Белорусский проект. Заключение. «Союзный манифест - Конституционный акт»

Дата:
Автор: ИАЦ МГУ
Предыдущие годы мы жили благодаря серьезной политической и финансово-экономической поддержке России. И считали это независимостью. И это нам нравилось. Жить за чужие деньги. А захотим ли мы быть независимыми только за свои? БНФ и «правые» кричат - не то, что хотим, жизни свои готовы положить за это! Правда? Что-то не верится. Вы все на свободе, а если власть лишит вас права выезжать на Запад, выступать под юпитерами и «иметь счастье» пожать руку одному из «видных западных политиков», то вы, скорее всего, предпочтете дорогой статус политбеженцев, чем отдыхать на даче под подпиской о невыезде и писать мемуары на тему «Я в большой политике». Это один аспект.
Белорусский проект. Заключение. «Союзный манифест - Конституционный акт»

Баранчик Ю.

Постановка проблемы. Несмотря на формально независимый статус, с момента распада Советского Союза в 1991 г., Беларусь еще ни дня не жила самостоятельно. Можно сказать, используя идею Синицына-Парфеновича (с некоторой долей натяжки, конечно), что с 1991 по 2006 год Беларусь уже была государством - ассоциированным субъектом России. Предыдущие годы мы жили благодаря серьезной политической и финансово-экономической поддержке России. И считали это независимостью. И это нам нравилось. Жить за чужие деньги. А захотим ли мы быть независимыми только за свои? БНФ и «правые» кричат - не то, что хотим, жизни свои готовы положить за это! Правда? Что-то не верится. Вы все на свободе, а если власть лишит вас права выезжать на Запад, выступать под юпитерами и «иметь счастье» пожать руку одному из «видных западных политиков», то вы, скорее всего, предпочтете дорогой статус политбеженцев, чем отдыхать на даче под подпиской о невыезде и писать мемуары на тему «Я в большой политике». Это один аспект. Второй - нужна ли нам такая независимость, которая является следствием неумения и нежелания жить в цивилизованном мире? Нужна ли нам независимость со средней зарплатой в 500 долларов в месяц при цене бензина 2 доллара за литр, коммунальных платежах в 100 долларов в месяц, дорожных штрафах в 250 долларов и ценах на товары и продукты в 2-3 раза выше, чем у соседей? Такой вариант европейской Северной Кореи. Этот вопрос белорусскому народу еще только предстоит осознать. А когда он его осознает (в повседневности, на своей шкуре), кто может сказать, какой будет ответ? Я глубоко убежден в том, что народ такой «независимости» не захочет. Поэтому просто говорить «за» Беларусь - уже мало. Я - тоже «за» Беларусь, но мы имеем в виду разные Беларуси. Поэтому, с учетом а) тенденций, происходящих в мире и Европе; б) того, что ни одна европейская страна, входящая в Евросоюз и НАТО уже не является полностью независимой и суверенной, т.к. передала часть полномочий на надгосударственный уровень; в) того, что Беларусь - маленькая страна, которая является провинцией по отношению к мировым центрам принятия решений, финансов, культуры и т.д. Следовательно, в условиях происходящей глобализации из Беларуси всегда будет происходить отток наиболее талантливых и профессиональных людей в эти центры влияния; г) того, что Беларусь находится на стыке западной и восточной цивилизаций, что влечет за собой повышенную конфликтность данной территории при возникновении любых межцивилизационных кризисов. Следовательно, чтобы быть максимально готовыми к выживанию в этих условиях, страна, общество и народ в целом должны иметь четкое стратегическое видение своей исторической миссии; необходимо с полной ясностью и четкостью сказать: во-первых, независимость не является священной коровой; во-вторых, дискуссию по этой теме - нужна ли нам независимость и если нужна, то какая - надо поставить на первое место в белорусских общественно-политических дискуссиях. Как и любой «Белорусский проект», наш проект, назовем его «Союзный манифест», должен нести в себе некую ключевую идею, или иначе - миссию, на которой будет базироваться весь идеологический комплекс. С чего начинается поиск миссии Беларуси? Поиск миссии нашей страны включает в себя три составных элемента: а) оценку современного состояния Беларуси (дана в первой и второй части исследования); б) оценку прошлого - белорусской истории (идеология истории) и в) ответ на вопрос, - в какой Беларуси мы хотим жить. Прежде чем перейти к этому последнему пункту исследования, мы должны изложить свою версию истории белорусского народа, которая, будучи положенной в основание миссии, выступает в форме идеологии истории белорусского народа. Идеология истории. В изложенной выше постановке проблемы мы подошли к тому, что сравнительно небольшой по историческим меркам отрезок постсоветской «независимости» Беларуси содержит в себе в сжатом виде квинтэссенцию двух ключевых вопросов развития многовековой истории существования белорусов. Первый - мы хотим или не хотим государственной независимости? Второй - что такое свобода и независимость в понимании белорусов? В силу ряда объективных и субъективных причин, за всю свою многовековую историю белорусы не имели развитой государственности. И Великое Княжество Литовское (ВКЛ) для нас в этом плане не является базовым примером, поскольку подавляющая часть белорусского народа не чувствует своей исторической связи с ВКЛ и не идентифицирует себя в качестве наследников этой исторической традиции, т.к. идентификация с ВКЛ - это идентификация с литовцами и поляками. А этой идентификации у белорусов никогда не было и не будет, поскольку белорусы идентифицируют себя с братским русским и украинским народами. У украинского народа, кстати, аналогичная ситуация, только более сложная. Подавляющее число граждан Беларуси гораздо больше идентифицируют себя с историей России и в рамках российской истории. Можно сказать, как говорят наши «свядомыя», что это плод политики русификации. Но географическое положение, пограничный межцивилизационный статус Беларуси, как показывает вся история нашей страны, не оставили ей другого выбора, кроме как быть либо русифицированной или ополяченной. И «свядомыя» прекрасно отдают себе отчет в том, что ни о какой самостоятельной Беларуси они не говорят в стратегической перспективе. В стратегической перспективе их путь (путь А.Милинкевича и БНФ) это путь под Польшу с приходом католической церкви, униатством, переходом на латиницу, вытеснением всего белорусского за рамки общественной жизни и навязыванием глубоко чуждых белорусам польской культуры, языка, обычаев. Именно противостояние с Польшей пробудило в белорусском народе тягу к независимости и свободе, принявшую форму объединения с русским и другими народами Российской империи. И обратного пути нет. Кто сказал, что братство и свобода противоречат друг другу? В России проживают сотни народов и национальностей, и кто может сказать, что они не свободны из-за того, что живут в одном государстве? Поэтому является ли русификация улицей с односторонним движением? Конечно, нет. Белорусы сознательно на это пошли, потому что только так могли сохранить себя как этнос. В предыдущей части исследования различие польского и русского подхода к белорусам даже в ХХ столетии показано достаточно ярко. Можно себе представить, что происходило ранее. Почему кто-то исключает тот вариант, что подлинно белорусский путь - это путь окончательного объединения с русским народом, когда столетиями длившийся внутренний раскол единой нации будет полностью преодолен? Не надо быть семи пядей во лбу, чтобы не видеть, что при спокойном ходе событий через 40-50 лет нации Европы начнут образовывать единый суперэтнос с единым правительством, армией, административным устройством, культурой, стиранием языковых и национальных традиций и т.д. И призыв радикальной оппозиции к вхождению в единую Европу - это не просто призыв к самостоятельности, как она это пытается подать. Это не просто желание построить якобы суверенное государство, каковых в Европе уже нет. Это - осознанный цивилизационный выбор ряда представителей белорусской элиты, в основном либо имеющей польские (как говорят в Беларуси - западенцы) корни, либо тех, кто озабочен исключительной вопросом личной наживы. Их проект «Беларусь в Европу» - это попытка исторического реванша, попытка отомстить за своих дедов и прадедов, которые вошли в историю не победителями, а побежденными (типичный пример - З.Позняк). Их стремление войти в Европу - есть не что иное, как попытка окончательной и бесповоротной ревизии всего исторического пути белорусского народа, заключающаяся в стремлении любым образом разрушить вековое братство белорусского, русского, украинского и других народов русской нации. Белорусы не ощущают себя изолированной единицей мира. Мы изначально воспитаны в традициях братства с русским и украинским народом. Вот наша нынешняя, прошедшая через горнило истории, идентификация, внутренняя сущность, которая может быть вытравлена только через десятилетиями культивируемое насаждение чуждых культурных норм и традиций и буквальное уничтожение, геноцид белорусского народа. Возможен ли белорус, говорящий на русском языке и главное - мыслящий русским языком? Конечно, возможен. Мы это сегодня имеем, как возможны американцы и индийцы, говорящие и думающие на английском языке. Возможен ли русский, который знает, говорит и любит белорусский (украинский) язык как свой второй (третий) родной? Конечно, возможен. Будет ли при этом происходить кризис российского народного самосознания? Я думаю, нет. Один народ, три языка - кто такое еще имеет? Кто-нибудь вообще может найти фундаментальные отличия белорусов, русских и украинцев друг от друга, кроме современных трех языков восходящих корнями к одному единому праславянскому? Фундаментальных отличий нет. В то же время, и я в этом глубоко убежден, белорусский народ, как и русский (российский) является народом глубоко имперским. Это опять-таки показывает весь исторический путь белорусов - мы никогда не прятались за спину русского народа, а вместе, именно вместе решали все проблемы, которые ставила перед нами история. Это наше общее - Грюнвальдская битва, преобразовании Петра, победа над Наполеоном, революционное движение, Великая отечественная война - как и всех народов России и шире - Советского Союза. У белорусов никогда не было по отношению к русским и другим народам великой империи ни чувства высокомерия, ни чувства второсортности. Мы равные среди равных. И кто-то хочет весь этот пласт, все то, что составляет корни нашего мировоззрения, суть «белорусского духа» отнять? Если бы белорусы не были этносом с имперским духом, мы бы выбрали либо Польшу, либо самостоятельный путь маленького государства (Литва, Латвия, Эстония). И воевали бы еще с Российской, Австро-Венгерской империями и Польшей (в краткие исторические периоды ее независимости между разделами) до полной победы белорусского оружия. Но этого не произошло. Поэтому все сослагательные наклонения - не имеют смысла. Сегодня мы имеем тот белорусский народ, который имеем. Его историческая идентификация начинается с XVIII-XIX столетия, а кульминацией является советский период времени после победы советского народа в Великой Отечественной войне. На протяжении столетий напряжение духа белорусского народа в целях самоидентификации, самосохранения и выживания было колоссальным. Аналогично тому, как у многих других народов Российской империи до того, как они вошли в ее состав. Вхождение в Российскую империю и еще большее обретение себя в составе Советского Союза в качестве одной из союзных республик, ставшей наряду с великими державами основательницей ООН, ознаменовало собой для белорусского народа: а) выполнение исторической миссии в форме выживания и б) завершение государственного строительства. Поэтому обретение дома (Российская империя - Советский Союз как ее правопреемник) и его признание в качестве такового - является одной из фундаментальных и глубинных характеристик белорусского коллективного бессознательного. На этом период государственного строительства закончился. Не ограничиваясь вышеизложенным, можно добавить, что история белорусского народа показывает, что белорусы понимают независимость больше не в смысле государственного строительства, а в смысле свободы творчества и личной свободы, «преумножения своего дома». Даже нынешняя ситуация свидетельствует об этом самым ярким образом. Согласны ли белорусы с тем, что происходит в стране? Убежден, что подавляющее большинство не согласно. Предпринимают ли белорусы что-либо для того, чтобы это изменить? Только малая часть. Остальные люди живут проблемами повседневности. Хорошо это или плохо? «Профессиональные революционеры» скажут, что очень плохо, поскольку нет «материала» для реализации их болезненного бессознательного. Я считаю - хорошо. Люди этим показывают власти, что они как жили без власти свободными, «в своем мире» так и будут жить. А возможные преследования или тяготы перенесут с христианским смирением и стойкостью. Почему же белорусы не отягощены вопросами государственного строительства? Да потому, что после обретения единства с братскими русским, украинским и другими народами Российской империи, а позднее - в Советском Союзе, этот вопрос белорусский народ для себя закрыл. Белорусский народ прошел свой исторический путь и нашел свой родной дом. Какие еще народы в мире могут назвать себя братьями? Российская империя и Советский Союз скрепили братскими кровными узами десятки и сотни народов и национальностей разных религий и вероисповеданий. Это - уникальный исторический опыт, и мы не имеем права от него отрекаться в пользу новых идолов. После крушения Советского Союза белорусы оказались лишенными своего дома, поэтому так горячо поддержали союзный проект первого белорусского президента. Отказ белорусского президента от интеграции с Россией свидетельствует о том, что А.Лукашенко поставил свои властные и личные амбиции выше воли белорусского народа. Сейчас белорусский народ не на распутье. Он - в недоумении, потому что еще не забыл то чувство эйфории, которое его охватило в 1994 г., когда вопрос нового объединения с Россией казался решенным. Сейчас народ видит, что его обманули, но не видит тех людей, которые прямо и открыто скажут, что они поднимут выпавшее из рук А.Лукашенко знамя интеграции с Россией и доведут это дело до логического конца - построения Союзного государства с принятием Конституционного акта. Когда эти люди появятся в публичной политике, можно запрещать их деятельность, не давать трибуну для озвучивания своей позиции в печатных и электронных СМИ, лгать о целях их деятельности, будет уже поздно. Так хотим мы или не хотим независимости? Элита Беларуси, в отличие от народа, не готова дать утвердительный ответ на этот вопрос, во-первых, в силу того, что формирование белорусской элиты не завершилось. Белорусский народ как общность людей есть, элиты - нет. Во-вторых, потому что элита Беларуси не обладает созвучному народному историческим проектом. БНФ, А.Милинкевич и правые хотят в Европу ради богатой и сытной жизни под натовским зонтиком безопасности и растворения в европейском безликом суперэтносе. Но это проект десятков и сотен людей. Не более. Другая часть белорусской элиты и номенклатуры (нескольких сотен и тысяч человек) хочет сохранения двух принципиально несовместимых вещей - быть формально независимыми, но жить за чужой счет, в данном случае, России. Эта часть белорусской элиты никак не может понять и смириться с тем, что предыдущие двенадцать лет такой жизни были добровольным авансом и поддержкой России стремления белорусского народа к единству. Белорусская элита пытается как-то склеить эти две несклеиваемые части одной нерешаемой задачи, а все не получается. Но это проекты элиты, а не народа. Все это свидетельствует о незрелости элиты, о ее подростковом состоянии, неготовности взять на себя всю полноту ответственности за жизнь граждан и государства. Следовательно, говорит о несоответствии элиты уровню развития самосознания и исторических притязаний народа. В этом отношении позиция авторов «Минского манифеста» вызывает уважение хотя бы потому, что она является честной и открытой, а это уже говорит о наличии воли и готовности взять ответственность за свои слова. Сегодня вопрос для белорусской элиты стоит ребром - или мы вместе с Россией или мы сами по себе. И пока большая часть белорусской элиты не готова дать ответ на этот вопрос. Она в основном занята проблемой личного и коллективного выживания. Но это длится уже столько времени, что возникает резонный вопрос - а готова ли эта «элита» вообще к каким-либо осознанным и самостоятельным действиям? Готова ли она взять на себя ответственность за народ и государство? Хоть один человек найдется, кто выйдет и скажет - «Я не согласен». Потому что как только это произойдет - один поступок одного человека, система начнет рушиться как карточный домик. Да, одного человека власть сможет обвинить в том, что он преступник, но в это уже никто не верит. А если два-три человека уровня министров напишут заявления об уходе - это уже будет моральная победа. Отведенное время для принятия элитой решения стремительно идет к своему завершению, и если системный ответ не будет найден, то существует большая вероятность того, что все те, что называет себя сегодня элитой, будут попросту сметены дуновением ветра истории. Какие же можно сделать выводы на основании вышеизложенного? На сегодня мы имеем следующие «Белорусские проекты»:1. Проект власти - «независимая и суверенная Беларусь». Сохранение нынешнего положения вещей без примыкания к какому-либо лагерю. Независимая Беларусь между двумя огромными военно-политическими, финансово-экономическими, культурно-цивилизационными проектами единой Европы и России. 2. Два проекта растворения независимой Беларуси в единой Европе. Первый - мягкий (ОГП), второй радикальный (БНФ и «За свободу»). 3. Проект вхождения Беларуси на правах ассоциированного субъекта в Россию (часть белоруской номенклатуры). Итого на сегодняшний день имеется четыре проекта. Первый вариант - абсолютно тупиковый, т.к. Беларусь не сможет долгое время сохранять свой нынешний политический (легитимность) и экономический (энергоресурсы) статус-кво в современной динамике межгосударственных отношений в Евразии. В результате развития Евросоюза такая страусиная позиция руководства страны приведет к краху всей общественно-политической и социально-экономической системы и резкому поглощению Беларуси гораздо более мощным западным соседом. Если же этот вариант заканчивается «недружественным» поглощением Западом, тогда это путь к реализации одного из вариантов (мягкого или жесткого) развития Беларуси, который отстаивает прозападная оппозиция (ОГП, БНФ, «За свободу»), т.е. их подвариант. Следовательно, нынешние действия главы белорусского государства, направленные исключительно на продление собственных полномочий без качественного изменения ситуации в стране а) идут вразрез с национально-государственными интересами белорусского народа; б) подготавливают почву для реализации одного из прозападных (ОГП или БНФ-Милинкевич) вариантов развития страны, следовательно, ведут к сдаче Беларуси Западу. То, что эти действия белорусского президента уже давно просчитаны в Москве, говорит переориентация нефтепроводов севернее Беларуси. Если же белорусская номенклатура и дальше будет твердить «невиноватая я» и далее по тексту, то она будет отвечать за все произошедшее ничуть не меньше, чем руководство страны. Из этих четырех проектов три можно обозначить как прозападные, один - «протестный». Мы долго думали, как обозначить проект, предложенный авторами «Минского манифеста». Назвать его пробелорусским или пророссийским - сложно. На уровне деклараций - документ правильный, и со многим из того, что в нем говорится можно согласиться. Но содержательно, на уровне реализации, он предлагает оставить все как есть... как было в 1994-2006 гг.: лояльность в обмен за энергоресурсы. Поэтому не нашли ничего лучше, как назвать его «протестным», т.к. его авторы протестуют не против сложившегося в 1994-2006 гг. положения вещей, а конкретно против президента Беларуси, который своими действиями, на взгляд авторов, лишил номенклатуру возможности жить как раньше. И они не нашли ничего лучше (одновременно пытаясь остаться как в рамках «союзного проекта», так и отпозиционироваться от А.Лукашенко), кроме как предложить России идею вхождения Беларуси в ее состав на правах ассоциированного члена. Но «протестный» проект всегда вторичен, т.к. в нем нет проекта будущего. К тому же данный проект содержит в себе еще одно большое «но»: в отличие от Конституционного акта, в котором предполагается образование Союзного государства путем объединения двух государств, «Минский манифест» предполагает, по сути, вхождение одного государства в состав другого. На наш взгляд, в существующей геополитической ситуации это еще рано, а может быть и вообще не надо, поскольку лучше будет выступать на мировой арене сообществом стран. Обозначая нашу позицию, скажем, что миссия Союзного манифеста полностью совпадает с проектом белорусского народа. Проект же белорусского народа (и ответ на этот вопрос белорусы за последние девятнадцать лет давали не единожды) заключается в построении Союзного государства с Россией. В наибольшей степени интересам белорусского народа отвечает тот вариант Конституционного акта, который согласован с российской стороной. Реализацию его целесообразно осуществлять в два этапа: первый этап - экономическая интеграция (аналогично модели Евросоюза), второй этап - интеграция политическая. Почему такая последовательность? Потому что политическая интеграция влечет гораздо больше рисков при неудаче проекта, поэтому он должен быть гораздо более тщательно подготовлен и созреть не только на бумаге, но в реальной экономике. Поэтому та модель интеграции, которая предлагается российским руководством, гораздо более продуманная и системная. Следовательно, отвечает интересам не только российского, но и белорусского народа. Белорусский проект - «Союзный манифест» - Конституционный акт Наш проект не содержит ничего «авторского», а подразумевает исключительно реализацию того варианта Конституционного акта, который был практически согласован белорусской и российской сторонами. Мы считаем, что этот вариант объединения Беларуси и России в наибольшей мере отвечает интересам народов двух стран. Поэтому необходимо создавать белорусско-российское общественное движение в поддержку Конституционного акта о создании Союзного государства Беларуси и России. Может, этот «простой» вариант вызовет у кого-то разочарование тем, что мы не придумали ничего нового, фантастического и красивого. Но мы исходим из того, что необходимо уважать труд других людей, тем более, если он выполнен профессионально. Над подготовкой Конституционного акта не один год трудились сотни профессионалов из министерств и ведомств двух стран, экспертное сообщество как представители народов двух стран. Он имеет солидную базу в виде Договора о создании Союзного государства, множество действующих межгосударственных и межправительственных соглашений. Т.е. имеется солидный фундамент. И сам текст Конституционного акта готов. В нем остались несогласованными по известным уже всем субъективным причинам две-три позиции. Неужели они имеют такой принципиальный характер? Для одной личности, наверное - да, для народа - эти вопросы значения не имеют. Выводы.1. «Белорусский проект» - это Союзный проект, поскольку наиболее полная реализация национально-государственных интересов белорусского народа возможна только в союзе с братскими народами России. Поэтому патриотами Беларуси могут звать себя только те политические силы, которые разделяют данную, основанную на вышеизложенной идеологии истории белорусского народа, точку зрения. 2. Уже достаточно долгое время в экспертном сообществе Беларуси обсуждается тезис о том, что должна появиться некая «третья сила», которая будет и не власть, и не оппозиция, а что-то новое. Все вроде с этим согласились, но никто не видел, откуда этот росток начнет произрастать и на какой идеологической (проектной) почве. Сейчас, по причине перехода главы государства исключительно на позицию удержания личной власти, в стране реально осуществляется два проекта: личный и западный. Таким образом, освободилась ниша Союзного проекта. Следовательно, третья сила - это патриоты Беларуси, которые понимают, что истинно пробелорусский проект - это проект Союзного государства с Россией. И сейчас настало время выхода этой силы из тени. Потому так торопилась власть и взяла чужой брэнд «Белой Руси» для раскрутки своего общественного объединения, чтобы его не взяли те, кому он принадлежит по праву: ранее этот брэнд использовался как раз таки патриотическими силами республики, поддержавшими А.Лукашенко в его стремлении объединить народы Беларуси и России. Но сила, как известно, не в названии, а в правде. Поэтому мы убеждены, что какую форму и название не примет новое общественное объединение сторонников Союзного государства Беларуси и России, оно будет моментально идентифицировано подавляющим большинством граждан Беларуси как свое родное. 3. Одна из целей нового движения - проведение общенационального референдума по вопросу принятия Конституционного акта Союзного государства Беларуси и России.

Теги: Беларусь

Поделиться: