С. Тулебекова: К вопросу о приоритетах внешней политики Казахстана

Дата:
Автор: ИАЦ МГУ
С принятием Декларации о государственном суверенитете Казахской ССР (25 октября 1990 г) и Закона о государственной независимости (16 декабря 1991 г) началось становление Казахстана как суверенного государства. Проводя самостоятельную внешнюю политику, заявив о своей приверженности нормам международного права, Казахстан занял своё место в современной геополитике , как часть Центральной Азии.
С. Тулебекова: К вопросу о приоритетах внешней политики  Казахстана

В августе 2008 года выходит пятый том сборника "Россия-Казахстан: история и современность". Редакция сайта публикует сокращенные варианты материалов, вошедших в сборник.

Тулебекова С.К. , к.и.н., доцент.Шымкент

С принятием Декларации о государственном суверенитете Казахской ССР (25 октября 1990 г) и Закона о государственной независимости (16 декабря 1991 г) началось становление Казахстана как суверенного государства. Проводя самостоятельную внешнюю политику, заявив о своей приверженности нормам международного права , Казахстан занял своё место в современной геополитике, как часть Центральной Азии..

Не существуя как самостоятельное политическое понятие в советский период , с обретением независимости государствами региона, Центральная Азия становится, как отметил Н.А. Назарбаев '', ... впервые за последние 500 лет ... экономически важным для мировой экономики ''.

Для внешнего мира представляют интерес транзитные возможности региона, богатые недра, но это не значит, что регион должен превратиться в сырьевой придаток мировой экономики. За исторически короткое время независимости государства Центральной Азии значительно увеличили свой экономический потенциал. Совокупный ВВП региона составляет больше 60 млрд. долларов США.

Государства Центральной Азии, расположенные в едином геополитическом и экономическом поле объективно должны стремится к интеграции, так как в этом путь к стабильности, прогрессу региона, экономической и военно-политической независимости. Очень серьезный резонанс в регионе, а также и за его пределами вызвало предложение президента РК в Послании народу Казахстана в 2005 году о создании союза центрально-азиатских государств (СЦГ).

Речь идет о выработке новых форм сотрудничества, основанного на экономическом взаимодействии , принципах общего рынка со свободным перемещением товаров, услуг, капиталов и рабочей силы. По мнению Н.А. Назарбаева, основой или базой такого союза может послужить Договор о вечной дружбе между Казахстаном, Узбекистаном, Кыргызстаном. Такое объединение обеспечит безопасность региона, эффективность борьбы против экстремизма и терроризма. Было предложено переходить к тесной экономической интеграции , двигаться к общему рынку и даже к общей валюте. Причин для интеграции множество: это общие экономические интересы, общие культурно-исторические корни, язык, религия. В регионе возрождаются исламские традиции, приходит понимание, идентичности, за небольшим исключением, общей культуры и образа жизни. Интеграционные процессы обусловят необходимость гармонизации национальных законодательств в сферах денежно-кредитного, антимонопольного и технического регулирования , либерализации режима перемещения трудовых ресурсов.

Углубление этих процессов потребует в перспективе создания наднациональных органов регулирования. Но позиции государств в данном вопросе не совсем сходятся.

В Послании президента Н.Назарбаева 2007 года говорится о необходимости сосредоточения своих усилий на вопросах реализации проектов в государствах Центральной Азии с привлечением международных финансовых институтов и национальных компаний.

Так, он предложил создать в Центральной Азии комплексную систему энергетических сетей государств региона, а также Совет по энергетической безопасности, который способствовал бы созданию рыночной системы, обеспечивающей региональную и международную энергетическую безопасность и ряд других конкретных предложений.

Но намечающиеся процессы к единению тормозятся различными факторами: экономическими- разные уровни экономического развития, разной степенью и глубиной проводимых реформ; политическими - в Центральной Азии соединены разнонаправленные во внешней политике государства, наличие по периметру границ кризисных зон, представляющих потенциальную опасность.(наркотрафик, терроризм); правовыми - различия в существующей нормативной базе отдельных республик, что вызывает трудности в налаживании торгово-экономических связей государств Центральной Азии.

В годы советской власти границы между республиками многократно перекраивались, что создало предпосылки возможных конфликтов в вопросах территориальной целостности. Это территориальные претензии к друг другу, наличие анклавов.

Особо надо оговорить и внешние факторы. Так, последние годы отличаются растущим дестабилизирующим воздействием на регион исламских фундаменталистских сил .

Кроме того, в Центральной Азии сталкиваются интересы крупных держав, подогреваемых целым рядом факторов - это энергонасыщенность региона, особенно привлекает внимание каспийская зона, другой фактор - каммуникационно-транзитный характер региона .

Так, Казахстан называют центральноазиатским транспортным перекрестком, обеспечивающим выход на Россию, Китай, Южную Азию.

Необходимо также учитывать современный международные тенденции и влияние на региональную ситуацию негосударственных структур, ТНК, неправительственных и международных организаций. Например, в Казахстане сильно влияние на национальную экономику нефтегазовых компаний, которые находятся под сильным иностранным контролем.

Центрально Азиатская интеграция развивается в рамках ЦАС ,ЕврАзЭС , которые приняли решение об объединении. Государства региона активно взаимодействуют в рамках специальной программы ООН для экономик Средней Азии, Европейской экономической комиссии ООН (ЕЭК), экономической и социальной комиссии ООН для Азии и тихого океана (ЭСКАТО) , ОБСЕ , ШОС.

Государства Средней Азии не единственное приоритетное направление геополитики Казахстана.

Территория нашей страны располагается между двумя могущественными державами: Китаем и Россией. В этих странах проживает крупная казахская диаспора. По данным Агентства по миграции и демографии общее число лиц казахской национальности составляет в мире около 13 млн.человек. Одна треть этнических казахов живут за пределами РК, из которых около 2 млн.человек готовы переселиться на свою историческую родину. Казахские диаспоры зарегистрированы почти в 40 странах мира. Самые крупные в Китае - 1,5 млн., в Узбекистане - больше 1 млн., в России около 1 млн человек.

В Казахстане разработана реализуется демографическая политика. Для сохранения суверенитета, устойчивого развития в ближайшие 30 лет население Казахстана должно возрасти в 2 раза, что важно для экономического прогресса и безопасного развития в будущем.

Китай и Россия являются важнейшим геополитическим направлением внешней политики РК. Казахстанские национальные интересы в российском направлении охватывают три ключевые и взаимосвязанные сферы - экономику, политику и безопасность. Ряд российских авторов и политиков бьют тревогу считая, что Россия утратила свое влияние в регионе. Так, интересна концепция А.Чубайса о необходимости формирования Российской либеральной империи.

2005 год был ознаменован переходом казахстанско-китайского двустороннего сотрудничества к стратегическому партнерству. По объему взаимного товарооборота Казахстан прочно удерживает среди стран Средней Азии и Восточной Европы второе место после России во внешней торговле КНР. Размер двухстороннего товарооборота вырос почти до 7 млрд. долларов.

Наряду с Китаем и РФ особую роль в регионе играют США. США способствуют формированию концентрических кругов стабильности вокруг Центральной Азии; хотя мнения на этот счет сильно расходятся.

США как РФ и Китай являются гарантами безопасности Казахстана после отказа от ядерного оружия.

Между Казахстаном и США установлены отношения стратегического партнерства. Создана прочная договорно-правовая база (более 90 соглашений).

США является крупным инвестором региона, и Казахстана в частности. За период с 1993 по 2006 год привлечено более 11,5 млрд. $ США в различные отрасли казахстанской экономики. Товарооборот между странами составляет около 2 млрд. $.

В Казахстане зарегистрировано 374 действующих предприятий с участием американского капитала. Приобретены направления сотрудничества: борьба с международным терроризмом, нераспространение оружия массового уничтожения, энергетическая, военно-техническая сферы.

Во внешней политике Казахстана последовательно развивается политика многовекторности. В послании Президента РК (февраль 2007г.) говорится о необходимости многостороннего сотрудничества со странами ЕС, дипломатические отношения с которыми Казахстан установил в 1993г. В 1995 г. Казахстан и ЕС подписали Соглашение о партнерстве и сотрудничестве (вступило в силу в 1999 году). Внешнеторговый оборот Казахстана со странами ЕС составляющий около 15 млрд. $ США.

В 2003 году Казахстан выдвинул свою кандидатуру на пост председателя ОБСЕ в 2009 году. В 2005 году в Казани было принято решение Совета Глав государств СНГ о поддержке инициативы РК на председательство в ОБСЕ, и наконец в 2007 году было принято решение о председательстве Казахстана в ОБСЕ в 2010 году.

Таким образом Казахстан будет первым государством СНГ, тюркского мира и членом Организации Исламской Конференции, который займет столь высокий пост в ОБСЕ.В декабре 1995 г. Казахстан вступил в Организацию Исламская Конференция (ОИК), которая объединяет 57 государств. В связи с этим обстоятельством, Президент РК Н.Назарбаев предложил разработать специальную программу «Путь в Европу», которая должна способствовать развитию экономического сотрудичества, привлечению технологий и опыта управления, совершенствованию правовой базы Республики.

Учитывая географическую близость к нам мусульманского мира, нельзя не отметить и это направление внешней политики.

Арабские страны одним из первых признали независимость Казахстана и установили дипломатические отношения. Египет и Палестина являются участниками процесса Совещания по взаимодействию и мерам доверия в Азии (СВМДА), а Лига Арабских Государств имеет статус наблюдателя в данной организации. Арабские страны являются крупным инвестором различных проектов застройки Астаны. Так, Оман предоставил Казахстану инвестиционный кредит в размере 100 млн.долларов США, а также передал в фонд Астаны безвозмездно 10 млн. долларов. Аналогичную помощь оказали Саудовская Аравия, Кувейт.

Арабские государства поддержали инициативу Казахстана о проведении Съездов лидеров мировых и традиционных религий в Казахстане. Сегодня в республике активно готовятся к проведению 3-его Съезд в 2009 году.

В Послании Президента РК от 2008 года отмечено, что Казахстан и далее будет укреплять свою роль и авторитет как ответственного члена регионального сотрудничества и международного сообщества, оставаясь активным участником широкого международного сотрудничества, направленного на ядерное сдерживание, борьбу с международным терроризмом, религиозным экстремизмом, наркоторговлей.

Казахстан претендует на роль одного из важных международных центров межкультурного, межконфессионального диалога.

РК заинтересована в расширении и углублении диалога цивилизации, направленных на сближение понимания между Востоком и Западом, при этом приоритеты в области внешней политики и обеспечения безопасности остаются неизменными. Внешняя политика Казахстана строится на поиске общности основополагающих интересов, на понимании необходимости компромисса в решении острых вопросов, с учетом геополитических ососбенностей.

Summer

The article is dedicated to questions of foreign policy of Republic Kazahkstan , to its basic directions and principles at the present stage.

Теги: Казахстан

Поделиться: