Россия и Казахстан должны создавать структуры общественного контроля.

Дата:
Автор: ИАЦ МГУ
Это негативно воспринимается в СМИ и в казахстанском обществе как пример выдавливания казахстанских производителей с собственного рынка. Проблема в том, что вовремя не были сформированы защитные механизмы, которые могли бы регулировать в ряде отраслей эти процессы.
Россия и Казахстан должны создавать структуры общественного контроля.
Выступление исполнительного директора Политологического Центра "Север-Юг"  Юлии Якушевой на экспертном семинаре "Общественное измерение Евразийской интеграции". Москва. МГУ. 10 декабря. ______________________________________________________________________________________ Уважаемые коллеги. Когда мы говорим о плюсах евразийского проекта, мы не должны забывать и о проблемных зонах, с ним связаннных. Первый блок противоречий касается социальных вопросов,прежде всего издержек, которые несет малый и средний бизнес Казахстана из-заограничений на ввоз китайских товаров с одной стороны и неспособностиконкурировать с российскими производителями - с другой. Те казахстанскиекомпании, которые вели свой бизнес за счет перепродажи китайских товаров иликитайского контрафакта банкротятся. Это формирует негативное восприятие евразийскогосоюза среди достаточно влиятельных бизнес-структур и ихлоббистов среди политической элиты. Вторая проблема связана со структурой и объемами взаимнойторговли. Казахстан получил увеличение импорта из России и Белоруссии,  в то время как собственные казахстанскиепроизводители оказались не готовы конкурировать с этим наплывом товаров.  Это негативно воспринимается в СМИ и в казахстанскомобществе как пример вытеснения казахстанских производителей с собственногорынка. Проблема в том, что вовремя не были сформированы защитные механизмы,которые могли бы регулировать в ряде отраслей эти процессы.  Есть так же противоречия в плане интересов намакроэкономическом уровне, поскольку Россия и Казахстан имеют схожую систему экономики, они ориентированы на производство ипродажу энергоресурсов, где выступают скорее как конкуренты, нежели как партнеры. Экономикиразвиваются параллельно, ЕЭК проводит правовую проработку процессов, но правоприменительные механизмы пока неразработаны.  Остается большой вопрос: готовы ли Россия и Казахстан   в рамках взаимныхдоговоренностей прийти к согласованной позицииотносительно цен и объеов поставок энергоресурсов, направленную на взаимный рост экономики. Но главный аспект противоречий - политический, боязнь утраты политического суверенитета. Руководство Казахстана подчеркивает, что речь идетоб экономической интеграции, никак не связанной с политическими проектами, аследовательно говорить о каких-либо политических наднациональных органах нетолько бессмысленно, но и опасно, поскольку это может вызвать резкую негативнуюреакцию со стороны Казахстана. Все это неизбежно отразится на процессеподписания договора о создании евразийского экономического союза, посколькуКазахстан будет настаивать на таких поправках, которые будут минимизироватьроль наднациональных органов и напротив расширять контроль национальныхпарламентов и исполнительной власти над теми решениями, которые принимаютевразийские комиссары. Необходимо понимать, что в Казахстане распространен антиевразийский настрой среди части политической и бизнес элиты. С другой стороны, бОльшая часть обществ поддерживает евразийский проект. Это подтверждают и многочисленные соцопросы. В медиа пространстве постоянно ведется борьба за умы. Вказахстанском медиа пространстве  оченьактивны национал-патриоты, выступающие с антироссийской риторикой,которая постепенно находит сторонников среди простых казахстанцев.Следовательно необходимо апеллировать к простым гражданам стран ТС.  У евразийского проекта должна появиться болеевнятная социальная стратегия, "человеческое лицо". Пока же простые люди неощутили ни плюсы ни минусы интеграции, воспринимая таможенный союз как проект элит. К нашему центручасто обращаются представители гражданского сектора Казахстана с предложениями осоздании общих структур общественного контроля. Так почему бы не создать общиепроекты в сфере защиты прав потребителей или мониторинга социальных настроенийв регионах? 

Поделиться: