Конкурентоспособно ли сегодня казахстанское образование?

Дата:
Автор: ИАЦ МГУ
Поставленная Главой государства Нурсултаном Назарбаевым задача вхождения Казахстана в 30-ку конкурентоспособных стран мира до 2050 года может быть решена в том случае, если ее будут воплощать в жизнь высококвалифицированные специалисты, обладающие знаниями наукоемких технологий, управленческими навыками, умеющие ориентироваться в современной рыночной экономике. Здесь возникают такие вопросы, на каком уровне находится казахстанское высшее образование?
Конкурентоспособно ли сегодня казахстанское образование?
Конкурентоспособно ли сегодня казахстанское образование?  Поставленная Главой государства Нурсултаном Назарбаевымзадача вхождения Казахстана в 30-ку конкурентоспособных стран мира до 2050 года может быть решена в том случае,если ее будут воплощать в жизнь высококвалифицированные специалисты, обладающиезнаниями наукоемких технологий, управленческими навыками, умеющиеориентироваться в современной рыночной экономике. Здесь возникают такие вопросы,на каком уровне находится казахстанское высшее образование? Способны ли сегодняказахстанские вузы подготовить специалистов международного уровня? Что должнысделать руководители казахстанской системы образования, чтобы улучшитьконкурентные позиции на международном уровне? Каким образом Правительстводолжно поддерживать эти усилия? На эти и другие вопросы попытались ответитьучастники дискуссий очередного заседания столичного Клуба «Эксперт» при Фонде Национального Благосостояния «СамрукКазына». По словам директора Департамента высшего и послевузовскогообразования Министерства образования и науки РК Фатимы Жакыповой, в Казахстане «полным ходом идет формированиясистемы профессиональной квалификации». - Сейчас на рынке труда идут глубинные процессы, когдаработодатель выдвигает профессиональные требования выпускникам вузов. Раньшетаких требований не было, вузы готовили специалистов вслепую. Была в основномтолько теория. Преподаватели не имели доступ к инновационным производствам.Сейчас все изменилось. Теперь мы имеем доступ к новым технологиям. Теперь вузысовместно с работодателями начали подготовку готовых специалистов. Сейчассовременный студент обучается практическим занятиям в вузах в 4 раза больше,чем три года назад. Это большой шаг вперед в деле подготовкивысокопрофессиональных кадров, - говорит Фатима Жакыпова. Генеральный директор Дирекции Академии инфокоммуникативныхтехнологий АО «Казахтелеком» ЛарисаСарсенова говорит, что в их компании не хватает высокопрофессиональныхинженеров IT-технологии. - На самом делечувствуется нехватка специалистов. Мы тщательно отбираем кадры.  Но, тем не менее, хороших специалистов мало,наблдается дефицит на рынке труда. Представьте себе, сейчас мир современныхгаджетов, инфотехнологии стремительно развивается, что даже научиться правильнопользоваться этими гаджетами становится все сложнее. А обслуживать эту техникукуда более сложная и трудоемкая работа, которая требует глубоких специальныхпознаний в данной сфере. Поэтому мы поддерживаем дуальную систему подготовкиспециалистов технической сферы. Это на самом деле эффективно, - уверена ЛарисаСарсенова. Дуальнаясистема подготовки специалистовсчитается одной из самых эффективных форм подготовкипрофессионально-технических кадров в мире. Ее особенность заключается в том,что профессиональное обучение проводится большей частью не в учебном заведении,а на предприятиях. Данная система успешно используется в таких странах,как Германия, Австрия, Дания, Нидерланды, Швейцария. В частности, в дуальную системуГермании вовлечено 1,6 млн. учащихся по 350 специальностям ТиПО, 500 тысячпредприятий. Малый и средний бизнес предоставляет 80% ученических мест. Таким образом, дуальная модель – это объединение интересов бизнеса,будущего специалиста и государства. Данная система предполагает, что 70-80%времени учащийся обучается непосредственно на производстве, и только 20-30% - вколледже. Как говорит Асия Нуртаева, начальник управления методологии дуальной системы обучения «Корпоративныйуниверситет «Самрук-Казына», в республике активно внедряется дуальное обучение,работодатели и руководители учебных заведений весьмаэффективно взаимодействиют междусобой. - По поручению Главыгосударства «Самрук Казына» внедряет систему дуального образования во все своихкомпании. Данная система  предоставляет прекрасные  возможности  для  управления  собственной карьерой.  Для  предприятия дуальное  образование  - это  возможность  подготовить для  себя  кадры точно  «под  заказ», обеспечив  их  максимальное соответствие  всем  своим требованиям,  экономя  на расходах  на  поиске и  подборе  работников, их  переучивании  и адаптации.  К  тому же  есть  возможность отобрать  самых  лучших специалистов,  ведь  за три  года  все их  сильные  и слабые  стороны  становятся очевидными, - рассказывает Асия Нуртаева. По информацииНуртаевой, дуальное обучение внедрено на предприятиях практически во всехрегионах страны. 33 колледжа, более 1000 учащихся по 26 востребованных напроизводстве. Это касается АО «Казахстелеком», у которого во всех регионах естьучебные центры, которые оснащены современным оборудованием, где практикуютсястуденты, говорит Асия Нуртаева. Мировой опытсвидетельствует, что основными компонентами, определяющими конкурентоспособностьнациональной системы высшего образования, являются  уровень подготовки и мотивации студентов, профессорско-преподавательский состав и его потенциал,уровень развития инфраструктуры вузов, атакже эффективность научных исследований.Данные компоненты слабо развиты в Казахстане, поэтому дуальная система удобнаработодателям в обеспечении своих предприятии подготвленнымиспециалистами.   Участник дискуссии Кадырбек Борибеков, который являетсядиректором департамента технического и профессионального образования, не видитугрозы в перенасыщенности рынка труда специалистами одной профессии. - Перенасыщенность рынка труда специалистами той или инойпрофессии, в принципе, не является негативным фактором. Ведь это создает конкурентную среду.Представьте себе, если мы будет готовить специалистов по той квоте, которуюдает нам работодатель, то, в первую очередь, пострадает сам работодатель.Например, из 800 специалистов, которые были подготовлены в вузе по заказу тогоили иного предприятия, половина может оказаться непрофессионалами своего дела.Просто случайными людьми в профессии. Если будет конкурентная среда, хотя бы потри человека на одно место, то у работодателя будет возможность выбрать лучшегоиз лучших. Это и есть фактор развития конкурентоспособности отечественныхкадров, - говорит Кадырбек Борибеков. Задача вхождения вчисло самых конкурентоспособных экономик мира руководством республикиставиться не в первый раз. Но, мало кто связывал вопрос повышенияконкурентоспособности экономики страны с необходимостью проведения кардинальныхреформ в сфере образования. Особенно это касается  системы высшей школы. И лишь в последние годыпришло понимание того, что подготовка высокопрофессиональных кадров вотечественных образовательных учреждениях является одним из главных факторовконкурентоспособности нации. Ведь народ и государство не могут взять исделаться очень и очень конкурентоспособными благодаря лишьадминистративно-реорганизационным мерам в экономико-хозяйственной сфере.К примеру, власти Южной Кореи к задаче повышенияконкурентоспособности подходят абсолютно по-иному. И архиважную роль в еерешении отводится университетам. Один из лозунгов южнокорейского правительствазвучит так: «Brain Korea» – «Корея мозга». Задача, вытекающая из него,заключается в том, что страна должна стать ключевым пунктом продвинутыхисследований и передовых технологий во всей Азии. Здесь, ясно дело, выдающаясяроль отводится южнокорейским университетам.  В середине 2000-х правительство Южной Кореи запустилообщенациональную программу под таким позитивным названием «Счастливая зона». Еецель заключается в повышении уровня образования в регионах, признанных наименееблагополучными, а также в смешанных сельских и городских зонах. Общееколичество таких регионов и зон – 40.Южнокорейский опыт мог бы дать Казахстанумногое. Прежде всего, он говорит о необходимости самого серьезного подхода креформам в системе образования. Во-вторых, нужны огромные финансовые вливания.На образовании экономить не следует. В-третьих, надо активно привлекать в этусистему частный капитал.  Нужно в корне пересмотреть стратегию президентскойобразовательной программы «Болашак». За 20 лет существования этой программы,десятки тысяч молодых казахстанцев получили элитное образование за рубежом. Ноабсолютное большинство из них, это менеджерские кадры, как в системегосударственного управления, так и в бизнесе. Нужно переориентировать программуна подготовку ученых-новаторов, которые станут главными генераторамииндустриально-инновационных проектов. Это будет большим прорывом в построениисистемы конкурентоспособной системы образования в Казахстане. А пока появлениеу нас своих лауреатов Нобелевской премии представляется лишь несбыточноймечтой. НурбергенМирбулат

Поделиться: