Россия, Москва

info@ia-centr.ru

Казахстан как «ядерный посредник»

18.11.2013

Автор:

Теги:

Казахстанпродолжает интегрироваться в систему международных отношений. В числе последнихи наиболее важных достижений является председательство в ОБСЕ в 2010 г., когда Казахстануудалось организовать и успешно провести Саммит ОБСЕ впервые за предыдущие 11лет, а также председательство в Организации Исламская конференция в 2011 г. (с 2011 г. - Организацияисламского сотрудничества). Следующим важным шагом на этом направлении сталаинициатива Казахстана о вхождении в число непостоянных членов СоветаБезопасности ООН на период 2017-2018г., которая сейчас активно прорабатывается. Планомернаяинтеграция в систему коллективной безопасности на универсальном (ООН) ирегиональном (ОБСЕ, ОДКБ, ОИС) уровнях свидетельствует, во-первых, о пониманииказахстанским руководством, что альтернативы коллективной безопасности насегодняшний день нет, а, во-вторых, говорит о серьезной озабоченностипроисходящим в Центральной Азии и смежных регионах, прежде всего, на БлижнемВостоке.

Нарядус огромным количеством проблем в регионе Ближнего Востока, как минимум одна изних связана с глобальным уровнем безопасности – речь идет об иранской ядернойпроблеме. США, Израиль и ряд стран Запада считают, что Иран разрабатываетядерное оружие под прикрытием программы развития мирного атома. Таким образом,эта проблема в данный момент трактуется мировым сообществом как одна из «триадыновых угроз» - распространение оружия массового уничтожения. В отличие от «старыхугроз», ее источником может быть не только государство или военно-политическийблок, но и негосударственный актор, т.е. мировое сообщество опасаетсявозможности не только использования ядерного оружия Ираном в случае, если онобудет создано, но и его попадания в руки террористов (вторая составляющая«триады новых угроз»). Именно этим объясняется ажиотаж вокруг иранской ядернойпрограммы.

Невозможностьрешить этот вопрос усилиями МАГАТЭ, входящего в систему ООН, обратила на себявнимание других международных структур и государств-региональных лидеров.Инициатива Казахстана по предоставлению переговорной площадки была воспринятапозитивно и мировым сообществом, Ираном и его оппонентами. Так, госсекретарьСША Джон Керри выразил благодарность Республике Казахстан за согласие принять вАлматы очередной раунд международных переговоров по иранской ядерной программе,подчеркнув, что «благодаря добровольному отказу от ядерного оружия и неуклоннойприверженности к укреплению глобального режима нераспространения, Казахстанидеально подходит для проведения таких переговоров»[1].Секретарь Высшего совета национальной безопасности Исламской Республики ИранСаид Джалили также поблагодарил руководство Казахстана за возможностьпроведения очередного раунда переговоров в Алматы и выразил надежду на ихконструктивное завершение[2].Для Казахстана, предоставившего площадку для переговоров «5+1», т.е.выступающего исключительно в качестве принимающей стороны, данный шаг такжеявляется чрезвычайно важным. Несмотря на то, что казахстанская сторона не можетдаже комментировать ход переговоров, Казахстану важно продемонстрировать своюпоследовательность и приверженность политике мирного использования атома. Вначале 1990-х гг. Казахстан первым на постсоветском пространстве отказался от ядерногооружия, которое базировалось на его территории (четвертый ядерный потенциал вмире), прекратил ядерные испытания на Семипалатинском полигоне. С тех порКазахстан последовательно выступает за ядерное разоружение. Кроме того,внешнеполитическая стратегия Казахстана демонстрирует нацеленность на линиюпосредничества в международных делах – посредничество между Западом и Востокомпо целому ряду острейших вопросов регионального и глобального масштаба, в томчисле и по иранской ядерной проблеме.

Последлительного перерыва переговоры в формате «5+1» (формат «5+1»: постоянные членыСовбеза ООН - США, Великобритания, Франция, Россия, Китай + Германия) быливозобновлены в 2012 г.Тогда прошло три раунда переговоров - в Стамбуле (14 апреля),Багдаде (23-24 мая) и Москве (18-19 июня). В ходе встреч в 2012 г. прорывных решенийдостигнуто не было, имел место лишь обмен предложениями. В 2013 г. прошли несколькораундов переговоров между Ираном и «шестеркой» международных посредников поурегулированию иранской ядерной проблемы в Алматы. Очевидно, Аламата как местопроведения встречи устроило всех участников – и Иран, и США, и Россию, и Китай,и страны Запада - Казахстан хорошо зарекомендовал себя еще в периодпредседательства в ОБСЕ в 2010г. Встречи в Алматы прошли 26-27 февраля и 5-6 апреля(между ними – 18-19 марта встреча в Стамбуле на экспертном уровне). Тогданаблюдатели не рассчитывали на принятие конкретного плана в преддвериипрезидентских выборов в Иране[3](июнь 2013 г).Проблема иранской ядерной программы затрагивалась и в рамках двустороннейвстречи Президента РК Н. Назарбаева и с президентом Исламской Республики ИранХасаном Рухани, прошедшей в начале августа этого года в Иране[4].

Переговорыв формате «5+1» проходят в закрытом режиме, поэтому подробности диалога дляширокой общественности доступны лишь посредством достаточно скупых сообщенийСМИ. После первого, февральского раунда переговоров был достигнут определенныйпрогресс. Посредники внесли предложения по урегулированию иранской проблемы нарассмотрение Ирана. Иран, в свою очередь сделал посредникам свое предложение. Врезультате первого и второго раунда переговоров в Алматы, стороны остались присвоих – ни одна из сторон ни чуть не поступилась своими позициями, хотя в целомнаметилась более конструктивная линия переговоров, нежели в рамках прошлогоднихраундов, которые даже не предполагали продолжения диалога. Тем не менеерезультаты второго раунла переговоров выглядели весьма противоречиво. Так,председатель делегации Европарламента по связям с Ираном Тарья Кронбергвыразила сожаление, что переговоры по иранской ядерной программе завершилисьбезрезультатно. По оценке замглавы МИД России Сергея Рябкова, иранскаяделегация на втором раунде переговоров заняла достаточно открытую иконструктивную позицию, однако, по его словам, выйти на взаимопонимание неудалось. Он подчеркнул, что необходимо проанализировать причины, повлекшиеотсутствие конкретных результатов второго раунда. Верховный председательЕвросоюза по иностранным делам и политике безопасности Кэтрин Эштон обратила внимание на то, что«шестерка» посредников и Иран в Алматы впервые смогли провести вовлеченные,конструктивные переговоры. В свою очередь глава иранской делегации Саид Джалилиотметил, что алматинский раунд переговоров был успешным[5].Таким образом, очевидно, что основные дивиденды получил Казахстан,использовавший переговоры на своей территории для демонстрации того, что егомиротворчество имеет шансы на успех.

Однакопозиции сторон в конфликте вокруг иранской ядерной программы остаются прежними.Международные посредники считают, что Иран должен доказать мирнуюнаправленность своей ядерной программы, т.е. фактически требуют от Иранапрекращения обогащения урана. Иран же, как и прежде, настаивает на своем праверазвивать мирный атом, считает, что решение проблемы лежит в русле укреплениямер доверия между Ираном и посредниками, т.е. по мнению Ирана, посредники имировое сообщество должны пойти на компромисс в отношении прав Исламскойреспублики Иран развивать свою ядерную программу. Иран фактически настаивает натом, что он будет и дальше заниматься обогащением урана вопреки обвинениям«шестерки», поскольку это обусловлено «потребностями» республики[6].

Ещедо начала переговоров в формате «5+1» в 2013 г. Тегерану предлагалось смягчение санкций(речь шла о снятии запрета на торговлю Ирана золотом)  взамен на более тесное сотрудничества Ирана сМАГАТЭ и отказ Ирана от обогащения урана до 20%-го уровня. Реакции Ирана непоследовало. Уже 14 января 2013г. группа американских ученыхопубликовала отчет, в котором подчеркивается, что к середине 2014 г. у Ирана будетдостаточно обогащенного урана для производства одной или более ядерных бомб. Вдокладе отмечается, что США должны усилить режим санкций против Ирана, преждечем точка невозврата будет достигнута[7].

Не вдаваясь в подробности истории иранской ядернойпроблемы, напомним, Иран является членом Договора о нераспространении ядерногооружия (ДНЯО), в соответствии с которым имеет полное право, гарантированноедоговором, развивать мирную атомную энергетику, в том числе с помощью другихстран. Иран сотрудничает с МАГАТЭ, однако не ратифицирует Дополнительныйпротокол к Соглашению о всеобъемлющих гарантиях (СВГ), согласно которому МАГАТЭдолжен получить более широкий доступ к информации и ядернымобъектам Ирана. При этом Иран не является членом Ядерного клубагосударств, и согласно, ДНЯО, не имеет права разрабатывать или принимать отдругих сторон ядерное оружие. Однако реализация Ираном права развиватьмирную энергетику ограничена требованиями резолюций СБ ООН, т.к. «умеждународного сообщества нет полной уверенности, что в иранской ядернойпрограмме отсутствует военное измерение»[8].

Вместе с тем, интерес Казахстана к ядерной проблемеИрана обусловлен не только приверженностью мирному использованию атома. ДляКазахстана Иран, прежде всего, экономический партнер и сосед по региону.Поэтому любое обострение ситуации вокруг Ирана и его ядерной программыоднозначно негативно будет сказываться на РК. Даже если не брать в расчетнегативный сценарий – нанесение удара по Ирану под предлогом ликвидации ядерныхобъектов, любое обострение в регионе Ближнего Востока будет иметь негативныеэффекты в Центральной Азии. Нельзя также забывать и о том, что Казахстанявляется крупнейшим поставщиком урана на мировые рынки. И ситуация, котораяимела место в 2009 году, когда агентствоAssociated Press (AP) со ссылкой на документ, подготовленный спецслужбами дляМАГАТЭ, распространило информацию о том, что Правительство Ирана пыталоськупить у Казахстана 1350 тонн очищенной урановой руды в обход санкций Советабезопасности ООН[9], не должна повториться. Конечно, Казахстанав любом случае заинтересован в развитии рынка уранового топлива в режиме,определенном МАГАТЭ. В этом русле лежало и не поддержанное мировым сообществомпредложение Казахстана о создании на его территории Банка ядерного топлива(БЯТ). Таким образом, «усеченное» участие Казахстана в переговорах между Ираноми международными посредниками, позволяет Казахстану, как минимум, «держат рукуна пульсе» переговорного процесса по столь важному вопросу и претендовать на рольнеофициального «ядерного посредника». В контексте параллельных международныхинициатив в области региональной и глобальной безопасности это может принестиКазахстану определенные дивиденды – если не в виде дополнительных гарантийрегиональной безопасности, то, по крайней мере, политические и имиджевые.

Наталья Харитонова



[1] Цит. по:Госсекретарь США благодарен Казахстану за согласие провести переговоры Ирана и"шестерки" // http://tengrinews.kz/kazakhstan_news/gossekretar-ssha-blagodaren-kazahstanu-soglasie-provesti-peregovoryi-irana-228840/(20.09.2013).

[2] Цит. по: Россия рассчитывает, что раунд  переговоров «шестерки» и Ирана в Алматыперейдет в фазу торга // http://news.headline.kz/chto_v_strane/na_peregovorah_po_iranskoy_yadernoy_programme_ne_ojidaetsya_progressa.html(20.09.2013).

[4] Казахстан и Иран обсудили вопросы урегулирования ситуации вокругиранской ядерной программы // http://tengrinews.kz/kazakhstan_news/kazahstan-iran-obsudili-voprosyi-uregulirovaniya-situatsii-vokrug-iranskoy-239141/(20.09.2013).

[5] Второй раунд переговоров по иранской ядерной программе в Алматы //http://www.iran.ru/news/video/86974/Vtoroy_raund_peregovorov_po_iranskoy_yadernoy_programme_v_Almaty(20.09.2013).

[6] Алматы готовится к очередному раунду переговоров по Иранскойядерной программе // http://bnews.kz/ru/news/post/131825(20.09.2013).

[7] Irancould reach key point for nuclear bomb by mid-2014: U.S. experts // http://www.reuters.com/article/2013/01/14/us-nuclear-iran-report-idUSBRE90D0NV20130114(20.09.2013).

[8] Цит. по: Россия рассчитывает, что раунд  переговоров «шестерки» и Ирана в Алматыперейдет в фазу торга // http://news.headline.kz/chto_v_strane/na_peregovorah_po_iranskoy_yadernoy_programme_ne_ojidaetsya_progressa.html(20.09.2013).

[9] Шпионские страсти. Иран, уран … и Казахстан // http://www.pravda.ru/world/asia/30-12-2009/1006545-0/(20.09.2013).


Теги: 

Текст сообщения*
Загрузить файл или картинкуПеретащить с помощью Drag'n'drop
Перетащите файлы
Ничего не найдено
Отправить Отменить
Защита от автоматических сообщений
Загрузить изображение