Россия и Абхазия в едином духовном пространстве

Дата:
Автор: ИАЦ МГУ
В ходе работы круглого стола неоднократно возникал разговор о распространенном по интернет-сайтам видеозаписи интервью диакона Андрея Кураева, который нелестно отзывается об абхазской церкви, о религиозных верованиях абхазского народа и истории Абхазии
Россия и Абхазия в едином духовном пространстве
    «Россия и Абхазия в едином духовном пространстве» с таким названием прошел международный круглый стол в Сухуме 25 октября 2013 г.Участниками дискуссии были известные российские и абхазские политологи, историки, специалисты в области церковных отношений:  А.Власов - исполнительный директор Политологического центра «Север-Юг»,  С. Михеев - генеральный директор Центра политической конъюнктуры,  М. Тюренков -  политический и религиозный публицист, заместитель главного редактора газеты  "Культура",   Л. Цвижба - доцент РГГУ, специалист по истории Абхазии  XIX - XX вв. Республику Абхазия на круглом столе представляли: С. Джинджолия - директор абхазского филиала Фонда  развития «Институт Евразийских исследований»,  Р. Кация – уполномоченный по делам религии при Кабинете Министров, А. Джергения - политический и общественный деятель, С. Салакая заместитель директора Абхазского института гуманитарных исследований, Д. Шамба - представитель президента в Парламенте Республики Абхазия, А. Бжания – депутат Парламента Республики Абхазия и.д. Участники круглого стола обсудили сюжеты, связанные с историческими корнями духовного единства народов России и Абхазии, проблемами современной церковной жизни Республики. Работа круглого стола началась с доклада Ларисы Цвижба, посвященного формированию духовного единства России и Абхазии в Х1Х – ХХ1 в. В своем выступлении Л. Цвижба отметила роль «Общество восстановления христианства на Кавказе», которая осуществляло образовательную, культурно-просветительскую деятельность в Абхазии вплоть до ус­тановления Советской власти, а также о вкладе Российской Православной Церкви в укреплении церковной жизни молодого государства.Сослан Салакая, не касаясь исторических аспектов взаимоотношений России и Абхазии, высказал свое отношение к православию. В частности отметил, что он, как гражданин Абхазии, надеется, что Абхазская Православная Церковь получит автокефалию, и это произойдет во многом благодаря России, во всяком случае, Русская Православная Церковь будет в авангарде тех, кто признает независимость Абхазской Православной Церкви, и в этом есть политический момент.Сократ Джинджолия сделал акцент на грузинский фактор по событиям, связанным с расколом абхазской церкви. Он отметил, что абхазы заинтересованы в стабильности своего государства и желают независимости от грузинской церкви. В Абхазии видят помощь от России, в том числе и духовную, прежде всего как государство, признавшее ее независимость. Джинджолия обратил внимание и на то, что Грузия, претендуя на братство с Абхазией, претендует и на ее церковь, что церковь вовлечена в политику, об этом говорит и поведение грузинских священников. С сожалением отметил, что сегодня церковь стала заложником политической ситуации, в которой имеют место политические и личные амбиции. При расколе в абхазской церкви, можно ли говорить об автокефалии? Для разрешения имеющегося конфликта необходим диалог внутри абхазского духовенства. В вопросе решения автокефалии абхазской церкви, как отметил С. Джинджолия, должны быть убеждение, диалог, при условии соблюдения интересов абхазского народа и государства. Он допускает, что есть искусственный барьер в отношениях между Абхазией и Россией, на что участник мероприятия А. Власов заметил: «В диалоге между Абхазией и Россией есть и другие, не заинтересованные в этом». Михаил Тюренков с сожалением говорил о расколе абхазского церковного общества. Он отметил о необходимости наладить диалог между т.н. Священной митрополией Абхазии и Епархией, которую возглавляет о. Виссарион. Он также пояснил, что полной церковной независимости не существует, так как церкви взаимодействуют между собой. Если мы говорим об абхазском православии, то, наверное, сейчас не то время, когда стоит говорить об автокефалии. Стоит говорить, в первую очередь, о необходимости налаживания на территории  Абхазии полноценного духовного окормления православных общин, в Абхазии не хватает священников. Он также подчеркнул, что абхазское общество сегодня расколото, но не настолько, а духовенству вопросы церкви нужно решать на церковном уровне. Следующий участник мероприятия Резо Кация отказался от дискуссии, сославшись на то, что среди участников «круглого стола» нет представителей Священной митрополии, поэтому бессмысленно вести полемику без оппонентов.  Ахра Бжания в своем выступлении отметил, что православие в Абхазии во все времена являлась духовной частью абхазского народа. Касаясь внутрицерковного конфликта сказал, что проблемы необходимо решать через диалог в обществе. Он также отметил, что церковь отражает интересы и нужды государства, религия является институтом формирования государства. Дмитрий Шамба, говоря о возросшем интересе к духовным процессам в абхазском обществе, отметил, что возникший церковный конфликт никак не способствует повышению роли православия в духовной жизни абхазского общества. Далее он напомнил о позиции Президента Республики Абхазия Александра Анкваб, которая была озвучена на Втором российско-абхазском гуманитарном форуме (май 2013). В частности А. Анкваб отметил о роли РПЦ в оказании духовной помощи Абхазии в послевоенные и в последующие годы и выразил надежду на Московский патриархат в разрешении церковного конфликта в Абхазии. Д. Шамба также считает, что для урегулирования конфликта, нужен диалог в обществе. Анри Джергения отметил, что конфликт между Грузией и Абхазией еще не завершен, так как Грузия не отказалась от идеи восстановления территориальной целостности своего государства. При этом он исключил возможность силового решения вопроса, но отметил, что есть иной путь – это состояние общества, т.е. когда решение вопроса возможно изнутри, в том числе через раскол общества, в том числе через раскол абхазской православной церкви. Что «действия двух монахов и одного дьякона» - [главные фигуранты раскола Абхазской Православной Церкви] ведут к расколу абхазской церкви и общества в целом, при этом Джергения назвал способ действий их «не красящим священнослужителей». Касаясь законодательной базы взаимоотношения государства и церкви, он отметил отсутствие регулирующего закона, но в то же время напомнил, что есть реальный факт – это незаконная регистрация Минюстом Абхазии Священной Митрополии, и неоднократный отказ в регистрации Абхазской Православной Церкви. Правда, здесь не прозвучали закономерные вопросы: почему произошла незаконная регистрация Митрополии, кто нарушил закон и как выходить из этой неправовой ситуации?А. Джергения также коснулся духовного родства Абхазии и России. Сергей Михеев в своем выступлении обратил внимание на то, что есть история абхазская, есть история между Абхазией и Грузией, но есть глобальная история, в которой Россия, признав независимость Абхазии и Южной Осетии, взяла на себя определенную ответственность в этом сложном процессе, осложнив свои отношения с Западом. В то же время он отметил, чтобы не происходило в Абхазии и в Южной Осетии, они влияют на репутацию России, но Россия сделала свой выбор. Что касается раскола православного общества Абхазии, то здесь, скорее всего, спор имущественный, в то же время, касаясь роли церкви, он подчеркнул, что церковь никогда не была вне политики, но церкви нужен моральный авторитет, она не должна быть органом власти. Алексей Власов, подводя итоги дискуссии, отметил, что вопрос, который обсуждаем – это внутренняя проблематика абхазского общества и есть надежда в разумном ее решении – это первое. Второе, как освещается конфликт в СМИ. Он обратил внимание на то, что происходит политизация конфликта, что каждый участник диалога ищет своих сторонников, используя СМИ. В то же время А. Власов подчеркнул, что Россия, признав Абхазию, имеет серьезные репутационные издержки, но это решение – искреннее, а для решения возникшего конфликта, должен быть диалог не только внутри Абхазии, но и между Россией и Абхазией. Кроме того, необходимо прекратить вброс негативной информации в соцсети, который используют конфликтующие стороны. Для преодоления раскола в абхазском обществе необходимы диалог и компромисс. Диалог должен идти на экспертных площадках. А.Власов также заметил, что процесс обретения духовной независимости длительный и сложный. Международный круглый стол «Россия и Абхазия в едином духовном пространстве» состоялся. Стороны высказали свои позиции. Было заметно, что абхазская сторона была более сдержана в вопросе конфликта – конфликта внутри абхазского православного общества. Выступающие выражали надежду, что РПЦ сумеет разрешить создавшуюся ситуацию внутри Абхазской Православной Церкви. Прозвучала озабоченность на незаконную регистрацию Священной митрополии в Минюсте Абхазии. Участники круглого стола были едины во мнении, что конфликт нужно решать через диалог внутри общества, решать сдержанно.  P.S. В ходе работы круглого стола неоднократно возникал разговор о распространенном по интернет-сайтам видеозаписи интервью диакона Андрея Кураева, который нелестно отзывается об абхазской церкви, о религиозных верованиях абхазского народа и истории Абхазии.А. Власов высказал общее мнение российской делегации, в частности, что это не мнение российского экспертного сообщества и не мнение Русской Православной Церкви. Это - частное мнение А. Кураева.  

Поделиться: