Информация в дефиците
Дата:
Автор: ИАЦ МГУ
Автор: ИАЦ МГУ
Всякий раз на медиафорумах с участием российских и белорусских журналистов вспыхивают дискуссии по вопросу, какое информационное пространство мы формируем и какое нам следует создавать — единое или общее. Большинство журналистов, политиков и экспертов склоняются ко второму варианту, хотя большую разницу в этих понятиях, откровенно говоря, увидеть трудно. На самом деле сегодня ни того, ни другого в Союзном государстве нет.
Информация в дефицитеМир | Союзное государство Госсекретарь Союзного государства Григорий Рапота, посол Беларуси в России Игорь Петришенко и член Совета Федерации Дмитрий Кривицкий на медиафоруме Белорусско-российское поле похоже на улицу с односторонним движением Всякий раз на медиафорумах с участием российских и белорусских журналистов вспыхивают дискуссии по вопросу, какое информационное пространство мы формируем и какое нам следует создавать — единое или общее. Большинство журналистов, политиков и экспертов склоняются ко второму варианту, хотя большую разницу в этих понятиях, откровенно говоря, увидеть трудно. На самом деле сегодня ни того, ни другого в Союзном государстве нет. Если белорусско-российские отношения развиваются конструктивно, плодотворно и динамично, то в информационной сфере, по общему признанию экспертов, мы топчемся на месте. Страны-соседи пока только на пути формирования информационного поля России и Беларуси. Куда важнее вопрос, каким содержанием наполнить это формирующееся пространство, что оно должно из себя представлять? Вроде бы уже созданы интеграционные инструменты в виде газет и журналов («Союзное вече» и «Союзное государство»), сайтов в Интернете, телевидения (Телерадиовещательная организация Союзного государства), но эффективность их работы остается практически нулевой. И дело не в том, что журналисты не профессиональны, не умеют подавать материал, трудятся спустя рукава. Спрашивается, какая отдача может быть от российско-белорусских печатных изданий, если их нельзя купить в российских киосках и магазинах, если система распространения печатной продукции в России непрозрачна, дорогостояща, неконкурентоспособна и вырвана из рук государства? Скажем, российские газеты и журналы всегда можно встретить на прилавках киосков в Минске, Гомеле, Гродно, Витебске, других белорусских городов. На рынке Беларуси, по официальным данным, представлено свыше 4 тысяч наименований российских печатных изданий. А попробуйте найти в Москве или Санкт-Петербурге, в центрах российских регионов «Советскую Беларусь» или «Народную газету»? Многие россияне даже и не слышали о таких изданиях. «Белорусско-российское информационное поле все еще похоже на улицу с односторонним движением», — такое мнение высказал Чрезвычайный и Полномочный Посол Беларуси в России Игорь Петришенко на форуме-семинаре «Информационный образ Союзного государства», который состоялся на площадке международного мультимедийного пресс-центра РИА.
Ощущается нехватка новых форм и новых тем. Это основная проблема, связанная с информационным образом Союзного государства»
И это действительно так. Беларусь очень редко попадает в национальные новости России, считает главный редактор журнала «Белорусская думка» Вадим Гигин. Российские эксперты, опираясь на данные мониторингов прессы, говорят о том же. «Мы мало пишем о Беларуси и о других странах СНГ. Это беда современной журналистики, потому что мы плохо знаем, к сожалению, друг друга. Если я хочу узнать, что происходит в Беларуси, то я еду туда», — говорит заведующий кафедрой международной журналистики МГИМО Никита Шевцов. Государственный канал РТР, который отводит часть эфирного времени региональным российским новостям, вполне мог бы выделить время для специального новостного блока из Беларуси — в конце концов, в одном Союзном государстве живем. Профессор МГИМО Олег Максименко предлагает организовать на этом канале дискуссионный клуб «Россия и Беларусь — союзное государство», куда можно было бы «приглашать видных людей, обсуждать проблемы». Что касается Союзного телевидения ТРО, то очевидно, что у канала по объективным причинам не может быть большой зрительской аудитории, так как телевещание ведется только в спутниково-кабельном формате. Как известно, кабельное ТВ удовольствие не из дешевых, и вряд ли житель российской провинции готов заплатить 300 рублей в месяц дополнительно к другим, более «земным» расходам. Не может в принципе эффективно работать любой телеканал, тратящий на все про все 160 миллионов рублей в год — таково скудное финансирование ТРО из союзного бюджета. А если канал перевести на внебюджетное финансирование, — есть такие планы, — то с идеей Союзного ТВ можно распрощаться навсегда. В целом, считает Олег Максименко, у нас нет площадки для общения, чтобы жители двух стран знали о всех возникающих проблемах. Ему вторит декан факультета международной журналистики МГИМО (У) МИД РФ Ярослав Скворцов. «Ощущается нехватка новых форм и новых тем. Это основная проблема, связанная с информационным образом Союзного государства», — говорит он. В Европе не жалеют денег на создание общего информационного пространства, финансируют канал Евроньюс, Европейский гуманитарный университет в Вильнюсе, где учатся в основном выходцы из Беларуси, субсидируют другие проекты. «Почему польские, прибалтийские, немецкие фонды в течение одной недели отыскивают финансирование тех книг, которые однозначно направлены на дискредитацию России и Беларуси, а наше Союзное государство не находит возможности создать фонды по поддержке важных для нас в идеологическом и научном плане проектов?» — задается вопросом гендиректор Информационно-аналитического центра МГУ Алексей Власов. По мнению советника-посланника Посольства Республики Беларусь в РФ Павла Легкого, одна из главных проблем — дефицит информации о Беларуси в российских СМИ. «Образ Беларуси в прессе не цельный, а фрагментарный, можно даже говорить о множественности образов: информации о стране немного, при этом качество материалов довольно пестрое. Кто-то рисует «лубочную» Беларусь, лакируя действительность. Кто-то создает картины мрачной, серой страны. Большинство материалов находятся где-то посередине, но и они не всегда объективны», — утверждает он. По его словам, образ Беларуси в сознании людей состоит из штампов и клише, сформированных СМИ. «А о том, что Беларусь — ближайший союзник России, что у нас нет границы, у нас общие цели, вспоминают мало. Люди же нуждаются в позитивной информации, они перегружены негативом. Поэтому если наши народы — братья, у нас общие цели и задачи — именно эта идея должна лечь в основу информационной политики на просторах Союзного государства», — подчеркивает дипломат. По мнению доцента кафедры международной журналистики МГИМО Елены Юсуповой, российские СМИ делают большой акцент на политику и экономику, на нечто скандальное, но есть, например, и культурный аспект, который интересен, и его следует изучать. В отличие от российских средств массовой информации, союзные СМИ и совместные медиа-компании СНГ, утверждает она, более широко, интересно и с особой теплотой освещают важные темы, связанные с взаимодействием России и Беларуси в рамках Союзного государства. Журналисты на форуме-семинаре, как это часто бывает, оказались крайними во многих бедах, присущих процессу становления общего информационного пространства. Чтобы изменения стали возможными, в российских СМИ должны появиться журналисты, специализирующиеся на теме Беларуси и Союзного государства, считает директор по персоналу телеканала RussiaTodayВладимир Сухой. «У нас в газетах и на телеканалах сейчас практически нет специализации, современные корреспонденты — многостаночники, специалисты по всем вопросам. Я считаю, что надо воспитать плеяду журналистов, которые могли бы писать именно о взаимоотношениях России и Беларуси», — отметил он. Идея, надо сказать, трудновыполнимая, так как большинство газет и журналов, редакций радио и телевидения не могут себе позволить содержать в штате узких специалистов-профессионалов. Можно, конечно, основной акцент сделать на пиаре, информационной пропаганде образа Союзного государства в средствах массовой информации, особенно в Интернете. Так, гендиректор агентства «Социальные медиа» Денис Терехов прочел целую лекцию об опыте имиджевого продвижения Казахстана в Интернете. Безусловно, «паблик рилейшнз» нужен и бывает весьма эффективен, но вместе с тем он всегда напоминает обыкновенную рекламу с выставки достижений народного хозяйства. А рекламе наш народ верит очень и очень неохотно и, как правило, переключает канал при ее обилии или старается быстрее пролистать газетную полосу.
Образ Беларуси в прессе не цельный, а фрагментарный: информации о стране немного, качество материалов довольно пестрое»
Да и пиар зачастую не играет той роли, какую ему обычно приписывают как те, кто зарабатывает на этом деньги, так и те, кто покупает пиар-продукт. На форуме приводили данные социологических исследований, по которым почти 90 процентов россиян положительно относятся к Беларуси, хотя наш сосед мелькает на российских телеэкранах и страницах газет очень редко. А в свою очередь белорусы, имеющие возможность свободно смотреть многие российские телеканалы (в отличие от россиян в отношении белорусского ТВ), не столь благодушны. Позитивно к России настроено более 75 процентов граждан этой страны. Понять можно: Российское телевидение, давно потерявшее чувство меры по линии развлекательности, негатива и агрессивности, не может внушать чувство здорового оптимизма ни соотечественникам, ни братьям-белорусам. Однако это не означает, что пиар не нужен вовсе, что не имеет смысла при его активном участии целенаправленно и методично создавать единое или общее информационное пространство. Государственный секретарь Союзного государства Григорий Рапота говорит, что, да, пока россияне в целом знают о Союзном государстве гораздо меньше, чем жители Беларуси. Но не потому, что наши граждане равнодушны к своим соседям. «Это предопределено объективными факторами, — полагает он. — Россия — огромная страна, и, скажем, на Дальнем Востоке могут иметь больше информации о Китае или Японии. Но в западных регионах России очень хорошо знают о Союзном государстве, в приграничных районах ведутся совместные дискуссии на темы экономического и социального сотрудничества». И этот перекос можно убрать только с помощью средств массовой информации, современных PR-технологий, как говорили в советские времена, массовой пропаганды и агитации, различного рода гуманитарных акций. Только за последний год в Беларуси был проведен целый ряд крупных совместных медийных мероприятий, в том числе выставка «СМИ в Беларуси», VIII Международный медиафорум, первый Белорусско-российский форум молодых журналистов, XV Всемирный конгресс русской прессы. Россия тоже должна внести свой организационный вклад. Информационное поле нужно «засевать» столь же продуманно и тщательно, как это делается сегодня в сферах социально-экономического, научного, военно-технического и культурного сотрудничества. На эти цели не стоит жалеть ни сил, ни средств, ни времени — таково общее мнение участников форума-семинара, прошедшего в Москве. Николай Лашкевич http://www.russia-today.ru/article.php?i=610
Поделиться: