Киев знает, где найдет и потеряет

Дата:
Автор: ИАЦ МГУ
Россия может пока лишь предложить стабилизацию, что конечно лучше нынешнего кризиса. Рецепт от «брюссельского доктора» предполагает оздоровление административно-политической системы и жесткую финансовую диету как метод экономии. Однако принять этот рецепт Киев не может, в виду серьезных издержек в виде крушения национальной экономики, основанной на олигархическом принципе и проедающей советское индустриальное наследство. Другой у Украины нет.
Киев знает, где найдет и потеряет
Киев знает, где найдет и потеряет

  Брюссель проиграл нынешний раунд – Украину пока не смогли перевести на новый уровень интеграции с ЕС. При этом европейцы получили время для работы над ошибками, а также мобилизовали украинскую публику, выступающую за европейский курс, что гарантирует сохранение стратегической ориентации Киева на западную интеграцию (хотя бы на словах). Но не только Владимир Путин, но и Виктор Янукович может праздновать победу в очередном раунде «битвы за Украину». Киев технично свел спор между ЕС и РФ к тому, кто дороже заплатит за преимущества хозяйственно-экономической деятельности в Украине.Во многом, это стало возможным за счет «таможенного удара» по украинско-российскому бизнесу (падение украинского экспорта в России со второго квартала составило $4,2 млрд). Нужно сказать, это первый случай сработавшей эффективности российского давления. В отношении менее развитых агроэкономик Молдовы и Грузии, этот прием не произвел нужного эффекта.Азаров и Янукович стойко утверждают, что никаких договоренностей на счет кредитов из Москвы не было, они лишь надеются на начало переговоров (по газу могут начаться 28 ноября). Но вряд ли цена евро-торможения Киева будет представлена публике в полном объеме. Согласно различным спекулятивным высказываниям она может колебаться в пределах $15-20 млрд. Похожую сумму Киев запрашивал у МВФ в виде кредитов для компенсации задолженности перед «Газпромом», для очередных выплат по прошлым кредитам МВФ и на подержание платежного баланса (в нескольких сферах экономики уже возникли проблемы с выплатой зарплат, начались массовые сокращения). Как известно, МВФ предложил только $3 млрд. в обмен на сокращение социальных расходов бюджета.По всей видимости, получив гарантии от Путина о готовности вести переговоры по российскому кредиту (либо как вариант - списание долга перед российскими компаниями в $29 млрд.), Киев делает популистское заявление том, что предложение МВФ неприемлемо. Действительно, в течение следующего года перед президентскими выборами правительство Азарова будет вынужденно искать не способы сокращения социальных расходов, а источники их погашения и при этом как-то расплачиваться с внешними долгами. Поэтому Киеву нужно не лекарство, а очередной допинг.Возможное предложение Кремля, от которого Янукович не смог отказаться, учитывает как раз эти ожидания и политическую практику на постсоветском пространстве. Доказать такие договоренности невозможно, но весьма вероятно, что часть предполагаемого российского кредита вольется в финансовые потоки бизнес-империи семьи Януковича. Например, капиталы Александра Януковича с апреля по ноябрь 2013 по оценке Forbes выросли в три раза до $510 млн. Еще один вундеркинд от украинской олигархии, 27-летний Сергей Курченко, за годы президентства Януковича практически с нуля и в короткие сроки создал новую крупную корпорацию. В общем, в Украине есть куда и в кого вложить деньги. И в отличие от МВФ, Россия не будет указывать, куда направить ее кредиты. Это ее выгодно отличает от западных бюрократов, с бесконечными отчетами…Один из аргументов отмены евроассоциации – ее стоимость. Вообще, наблюдается просто фантастическая манипуляция с цифрами затрат: от $20 млрд. до $0,5 трлн. в предстоящие десять лет. Жонглирование было призвано оправдать евроторможение и отказ от подписания ЗСТ. Но на самом деле украинские академические институты не давали столь сногсшибательных оценок упадка экономики.По подсчетам Научно-исследовательского института Минэкономразвития (НИЭИ), поступления в бюджет после снижения ввозных пошлин в первый год работы соглашения о ЗСТ с ЕС сократятся на 4,6 млрд. грн. ($550 млн), а во второй – на 6 млрд грн. ($720 млн). Конечно, это много и, наверное, не оправдывает зыбких европерспектив в будущем. Но, с другой стороны, эти показатели не катастрофичны - это колебания в пределах двух процентов ВВП. А учитывая, что правительство все-таки прогнозирует рост на 2014 год, были шанс выйти в ноль. Институт экономики и прогнозирования НАН Украины в ноябре давал прогноз границы падения ВВП не более 1%. В качестве частичной компенсации официальные экономисты прогнозировали рост поступлений в бюджет от уплаты НДС (естественно за счет увеличения импорта и налога на доходы физлиц), рост пищевой промышленности, сельского хозяйства, недвижимости, сферы услуг и туризма.Авторов прогноза трудно обвинить в намеренном занижении ущерба, ведь с учетом нынешней риторики целевой заказ мог быть только в негативную сторону. Были, конечно, и другие, откровенно заказные, исследования: например, Институт экономических исследований и политических консультаций предсказывал эффект роста от ЗСТ в течении пяти лет до 10% ВВП. Но эту глупость, мы обсуждать не будем.Таким образом, оправдывая евро-торможение, Янукович выбрал тактику намеренного нагнетания страстей и манипуляцию с цифрами. В основу, как теперь понятно, положен доклад группы Глазьева. Его тезисы неоднократно озвучивались и публиковались в прессе, начиная с круглого стола, организованного Виктором Медведчуком в Киеве 27 июля («Православно-славянские ценности – основа цивилизационного выбора Украины»), где выступал Владимир Путин.Конечно, в переходе на новые стандарты надо учитывать затраты бизнеса. К примеру, сельхоз переработка потребует закупки лабораторий качества сырья и воды. Или, допустим, автоперевозчики на грузовиках массой больше 3,5 т. должны установить тахографы (для регистрации режимов движения и отдыха водителя) и ограничители скорости (обойдется в среднем в 1000 евро). А еще есть норма о правилах для операторов автомобильных перевозчиков, она гласит: оператор должен гарантировать финансовое обеспечение своих машин – 7000 евро за первое авто и 5000 евро за каждое следующее. В общем, таких элементов в разных сферах набирается предостаточно.Но опять же, это все будет происходить не сразу, и не для всех предпринимателей поголовно. И конечно, речь не идет об астрономических суммах. Более того, давайте задумаемся о техрегламенте Таможенного Союза. Он разве не потребует дополнительных затрат? Или мы так и будем покупать минеральную воду из под крана, таблетки из талька и 98-ой бензин с примесью 92-ого?Дрейф в сторону ЕС - это объективная природа украинского политического пространства. Это факт, который необходимо принимать во внимание, а не игнорировать. Он не убирается даже новым учебником истории. Здесь стоит привести рассказ Леонида Кучмы из книги «Украина – не Россия». Тогда еще заместитель генконструктора «Южмаша», но уже лауреат Ленинской премии за ракеты СС-18, в общем в мохнатые советские годы, он услышал от областного партийного чиновника новость о том, где, оказывается в Украине, проходит граница между Западом и СССР. Потом, она четко нарисовалась в 2004 году. Пытаясь инкорпоривать Киев в евразийский процесс, нужно все-таки соблюдать приличия. Тем более, что реально предложить модернизацию и развитие, даже в рамках оборонзаказа, Россия не сможет (остались только вертолетные двигатели, да гарантийное обслуживание кучмовских ракет). Россия может пока лишь предложить стабилизацию, что конечно лучше нынешнего кризиса. Рецепт от «брюссельского доктора» предполагает оздоровление административно-политической системы и жесткую финансовую диету как метод экономии. Однако принять этот рецепт Киев не может, в виду серьезных издержек в виде крушения национальной экономики, основанной на олигархическом принципе и проедающей советское индустриальное наследство. Другой у Украины нет.Александр Караваев - научный сотрудник Института Экономики РАН27.11.13http://www.politcom.ru/16812.html 

Поделиться: