Россия, Москва

info@ia-centr.ru

Идеологическо-пропагандистские стрелы, направленные в украинскую сторону, похоже, начали запускать другие лучники

15.12.2013

Автор:

Теги:
Версия для печати Версия для печати

13.04.2009 10:37:35 | Александр Караваев, Алексей Власов, ИАЦ МГУ (МиК) 

Идеологическо-пропагандистские стрелы, направленные в украинскую сторону, похоже, начали запускать другие лучники

В контексте последних событий в украинско-российских отношениях мы снова наблюдаем картину, как московские политтехнологи в очередной раз будоражат общественное мнение, пытаясь навязать российскому народу идею о том, как много Россия, фактически за их счет, помогает Украине, а Киев "натомість" вместо благодарности то ставит вопросы пребывания Черноморского российского флота на территории Украины, то "ущемляет" права русскоговорящих, то тянется к ЕС без ведома Москвы, то строит планы сотрудничества с НАТО без согласования с Кремлем.

Попытка удержать Украину под своим зонтиком, умноженная на поддержку пророссийских сил в Украине, - мероприятие не новое. Далеко ходить не надо. Вспомните Тузлу. Благо, что Данилыч проявил решительную волю и вопрос, кажется, сняли с повестки дня дипломатических переговоров. Вспомните экономические санкции к украинским товаропроизводителям со стороны российского правительства. Освежите в памяти заявления типа Лужкова, Затулина, Жириновского… Не говоря уже о газовых претензиях кремлевских пиарщиков. И что, скажите? Топорная работа? Согласен. Видимо, поняли это и в Кремле. С приходом Дмитрия Медведева к власти в РФ украинская составная в зоне внешней политики России приобретает другие начертания.

Идеологическо-пропагандистские стрелы, направленные в украинскую сторону, похоже, начали запускать другие лучники. Более искушенные, более прагматичные. Пришли политтехнологи, которые, по нашему мнению, не только будут пытаться сыграть на социально-политической ситуации в стране, но и материализировать идею российского образовательно-медийного пространства в Украине как одного из рычагов влияния на умонастроения граждан Украины.

…Чтобы не быть голословным, предлагаем вам публикацию из той серии материалов (читай руководств к действию), которые начали появляться в российских интернет-изданиях.

Наша позиция базируется на следующих ключевых положениях. Мы исходим из предопределенности в ближайшие десять-пятнадцать лет более глубокого разграничения пространства между Россией и Европой. В какой форме оно произойдет, неизвестно. Наиболее мягкий вариант может быть похож на сегодняшний набор барьеров: визы, таможенные тарифы, средней жесткости границы зон геостратегической безопасности, при этом почти свободное перемещение капиталов, туристов, а также, по соответствующим ужесточенным правилам, трудовых ресурсов.

Очевидно, что межа пройдет по всей той проблематике, которая составляет повестку отношений России - Украины, а также шире, составляя вопросы геополитики в треугольнике Россия - Украина - Запад. В какой форме удастся сохранить Украину - союзником, дружеским к России государством, будет зависеть от активности и эффективности российской политики на украинском направлении. Задача неординарная, учитывая необратимость дрейфа Украины в ЕС.

Говоря о текущей ситуации, мы исходим из трех фактов. Первый - экономика Украины находится в худшем за последние годы положении, и в сравнении с тяжестью российских проблем терпит крушение. Второе - это неизбежно отра­зится на социально-политической ситуации в стране, однако обострившиеся кризисы не вызовут "краха" государства и не приведут к гражданской войне.

Третье - Европа пересматривает свою политику не только в отношении нынешних украинских властей, но и в целом по отношению к Украине. Появляется временное "окно", когда Россия может предложить западным партнерам рамочные параметры для долгосрочной практики взаимодействия в Украине. Это может не сработать в полной мере, но предложение должно прозвучать.

Четвертое - Украина не должна "засидеться" в антироссийской позе. Действия России должны быть направлены на то, чтобы доказать украинскому политикуму необходимость проведения конституционных реформ федеративного характера (по примеру Германии), расширяющих самостоятельность областей, а также реформ, подымающих статус русского языка, на государственном уровне фиксируя двуязычие (по примеру Канады).

1-й шаг: определение места Украины в российской политике

Проблема в том, что Украина до сих пор отсутствует как самостоятельное направление внешней политики РФ. Украинская тематика лишь включена как конфликтный элемент в "газовую политику" РФ, как отдельный элемент в вопросы безопасности (базирования ЧФ РФ). Также нельзя назвать государственной политикой РФ в отношении Украины дипломатию отдельных лидеров (от Лужкова до Затулина). Они выполняют функцию зондирования общественного мнения, провоцирования элит на диалог и прочее. Хотя отдельно надо признать их значительное влияние на общественное мнение Крыма (опять же это другая, отдельная история, не должная довлеть на украинскую политику РФ). Изменить данный факт необходимо, но сейчас это не представляется возможным.

Поэтому, если мы попытаемся заново определить политику России в отношении данного субъекта, то должны найти более широкую привязку. На наш взгляд, новое формулирование украинского вектора внешней политики РФ должно происходить в контексте европейской политики России. Необходимо показать, что Россия формирует свой украинский вектор под зонтиком российской европейской парадигмы, при этом мы активно наращиваем российско-украинские связи, притягивая к себе все пространство Украины без ограничения на запад и восток.

Будет разумно, если свою политику поддержки и помощи Украине мы свяжем с нашей долгосрочной политикой международной интеграции.

Весьма вероятно, что нас продолжат преследовать неудачи, если мы будем по-прежнему рассматривать Украину как страну рискованных и краткосрочных авантюр (даже если они имеют краткосрочный успех).

Также мы обманываем себя, если сосредоточимся на необходимости получить себе в Киеве "ставленника" или управляемого лидера.

Необходимо продемонстрировать, что Украина для нас является частью политики России в отношении Европы. На данном направлении мы имеем значительное число проблем, не достигаем полного удовлетворения, но ведем себя весьма последовательно и достигаем промежуточных результатов (как в отношении НАТО, так и в отношении Евросоюза).

Видна последовательность и преемственность. Евросоюз уже склоняется действовать с РФ не путем отдельных атак и локальных договоров, а к выработке приоритетов на этом направлении. Во многом для них этот приоритет - Россия. Вспомним 1990-е, тогда при всех неопределенностях они признавали, что сначала есть РФ - страна с ядерным оружием, и только во вторую очередь СНГ.

На рубеже 2000-х началась другая полоса - раздражающая нас своим игнорированием российских интересов. Сейчас они публично заявляют об отказе делить СНГ на сферы влияния, но по сути на Западе понимают, что договариваться по основным вопросам, лежащим в геополитике, придется именно с Россией. И только потом вписывать в эти договоренности страны СНГ.

Отсюда вытекает частный случай Украины. В украинском публичном пространстве уже сейчас, до выборов, должна укрепиться мысль, что "к нашей украинской выгоде мы должны действовать в согласии с РФ, а в некоторых случаях при участии РФ".

С нашей российской стороны Москве необходимо сформулировать в форме меморандума или другого документа общие рамки отношений с Украиной, основная мысль которого бы заключалась в:

а) долгосрочности отношений, нацеленности на стабильность Большой Украины, при фиксации политических и культурных прав русского и русскоязычного населения;

б) отсутствии раздражения от политики Украины в отношении Европы, ее нацеленности на евроинтеграцию, но при четко сформулированных условиях геополитической безопасности России от Запада (постулируется свобода европейского выбора Украины, при известных ограничениях в отношении расширения НАТО).

2-й комплексный шаг: формирование и реализация практических методов

а) поддержка русского языка и русскоязычного пространства.

В Украине заметно падение не только школьного уровня русского языка, наблюдается катастрофическое сокращение специалистов в области русской филологии (базовой специальности для многих профессий медийной сферы). Необходим набор публичных и менее публичных мер в поддержку российского образовательно-медийного пространства в Украине.

Начиная со следующего бюджета РФ, необходимо заложить специальные статьи для Министерства образования РФ и Академии наук РФ в пользу обеспечения программ изучения и распространения языка силами российских и украинских специалистов. Отдельно продумать и обеспечить набор мероприятий, связанных с темой голода в Украине: совместные международные конференции и научные семинары историков.

Должна быть составлена карта грантовой поддержки (список вузов и иных учебных заведений с их реальными ресурсами, проблемами, а также теми специалистами, которые имеют желание и амбиции расширить собственные возможности в преподавании русского языка). Таким образом, финансирование должно носить точечный характер.

В целях снижения политических конфронтаций, а также учитывая низкое качество преподавания в украинских вузах украинского языка, разумно рассмотреть возможность поддержки в вузах двуязычных специальностей "русский и украинский языки" для расширения базы специалистов-переводчиков.

б) работа с общественными силами.

России необходимо поощрять общественные российские организации (НПО) к поиску контактов и налаживанию сотрудничества с украинскими партнерами. Крупные российские общественные движения и организации должны выстраивать или, как минимум, искать собственные связи в Украине. Необходимо наращивать всю гамму межпартийных связей, и не только по линии "Единой России". Все российские конструктивные партии от "Справедливой России" до "Правого дела" должны проводить собственные проекты и искать контакты в Украине, причем, совершенно неважно, какова внутрироссийская парламентская судьба вышеуказанных и иных российских политических организаций. Нужно обрастать любыми связями.

Надо стимулировать российские партии на работу с региональными парламентами. В качестве позитивного можно привести пример голосования Верховного Совета Крыма "о необходимости активизации сотрудничества с Россией и другими республиками бывшего СССР". Крымские депутаты намерены содействовать вступлению Украины в ЕврАзЭС и ОДКБ. "За" принятие данного документа проголосовали 75 депутатов, 11 - против.

в) повышение статусности украинской политики России. Необходимость создания авторитетной российско-украинской комиссии по сотрудничеству и взаимодействию.

Необходимость создания данного органа вызвана особенностями бюрократического регулирования в России и Украине: отсутствием консенсуса в отношении политики друг друга внутри элит двух стран, отсутствием самой площадки для обсуждения острых тем из двусторонней повестки.

Комиссия должна отчитываться перед парламентами двух государств и на правительственных заседаниях. Комиссия обсуждает конкретные вопросы, совмещающие политическую, экономическую и иную проблематику.  В полномочия комиссии должны быть отнесены формирование межправительственных соглашений по регулированию вопросов взаимодействия.

Подводя итог, еще раз обратим внимание, каким бы ни был "ответ" России на украинский "вызов", он должен исходить из необходимости выработки целостной стратегии отношений. Москва должна иметь долгосрочный план своей политики и понятные для Киева правила двусторонних отношений с четкой системой критериев позитивного развития, выход из которых подразумевает плохие последствия для согласия и мира в Украине.

Автор:  Александр Караваев, Алексей Власов, ИАЦ МГУ (МиК)
Источник:  CN-Столичные новости
Ссылка:  http://cn.com.ua/N548/

Теги: 

Текст сообщения*
Загрузить файл или картинкуПеретащить с помощью Drag'n'drop
Перетащите файлы
Ничего не найдено
Отправить Отменить
Защита от автоматических сообщений
Загрузить изображение