Без Юлии в Европу

Дата:
Автор: ИАЦ МГУ
Если же свести нынешнюю ситуацию вокруг подписания Соглашения ЕС-Украина к резюме, то лучшая аналогия – это торги, когда покупатель и продавец считают, что для получения выгоды все средства хороши. Поэтому покупатель в лице ЕС пытается сбить цену, упрекая продавца в том, что лидер оппозиции сидит в тюрьме. Продавец же прекрасно понимает, что Евросоюз заинтересован в Соглашении больше украинского руководства, а потому не спешит идти на уступки в части освобождения Тимошенко. И, чтобы простимулировать рвение еврочиновников, периодически дает понять, что может продать «товар» и другому покупателю (например, российскому).
Без Юлии в Европу
| Сергей Слободчук

 Верховная Рада так и не приступила к рассмотрению ни одного из законопроектов, способствующих выезду Юлии Тимошенко за рубеж на лечение. Одновременно ряд украинских и зарубежных источников сообщили в формате «утечки» из Брюсселя, что ЕС не будет настаивать на освобождении оппозиционера №1 из тюрьмы в качестве условия для подписания Соглашения об ассоциации. К тому же, в пользу такого вывода говорит практика подписания Соглашений об ассоциации между ЕС и другими странами. Администрация Виктора Януковича нацелена совместить два варианта – подписать Соглашение об ассоциации и оставить Юлию Тимошенко в тюрьме. Все остальные действия в виде полусекретных встреч с президентом России Владимиром Путиным, создания рабочих групп для разработки проекта об освобождении Юлии Тимошенко исполняли роль «операции прикрытия» для переговоров между руководством Украины и структурами Евросоюза. Но главное, что практика заключения Соглашений об ассоциации между ЕС и другими странами говорит, что еврочиновники способны легко разменять судьбу Юлии Тимошенко на подписание договора об ассоциации. Дело в том, что, несмотря на внешние лозунги о «демократии» и «европейских ценностях», на практике европейские структуры неоднократно заключали Соглашение об ассоциации с государствами, чьи политические режимы сами же политики стран ЕС называли недемократическими. Если не сказать диктаторскими. Не говоря уже о том, что практика заключения Соглашений об ассоциации знает зеркальный пример, подобный «проблеме Тимошенко». Например, в 1998 году ЕС заключил такое Соглашение с Тунисом под руководством Зин эль-Абидина Бен Али. А в 2004 году последовало Соглашение между Евросоюзом и Египтом под управлением Хосни Мубарака. К сведению, к тому времени Хосни Мубарак занимал пост президента уже третий десяток лет, возглавив страну после убийства президента Анвара Садата в ходе покушения 8 октября 1981 года. Снова-таки, Мубарак переизбирался на пост президента Египта по итогам референдумов 1987, 1993 и 1999 годов, когда на голосование выносилась единственная кандидатура действующего президента. А после свержения режима Мубарака в результате протестов на площади Тахрир, западная пресса вовсю смаковала такие подробности режима как высокую коррупцию, применение полиции для подавления инакомыслящих и т.п. А вот подписание Соглашения с Тунисом – зеркальный пример сегодняшней ситуации с Юлией Тимошенко. Еврочиновников не смутил тот факт, что президент Зин эль-Абидин Бен Али захватил пост главы государства в 1987 году путем военного переворота, свергнув законного президента Хабиба Бургиба. Более того, Евросоюз не смутил тот факт, что на момент подписания Соглашения Бургиба превратили в тунисский вариант Тимошенко, ведь со времени переворота и до самой своей смерти в апреле 2000 года экс-президент содержался под домашним арестом. Официальная же версия новых властей Туниса гласила, что Бургиба ушел в отставку «по состоянию здоровья» и находится «под защитой правительства». Впрочем, чиновники Европейского союза имели все возможности разобраться в том, что такая версия является шитой «белыми нитками». Не говоря уже о том, что Тунис как и Египет считались крайне коррумпированными режимами, где попирался такой декларативный приоритет ЕС как основные права и свободы граждан. Впрочем, все это не сыграло никакой роли при подписании Соглашения об ассоциации, потому что при заключении подобных договоров евроструктуры руководствуются коммерческими интересами, а не политическими лозунгами. Ну, и конечно же, геополитическими соображениями, ведь в случае подписания Соглашения зона влияния ЕС продвинется почти на тысячу километров на Восток. Поэтому украинское руководство прекрасно понимает, что обвинения структур ЕС в «выборочном правосудии» и «политических репрессиях» против Юлии Тимошенко – не более чем попытка надавить на президента Януковича и правящую администрацию во время торгов вокруг того или иного пункта Соглашения. Например, ссылаясь на «политические репрессии», сторона ЕС может потребовать от руководства Украины исключить из списка льготного таможенного режима очередную конкурентную группу товаров. С другой стороны, очевидны попытки президента Януковича и его администрации использовать «европейскую» карту в переговорах с российским руководством. Тем более, что Украина зависла на краю кризиса. Об этом говорят ежедневные сообщения о задержках зарплат на сотни миллионов гривен, сокращение потребления (например, падение практически вдвое продаж легковых авто), негативные прогнозы иностранных агентств. И в этой связи не исключен страховочный вариант, когда «отказ» от подписания Соглашения с ЕС правящая администрация может попытаться разменять на российский кредит в несколько миллиардов долларов. Снова-таки, переговоры с российским руководством способны сыграть роль «страшилки», чтобы сделать чиновников и политиков ЕС более сговорчивыми, в первую очередь в вопросе Тимошенко. Если же свести нынешнюю ситуацию вокруг подписания Соглашения ЕС-Украина к резюме, то лучшая аналогия – это торги, когда покупатель и продавец считают, что для получения выгоды все средства хороши. Поэтому покупатель в лице ЕС пытается сбить цену, упрекая продавца в том, что лидер оппозиции сидит в тюрьме. Продавец же прекрасно понимает, что Евросоюз заинтересован в Соглашении больше украинского руководства, а потому не спешит идти на уступки в части освобождения Тимошенко. И, чтобы простимулировать рвение еврочиновников, периодически дает понять, что может продать «товар» и другому покупателю (например, российскому). источник: Politcom.ru

Поделиться: