Казахстанский опыт стратегического планирования. Взгляд из России.

Дата:
Автор: ИАЦ МГУ
Казахстанский опыт стратегического планирования представляет интерес не только в масштабах постсоветского пространства, но и в более широком контексте мирового опыта проведения масштабных реформ, системной модернизации во всех областях общественной жизни. Преобразования, кардинально изменившие образ страны в экономической, социальной и политической сферах были проведены в максимально сжатые исторические сроки. Среди аналогичных проектов, сопоставимых с национальным опытом Казахстана, можно вспомнить примеры послевоенной Японии и Франции, малазийский, южнокорейский и сингапурский опыт, однако модернизационные программы, осуществленные в этих странах, проводились в совершенно иных исторических условиях.
Казахстанский опыт стратегического планирования. Взгляд из России.
  Выступление Алексея Власова на Конгрессе политологов Казахстана. _____________________________________________________________________________

Уважаемые коллеги, огромное спасибо за возможность выступить на Конгрессе. Позвольте передать приветствия от исторического факультета МГУ, руководства Университета. Действительно, тема, которую мы обсуждаем, исключительно актуальна. Как добиться консолидации политологического сообщества? Как наладить коммуникации между теоретиками и "полевыми экспертами". Как добиться эффективного взаимодействия между политологами евразийского пространства? Все это вопросы, которые требуют максимально быстрого ответа. Темпы происходящих перемен уже опережают возможности их адекватно оценить и проанализировать. В дальнейшем - этот разрыв может только усиливаться. И это - серьезный вызов.Казахстанский опыт стратегического планирования представляет интерес не только в масштабах постсоветского пространства, но и в более широком контексте мирового опыта проведения масштабных реформ, системной модернизации во всех областях общественной жизни. Преобразования, кардинально изменившие образ страны в экономической, социальной и политической сферах были проведены в максимально сжатые исторические сроки. Среди аналогичных проектов, сопоставимых с национальным опытом Казахстана, можно вспомнить малазийский, южнокорейский и сингапурский опыт, однако модернизационные программы, осуществленные в этих странах, проводились в совершенно иных исторических условиях. Распад СССР привел к последствиям, которые бывшие республики ощущают до настоящего времени. Это была настоящая цивилизационная катастрофа. В этих сложных условиях невозможно было рассчитывать только на масштабную поддержку со стороны каких-то внешних сил. Между тем, западногерманский послевоенный модернизационный проект едва ли  стал реальностью без значительных инвестиций со стороны США. Модернизационные проекты в Сингапуре, Малайзии, Турции не только протекали в несколько иных исторических условиях, но при этом опирались на качественно иной фундамент. Например, Ли Куан Ю – творец «сингапурского чуда» неоднократно подчеркивал в своих публичных выступлениях, что залогом успеха, проводимых им реформ стало сочетание конфуцианских принципов с  правовой системой, доставшейся в наследство от колониального периода. Республики бывшего Советского Союза не обладали подобным стартовым капиталом. Им предстояло перейти от административно-командных механизмов в экономике к полноценным рыночным отношениям. Именно поэтому важнейшей вехой в истории современного Казахстана считается 1997 год, когда Президент Казахстана Нурсултан  Назарбаев предложил развернутую программу развития государства и общества – Стратегию «Казахстан-2030». Этот документ представлял собой не только развернутый план преобразований по конкретным направлениям реформ в политической и социально-экономической сфере. Перед казахстанским обществом были четко очерчены ключевые цели, мотивы развития, определена ясная историческая перспектива. В результате, за период реализации Стратегии-2030 были полностью нивелированы рудименты  старой экономической системы, оформлена новая нормативно-правовая платформа для следующего этапа реформ. Появление Стратегии "Казахстан-2050" вызвано не только досрочным выполнением целого ряда задач первого стратегического плана. Вопрос стоит гораздо глубже - на смену прежним приоритетам развития пришли новые цели, определяющие вектор развития государства и общества на ближайшие десятилетия. Это т.н. 7 приоритетов - дальнейшее развитие и укрепление государственности, переход на новые принципы экономической политики, всесторонняя поддержка предпринимательства – ведущей силы национальной экономики, формирование новой социальной модели, создание современных и эффективных систем образования и здравоохранения, повышение ответственности, эффективности и функциональности государственного аппарата, выстраивание адекватной новым вызовам международной и оборонной политики. стремительно меняется глобальный экономический и политический ландшафт. Появляются принципиально новые вызовы и риски и, в то же время, в соответствии с законами диалектики, формируются также и принципиально новые возможности. В принципе, каждый из этих пунктов созвучен целям, стоящим перед российским руководством.  Например, происходит активный процесс интеграции на всех уровнях, в которые активно включается и Казахстан. Формируются контуры евразийского экономического Союза. Чем выше плотность наших коммуникаций тем теснее должно быть и взаимодействие между РК и РФ в сфере научного осмысления тех вызовов с которыми сталкиваются наши страны в современных условиях. Как отмечает в стратегии «Казахстан 2050» Президент Н. А. Назарбаев, в настоящий момент можно выделить десять основных вызовов, которые, так или иначе, сказываются на развитии любой страны, в том числе и Казахстана. Если суммировать их, выделив главные компоненты, то основной вызов, безусловно, это ускорение исторического времени – глобальный феномен, который для постсоветского пространства усугублен мощнейшими геополитическими трансформациями, возникшими после распада Советского союза. Некоторые западные аналитики пишут о поколенческом конфликте, который им представляется как противоречие между тем поколением, которое родилось уже после распада СССР, и людьми старшего и среднего возраста, которые медленнее «вписываются» в окружающий мир. Не только и не столько по причине технологической несовместимости, а скорее по своей неспособности, как пишет президент Казахстана, форсировано интегрироваться в глобальные экономические и политические процессы. Есть и проблема роста национализма. Не только в бывших республиках СНГ. Аналогичные процессы мы наблюдаем и в странах Восточной Европы. Это серьезный вызов. Но возвращаясь к началу своего выступления - можем ли мы сказать, что эти вызовы получили адекватную оценку в экспертном сообществе? Полагаю, что об этом говорить не приходится. Есть много комментариев, интерпретаций, но мало конкретных предложений, рецептов - как именно выйти из сложившейся ситуации. для нас в России, это очень актуальная тема.Не меньшую актуальность актуальность приобретает и участие евразийских стран в противодействии мировым вызовам современности – терроризму, подъёму исламского радикализма, наркотрафику, сохранению этнической и социальной стабильности на фоне внешнего напряжения. Здесь также необходима ясная и четкая стратегия совместных действий.Еще один вызов, тесно связанный с ускорением исторического времени - кризис ценностей нашей цивилизации. Как отмечается в Стратегии «Казахстан-2050»: «Мир переживает острый мировоззренческий и ценностный кризис. Все чаще раздаются голоса, возвещающие о противоборстве цивилизаций, конце истории, провале мультикультурализма. Нам принципиально важно не втягиваться в этот мировоззренческий дискурс, оберегая наши проверенные годами ценности. Мы должны научиться жить в сосуществовании культур и религий. Мы должны быть привержены диалогу культур и цивилизаций. Только в диалоге с другими нациями наша страна сможет достичь успеха и влияния в будущем. В XXI веке Казахстан должен укрепить свои позиции регионального лидера и стать мостом для диалога и взаимодействия Востока и Запада».   В конечном счете, базовый компонент реформ это эффективное государство и общественные институты, которые тесно взаимодействуют и контролируют власть. Именно создание условий, при которых государственные механизмы будут работать с максимальной эффективностью и отдачей являются залогом успешной реализации дальнейших модернизационных проектов.

Поделиться: