалки. Всю вину ныне экс-мэр Иса Омуркулов свалил на бишкекчан, мол, сотрудники муниципального предприятия "Тазалык" работают сутки напролет, однако люди все равно бросают мусор, где попало. Доля правды в его словах, конечно, есть: люди у нас, и правда, некультурные (естественно, не все). Но это ни в коей мере не оправдывает чиновника. Сегодня проблема по-прежнему остается острой, хотя вице-мэр города по благоустройству Олег Попиков даже заявлял, что к концу лета в Бишкеке возле каждого подъезда будет стоять урна. Выходя на улицу, будьте добры, проверьте, все ли там у вас во дворе на месте...

Молодежные движения, ученики школ не раз проводили массовые акции по уборке. "Ну кто, если не мы?" - заявляли активисты. А в это время мэр не жалел красивых слов, говоря, что Бишкек - наш родной город, который мы должны беречь и любить. Вот так и любим: кто на словах, кто на деле.

Транспортный коллапс

Проблему транспорта в Бишкеке решить не удалось ни прошлым градоправителям, ни нынешним. По последним данным, в столице официально зарегистрировано более 300 тысяч автомобилей. При этом улицы города рассчитаны всего-то на 40 тысяч. Бишкек превратился в резиновый сосуд, который наполняется и вот-вот должен лопнуть. Беда в том, что количество транспортных средств неизменно растет и этот процесс сегодня никем не контролируется.

Отдельно стоит сказать об общественном транспорте. В этом году Японское агентство по международному сотрудничеству (JICA) провело специальное исследование и пришло к выводу, что самыми оптимальными для Бишкека являются троллейбусы. Специалисты из Японии согласились помочь городским властям разработать соответствующую программу.

Однако стоит признать, что кое-какие сдвиги все же есть. В этом году троллейбусный парк пополнили более 80 новеньких машин, что позволило открыть два новых маршрута. В то же время, признают чиновники, чтобы полностью решить транспортную проблему, нужно гораздо больше троллейбусов. Извечный вопрос - где на их приобретение взять деньги, которых в бюджете, привычное дело, нет. Сегодня мы вынуждены ждать очередного щедрого безвозмездного гранта со стороны. Сами решить проблему мы не в силах.

Самый зеленый город мира

Многие иностранные туристы, приезжающие в Бишкек, в первую очередь отмечают: он один из самых зеленых городов. Старожилы с этим не согласны: "Вы не видели город лет эдак 30 назад. Вот тогда точно был самый зеленый город среди городов-столиц бывшего Советского Союза".

С болью в сердце приходится признавать, что масштабной зелени и насаждениям чиновники предпочли застройку. В этом году неоднократно жители города, да и все, кому не безразлична судьба Карагачевой рощи, поднимали больной вопрос о вырубке деревьев в уникальной природной зоне. Иса Омуркулов как всегда громко заявил, что ни одно дерево в роще не вырубят. Тем не менее люди практически ежедневно обнаруживают свежие пенечки.

Не лучше ситуация и в парке имени Ататюрка. Более половины его территории отдано под застройку. За последние годы размеры парка "усохли" с 107 гектаров до 50. К слову, та же Карагачевая роща по документам должна составлять 215 гектаров, но фактически там осталось 120 га. Кроме того, на грани исчезновения парки "Аламедин", имени Кычана Джакыпова, Победы. Легкие города нещадно уничтожаются.

Дорожная карта

Уходящий 2013 год в столице прошел под знаком строительства дорог и реконструкции улиц. Экс-мэр города Иса Омуркулов лично для себя эту задачу обозначил как приоритетную. Благодаря щедрому турецкому правительству, предоставившему кредит в размере $30 миллионов, появилась возможность реализовать ряд проектов. Трудно представить, но в этом году капитально отремонтировано более 40 километров дорог на более чем десяти улицах, уложено новое асфальтовое полотно, обновлены ирригационная система, осветительные приборы, тротуары. Это больше, чем за все годы независимости Кыргызстана вместе взятые.

Жители улиц Тимура Фрунзе, Гагарина, Токомбаева, Суеркулова и других должны быть довольны. Не остались в стороне и новостройки. Кроме того, построен большой мост через реку Аламудун, соединивший южные микрорайоны с улицей Шабдан баатыра. На открытие переправы приехал даже президент Кыргызстана Алмазбек Атамбаев. Он посчитал это событие знаковым. Но дело даже не собственно в мосте, а в том, что теперь город имеет объездную кольцевую магистраль, по которой можно попасть в южные районы города, минуя перегруженные центральные улицы.

Отдельно стоит сказать об улице Суеркулова. Горожане неспроста называли ее самой "убитой". Реконструкции ждали долго. Она началась позже всех остальных улиц. По проекту трассу планировалось расширить с 9 до 15 метров, движение предполагалось сделать четырехполосным. Но, для того чтобы реализовать этот план, необходимо было вырубить около ста 50-летних дубов вдоль дороги. Естественно, жители с этим проектом категорически не согласились. Они встали на защиту деревьев. Около двух недель продолжалась битва за дубы. В итоге мэр встретился с жильцами. Посовещавшись со специалистами, он сказал, что деревья останутся, но и ширина трассы не станет меньше - те же 15 метров.

Сегодня встает другой острый вопрос: насколько качественно подрядчики выполнили работу и как долго новые дороги послужат городу? Как говорят чиновники мэрии, принимать работу будут по истечении одного года. Если выявят недочеты, строительные фирмы за свой счет возместят ущерб. Но уже сегодня у автомобилистов есть претензии: асфальтовое полотно во многих местах неровное, не везде оборудованы пандусы, есть масса прочих шероховатостей. А пока новые дороги пройдут первое испытание зимой - снегом, морозом и гололедом.

Опасные реки

В Бишкеке несколько лет кряду две реки - Аламудун и Ала-Арча - систематически наводят шороху, выходят из берегов из-за ледяных заторов. Однажды дошло до того, что МЧС вынуждено было эвакуировать жителей 10-го микрорайона в связи с угрозой затопления. Благо, что тогда обошлось без жертв. В 2012 году был еще случай, когда вода в реке Ала-Арча вместе с ледяной массой вышла из берегов и дошла до одной из общеобразовательных школ. Остановить поток смогли только ворота. Тогда вода поднялась на полтора метра.

В этом году Министерство чрезвычайных ситуаций и профильные городские службы наконец-то озаботились проблемой. Работы по механизированной очистке русла рек, укреплению берегов проводились осенью на самых опасных участках. Так что выхода из берегов рек этой зимой можно не бояться.

"Осень" Омуркулова

В этом году в высших эшелонах муниципальной власти произошла заметная смена лиц. Летом на посту вице-мэра Бишкека по благоустройству Вячеслава Красиенко сменил Олег Попиков, прежде занимавший должность главы Октябрьского района. Потом в отношении мэра Исы Омуркулова и других чиновников муниципалитета, Бишкекглавархитектуры и Бишкекского городского управления по землеустройству и регистрации прав на недвижимое имущество возбудили уголовное дело по статье 305-2 "Нарушение земельного законодательства" УК КР.

"Градоначальник Иса Омуркулов, превышая должностные полномочия, вынес постановление "Об утверждении границ парка Победы имени Даира Асанова" и уменьшил его на 14,22 гектара, в том числе вывел из территории и передал во временное пользование субъектам предпринимательства более 3 гектаров земли. Мэр Бишкека легализовал имеющиеся на территории парка объекты капитального строительства и создал условия для последующего незаконного предоставления (в собственность и пользование сроком до 49 лет) выведенных участков, являющихся землями общего пользования, городского парка под строительство", - сообщила Генпрокуратура.

Буквально через день Иса Шейшенкулович созвал пресс-конференцию, где заявил об отставке. Градоначальник попросил не связывать увольнение с возбужденным уголовным делом. Там же он сказал, что работал хорошо, а в конце даже попросил прощения. "Я доволен своей работой, мы многого добились. Смогли навести порядок в городе. Переживаю, будет ли дальше развиваться столица. Если я не угодил кому, то хочу попросить прощения. Я хотел оставить добрый след, а это было очень сложно", - отметил Иса Омуркулов.

На этом эра мэрства Омуркулова, к радости большинства горожан, подошла к концу. Премьер-министр Жанторо Сатыбалдиев отставку принял.

Куранты снова живы

Главные часы города снова обрели голос и звучание, а стало быть, и душу. Продолжительное безмолвие длилось два десятка лет. "Жители нашей страны в новогоднюю ночь принимают поздравления от президента КР, но шампанское по-прежнему открывают под бой московских курантов Спасской башни. Столица Кыргызстана располагает собственными курантами на Мраморной башне на пересечении центральных проспекта Чуй и улицы Абдрахманова", - напомнили в обращении сотрудники "Кыргызтелекома".

К слову, часы эти Бишкеку подарила братская Армения в 1984 году в знак дружбы между республиками СССР. Когда часы только установили, к ним подключили современную на ту пору аппаратуру. В заданное время включалась запись, и горожане слышали бой часов. Со временем электроника вышла из строя, а починить ее никто не удосужился. И вот теперь, как в старые добрые времена, горожане и гости Бишкека снова смогут встретить Новый год у курантов и загадать желание. Бой курантов можно услышать с 08.00 до 21.00. Кроме того, в рабочие дни в 08.00 звучит гимн Кыргызской Республики.

03/01/14 Шавкат ТУРГАЕВ

Источник - 24kg.org


Теги: 

Текст сообщения*
Загрузить файл или картинкуПеретащить с помощью Drag'n'drop
Перетащите файлы
Ничего не найдено
Отправить Отменить
Защита от автоматических сообщений
Загрузить изображение