Россия, Москва

info@ia-centr.ru

Рейтинг проблем в процессе евразийской интеграции

23.12.2013

Автор:

Теги:
 

Рейтинг проблем в процессе евразийской интеграции

 

 

Одним из заметных событий уходящего 2013 года стало довольно жесткое выступление Президента Республики Казахстан Нурсултана Назарбаева на заседании Высшего Евразийского экономического совета, которое прошло 24 октября в Минске. Практически впервые Глава государства публично отметил проблемные стороны процесса евразийской интеграции в рамках Таможенного союза и Единого экономического пространства и участия Казахстана в этом процессе.

В частности, им были названы ограничения для доступа казахстанской продукции на рынки России и Беларуси (нетарифные и технические барьеры, завышенные санитарные и фитосанитарные нормы и т.д.), ужесточение условий конкуренции казахстанских производителей с предприятиями указанных стран, рост внешнеторговых диспропорций, громоздкость Таможенного кодекса ТС, политизация работы Евразийской экономической комиссии, влияние на членов Коллегии ЕЭК из числа россиян со стороны правительства РФ и т.д.

С одной стороны, такая критика не предполагает выход Казахстана из процесса евразийской интеграции, следующим этапом которой станет создание к 2015 году Евразийского экономического союза (ЕЭС). Но, с другой стороны, следует ожидать более активного и последовательного отстаивания республикой своих национальных интересов в рамках разработки нормативно-правовой базы будущего союза.

Нельзя не отметить, что Президентом РК названы далеко не все проблемы, которые имеют место в процессе евразийской интеграции. Не случайно, что в последнее время не только в экспертной и общественной среде, но и в официальных кругах растут сомнения относительно необходимости ускоренного развития интеграции в этих условиях.

Так, например, по мнению Временного поверенного в делах Казахстана в Румынии Талгата Калиева, «Интеграционные процессы не могут быть подчинены беспристрастному календарному плану, необходимо учитывать особенности экономики каждой из стран-участниц. И, на мой взгляд, цель любой интеграции должна быть ориентирована на улучшение жизни людей в странах-участницах этого процесса. Иного смысла я не вижу. И если сегодня у нас есть нерешенные проблемы в рамках ТС и ЕЭП, то как мы можем двигаться к следующему этапу? Если сегодня интеграция не приносит нам ожидавшихся плюсов, то где гарантии, что они возникнут завтра?» (см. http://ratel.kz/files/toқta-parovoz!.html).

В связи с этим Исследовательское агентство «Рейтинг.kz» провело в этом месяце исследование, направленное на получение максимально объективных оценок относительно основных проблем, наблюдаемых в процессе евразийской интеграции в рамках ТС-ЕЭП.

В рамках исследования путем анкетирования было опрошено 35 человек, являющихся высококвалифицированными специалистами в области изучения политических и социально-экономических процессов в республике.

Для оценки рассматриваемых проблем была использована 7-мибалльная система с ранжированием от «1» (наименьший) до «7» (наибольший) баллов. Результаты исследования обработаны при помощи универсальной статистической программы SPSS с применением дескриптивных статистик, путем вычисления средних баллов.

 

Общие результаты

 

Проблемы в процессе евразийской интеграции

Уровень влияния на развитие Таможенного союза и ЕЭП

Отражение на двусторонних отношениях стран-участниц ТС и ЕЭП

Перспективы влияния в процессе создания Евразийского экономического союза

Общий балл

1

Отсутствие четких конечных целей и результатов процесса евразийской интеграции

5,29

5,57

5,57

5,48

2

Влияние фактора разновекторности внешнеполитического курса стран-участниц ТС-ЕЭП

5,07

5,07

5,21

5,12

3

Влияние фактора различия стран-участниц ТС-ЕЭП по темпам и уровням экономического развития

5,79

5,21

5,43

5,47

4

Отсутствие четко выраженной социальной составляющей процесса евразийской интеграции, предполагающей учет конкретных выгод для граждан стран-участниц ТС-ЕЭП

5,29

5

5,29

5,19

5

Отсутствие механизмов соблюдения и защиты прав граждан стран-участниц как потребителей различных товаров и услуг в рамках ТС-ЕЭП

4,71

5,14

5

4,95

6

Невключенность в процесс евразийской интеграции вопросов социально-гуманитарного сотрудничества (по линии образования, здравоохранения, экологии, науки, культуры и т.д.) стран-участниц ТС-ЕЭП

4,71

4,5

4,86

4,69

7

Затруднения интеграционного взаимодействия стран-участниц из-за большого количества принятых в рамках ТС-ЕЭП документов

4,93

4,64

4,86

4,81

8

Невыполнение странами-участницами ТС-ЕЭП различных положений соглашений (договоров), принятых в рамках данных интеграционных образований

4,79

4,86

5,29

4,98

9

Фактор сырьевого характера экономик стран-участниц ТС-ЕЭП

5,23

4,85

4,85

4,98

10

Незавершенность формирования единой системы технического регулирования (единый глоссарий, подходы к вопросам стандартов, метрологии и измерения и т.д.)

4,36

4,36

5

4,57

11

Низкий уровень таможенного контроля на внешних границах Таможенного союза

4,07

3,86

4,14

4,02

12

Отсутствие объединяющей линии в общем информационном пространстве стран-участниц ТС-ЕЭП

5,07

5,07

5,64

5,26

13

Различия в подходах стран-участниц к предназначению, целям и перспективам дальнейшего развития интеграционного процесса

5,64

5,14

5,86

5,55

14

Отсутствие скоординированной политики стран-участниц ТС-ЕЭП в транзитно-транспортной сфере

5

4,79

5

4,93

15

Наличие разногласий между Казахстаном и Россией по вопросам функционирования космодрома «Байконур», включая использование высоко токсичного топлива гептил

4,64

5,14

4,57

4,78

16

Отсутствие полноценного взаимодействия стран-участниц ТС-ЕЭП на мировых рынках

5,21

4,86

4,79

4,95

17

Негативное влияние интеграционного процесса на малый и средний бизнес в странах-участницах ТС-ЕЭП

5,07

5,07

5,21

5,12

17

Односторонние действия России по защите своего внутреннего рынка и ограничения для деятельности субъектов предпринимательства из других стран-участниц ТС-ЕЭП на ее территории

6,21

6,14

5,93

6,09

18

Недостаточный уровень прозрачности решений, принимаемых Евразийской экономической комиссией

5,29

5,21

5,57

5,36

19

Слабая защита национальных экономических интересов со стороны правительства Казахстана в рамках ТС-ЕЭП

6,07

5,79

6,21

6,02

20

Политизация оценок процесса евразийской интеграции в странах-участницах ТС-ЕЭП с негативным уклоном

5,71

5,57

5,64

5,64

21

Рост проявлений национализма, ксенофобии и нетерпимости к гражданам стран Центральной Азии в России

5,21

4,86

5

5,02

22

Рост антиинтеграционных и антироссийских оценок в Казахстане, транслируемых преимущественно национал-патриотическими силами

4,43

4,43

4,93

4,6

23

Неясность относительно граней между интеграцией и государственным суверенитетом стран-участниц ТС-ЕЭП

5,21

4,79

5,5

5,17

24

Политическое противодействие интеграционному процессу со стороны определенных зарубежных государств, международных организаций и ТНК

5,5

5,07

5,29

5,29

Таким образом, в пятерку лидеров данного рейтинга вошли:

Односторонние действия России по защите своего внутреннего рынка и ограничения для деятельности субъектов предпринимательства из других стран-участниц ТС-ЕЭП на ее территории (6,09 баллов)

Слабая защита национальных экономических интересов со стороны правительства Казахстана в рамках ТС-ЕЭП (6,02 балла)

Политизация оценок процесса евразийской интеграции в странах-участницах ТС-ЕЭП с негативным уклоном (5,64 балла)

Различия в подходах стран-участниц к предназначению, целям и перспективам дальнейшего развития интеграционного процесса (5,55 баллов)

Отсутствие четких конечных целей и результатов процесса евразийской интеграции (5,48 баллов).

 

Первая из этих проблем представляется наиболее существенной, поскольку установленные Россией торговые барьеры идут вразрез с провозглашенным в Договоре о создании единой таможенной территории и формировании Таможенного союза (6.10.2007 г.) и Декларации о евразийской экономической интеграции (18.11.2011 г.) принципам свободы движения товаров, услуг, капитала и трудовых ресурсов в пространстве ТС-ЕЭП.

По оценкам Национальной экономической палаты Казахстана «Союз «Атамекен», на конец сентября 2012 года насчитывалось 58 нетарифных и тарифных барьеров во взаимной торговле стран-участниц евразийской интеграции. Среди них, в частности, выделяются установление Россией утилизационного сбора (на ввоз автомашин) и таможенных пошлин (на ввоз алкогольной продукции), различия в требованиях, предъявляемых к регистрации товарных знаков, длительные сроки процедуры получения различных документов и т.д.

В результате применения Россией соответствующих барьеров наблюдается снижение Казахстаном объема своего экспорта в эту страну, а также, транзитом через российскую территорию, в Беларусь. Так, согласно данным Национального агентства по экспорту и инвестициям «KAZNEX INVEST», в 2012 году общий экспорт снизился на 3,7% по сравнению с 2011 годом (с 7,1 до 6,8 млрд. долларов США). А за 9 месяцев 2013 года, по сравнению с аналогичным периодом 2012 года, экспорт обработанной (несырьевой) продукции снизился на 5%.

Еще более серьезным является то, что рассматриваемые ограничения вызывают рост разногласий и недоверия между странами-участницами ТС-ЕЭП в политической плоскости. Показательным в этом отношении стало, к примеру, озвученное в августе этого года жесткое заявление президента Беларуси Александра Лукашенко о том, что Россия обманула его страну, не выполняя своих, данных при создании Таможенного союза обещаний и не пуская белорусские товары ни на свой, ни на казахстанский рынок.

Не случайно, что рассматриваемая проблема лидирует также по уровню своего влияния на развитие ТС и ЕЭП (6,21 балл) и отражению на двусторонних отношениях стран-участниц (6,14 баллов).

Критическая ситуация вокруг казахстанского бизнеса на территории ТС-ЕЭП во многом обусловлена тем, что он не получает должной поддержки со стороны государства. Примечательно, что в июне этого года тогда еще первый вице-премьер и министр регионального развития Казахстана Бакытжан Сагинтаев заявил о слабой подготовке казахстанской команды переговорщиков по Таможенному союзу. Хотя раньше подобная критика звучала преимущественно со стороны отечественных предпринимателей и экспертов.

Обращает на себя внимание, что проблема слабой защиты национальных экономических интересов Казахстана в рамках ТС-ЕЭП лидирует среди других проблем относительно своего будущего влияния в процессе создания Евразийского экономического союза (6,21 балл).

Вышедшая на третье место в рейтинге проблема политизации оценок процесса евразийской интеграции с негативным уклоном имеет место во всех трех странах-участницах ТС-ЕЭП. Причем в Беларуси эта тенденция проявляется на официальном уровне, о чем свидетельствуют отмеченное выше и другие критические заявления президента этой страны Александра Лукашенко.

В Казахстане рассматриваемой политизации в большей степени способствуют различные объединения и группы национал-патриотов, единодушных в требовании выхода Казахстана из ТС-ЕЭП с денонсацией соответствующих договоров. Вместе с тем выступление группы казахстанских парламентариев против инициируемого Россией создания Евразийского парламента, а также озвучивание проблемы всевозможных ограничений для отечественного бизнеса на рынках Таможенного союза сперва руководителем антимонопольного ведомства Болатбеком Куандыковым, а затем и президентом страны, свидетельствуют о выходе данных критических оценок на официальный уровень.

Что касается России, то здесь в основном преобладают настроения в пользу ограничений трудовой миграции из стран Центральной Азии. Нужно отметить, что если раньше в процессе трудовой миграции в эту страну активность проявляли граждане Узбекистана, Таджикистана и Кыргызстана, то с недавнего времени подключились и казахстанцы. Так, по данным Федеральной миграционной службы РФ, на конец августа 2013 года на территории России находилось более 600 тыс. граждан Казахстана. Ответной реакцией на все это стала, в частности, неожиданная инициатива набравшего за последние несколько лет авторитет среди российской общественности оппозиционного деятеля Алексея Навального по сбору подписей за установление визового режима с республиками Центральной Азии, включая и Казахстан.

Наконец, последние две проблемы в пятерке лидеров рейтинга четко проявляются как в ключевых документах, на основе которых были образованы Таможенный союз и ЕЭП, так и в многочисленных выступлениях и публикациях президентов стран-участниц евразийской интеграции. В связи с этим между ними заметны разногласия, в частности, по наднациональным органам будущего ЕЭС и их полномочиям, заключению новых соглашений в рамках ТС-ЕЭП, срокам прекращения деятельности пока еще действующего ЕврАзЭС и т.д.

В составе же аутсайдеров рейтинга оказались:

Незавершенность формирования единой системы технического регулирования (единый глоссарий, подходы к вопросам стандартов, метрологии и измерения и т.д.) (4,57 баллов)

Рост антиинтеграционных и антироссийских оценок в Казахстане, транслируемых преимущественно национал-патриотическими силами (4,6 баллов)

Низкий уровень таможенного контроля на внешних границах Таможенного союза (4,02 балла).

Очевидно, что в данном случае преобладают проблемы, носящие главным образом организационно-технический характер и в силу этого, видимо, не способных оказать ощутимое негативное влияние на дальнейших ход процесса евразийской интеграции. В то же время фактор незавершенности формирования единой системы технического регулирования в рамках ТС-ЕЭП способен наиболее критически проявиться уже при создании Евразийского экономического союза (5 баллов), чем остальные проблемы данной группы.

Единственной проблемой политического характера в данном случае выступают антиинтеграционные и антироссийские отзывы и оценки, озвучиваемые главным образом национал-патриотами. Причем, по оценкам экспертов, данный фактор в равной мере (4,43 балла) негативно отражается как в процессе развития Таможенного союза и ЕЭП, так и в рамках двусторонних отношений Казахстана с другими странами-участницами, прежде всего с Россией.

При всем этом эксперты не рассматривают данную проблему среди ключевых в процессе евразийской интеграции. Скорее всего, на это влияют такие факторы, как разобщенность отечественных национал-патриотов по многочисленным и конкурирующим между собой группам, отсутствие у них четкой стратегии и последовательной тактики противодействия данному процессу и, что самое важное, их неспособность повлиять на изменение политики руководства Казахстана относительно участия республики в ТС-ЕЭП и предстоящем создании ЕЭС. К тому же в Москве и Минске на соответствующие выпады казахстанских национал-патриотов практически вообще никак не реагируют, либо не видя здесь какой-либо серьезной проблемы, либо полагаясь всецело на Астану относительно ее разрешения.

 

Среди остальных проблем, занявших в рейтинге промежуточные позиции, наиболее заслуживают внимание:

Отсутствие четко выраженной социальной составляющей процесса евразийской интеграции, предполагающей учет конкретных выгод для граждан стран-участниц ТС-ЕЭП (5,19 баллов)

Отсутствие механизмов соблюдения и защиты прав граждан стран-участниц как потребителей различных товаров и услуг в рамках ТС-ЕЭП (4,95 баллов)

Невключенность в процесс евразийской интеграции вопросов социально-гуманитарного сотрудничества (по линии образования, здравоохранения, экологии, науки, культуры и т.д.) стран-участниц ТС-ЕЭП (4,69 баллов).

Как видим, все они касаются социального измерения евразийской интеграции, которое в силу отсутствия соответствующих правовых и организационно-технических механизмов представляется самой уязвимой стороной данного процесса. Хотя в Декларации о евразийской экономической интеграции, подписанной президентами Беларуси, Казахстана и России, заявлено «совершенствование и дальнейшее развитие договорно-правовой базы, институтов и практического взаимодействия» по таким направлениям, как сотрудничество в вопросах миграционной политики, обеспечение совместимости стандартов образования, всемерное развитие сотрудничества в сфере культуры, связей по линии парламентов и деловых сообществ, контактов между людьми.

Будучи ориентированной на выработку предложений в сфере экономической интеграции и уделяя в связи с этим большое внимание вопросам торгово-экономической политики, Евразийская экономическая комиссия (ЕЭК) вместе с тем не уделяет должного внимания такой не менее важной стороне этой политики, как соблюдение и защита прав потребителей различных товаров и услуг. В структуре ЕЭК нет даже специального подразделения, занимающегося именно данным вопросам.

В связи с этим показательно, что по своему влиянию на развитие Таможенного союза и ЕЭП отсутствие четко выраженной социальной составляющей евразийской интеграции стоит на одном уровне с попавшей в группу лидеров проблемой неясности конечных целей и результатов этого процесса (5,29 баллов).

 

Общие выводы

 

Важным итогом настоящего исследования является то, что все из 24-х исследуемых проблем в процессе евразийской интеграции по каждому из трех критериев и в целом оценены экспертами на уровне выше среднего (4 балла). Это свидетельствует о серьезности каждой из них и, как следствие, требует незамедлительных действий по их решению.

Вполне естественно, что эксперты на первые позиции в данном рейтинге, исходя из остроты и актуальности, поставили те проблемы, которые в первую очередь касаются участия Казахстана в процессе евразийской интеграции. В тоже время односторонние действия России по защите своего внутреннего рынка и связанные с ними ограничения для деятельности субъектов предпринимательства из других стран-участниц ТС-ЕЭП на ее территории касаются главным образом руководства этой страны.

Тогда как ответственность за слабую защиту национальных экономических интересов Казахстана в процессе евразийской интеграции полностью несет правительство республики. Поэтому только в случае занятия уполномоченными представителями казахстанского правительства принципиальной и грамотной позиции по тем или иным вопросам в отношениях с другими странами-участницами ТС-ЕЭП можно будет ожидать решения первой и ряда других исследуемых проблем.

Нельзя в связи с этим не отметить также проблему недостаточного уровня прозрачности деятельности Евразийской экономической комиссией и принимаемых ею решений (5,36 баллов). Наличие в составе этого наднационального органа трех казахстанских высокопоставленных персон, включая экс-премьера Даниала Ахметова, тоже не отражается на устранении рассматриваемых проблем. Хотя каждый из них в статусе члена Коллегии (министра) ЕЭК курирует именно те вопросы, которые наиболее критично воспринимаются в официальных и деловых кругах Казахстана:

1) Тимур Сулейменов, член Коллегии (министр) по экономике и финансовой политике: обращение и адвокатирование предпринимательства, регулирование сферы торговли услугами и инвестиций, сфера алкогольного рынка, налоговая политика, зачисление и распределение ввозных таможенных пошлин и т.д.;

2) Нурлан Алдабергенов, член Коллегии (министр) по конкуренции и антимонопольному регулированию: адвокатирование конкуренции, антимонопольное регулирование, контроль за соблюдением единых правил конкуренции и т.д.;

3) Даниал Ахметов, член Коллегии (министр) по энергетике и инфраструктуре: автомобильный, железнодорожный и воздушный транспорт, мониторинг реализации и исполнения соглашений по линии в сфере энергетики, включая развитие общих рынков нефти и нефтепродуктов, и т.д.

В связи с этим приведенные выше нарекания Президента РК Нурсултана Назарбаева можно полностью адресовать и указанным выше персонам, которые, несмотря на свой международный статус, были и остаются гражданами Казахстана. Справедливость такого вывода обусловлена тем, что своими действиями и/или бездействием данные члены Коллегии ЕЭК способствуют нарастанию в рамках ТС-ЕЭП торговых и иных диспропорций в пользу России.

Еще более серьезной проблемой, точнее блоком проблем, является отсутствие нормативно-правовой и организационно-технической базы реализации социально ориентированных направлений евразийской интеграции. В связи с этим в гораздо большей степени, чем казахстанские бизнесмены, находятся в уязвимом положении остальные граждане республики как потребители всевозможных товаров и услуг в пространстве ТС-ЕЭП.

Если представители деловых кругов в плане отстаивания своих прав и интересов в определенной степени могут рассчитывать на Национальную палату предпринимателей, то потребители даже такими аналогичными механизмами защиты не располагают. При этом наиболее беззащитными являются казахстанцы, которые находятся в той же России в рамках прохождения обучения в вузах, лечения в медицинских учреждениях, трудовой занятости и т.д. Причем рассматриваемая проблема касается граждан не только Казахстана, но и двух других стран на территории друг друга.

При этом каких-либо шагов в направлении усиления социальной составляющей процесса евразийской интеграции со стороны ни стран-участниц ТС-ЕЭП, ни Евразийской экономической комиссии не наблюдается. Так, в повестке дня предстоящего 24 декабря этого года в Москве заседания Высшего Евразийского экономического совета на уровне глав государств соответствующие вопросы не нашли своего отражения.

В целом, в своей совокупности все рассмотренные выше проблемы способствуют:

1) нарастанию взаимного недоверия в отношениях между Беларусью, Казахстаном и Россией. Причем это обстоятельство проявляется не только в рамках ТС-ЕЭП, но и распространяется на двусторонние отношения данных страны (например, так называемая «молочная война» между Беларусью и Россией в 2009 году, споры между Казахстаном и Россией вокруг космодрома «Байконур» и т.д.);

2) дезорганизации и дисфункции Таможенного союза и Единого организационного пространства и их наднационального органа – Евразийской экономической комиссии. Особенно это проявляется в невыполнении странами-участницами различных соглашений и договоренностей в отношении к своим партнерам;

3) вероятным сбоям в работе по формированию нормативно-правовой и организационно-технической базы в процессе создания Евразийского экономического союза.

В связи с этим Исследовательское агентство «Рейтинг.kz», основываясь на результатах настоящего рейтингового исследования, считает целесообразным:

1. Усилить социальное измерение евразийской интеграции в базовых нормативно-правовых документах Таможенного союза и Единого экономического пространства, включая Договор о создании единой таможенной территории и формировании Таможенного союза и Договор о Евразийской экономической комиссии.

2. Ввести в Коллегии Евразийской экономической комиссии должность члена (министра) по социально-гуманитарному сотрудничеству, включив в его компетенцию вопросы социальной защиты, образования, здравоохранения, науки и культуры, и образовать подчиненные ему департаменты.

3. Создать в структуре Коллегии Евразийской экономической комиссии Департамент по защите прав потребителей с подчинением члену (министру) Коллегии по конкуренции и антимонопольному регулированию.

4. Обеспечить максимальную прозрачность деятельности Евразийской экономической комиссии, членов ее Коллегии и структурных подразделений и их доступность для всех заинтересованных граждан стран-участниц ТС-ЕЭП.

5. Обеспечить право отзыва Казахстаном членов Коллегии ЕЭК, являющихся его гражданами, в случае ненадлежащего исполнения ими своих обязанностей в интересах всех стран-участниц ТС-ЕЭП

6. Повысить уровень прозрачности и эффективности работы государственных органов и персональной ответственности должностных лиц, непосредственно занимающихся вопросами участия Казахстана в ТС-ЕЭП.

Представляется, что принятие этих мер, а также другие шаги, направленные на устранение исследуемых проблем, позволят не только улучшить различные стороны процесса евразийской интеграции, но и усилить участие Казахстана в нем. Особенно все это актуально в свете запланированного к 2015 году создания Евразийского экономического союза.


Теги: 

Текст сообщения*
Загрузить файл или картинкуПеретащить с помощью Drag'n'drop
Перетащите файлы
Ничего не найдено
Отправить Отменить
Защита от автоматических сообщений
Загрузить изображение