Россия, Москва

info@ia-centr.ru

Хайко Лангнер: "Конфликт между Арменией и Азербайджаном может быть разрешен именно при посредничестве России"

18.11.2013

Автор:

Теги:

Хайко Лангнер: "Конфликт между Арменией и Азербайджаном может быть разрешен именно при посредничестве России"

Хайко Лангнер: "Конфликт между Арменией и Азербайджаном может быть разрешен именно при посредничестве России"
Беседовал Орхан Саттаров, руководитель европейского бюро «Вестника Кавказа»

Немецкий политолог, специалист по постсоветскому пространству Хайко Лангнер в интервью "Вестнику Кавказа" прокомментировал ситуацию в Грузии и Азербайджане после выборов, предстоящий саммит "Восточного партнерства", а также высказал свою точку зрения на перспективы решения конфликта вокруг Нагорного Карабаха.

- Господин Лангнер, недавно в Грузии завершились президентские выборы. Чего вы ожидаете от Грузии в поствыборный период, стоит ли ждать смены внешнеполитических ориентиров?

- Едва ли речь будет идти о смене внешнеполитических ориентиров. Мы должны учитывать объективные реалии, сложившиеся после российско-грузинской войны в августе 2008 года. Они заключаются в том, что Россия признала Абхазию и Южную Осетию в качестве независимых государств. Фактически это означает, что Грузия потеряла эти территории окончательно. Я не верю, что Россия при каких-либо обстоятельствах "возьмет назад" признание Абхазии и Южной Осетии – такой шаг полностью бы разрушил доверие к российской политике в регионе. В то же время, я не могу себе представить, чтобы какое-либо правительство Грузии смирилось с потерей этих территорий. Этот фактор в обозримой перспективе будет довлеть над российско-грузинскими отношениями. Соответственно, говорить о каком-то пророссийском развороте Грузии не приходится, но Тбилиси настроен выстраивать прагматичные экономические отношения с Москвой, что вполне логично, учитывая привлекательность российского рынка для грузинских продуктов.

- Президент Азербайджана Ильхам Алиев был переизбран в октябре на третий срок. Какие у вас ожидания относительно политики Баку в ближайшие пять лет?

- Следует отметить, что среди трех государств Южного Кавказа Азербайджан является страной с наивысшей степенью суверенитета. Это обусловлено эффективной внешнеполитической стратегией и экономической успешностью Баку, грамотно выстроившего отношения со всеми региональными и мировыми игроками. Азербайджан тесно сотрудничает с Россией и Европой, США и Турцией. С Ираном Баку также удается выстраивать нейтральные отношения. Азербайджан продолжит действовать в рамках данной внешнеполитической стратегии и никаких кардинальных изменений в ней не предвидится.

- В конце ноября состоится саммит стран-участниц программы «Восточного партнерства» ЕС. Какие плюсы дает «Восточное партнерство» странам-партнерам?

- В рамках «Восточного партнерства» и политики соседства ЕС экономические интересы европейцев четко стоят на переднем плане. Я ничего не имею в принципе против экономического обмена и трансграничной торговли, но это зависит от конкретных условий. Соглашение о свободной торговле будет выгодно для всех сторон лишь в том случае, если страны-участницы соглашения приблизительно равны по уровню развития экономики. На практике, однако, это не так. Страны ЕС экономически и технологически развиты значительно выше, чем постсоветские страны с переходной экономикой. Бывшие республики СССР находятся еще в середине строительства диверсифицированной экономики. Свободная торговля между неравными партнерами создаст асимметричные экономические отношения и закрепит разрыв между экономиками Европы и постсоветских стран.
Таким образом, преимущества здесь явно на стороне ЕС, желающего завоевать новые рынки сбыта для своей продукции. В этом можно убедиться, посмотрев на торговый баланс ЕС со странами Южного Кавказа. Как Грузия, так и Армения имеют огромный торговый дефицит в торговле с ЕС. В обеих странах гораздо больше продуктов импортируется из ЕС, чем экспортируется туда. Основная причина этого состоит в том, что у Грузии и Армении едва ли есть продукты, которые были бы интересны странам ЕС. Конечно, грузинские вина и армянский коньяк – отличные товары, но, в конечном счете, это только нишевые продукты, которые не могут компенсировать развития диверсифицированной экономики.
Азербайджан, наоборот, по крайней мере в последние годы, имеет торговый профицит в отношениях с ЕС, но происходит это исключительно за счет поставок энергоресурсов, особенно нефти. Торговый баланс без учета энергетического сектора также показывает огромный дефицит с азербайджанской стороны. Тем не менее Азербайджан имеет явное преимущество по сравнению со своими соседями по региону, поскольку он может реинвестировать свои нефтедоллары в диверсификацию экономики, что и происходит на деле.
Думаю, что ширпотреб и продукты, а также стиральные машины или холодильники вовсе не обязательно должны импортироваться из-за рубежа – все это также можно произвести у себя в стране. Это создаст потенциальные рабочие места в обрабатывающей и перерабатывающей промышленности, которые обязаны присутствовать в любой развитой экономике. Также необходимо укрепить массовую покупательную способность населения, если произведенные товары будут проданы у себя в стране. Я думаю, что создание функционирующей внутренней экономики и специализации в определенных продуктах экспорта не исключают друг друга, а наоборот, вместе обеспечивают возможности для развития экономического потенциала страны и повышения уровня жизни населения.
Прогресс Азербайджана на этом пути значительно лучше, чем у Грузии и Армении. На Азербайджан приходится около 80 процентов объема промышленного производства всего Южного Кавказа, средний уровень жизни и средний уровень доходов населения здесь значительно выше, в то время как уровень бедности значительно ниже, чем в соседних странах. Я понимаю, что, конечно, не все проблемы решены, но основная стратегия экономического развития Азербайджана верна. И на этом фоне также важно создать равноправное партнерство с ЕС, отвечающее интересам обеих сторон.

- Как бы вы прокомментировали фактический отказ Армении от подписания ассоциативного договора с ЕС на вильнюсском саммите?

- Отказ Армении заключить соглашение об ассоциации с ЕС, и вместо этого присоединиться к возглавляемому Россией Таможенному союзу, в первую очередь, отражает геополитический баланс сил в регионе. Помимо перечисленных выше важных критических моментов, которые должны учитываться в случае подписания договора об ассоциации с ЕС, сыграла свою роль и односторонняя привязка Армении к России в результате нагорно-карабахского конфликта. Внешняя политика Армении не способна к маневрированию и зависит от доброй воли Москвы, которая, конечно, не собирается оказываться от своих интересов и будет препятствовать тому, чтобы ЕС экономически и политически утвердился в российской зоне влияния. С точки зрения России и ее интересов это понятно, однако, Армению это приведет к катастрофическим последствиям.
Армения действительно может продолжать при молчаливом согласии Кремля свою политику незаконной оккупации азербайджанских территорий, однако она платит за это очень высокую цену в виде экономической отсталости, массовой бедности, плохих социальных условий жизни населения, а также массовой миграции и серьезных демографических проблем. Международная дипломатия должна попытаться вывести Армению из этого изолированного положения в регионе, но это предполагает, что Армения изменит свою нынешнюю политику и проявит готовность двигаться вперед в вопросе Нагорного Карабаха. Еревану следует отказаться от своих максималистских требований для того, чтобы достичь компромисса с Азербайджаном. Обе стороны должны пойти на компромисс. В первую очередь Армения выиграла бы в экономическом и социальном плане от продвижений в разрешении конфликта, поскольку Азербайджан и Турция в этом случае прекратили бы экономическую блокаду.

- Каким вы видите в таком случае разрешение нагорно-карабахского конфликта?

- В первую очередь, я хотел бы отметить, что нагорно-карабахский конфликт ни в коем случае нельзя считать «замороженным», каким его многие ошибочно видят. Через день на линии фронта гибнут люди, происходят столкновения. В таких условиях считать конфликт «замороженным» в корне неверно. С другой стороны, говоря откровенно, я не вижу возможностей для разрешения конфликта в ближайшей перспективе. Если мы посмотрим на формат Минской группы ОБСЕ, в рамках которой идут переговоры по урегулированию конфликта, то увидим, что единственной страной-посредником, имеющей реальный политический вес на Южном Кавказе, является Россия. Ни Франция, ни США не могут конкурировать с ней. И именно при посредничестве России может быть разрешен конфликт между Арменией и Азербайджаном. Иначе говоря, ключ от решения карабахского конфликта, по моему глубокому убеждению, лежит в Москве. Именно в условиях взаимодействия Еревана, Баку и Москвы может быть найден выход из сложившейся ситуации.
Логичным разрешением конфликта я считаю его урегулирование на основе принципа территориальной целостности Азербайджана, которая в данный момент нарушена. Два принципа международного права - территориальной целостности и самоопределения - не являются взаимоисключающими, они оба могут быть реализованы путем предоставления высокого статуса автономии в рамках территориальной целостности страны. Прежде всего, это касается будущего окончательного статуса бывшей советской автономной области Нагорного Карабаха, но не занятых Арменией семи районов за пределами Нагорного Карабаха. Эти семь районов до войны в основном были населены азербайджанским населениям, и как можно быстрее должны быть возвращены Азербайджану. Внутренне переселенные лица имеют право на возвращение, и нынешний тупик в разрешении конфликта будет тем самым, по большей части, преодолен.


Теги: 

Текст сообщения*
Загрузить файл или картинкуПеретащить с помощью Drag'n'drop
Перетащите файлы
Ничего не найдено
Отправить Отменить
Защита от автоматических сообщений
Загрузить изображение