Абхазия и Ю.Осетия фактически в Таможенном Союзе

Дата:
Автор: ИАЦ МГУ
В таком сценарии нет необходимости получать согласие на эту процедуру от Астаны и Минска, которые имеют собственные линии отношений с Тбилиси, отличные от Москвы. Российские партнеры по ТС не признали независимость ЮО и Абхазии, и могли бы усложнить полноценное оформление их членства в ТС. А в такой форме, «вступления по факту», наших партнеров не поставит в затруднительное положение. При этом, мы фактически получаем данные республики внутри Таможенного Союза.
Абхазия и Ю.Осетия фактически в Таможенном Союзе
 Госдума России ратифицировала соглашения о беспошлинной торговле с Абхазией и Южной Осетией.  Соглашение с Абхазией было подписано в Москве 28 мая 2012 года, соглашение с Южной Осетией — 2 марта 2012 года. Они устанавливают беспошлинный режим ввоза и вывоза товаров, за исключением некоторых позиций. Велика ли выгода для Абхазии и Южной Осетии от этого соглашения, даст ли оно толчок к развитию и компенсирует ли тот факт, что республикам не удалось вступить в Таможенный Союз? Несомненно, я бы назвал это решение способом оформить фактическое вступление в ТС Абхазии и Южной Осетии без самого юридического факта и, соответственно, длительных процессов согласований с Евразийской Комиссией и партнерами по ТС. В таком сценарии нет необходимости получать согласие на эту процедуру от Астаны и Минска, которые имеют собственные линии отношений с Тбилиси, отличные от Москвы. Российские партнеры по ТС не признали независимость ЮО и Абхазии, и могли бы усложнить полноценное оформление их членства в ТС. А в такой форме, «вступления по факту», наших партнеров не поставит в затруднительное положение. При этом, мы фактически получаем данные республики внутри Таможенного Союза.Естественно, это даст определенный импульс торгово-экономическому развитию данных республик. Что касается выпадения доходов местных бюджетов, которые наполнялись за счет таможенный платежей, то они с одной стороны, с лихвой компенсируются российскими бюджетными ассигнованиями и инвестициями, а с другой, нужно принять во внимание, что несколько источников дохода для бюджетов остается.  В частности, в режим свободной торговли не попадают импорт из этих двух республик сахара, спирта и табачных изделий. Здесь нужно отметить, что Ю.Осетия и Абхазия вообще-то не производят спирт и сахар, а также табак в промышленных количествах. Все это поступало и возможно по-прежнему по каким-то каналам поступает в одном случае из Турции в Абхазию, в другом, например, спирт из Грузии в Ю.Осетию. А затем, по серым схемам проникает на российскую таможенную территорию. Но собственно и на территории Южной Осетии есть несколько пивоваренных заводов, однако их экспорт будет облагаться пошлинами. Тоже относится к алкогольной продукции Абхазии.Позитивные достоинства свободного таможенного режима связанны с облегчением выхода на российский рынок местных производителей и упрощением реализации российских инвестиционных проектов. Скажем теперь, Ю.Осетия может расширить производство минеральной воды Багиата, и перестать оформлять ее как североосетинскую. Должен расшириться ввоз оборудования для различных перерабатывающих отраслей республик. В Южной Осетии есть ряд промышленных предприятий, требующих модернизации, например "Вибромашина" и  "Эмальпровод". Новый режим облегчит ввоз необходимого оборудования.  Вероятно возрастет экспорт леса из горной республики, ускорится развитие месторождений свинцово-цинковых руд. Правда для этого потребуется реконструкция Транскама. Пищевая и строительные отрасли как раз те, которые должны дать импульс развитию местных экономик. Наконец, косвенно этот режим может облегчить оформление транзита армянских товаров в Россию. Почему между подписанием этого соглашения и ратификацией в Госдуме прошел такой большой срок? Я не могу сказать наверняка. Есть несколько версий. Первая, связана с обычными сроками ведения таких бюрократических процедур. Я могу привести десятки соглашений со стратегическими союзниками России, например по ШОС и ОДКБ, которые ждали своего срока ратификации месяцами. Причина в том, что они не имели конкретных лоббистов и оформлялись «своим чередом», то есть по мере того как доходили руки или требовали того крайние сроки прохождения документов, дабы не возникали юридические лакуны.Вторая версия связана с проблемами экономической политики России в отношении этих регионов. Как известно новые планы развития регионов в течении 2013 года только готовились, а учитывая, что прежние целевые проекты не выполнены до конца или просто провалены, нужно было рассчитать воздействие свободного таможенного режима на их будущее выполнение. Возможно, что с приходом Суркова ситуация как-то «устаканилась».Третья версия связана с игрой Москвы. Возможно, что новый режим прямым образом влияет на бизнес тех лиц из местного руководства, в отношении которых у Кремля есть претензии по качеству их работы. Поэтому ратификацию откладывали до решения проблемы. Что это соглашение дает России? Данная мера сугубо экономическая. Прежде всего, свободный таможенный режим это облегчение жизни для российского бизнеса. Во-первых эти две региональные экономики давно внутри большой российской, а региональных предпринимателей трудно назвать в России иностранцами, они имеют российские паспорта и связанны сотнями связей с экономикой Северного Кавказа и остальной России. Снятие таможенных барьеров изымает искусственную преграду вокруг которой множество посреднических и коррупционных схем. Во-вторых, это еще один небольшой шаг в сторону улучшения инвестиционной привлекательности регионов для тех, кто мог бы туда прийти со своими проектами, но опасается множества рисков.  http://www.bigcaucasus.com/events/news/13-12-2013/88378-karavaev-0/ф 

Поделиться: