Россия, Москва

info@ia-centr.ru

Елена Кузьмина: «Расходы России на интеграцию окупятся сторицей»

10.12.2013

Автор:

Теги:

Елена Кузьмина: «Расходы России на интеграцию окупятся сторицей»

Елена Кузьмина: «Расходы России на интеграцию окупятся сторицей» Мировойфинансовый и экономический кризис заставляет пристальней взглянуть на экономическое взаимодействие стран Центральной Азии с Россией, Китаем и между самими этими странами. Зав. сектором экономического развития постсоветских стран Института экономики Российской академии наук Елена Кузьмина во время одного из заседаний Школы молодых политологов ЦА, проходившей в российском Тамбове, рассказала об особенностях экономического сотрудничества с центральноазиатскими странами.

-Хотя Россия в последние годы и сохранила свой статус крупнейшего торгового партнера со странами Центральной Азии, но товарооборот резко сократился.

В 2010–2012 гг. ситуацию удалось стабилизировать. Новосстановить докризисный уровень торговли с некоторыми центральноазиатскими странами не удалось. Кроме того в 2012 г. усилилась тенденция увеличения негативного баланса за счет сокращения экспорта из ЦА (исключение составляет только Казахстан) и увеличения российского импорта в регион.

Государства Центральной Азии в основном экспортируют природное и сельскохозяйственное сырье, а также продукцию химического производства. Импорт из России составляет главным образом готовую продукцию (продовольствие, машины, транспортное оборудование, текстиль) и частично сырье. Доля энергоносителей в товарообороте РФ и ЦА с учетом закупок газа ОАО «Газпром» увеличилась с 25,4% в 2005 г. до 33% в 2010 г. (с 3,6 млрд до 11,7 млрд долл.). Но Россия потребляет лишь часть центральноазиатского топлива, транспортируяосновную его часть в Европу. Основная сфера ее интересов в регионе – контроль над транспортировкой энергоресурсов. В регионе в первой половине 2000-х гг. потреблялось до 27% экспортируемых машин и транспортного оборудования. Однако доля промышленных товаров в общем объеме российского экспорта в ЦА снизилась с 66% в 2005 г. до 52% в 2010г., уступая место сырью. Хотя в структуре экспорта доля готовой продукции выше, чем в импорте, это не меняет общей картины сырьевой ориентации торгово-экономических связей РФ со странами региона.

Средипричин сужения рынков сбыта российской готовой продукции можно выделитьвнешние и внутренние. Внешние причины: неконкурентоспособность российских товаров по отношению к продукции развитых стран, предлагающихво многих случаях более качественные и технически совершенные товары. Внутренние причины: слабое развитие механизмов поддержки экспорта; государственная гарантийная система относит страны ЦА к группе самых высоких рисков с минимальными объемами гарантий. Не предусмотрено и возмещение из федерального бюджета части процентных ставок по экспортнымкредитам, а также предоставление субсидий на поддержку субъектов МСБ, производящих и реализующих товары, предназначенные для экспорта.

Вцелом инвестиционное сотрудничество со всеми странами ЦА развивается относительно стабильно: объем накопленных инвестиций (в текущих ценах) вырос за 2005–2010 гг. в 4,4 раза; увеличились и показатели совокупных инвестиций стран ЦА в российскую экономику. Однако динамика инвестиций крайне нестабильна: они растут на фоне крупных сделок или межправительственных соглашений в разы, а затем возвращаются на прежний уровень. Российский капитал сконцентрирован, прежде всего, в добыче энергоресурсов, а не в создании высокотехнологичных производств. Но, следует отметить, что официальная статистика не отражает полностью объемы российских инвестиций в регион, т.к определенная часть из них идет через оффшоры.
Важнейшим экономическим фактором развития отношений с государствами Центральной Азии являются крупные миграционныепотоки в Россию. Больше половины работающих в России иностранцев – это выходцы из центрально-азиатских стран.

Трудовая миграция носит преимущественно нелегальный характер. Сегодня сформировались сетевые структуры, контролирующие потоки рабочей силы из стран региона, сравнимые по доходам, как минимум, с четвертью ВВП стран ЦА, но они находятся вне сферы государственного управления. Денежные переводы мигрантов играют значительную роль в экономике стран Центральной Азии. Они составляют существенную часть национальных ВВП, превышают размер прямых иностранных инвестиций, сопоставимы с объемом экспорта, являются источником дополнительных инвестиций в экономику, определяют уровень потребления населения и снижают уровень бедности.
Из России в Узбекистан за 2012 г. трудовые мигранты отправили денежных переводов ы на 24% больше, чем в 2011 г., в Таджикистан – на 15%, в Киргизию – на 21%. Об этом свидетельствуют данные Центробанка России. В этих цифрах неучтены наличные суммы, которые мигранты передают на родину, минуя каналы банковских переводов.

Ряд экспертов считает, что мигранты способствуют смягчению демографического кризиса в России: с их помощью сокращается дефицит рабочей силы, они обеспечивают рост экономических показателей в некоторых отраслях экономики. Вклад мигрантов еще значительнее с учетом того, что трудовые мигранты из Центральной Азии занимают те ниши на рынке труда, которые не являются привлекательными для местного населения. Другие настроены более скептически, приводя ряд аргументов: низкий образовательный уровень большей части мигрантов из ЦАР; стихийность притока, отсутствие координации предложения с реальным спросом на рабочую силу; вытеснение местного населения из некоторых сегментов рынка труда (розничная торговля, строительство и ремонт, общественное питание, коммунальное хозяйство и др.). И это ведет к монополизации мигрантами некоторых сфер деятельности, установлению завышенных цен в некоторых отраслях. Миграция поддерживает трудовыми ресурсами теневой сектор экономики, который в свою очередь несет ответственность за налоговые недоимки и потери бюджетной системы. Наконец, мигранты частично способствуют ухудшению криминогенной обстановки в России.

Минусы активных миграционных процессов, очевидно, призвана снять последовательная государственная миграционная политика. В ней пока нет необходимой четкости и комплексности. Основой дальнейшего совершенствования российской миграционной политики должен стать переход к более цивилизованным формам подготовки и использования вРФ трудовых ресурсов из государств ЦА. Миграционная политика при этом должна быть увязана с общей стратегией взаимодействия стран на постсоветском пространстве.

Лидирующим интеграционным проектом под эгидой России является формирование Евразийского экономического союза. Начальной стадией этого проекта стал Таможенный союз Белоруссии, Казахстана и России, который начал свою работу в 2010 г., когда вступил всилу Единый таможенный тариф (ЕТТ) и был принят Таможенный кодекс. Уже видны определенные результаты функционирования ТС. Согласно данным агентства Казахстана по статистике, в 2011 г. объем внешней его торговлисо странами ТС вырос более чем на 33%. Экспортные поставки в страны Таможенного союза выросли на 37%. В 2012 г. рост товарооборота между странами – участниками ТС превысил 100 млрд долл., а рост товарооборота Казахстана с Россией и Белоруссией составил 21,7 млрд долл.
Однако не стоит забывать, что часть роста была связана не с отменой таможенных пошлин, а с восстановлением хозяйственных связей после кризиса.

Некоторыеказахстанские эксперты считают, что участие Казахстана в ТС привело, наоборот, к ухудшению социально-экономической ситуации в стране. Так, за2010–2011 гг. в Казахстане резко подорожали товары и продукты, которые экспортируются туда из третьих стран. Другие эксперты полагают, что деятельность ТС не могла повлиять на рост цен, т.к. большинство продуктов питания завозится из стран СНГ, с которым уже второе десятилетие существует соглашение о свободной торговле, предполагающее беспошлинный ввоз товаров.

Вступление России в ВТО также отразилось на отношениях государств – членов ТС. В целях согласованной работы в августе 2012 г. вступил в силу договор «О функционировании Таможенного союза в рамках многосторонней торговой системы», в соответствии с которым скоординирована единая Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности ТС и ЕТТ. Для расширения возможности ихвступления в союз подписан дополнительный протокол к договору об учреждении ЕврАзЭС, в соответствии с которым межгосударственный совет наделяется также функциями высшего органа ТС.

В 2012 г. интеграционный процесс на постсоветском пространстве не получил дополнительного рывка. На саммите ЕврАзЭС были отложены вопросы о его судьбе, а главы стран-участниц ТС решили не форсировать создание ЕЭС. Вместе с тем речь не идет о сворачивании интеграционных процессов. В 2011 г. подписан пакет документов (17 соглашений) по формированию единого экономического пространства Тройки. Среди них базовыми являются Соглашения о согласованной макроэкономической политике и о согласованныхпринципах валютной политики.

Странам предстоит урегулировать вопросы снижения нетарифных барьеров во взаимной торговле, закончить унификацию требований и стандартов к товарам и услугам, постепенно перейти к согласованной промышленной политике для того, чтобы избежать технологических разрывов и несовместимости продукции.

В этой связи Россией предпринимаются некоторые конкретные шаги для расширения торговых возможностей и укрепления взаимодействия со странами ЦА. В конце 2011 г. Внешэкономбанком создано российское агентство по страхованию экспортных кредитов и инвестиций (ЭКСАР). Основная его цель -поддержка экспорта российской продукции и российских инвестиций за рубежом от предпринимательских (коммерческих) и политических рисков. Агентство эффективно сотрудничает со странами ЦА. С Казахстаном заключено Соглашение по обеспечению Россельхозбанку кредитования поставку тракторов компании «Ростсельмаш» под страховое покрытие ЭКСАР для государственной финансово-инвестиционной компании АО «КазАгроФинанс». С Таджикистаном действуют Соглашения на кредитный лимит«Ориёнбанку» «Агроинвестбанку» по 3 млн долл. для предоставления страхового покрытия по сделкам, связанным с экспортом высокотехнологичных товаров и услуг российского производства в республику, по поставкам оборудования ООО «Магаданский механический завод» для золотодобычи. С Киргизией работает Соглашение о предоставлении страхового покрытия по контракту на поставку троллейбусов, заключенному между ЗАО «Тролза» (г. Энгельс) и мэрией Бишкека.

Другим инструментом сотрудничества должна стать реализация проекта Федеральной Службы по контролю за оборотом наркотиков(ФСКН) - создание Российской корпорации сотрудничества со странами Центральной Азии. Решение о ее создании принято 16 мая 2012 г. на заседании Комиссии правительства по разработке и реализации антинаркотических программ по поручению главы правительства от 7 февраля2012 г. Ее задача – создать целостную систему антинаркотических программ в Центральной Азии в интересах организации альтернативного развития государств, где развито наркопроизводство и идет мощный транзитнаркотиков. Предполагается, что в корпорацию будут привлекаться российские фирмы, имеющие опыт работы в регионах, особенно пораженных наркотрафиком. Государство в лице корпорации должно стать щитом для инвесторов. Инвестиции корпорация намерена вкладывать в гидроэнергетику региона, птицеводство и высокотехнологичную промышленную сборку. Планируется и создание в регионе современного университета, который, предположительно, будет готовить 50 тыс. специалистов в год. На выделенные из госбюджета 2 млрд руб. планируется приобрести 51% акций корпорации, а оставшийся пакет передать российским государственным корпорациям на «возмездной основе».

Фактически у России не так много возможностей вернуть себе прежнее экономическое влияние в Центральной Азии. Она пытается укрепить свои позиции, выстраивая Таможенный союз с Белоруссией и Казахстаном, расширяя трехстороннее взаимодействие за счет формирования единого экономического пространства,а в перспективе и Евразийского экономического союза. Есть намерения вовлечь в Союз Киргизию, Армению и Таджикистан, а по возможности и другие страны СНГ. Однако этот процесс достаточно трудоемкий и долгий: должны быть учтены интересы всех стран-членов и стран-претендентов. С нашей точки зрения, реально работающий экономический союз возможно построить, но для этого понадобится значительно больше времени, чем задекларировано (к 2015 г.), даже если это будет трехсторонний формат. Если Евразийский союз будет расширен, то потребуется значительно больше времени для встраивания новых членов в объединение.

Центрально-азиатскиепретенденты на вступление – Киргизия и Таджикистан – имеют более слабыеэкономики, чем страны-основательницы. Для участия этих двух стран будетнеобходимо не только обязательное выполнение всех условий членства, но изначительные дотации от стран-членов для укрепления и даже восстановления их экономик. Россия как крупнейшая экономика должна будетвзять на себя большую часть этих расходов. Но эти расходы окупятся и экономически и политически.

Наша справка:

Елена МихайловнаКузьмина, кандидат политических наук, Руководитель сектора Экономического развития постсоветских государств в Институте экономики РАН

ИСТОЧНИК:
Пресс-служба Фонда "Евразийцы - новая волна"

Теги: 

Текст сообщения*
Загрузить файл или картинкуПеретащить с помощью Drag'n'drop
Перетащите файлы
Ничего не найдено
Отправить Отменить
Защита от автоматических сообщений
Загрузить изображение