Проект евразийской интеграции нуждается в новых коммуникационных инструментах

Дата:
Автор: ИАЦ МГУ
Россия в последнее время все активнее выступает с интеграционными проектами, которые основаны на взаимовыгодном экономическом сотрудничестве стран постсоветского пространства. С 2012 года заработал Таможенный союз России, Белоруссии и Казахстана, в этом году решение о присоединении к нему приняла Армения, а в 2014 году появится проект договора о Евразийском экономическом союзе – новой ступени интеграции. 12-13 декабря в Минске, при поддержке Фонда имени А.М. Горчакова, а также газеты «Московские новости», прошла международная конференция «Евразийская интеграция: информационные вызовы», организованная созданным недавно Евразийским коммуникационным центром (ЕКЦ).
Проект евразийской интеграции нуждается в новых коммуникационных инструментах
  Павел Родькин

Дизайнер, эксперт в области брендинга и визуальных коммуникаций, преподаватель Высшей школы экономики (НИУ ВШЭ) Евразия как реальность Проект евразийской интеграции нуждается в новых коммуникационных инструментахСовершенно очевидно, что евразийская интеграция требует динамичного и мобильного обмена идеями, знаниями, опытом, т.е. всесторонних коммуникаций на базе культурных и экономических институтов. Необходимо престать говорить с обществом на «концелярите». Одним из перспективных и прагматичных инструментов, который обеспечил бы необходимый уровень коммуникации мог бы стать, например, туристический, культурный и территориальный маркетинг и брендинг. Брендинг в данном случае следует понимать не как самоцель, а как функциональный и наиболее релевантный современному обществу инструмент, что было позитивно воспринято в экспертном сообществе и вошло в повестку форума, что, в свою очередь, свидетельствует о позитивных подвижках в этой среде.Россия в последнее время все активнее выступает с интеграционными проектами, которые основаны на взаимовыгодном экономическом сотрудничестве стран постсоветского пространства. С 2012 года заработал Таможенный союз России, Белоруссии и Казахстана, в этом году решение о присоединении к нему приняла Армения, а в 2014 году появится проект договора о Евразийском экономическом союзе – новой ступени интеграции. 12-13 декабря в Минске, при поддержке Фонда имени А.М. Горчакова, а также газеты «Московские новости», прошла международная конференция «Евразийская интеграция: информационные вызовы», организованная созданным недавно Евразийским коммуникационным центром (ЕКЦ). Чем данное мероприятие (и поднятые в рамках его проблемы) отличается от массы аналогичных? Вопрос совсем не праздный, учитывая, что тему, действительно, легко «заболтать». Несмотря на экономическую направленность проекта евразийской интеграции, стабильные и долгосрочные интеграционные процессы не могут быть построены исключительно на экономике без включения культурные и ценностные ориентиры. Для реализации интеграционных процессов необходимо использовать общее информационное пространство, которое служит инструментом реализации проектов сотрудничества и их легитимации. Но коммуникационные инструменты только начинают вырабатываться и по настоящему применяться, хотя давно уже не являются чем-то новым и широко используются во внешней и внутренней политике всех развитых стран. Благодаря современным коммуникационным инструментам можно преодолеть скепсис по отношению к идее интеграции и угрозу со стороны конкурирующих брендов, которые, несмотря на свою известную «виртуальность», оказывают реальное воздействие на общественное мнение и приоритеты элит, что сегодня и происходит, например, на Украине. Именно так определяет основные задачи работы директор Евразийского коммуникационного центра Алексей Пилько: «необходимо поставить информационное сопровождение евразийской интеграции на системную основу и дать людям объективную информацию о евразийской интеграции, развенчав сформированные негативные мифы». Без системной коммуникационной поддержки любые интеграционные процессы не могут развиваться. По словам директора Института ЕврАзЭС Владимира Лепехина, моделировавшего одну из сессий форума: «в порядке самокритики журналисты евразийских стран часто утверждают, что у нас нет единого информационного поля. Единого поля у нас, быть может, действительно нет, но вот общее информационное пространство – это реальность». Отметим, что сама «замена» постсоветской повестки на евразийскую является значительным шагом вперед и с экономической и с цивилизационной и с коммуникационной точек зрения. Таким образом, для решения этих, подчеркнем – общих проблем евразийская интеграция нуждается в существенном расширении коммуникационных и информационных инструментов и гуманитарных технологий. Опираться только на традиционные политические или медийные инструменты больше невозможно, так как это значительно сужает каналы коммуникации с обществом, учитывая изменения в самой политике и экономике. Евразийская интеграция не будет простым процессом, она требует обсуждения и серьезной работы по самым разным направлениям, но это тот проект, который способен преодолеть глобальное молчание России. И надеемся, что специалисты в области брендинга и гуманитарных дисциплин будут в нем востребованы.

Поделиться: