Россия, Москва

info@ia-centr.ru

Алексей Власов: Из каких компонентов должен состоять образ России и стран ЦА?

29.11.2013

Автор:

Теги:

Алексей Власов: Из каких компонентов должен состоять образ России и стран ЦА?

Алексей Викторович Власов, исполнительный директор политологического центра «Север-Юг», заместитель декана исторического факультета МГУ, рассуждает на тему «Образ России и стран Центрально-Азиатского региона: общее и особенное».

Вначале поговорим об общих особенностях. Три основных тезиса, которые объединяют повестку дня в этом вопросе.

1.Образ России в последние несколько лет (может, даже в последний год) подвергся существенной коррекции. Не будем скрывать, коррекция идет в негатив. Связано это и с проблемой мигрантов, и с обострившейся конкуренцией в информационном пространстве со стороны Евросоюза, Турции, США, и с определенными ошибками, которые допускает Россия в продвижении своего образа.

Есть определенные риски, есть определенные вызовы, которые возники в этой сфере.

2. Разрывается связь образа России с общим советским прошлым. Если связь сохраняется еще у старшего и среднего поколения, которое «вышло из советской шинели», то для поколения, родившегося после распада Советского Союза, тема образа России в контексте славного общего исторического прошлого, даже каких-то собственных юношеских переживаний, семейных традицицй – это уже уходит. А взамен такого качественного уровня, на чем можно было бы выстроить новый привлекательный образ России для поколения, кому чуть за 20 или немногим больше, ничего не предлагается.

3. Психологически с точки зрения инструментов и механизмов формирования образа мы отстаем. Что это означает? Несмотря на то, что СМИ в странах Центральной Азии в основном русскоязычные (пока это сохраняется), но все больше сфера применения русского языка в странах Центрального Азиатского региона сужается, все больше молодых, которые русский язык не знают или знают плохо. И они объективно уже не могут выступать потребителями информации, которая идет по традиционным каналам. А технологически качественного, нового (за исключением работы в социальных сетях, а это отдельный разговор) ничего не сформировано.

И если посмотреть на эти три проблемы в единстве, то получается, что эти риски множатся. Но множатся они не только с точки зрения интересов России, а множатся они и с точки зрения Центрально-Азиатского региона, там прокручивается та же самая ситуация. Эта картина справедлива для восприятия этих стран Россией. Образы становятся расплывчатыми и нечеткими. С чем это связано?

1.Проблема мигрантов. Она обоюдоострая.

2. По мере того, как будут утрачиваться элементы «советкости», которые еще связывают старшее и среднее поколения, связи будут слабеть. По большому счету постсоветское пространство дробится, теряет свои контуры, которыми оно обладало еще в девяностые и в начале нулевых годов. Каким оно будет и что возникнет на его месте – это вопрос. Мы находимся в той точке, из которой наше будущее еще не просматривается. Можно разработать сценарий, по которому оно будет идти, но глубокого научного анализа представить невозможно.

Из каких компонентов должен состоять образ России и стран ЦА?
Возьмем образ России через образ истории. Такой подход будет ли работать? Всех объединяет Великая Отечественная война. Что еще может объединить? Полет Гагарина, Целина? Для младшего поколения эти даты остаются ли памятными? День Победы - да. Но в том же Казахстане пишут в учебниках истории уже просто «Вторая мировая война».
Некоторые исторические события, фигуры вообще исчезают из общей памяти. Такие, как Ленин, Дзержинский, к примеру. Вечно жив Иосиф Виссарионович Сталин.

История все имеет меньше перспектив в создании общего образа.

Далее образ России, как страны, дающей работу миллионам мигрантов. Страх перед тем, что в России плохо относятся к мигрантам, он есть. В нашем коммуникационном поле отсутствует информация про мигрантов. В России живут мигранты, которые достигли успеха. Но мы не знаем об этом. Как они живут? Через эти образы можно показать другое лицо мигранта, другую Россию по отношению к ним.

Возьмем казахскую диаспору в России – в ней много историков, бизнесменов. Мы часто просто не можем показать «товар лицом». Но «история успеха» должна подбираться с умом. Нужно показывать интеллектуалов, работающих в сфере науки, образования… Наконец, к примеру, автомастерских. Рассказывать истории совместных браков. Большая часть формирования имиджа лежит на СМИ.

Прежде чем продвигать образ страны, его нужно создать. Нужен глубокий и тонкий инструмент. Россия для всех и для каждого разная. Что можно использовать?
К примеру, качественное образование, спорт. Если мы будем делать опору в образе России на наше историческое прошлое – мы продержимся 5-7 лет. Сильная страна – это куда комфортно приезжать (неважно с какой целью), с кем выгодно сотрудничать, где можно решать проблемы безопасности. Нужно сместить акценты образа России с общего исторического прошлого на мотивацию для развития, в том числе и для бизнес-успеха, чтобы прагматичная современная молодежь ехала в Россию.

Россия страна не только православная, но и мусульманская. Сотрудничество между православием и исламом перспективно. К примеру, совместное противодействие сетевым сектам. Здесь можно объединиться.

Каковы же каналы формирования образа?

Интеграция не может идти без узнавания друг друга. Имидж страны – это тактическое, текущее. Образ – это постоянная величина, устойчивый стереотип восприятия. Образ России не может быть сформирован только из России, он должен быть собирательным. Это должна быть общая копилка – в нее должны собираться вклады восприятия образа России Кыргызстаном Казахстаном, Узбекистаном, Таджикистаном... Пока ясно одно: надо переходить к обретению нового формата.

Алексей Власов

Теги: 

Текст сообщения*
Загрузить файл или картинкуПеретащить с помощью Drag'n'drop
Перетащите файлы
Ничего не найдено
Отправить Отменить
Защита от автоматических сообщений
Загрузить изображение