Россия, Москва

info@ia-centr.ru

К вопросу выборной системы

15.12.2013

Автор:

Теги:
К вопросу выборной системыВ последние годы в нашем обществе усиливаются дискуссии по поводу правильности формирования политической элиты и устройства нашей страны. Есть большие сомнения в том, что наша политическая система позволяет выдвигать на передовые рубежи управления наиболее пассионарно настроенную часть осетинского общества, способную адекватно реагировать на вызовы времени, и решать сложнейшие, судьбоносные задачи с полной ответственностью.

Наше общество все еще слабо включено в процесс выработки решений так как до сих пор не сформирован, в независимом государстве, серьезный аналитический Центр для обработки всех поступающих и публикуемых в СМИ рациональных предложений, не выработан механизм их проведения в жизнь.

Отсутствие культуры обсуждения важнейших вопросов на всех уровнях, из-за закрытости для общества многих намечаемых решений и важнейших законопроектов, ведет к утрате народом гражданской активности и росту пессимистических настроений относительно будущего нашего государства.

Все вышесказанное всего лишь общая, распространенная оценка состояния дел в Республике, предваряющая постановку круга вопросов правильные ответы на которые позволили бы изменить ситуацию к лучшему и сократили бы разрыв позиций и положения различных слоев воссоздаваемого осетинского сообщества.

Эти вопросы в разное время, в различных обстоятельствах и многочисленных СМИ уже ставились, но вразумительного, широкого и серьезного обсуждения по ним пока не последовало. Они как бы повисли в воздухе и начинают самостоятельно «давить» всем грузом своей неопределенности, в особенности, перед очередными избирательными кампаниями. Совместный поиск и нахождение решений разрядило бы обстановку. Этому же должна предшествовать активизация коллективной мысли, если она еще у нас тлеет, чтобы выбрать правильное направление в укреплении нашей государственности и нацелить на него все наши усилия.

В СМИ настойчиво звучат требования части избирателей пересмотреть законодательство по выборам в представительный орган страны и высказаться всем заинтересованным сторонам по этому поводу, чтобы успеть принять оптимальные решения.

Ниже представляю некоторые из вопросов, которые ожидают таких ответов, которые бы внесли позитив в нашем наступающем будущем, а также предложения, требующие своего заинтересованного рассмотрения:

1. Каким мы видим будущий Парламент РЮО, т.е. хотим и можем ли мы:

а) создать полностью профессиональный Парламент

б) сохранить полупрофессиональный

в) увеличить количество профессионально работающих депутатов до 50% и более процентов в полупрофессиональном Парламенте?

г) рано или поздно встанет вопрос и с самим названием нашего высшего законодательного органа – т.е. возврат к названию «Паддзахадон Ныхас», которое точнее отвечает национальному обычаю соборности выносимых важных решений.

Кроме того, чтобы в Парламент не рвались те, кто надеется найти там синекуру, полезно установить определенные критерии, повышающие планку требований к личным качествам и к предыдущей жизненной и гражданской позиции кандидатов в депутаты Парламента, в частности:

- вводом существенных ограничений для депутатов и госслужащих РЮО по владению за рубежом активами (недвижимостью, банковскими вкладами, бизнесом).

- сохранением для кандидатов в депутаты только юго-осетинской регистрации (с неизбежным условием снятия с постоянной регистрации в иностранном государстве и регистрацией в РЮО после избрания, и до получения Мандата). В отказе от второго гражданства, на мой взгляд нет ничего удивительного. Этим он только докажет, что готов жертвенно служить своей стране и строить там такие условия, в которых захочет сам прожить жизнь вместе со своими близкими, а не планирует использовать должность для создания стартового капитала, чтобы выгодно устроиться за рубежом.

- обязательная подача Декларации на себя, членов семьи, близких родственников (в том числе близких родственников супругов), с указанием всех зарубежных активов и счетов семьи, всех источников дохода, не зависимо от географии их получения, (в том числе и для учета Валового Национального Продукта).

- введение порядка подачи и Декларации о расходах в конце каждого года исполнения полномочий, и еще в течении трех-пяти лет после их окончания, в том числе, приобретаемых за рубежом активов семьи и близких родственников, выдаваемых ссуд под расписку третьим лицам.

- прописать более четко в законодательстве порядок формирования партийных списков по результатам тайного голосования на партийных съездах.

Кандидаты, включенные, в партийный избирательный список, не должны параллельно баллотироваться по мажоритарной системе.

- вернуться к смешанной избирательной системе (пропорционально-­мажоритарной) в количестве 1/2 или 1/3 от общего количества, но не менее 12 депутатов на начальном этапе.

Все опасения незаконного завоевания голосов избирателей «сомнительными» кандидатами можно нивелировать возможностью разработки:

а) реального механизма отзыва «мажоритария» не оправдывающего ожиданий общества и большинства избирателей

б) возможностью выразить и реально оформить вотум недоверия избирателей той или иной парламентской партии в отведенные сроки.

Чтобы избиратели могли отслеживать позиции своего депутата, Регламент и технические возможности Парламента РЮО должны позволять вести и публиковать в СМИ и на сайте Парламента РЮО подробные итоги каждой сессии:

а) поименный учет голосования каждого депутата и депутатских фракции по всем открытым вопросам заседаний Сессий;

б) перечень всех депутатских запросов, предложений и законодательных инициатив;

в) график участия в заседаниях Комитетов и сессий.

г) вести депутату свою интерактивную страницу на сайте Парламента

д) обязать аппарат Парламента публиковать на своем сайте проекты всех законов до их рассмотрения в Президиуме Парламента РЮО.

Но, при этом, улучшить условия работы и предоставить рабочее место каждому депутату и аппарату Парламента с доступом в интернет, четким механизмом привлечения к работе независимых научных экспертов, возможностью повышать свои знания, обмениваться опытом с парламентариями других стран всем депутатам, при полной бесперебойной обеспеченности «средствами производства».

В этой связи, принять нормы, ограничивающие чиновников всех уровней кроме Президента страны и первых лиц, на бюджетные средства закупать дорогостоящие респектабельные служебные машины, пока страна находится на 99% дотационном бюджете. Это, как минимум, неэтично, не говоря уже, о неоправданной расточительности.

Мы все осознаем, что вызовы времени и обстоятельств таковы, что нам в короткий срок необходимо провести колоссальную работу. Чтобы в будущем в Парламент РЮО имели шанс проходить наиболее прогрессивные, порядочные, принципиальные, дальновидные, с ответственной гражданской позицией депутаты, с разнообразным профессиональным жизненным опытом. Поддерживаю тех, кто считает необходимым видоизменить и положение о цензе последних лет.

Конечно, возможны варианты, в том числе, такие как:

- обязательное проживание кандидата в РЮО 10 лет в период с начала 1989 до конца 2008 года (или активное, действенное и непосредственное участие в становлении Республики с начала сопротивления фашизму 1989 года),

- на последние перед выборами 10 лет, должно приходиться не менее пяти лет проживания на постоянной основе с семьей, сохранения собственной жилой площади, проживание в родительском доме или ином жилище в РЮО на законных основаниях.

Можно предложить другую формулу – вообще отменить ценз последних лет, компенсируя это условие другими объективными требованиями, а главное, укреплением морально-нравственных устоев в обществе, за состояние которых ответственность несет всегда властвующая элита... Общепризнано, что укоренение моральных принципов (в нашем случае «æгьдау») и воспитание культуры следования им в обществе – одна из основных функций любой государственной власти, – после обеспечения физической безопасности граждан.

Поэтому лучшие из тех, кого выдавливали из страны тяжелые экономические условия, власть, и тех, кто выехал учиться задержался для получения практического опыта и квалификации, (особенно, если они сохраняли тесную связь с Родиной, имеют, что реально предложить и компетентны в определенной сфере), должны иметь возможность участвовать в политической жизни Республики.

Окончательный же выбор, конечно же, за избирателем, его свободной волей и ответственность за последствия своих решений. Главное, не допускать фальсификаций во время выборов и в подсчете голосов. Для этого в обязательном порядке срочно:

- вернуть подписи доверенных лиц на оборотной стороне избирательного бюллетеня во время парламентских выборов, внедрить камеры слежения, чтоб обеспечить полную легитимность результатов выборов в глазах избирателей.

- вести параллельно электронный учет списков всех избирателей по участкам для исключения дублирования голосования на разных участках.

- создать, под ведомством Парламента РЮО, полностью ему подотчетное, Контрольно-Счетное Управление.

Общество серьезно волнуют критерии подбора кандидатов на ответственные должности в исполнительных органах. На мой взгляд, на материально ответственные должности справедливо все требуют назначать только граждан РЮО и тех, кто свое будущее и будущее своих детей видит в Южной Осетии. А лицам с двойным гражданством, которые ранее временно проживали за пределами РЮО, но могут предложить что-то очень серьезное, придется делать выбор и добровольно отказываться от второго гражданства или регистрации в другой стране, или включиться пока в работу Научно- консультационного Центра, создание которого в РЮО стало безотлагательной необходимостью.

Кроме того, освобождать от занимаемой должности всех руководителей в Правительстве только после полного Отчета о результатах своей деятельности перед Парламентом и общественностью РЮО.

Все эти и другие меры должны исключить или свести к минимуму повторения прошлых ошибок и возможности безнаказанного злоупотребления «приглашенными» и «неприглашенными» чиновниками должностными полномочиями в РЮО, когда для нерадивых чиновников второе гражданство РФ становится индульгенцией для ухода от ответственности за казнокрадство или халатность.

Все эти, или часть изложенных предложений могут быть реализованы, если получат общественное одобрение и поддержку большинства избирателей, депутатского корпуса и лично Президента.

Часть названных проблем ставилась уже перед Парламентом РЮО, но пока, к сожалению, они не стали предметом обсуждения в Парламенте и не нашли своего отражения в законодательных актах. Насколько же они необходимы, покажет публичное обсуждение, если оно состоится, и позиция избирателей по каждому пункту отдельно, и позиция «слуг» народа с учетом сформировавшихся запросов общества.



депутат Парламента РЮО Марина Дзигоева

Теги: 

Текст сообщения*
Загрузить файл или картинкуПеретащить с помощью Drag'n'drop
Перетащите файлы
Ничего не найдено
Отправить Отменить
Защита от автоматических сообщений
Загрузить изображение