Россия, Москва

info@ia-centr.ru

Казахстан-2013: и снова об евразийских смыслах...

13.12.2013

Автор:

Теги:

ВыступлениеЮлии Якушевой на международной конференции "Евразийская интеграция:информационные вызовы" (Минск, 12.12.13)

 

Краткокоснусь тех объективных и субъективных процессов в развитии интеграции, которыеоказывают негативное влияние на информационный фон вокруг интеграционныхпроцессов.

Первое. Это блокэкономических проблем, связанных с издержаками которые несет малый и среднийбизнес. Особенно это заметно на примере Казахстана. Казахстан получилувеличение импорта из России и Белоруссии, в то время как собственные казахстанские производители оказались неготовы конкурировать с этим наплывом товаров. Это негативно воспринимается в СМИ и в казахстанском обществе как примервытеснени казахстанских производителей с собственного рынка. Проблема в том,что вовремя не были сформированы защитные механизмы, которые могли бырегулировать в ряде отраслей эти процессы. Сейчас эта проблема постепеннорешается. Да, процесс негативный, но вспомним что говорил Президент КазахстанаН.А. Назарбаев: если мы не научимся конкурировать внутри собственногообъединения на достаточно льготных условиях, то нам не справиться с глобальнойконкуренцией внутри ВТО.

Непонимание преимуществ интеграцииформирует поле недоверия к евразийскому проекту. В россии много говорят онационал-патриототах в Казахстане, которые распространяют антироссийские иантиевразийские настроения. Но нахождение поддержки таких настроений - этосвидетельство того, что многим людям просто не на что опираться в своемотношении к ТС.  Элементарно недостаточноинформации.

Неслучайным результатом этихпроцессов является показатели опросов, которые демонстрируют что при высокомуровне поддержки интеграции евразийские приориетты для общества не оченьпонятны. Буквально на днях были опубликованы результаты исследования Демоскоп согласно которым 32 %казахстанцев связывают повышение цен с деятельностью таможенного союза. Приэтом порядка 70 % в целом поддерживают интеграцию.

Следующий момент -отсутствие ясного образа евразийской интеграции. СМИ пока не понимают, как этотобраз создать.

Здесь мы имеем дело спроблемой содержательного контента информационного продвижения евразийскогоинтеграционного проекта. Можно ли говорить об универсальном информационномконтенте для всех стан-участниц и перспективных членов Таможенного Союза?Очевидно, что нет. Поскольку у каждой страны своя специфика политического,экономического развития, свои резоны присоединения к евразийскому проекту.Поэтому и подходы  к информационномуосвещению, сопровождению проекта должны быть гибкими.

Какие преимущественныенаправления, на мой взгляд, важно ставить во главу угла при работе в медиа полеевразийских стран?

Первое. У евразийского проекта должна появиться болеевнятная социальная стратегия, человеческое лицо. Пока же простые люди неощутили ни плюсы ни минусы интеграции, воспринимая таможенный союз как проект элит. Поэтомусоциальная тематика, ответ на вопрос: что получит каждый простой гражданин отинтеграции - должны более активно присутствовать в СМИ.

Второе. Важна правильная ставка на целевуюаудиторию. Прежде всего, ставка на молодежь. Борьбаза умы идет в нише молодежной среды, и ситуация на Украине это хорошодемонстрирует. На постсоветском пространстве происходит поколенческий раскол.Для молодых людей, которые практически не общаются со своими сверстниками вдругих постсоветских странах, нужны более существенные стимулы нежели память осоветском единстве.

Одним из таких мощных стимулов можетстать создание социальных лифтов для молодежи евразийских стран. Если мы развиваемся в болонской системе, то почему бы несинхронизировать наши подходы к образованию, не создать  некую евразийскую модель образования? Работав этом направлении могла бы вестись на базе Евразийской Ассоциацииуниверситетов. Одним из пилотных проектов в сфере формирования социальных лифтов могут стать евразийскиеинтеллектуальные центры, на базе которых будет вестись подготовка евразийскихпрофессионалов.

Большую роль в развитии коммуникацийможет сыграть  создание новогоинформационного агентства, работющего по Центральной Азии. Насколько мнеизвестно уже со следующего года будет функционировать такое агентство Новости-ЦентральнаяАзия. Это, безусловно, будет способствовать кооперации и сплочению государствцентральной Азии и России.

Подводя итоги, отмечу, чтопока в СМИ и в обществе чаще идут дискуссии ни каким быть ТС, а что плохого онпринес. Дискуссия носит характер не просто критический, а неконструктивнокритический. Да ситуация складывается сложным образом, но почему бы не сместитьоптику: какую роль СМИ, бизнес сообщество, общественные деятели, экспертыспособны сыграть в наполнении евразийской интеграции новыми смыслами, болеекачественным и конструктивным содержанием?

Очень хорошо эта проблема прослеживаетсяна примере СНГ. В свое время некому было заниматься продвижением этогоинтеграционного проекта. У чиновников, бюрократов другой фронт работы. Нужныяркие идеи со стороны экспертных кругов. Для того, чтобы евразийская идея состояласькак общественный проект, необходимо, чтобы в ее продвижении участвовалиэксперты, лидеры обществуенного мнения, интеллигенци, люди искусства икультуры. Поэтому посыпать голову пеплом неконструктивно. У нас есть уникальнаявозможность создать поле поддержки евразийской интеграции не сверху вниз, аснизу вверх.


Теги: 

Текст сообщения*
Загрузить файл или картинкуПеретащить с помощью Drag'n'drop
Перетащите файлы
Ничего не найдено
Отправить Отменить
Защита от автоматических сообщений
Загрузить изображение