Юрий Кофнер: Евразиец Путин

Дата:
Автор: ИАЦ МГУ
19 сентября 2013 года Владимир Путин выступил на заседании Валдайского клуба, традиционно считающийся центром либеральной мысли, и поэтому тем более удивил на нем своими "евразийскими" тезисами. Многие из высказываний Путина вообще могли бы быть взяты из трудов классических и современных евразийцев. В доказательство довольствуюсь тем, что привожу ниже сокращенный вариант доклада В.В. Путина с указанием соответствующих "евразийских концепций", отражённых в его выступлении.
Юрий Кофнер: Евразиец Путин
19 сентября 2013 года ВладимирПутин выступил на заседании Валдайского клуба, традиционно считающийся центромлиберальной мысли, и поэтому тем более удивил на нем своими"евразийскими" тезисами. Многие из высказываний Путина вообще моглибы быть взяты из трудов классических и современныхевразийцев. В доказательство довольствуюсь тем, что привожуниже сокращенный вариант доклада В.В. Путина с указанием соответствующих"евразийских концепций", отражённых вего выступлении. Итак:...Евразийство как 3-й путь междулиберализмом и консерватизмом"Для россиян, для Россиивопросы «Кто мы?», «Кеммы хотим быть?» звучат в нашемобществе все громче и громче.Мы ушли от советскойидеологии, вернуть ее невозможно. Приверженцыфундаментального консерватизма, идеализирующие Россию до 1917года, похоже, также далеки от реальности,как и сторонникизападного ультралиберализма.Очевидно, что нашедвижение вперед невозможно без духовного,культурного, национального самоопределения (евразийскаядиалектика, прим. - Ю.К.), иначе мы не сможемпротивостоять внешним и внутреннимвызовам, не сможем добиться успеха в условияхглобальной конкуренции. А сегодня мы видим новый виток такойконкуренции".·               Юрий Кофнер. "Диалектика — сутьевразийства". 2013 г.Национальная идея(Идеократия) "В конце концов, и экономическийрост, и благосостояние,и геополитическоевлияние – это производныеот состояниясамого общества, от того,насколько граждане той илииной страны чувствуют себя единым народом, насколько они укорененыв этойсвоей истории, в ценностяхи в традициях,объединяют лиих общиецели и ответственность (т.е.производные от национальнойидеологии, прим. Ю.К.).В этомсмысле вопрос обретения и укреплениянациональной идентичности действительно носит для Россиифундаментальный характер".·               Николай Трубецкой. "Обидее-правительнице идеократического государства". ·               Петр Савицкий. «Подданство идеи». 1923 г.·               Николай Алексеев. «Евразийцы и государство». 1927г.Неоколониальныйстатус постсоветской России и Русский Ренессанс"Между тем сегодняРоссия испытывает не только объективноедавление глобализации (вестернизации, прим. Ю.К.) на своюнациональную идентичность, но и последствиянациональных катастроф ХХ века, когда мы дваждыпережили распад нашей государственности. В результатеполучили разрушительныйудар по культурномуи духовномукоду нации, столкнулись с разрывомтрадиций и единства истории, с деморализациейобщества, с дефицитом взаимногодоверия и ответственности. Именно в этоммногие корни острых проблем, с которымимы сталкиваемся. Ведь вопросответственности перед самим собой, обществом и законом– один из основополагающих не тольков праве, но и в повседневнойжизни.После 1991 года былаиллюзия, что новая национальнаяидеология, идеология развития, родится как бы самапо себе. Государство, власть,интеллектуальный и политический класспрактически самоустранились от этойработы, тем более что прежняя,официозная идеология оставляла тяжелую оскомину. И простона самом деле все боялисьдаже притрагиваться к этой теме. Крометого, отсутствиенациональной идеи, основанной на национальнойидентичности, было выгодно той квазиколониальной частиэлиты, которая предпочитала воровать и выводитькапиталы, и не связываласвое будущее со страной,где эти капиталызарабатывались".·               Николай Трубецкой. «Русская проблема». 1925 г.·               Сергей Глазьев. "Как построить НовуюЭкономику". 2013 г.Национальная модернизация и антизападничество"Практика показала,что новая национальная идея не рождаетсяи не развиваетсяпо рыночным правилам. Самоустроениегосударства, общества не сработало, так жекак и механическоекопирование чужого опыта. Такие грубыезаимствования, попытки извне цивилизовать Россию не былиприняты абсолютным большинством нашего народа,потому что стремление к самостоятельности,к духовному, идеологическому,внешнеполитическому суверенитету – неотъемлемая часть нашего национальногохарактера. К слову сказать, не срабатываеттакой подход и во многихдругих странах. Прошло то время, когдаготовые модели жизнеустройства можно было устанавливать в другомгосударстве просто, как компьютернуюпрограмму.Суверенитет,самостоятельность, целостность России – безусловны. Это те «красныелинии», за которые нельзя никомузаходить. При всей разнице нашихвзглядов, дискуссия об идентичности, о национальномбудущем невозможна без патриотизма всехее участников. Патриотизма, конечно, в самомчистом значении этого слова. Слишкомчасто в национальнойистории вместо оппозиции власти мы сталкиваемсяс оппозициейсамой России (современныелибералы, прим. - Ю.К.). Я уже вспоминалоб этом. Пушкин сказал об этом.И мы знаем,чем это заканчивалось– сносом государства как такового".·               Петр Савицкий. «Европа и Евразия». 1921 г.·               Авторский коллектив. "Евразийство.Формулировка 1927 года". 1927 г.·               Юрий Кофнер. "Евразийскаямодернизация как альтернатива подражанию Западу". 2013 г.·               Максим Сигачев. "Русский либерализм vs. неолиберальное западничество". 2013г.Патриотическаясуверенная демократия (Демотия)"Мы также понимаем,что идентичность, национальная идея не могутбыть навязаны сверху, не могут бытьпостроены на основе идеологическоймонополии. Такая конструкция неустойчива и оченьуязвима, мы знаем это по собственномуопыту, она не имеетбудущего в современном мире.Необходимо историческое творчество (подвижное начало вгосударстве, согласно Н.Н. Алексееву, прим. - Ю.К.), синтез лучшегонационального опыта и идеи, осмыслениенаших культурных, духовных, политических традиций с разныхточек зрения (разными политическими и социальными группами, из "Декларации евразийства"от 1932 г.,прим. - Ю.К.) с пониманием, что это не застывшеенечто, данное навсегда, а это живойорганизм. Только тогда наша идентичность будетоснована на прочном фундаменте, будет обращенав будущее,а не в прошлое.Это главный аргумент в пользутого, чтобы вопрос идеологии развития обязательно обсуждался среди людей разныхвзглядов, придерживающихся разного мнения о том,что и как нужноделать с точки зрения решения тех илииных проблем.Нам всем:и так называемымнеословянофилам, и неозападникам,государственникам и так называемымлибералам – всемуобществу предстоит совместно работать над формированиемобщих целей развития (евразийскаяэйдократия, прим. - Ю.К.). Нужно избавиться от привычкислышать только идейных единомышленников, с порога,со злобой, а то и с ненавистьюотвергая любую другую точку зрения. Нельзя даже не перекидывать,а пинать будущее страны, как футбольныймяч, окунувшись в оголтелыйнигилизм, потребительство, критику всего и вся илибеспросветный пессимизм. А это значит,что либералы должны научитьсяразговаривать с представителямилевых взглядов.Гражданин тот, кто способенсамостоятельно управляться с собственнымиделами, свободно сотрудничая с равнымисебе. А лучшая школа гражданственности – это местноесамоуправление и самодеятельныеорганизации граждан. Конечно, имею в видув данном случае НКО. Кстати, одна из лучшихроссийских политических традиций, земская традиция, также строилась именно на принципахсамоуправления. Только из эффективныхмеханизмов самоуправления может вырасти настоящеегражданское общество (государственныйактив, по Н.С Трубецкому, прим. - Ю.К.) и настоящая национальноориентированная элита (правящийотбор, тоеж поН.С Трубецкому, прим. - Ю.К.),включая, разумеется, и оппозицию с собственнойидеологией, ценностями, мерилами хорошего и плохого,собственными, а не навязаннымисредствами массовой информации илитем более из-за рубежа. Государство готовои будет доверять самодеятельным и самоуправляющимсяструктурам, но мы должнызнать, кому мы доверяем. И это абсолютнонормальная мировая практика, именно поэтому мы принялиновое законодательство, повышающее прозрачность деятельностинеправительственных организаций".·               Алексей Палкин. «Принцип демотии в ученииевразийцев». 2005 г.·               Дмитрий Качеев. «Демократия в учении Н.Н.Алексеева о государстве». 2011 г.·               Юрий Кофнер. "От идеократии кэйдократии". 2013 г.·               Денис Бердаков. «Икрек евразийскойинтеграции — идеология и образ будущего». 2013 г.Единство евразийской истории (Пореволюционность) "У нас практическинет такой семьи, которую бы обошлистороной беды прошлого века. Вопросы оценки тех илииных исторических событий до сих пор раскалываютстрану и общество. Мы должнызалечить эти раны, восстановитьцелостность исторической ткани (пореволюционность,прим. - Ю.К.). Нельзя больше заниматься самообманом, вычеркивая неприглядные илиидеологически не удобные страницы,разрывая связь поколений, бросаясь в крайности,создавая или развенчивая кумиров. Порапрекратить замечать в истории толькоплохое, ругать себя больше, чем это сделаютлюбые наши недоброжелатели. Критиканеобходима. Но без чувствасобственного достоинства, без любвик Отечествуэта критикаунизительна и непродуктивна.Мы должны гордиться своейисторией, и нам есть,чем гордиться. Вся нашаистория без изъятийдолжна стать частью российской идентичности . Без признанияэтого невозможно взаимное доверие и движениеобщества вперед.Годы после 91-го принятоназывать постсоветским этапом. Мы пережили,преодолели это бурное драматическоевремя. Россия, как это уже бывалов истории не раз,пройдя через ломки, испытания, возвращается к самойсебе, возвращается в собственнуюисторию".·               Николай Сетницкий. "Евразийство и пореволюционники". 1934г.Традиционные(Христианские) ценности"Еще один серьезныйвызов российской идентичности связан с событиями,которые происходят в мире. Здесь есть и внешнеполитические,и моральные аспекты. Мы видим,как многие евроатлантическиестраны фактически пошли по путиотказа от своихкорней, в том числеи от христианскихценностей, составляющих основу западной цивилизации.Отрицаются нравственные начала и любаятрадиционная идентичность: национальная, культурная, религиозная илидаже половая. Проводится политика, ставящая на одинуровень многодетную семью и однополоепартнерство, веру в бога иливеру в сатану. Эксцессы политкорректностидоходят до того, что всерьезговорится о регистрации партий,ставящих своей целью пропаганду педофилии. Люди во многихевропейских странах стыдятся и боятсяговорить о своей религиознойпринадлежности. Праздники отменяют даже илиназывают их как-то по-другому,стыдливо пряча саму суть этого праздника – нравственную основу этих праздников.И эту модельпытаются агрессивно навязывать всем, всему миру.Убежден, это прямой путь к деградациии примитивизации, глубокомудемографическому и нравственномукризису.Что еще можетбыть большим свидетельством мор ального кризиса человеческого социума, как не утратаспособности к самовоспроизводству. А сегодняпрактически все развитые страныуже не могутвоспроизводить себя, причем даже с помощьюмиграции. Без ценностей, заложенных в христианствеи других мировых религиях, без формировавшихсятысячелетиями норм морали и нравственностилюди неизбежно утратят человеческое достоинство. И мы считаеместественным и правильнымэти ценностиотстаивать (защитавысших ценностей - культурных идуховных - лейтмотив евразийской идеологии, прим. Ю.К.) Нужноуважать право любого меньшинства на отличие,но и правобольшинства не должно быть поставленопод сомнение.Христианство,ислам, буддизм, иудаизм, другие религии – неотъемлемая часть идентичности и историческогонаследия России в настоящейжизни ее граждан. Главнаязадача государства, закрепленная в Конституции,– обеспечение равных прав для представителейтрадиционных религий и атеистов, права на свободусовести для всех гражданстраны".·               Георгий Флоровский. «Социальная проблема в ВосточнойПравославной Церкви». 1952 г.Мнгополярность,самобытность цивилизаций и Миссия России"Основные направления сегодняшней конкуренции –экономико-технологическое и идейно-информационное.Обостряются и военно-политическиепроблемы, и военно-политическаяситуация. Мир становится все болеежестким, порой отвергается не простомеждународное право, но даже элементарныеприличия.Одновременно мы видимпопытки тем илииным способом реанимировать однополярную унифицированную модель мира, размытьинститут международного права и национальногосуверенитета. Такому однополярному,унифицированному миру не нужны суверенныегосударства, ему нужны вассалы. В историческомсмысле это отказ от своеголица, от данного Богом, природоймногообразия мира.Россия с теми,кто считает, что ключевыерешения должны вырабатываться на коллективнойоснове, а не по усмотрениюи в интересахотдельных государств либо группы стран,что должно действоватьмеждународное право, а не правосильного, не кулачное право, что каждаястрана, каждый народ не исключителен,но уникален,конечно, самобытен, имеет равные права, в том числеправо на самостоятельныйвыбор своего развития (принцип самобытностиэтносов и цивилизаций, поН.С. Трубецкому, прим. - Ю.К.).Таков наш концептуальныйвзгляд, он вытекает из нашейсобственной исторической судьбы, из ролиРоссии в мировой политике. Наша сегодняшняяпозиция имеет глубокие исторические корни. Россиясама развивалась на основемногообразия, гармонии и балансов,привносила такой баланс и в окружающиймир (Русскоемессианство, прим. - Ю.К.) Хочунапомнить, что и Венскийконгресс 1815 года, и ялтинскиесоглашения 1945 года, принятые при оченьактивной роли России, обеспечили долгий мир. Сила России, сила победителя в эти поворотныемоменты проявлялась в благородстве и справедливости".·               Николай Трубецкой. «Европа и человечество». 1920г.·               Николай Капустин. «Общие контуры ожидаемойвнешней политики Евразийского Союза» 2012 г.Общеевразийский национализм"Еще на одинпринципиальный аспект хочу обратить внимание. В европейских,да и в рядедругих стран, так называемый мультикультурализм,во многомпривнесенная, искусственно сверху внедряемая модель,ставится сейчас под сомнение, и понятнопочему. Потому что в основележит своего рода платаза колониальноепрошлое. Неслучайно сегодня политики и общественныедеятели самой Европы все чаще говорят о крахемультикультурализма, о том, что он не способенобеспечить интеграцию в обществоиноязычных и инокультурных элементов.В России, на которуюпытались в свое время навесить ярлык «тюрьмынародов», за века не исчезни один, даже самый малый этнос. Все они сохранилине только свою внутреннююсамостоятельность и культурнуюидентичность, но и своеисторическое пространство. Вы знаете,я с интересомузнал (не знал даже), в советскоевремя так внимательно к этомуотносились, почти каждый маленький народ имел свое печатное издание,поддерживались языки, поддерживалась национальная литература. Кстати говоря,многое из того, что делалосьв этом смысле раньше, нам нужнобы вернуть и взятьна вооружение. При этому нас накопленуникальный опыт взаимовлияния, взаимообогащения, взаимного уважения различныхкультур. Эта поликультурность,полиэтничность (т.е. общеевразийскийнационализм, поН.С. Трубецкому, прим. - Ю.К.) живетв нашемисторическом сознании, в нашемдухе, в нашемисторическом коде. На этоместественным образом тысячелетие строилась наша государственность.Националисты должнывспомнить, что Россия формироваласьименно как многонациональноеи многоконфессиональноегосударство с первыхсвоих шагов, и что, ставя под вопроснашу многонациональность, начиная эксплуатировать тему русского, татарского,кавказского, сибирского и какого угодно еще любогодругого национализма и сепаратизма, мы встаемна путь уничтожения своего генетическогокода. По сути, начинаем уничтожать сами себя.Россия – как образноговорил философ Константин Леонтьев, – всегда развивалась как «цветущаясложность» (иликак "симфоническаяличность", по П.Н. Савицкому, прим. - Ю.К.),как государство-цивилизация,скрепленная русским народом, русским языком, русской культурой, РусскойПравославной Церковью и другимитрадиционными религиями России. Именно из моделигосударства-цивилизации вытекают особенности нашего государственногоустройства. Оно всегда стремилосьгибко учитывать национальную, религиозную специфику тех илииных территорий, обеспечивая многообразиев единстве".·               Николай Трубецкой. «Общеевразийский национализм».1927 г.·               Николай Капустин. «Смотрите, завидуйте, я — гражданинЕвразийского Союза!». 2012 г.Христианский гуманизм и Хозяин-личность"Формирование именногражданской идентичности на основе общихценностей, патриотического сознания, гражданской ответственности и солидарности,уважения к закону, сопричастности к судьбеРодины без потери связи со своимиэтническими, религиозными корнями (принцип"соборности", прим. Ю.К.) –необходимое условие сохранения единства страны. Как политически,идейно, концептуально будет оформлена идеологиянационального развития (евразийство,прим. Ю.К.)– предмет для широких дискуссий.Но глубоко убежден в том,что в сердценашей философии должно быть развитие человека, развитие моральное,интеллектуальное и физическое (священноеправо на духовное развитие, по Н.Н. Алексееву, прим.Ю.К.). Еще в начале90-х годов Солженицын говорил о сбережениинарода после тяжелейшего ХХ века как о главнойнациональной цели. Сегодня нужно признать, полностью переломить негативныедемографические тенденции пока и нам не удалось,мы только немного отступили от опаснойчерты утраты национального потенциала.К сожалению, в историинашей страны ценностьотдельной человеческой жизни частобыла невелика. Слишком часто люди оставались лишь средством, а не цельюи миссией развития. У нас большенет не толькоправа, но и возможностибросать в топку развития миллионылюдей. Нужно беречь каждого. Именнообразованные, творческие, физически и духовноздоровые люди, а не природныересурсы илиядерное оружие, будут главной силой России этого и последующеговеков.Нужно быть сильным в военном,технологическом, экономическом отношении, но все-таки главное,что будетопределять успех, – это качестволюдей, качество общества интеллектуальное,духовное, моральное.Еще раз подчеркну,не сконцентрировав наши силы на образованиии здоровье людей, на формированиивзаимной ответственности власти и каждогогражданина и, наконец, на восстановлениидоверия в обществе, мы проиграемв исторической конкуренции. ГражданеРоссии должны ощутить себя ответственнымихозяевами своей страны, своего края, своей малой родины, своего имущества,собственности и своейжизни (категории "хозяин-личность" и "добрыйхозяин", по П.Н. Савицкому, прим. -Ю.К.)".·               Петр Савицкий. «Хозяин и хозяйство». 1925 г.Евразийский класс"Роль образованиятем важнее, что для воспитанияличности, патриота нам нужновосстанавливать роль великой русской культуры и литературы.Они должны быть фундаментом для самоопределенияграждан, источником самобытности и основыдля понимания национальной идеи. Здесьочень много зависит от учительского,преподавательского сообщества, которое было и остаетсяважнейшим хранителем общенациональных ценностей, идей и установок.Это сообщество говорит на одномязыке – языке науки, знания, воспитания. И это на огромнойтерритории – от Калининграда до Владивостока.И уже тем самымэто сообщество,имея в видуучительское, преподавательское сообщество в целом,в широкомсмысле слова, скрепляет страну. И поддержкаэтого сообщества – один из важнейших шагов на путик сильной, процветающей России".·               Юрий Кофнер. «Опора Евразийскому Союзу». 2013 г.Евразийский регионализм"Говоря о любыхреформах, важно не забывать, что нашастрана – это не толькоМосква и Петербург. Развивая российскийфедерализм, мы должны опиратьсяна собственныйисторический опыт, использовать гибкие и разнообразныемодели (концепция асимметриисубъектов, прим. - Ю.К.). В конструкциюроссийского федерализма заложен очень большой потенциал. Нам необходимоучиться его грамотно использовать, не забываяглавное: развитиерегионов, их самостоятельность должныработать на создание равныхвозможностей для всех гражданстраны, вне зависимости от их местапроживания; на ликвидацию дисбалансов в экономическом,социальном развитии территорий России,а значит, на укреплениеединства страны. Конечно, это сложнейшаязадача, потому что развивались эти территориина протяжении десятилетий, а то и столетий,конечно, неравномерно".·               Анатолий Беднов. «Евразийский регионализмпротив капитулянтства и сепаратизма». 2013 г.·               Юрий Крупнов. "Столицу на ДальнийВосток! Дальний Восток — наше все!". 2008 г.Евразийская интеграция и коллективныйСуверенитет"ХХIвек обещает стать веком большихизменений, эпохой формирования крупных геополитических материков,финансово-экономических, культурных, цивилизационных, военно-политических. И потомунаш абсолютный приоритет – это теснаяинтеграция с соседями. БудущийЕвразийский Экономический Союз, о котороммы заявляли, о котороммы много говорим последнее время, это не простонабор взаимовыгодных соглашений. ЕвразийскийСоюз – это проектсохранения идентичности народов, исторического евразийского пространства в новомвеке и в новоммире.Евразийскаяинтеграция – это шансдля всегопостсоветского пространства стать самостоятельным центром глобального развития,а не периферии для Европы илидля Азии. Хочу подчеркнуть, что евразийскаяинтеграция также будет строиться на принципемногообразия. Это объединение,в которомкаждый сохранит свое лицо, свою самобытность и политическуюсубъектность (концепция "коллективногосуверенитета", прим. - Ю.К.). Вместе с партнерамибудем последовательно, шаг за шагомреализовывать этот проект. И мы рассчитываем,что он станетнашим общим вкладом в сохранениемногообразия и устойчивости мировогоразвития".·               Выступление Нурсултана Назарбаева в МГУим. М.В. Ломоносова. 1994 г.·               Владимир Путин. «Новый интеграционныепроект для Евразии — будущее, которое рождается сегодня». 2011 г....Итак, проанализировав еговалдайскую речь, мы видим, что взгляды Путина во многом близки, или дажеидентичны евразийским концепциям, гармонично вписываются в живое руслоевразийской идеологии.ЮрийКофнерПредседательОД "МОЛОДАЯЕВРАЗИЯ"Москва. Октябрь 2013 г.

Поделиться: