Точки расхождения: о чем могут спорить Москва и Астана?

Дата:
Автор: ИАЦ МГУ
Много говорят о желании Казахстана перенести ряд офисов нового Союза в Астану и ввести должность Генерального Секретаря ЕАС. Насколько это оправдано на первом этапе формирования Союза
Точки расхождения: о чем могут спорить Москва и Астана?
   Интервью с исполнительным директором Политологического Центра "Север-Юг" - Алексеем Власовым ____________________________________________________________________________________

ИАЦ МГУ: Алексей Викторович, в чем с Вашей точки зрения может состоят главный предмет дискуссий между Москвой, Астаной и Минском в рамках обсуждения проекта Договора об Экономическом Союзе? Алексей Власов: Всей полнотой информации могут обладать только чиновники, непосредственно участвующие в переговорном процессе. Но, в принципе, можно попытаться выделить точки расхождения и близости позиций трех сторон. Например, вопрос о компетенции нового Союза. Как я понимаю, Москва будет настаивать на том, что правосубъектность будущего интеграционного объединения должна быть прописана максимально конкретно и четко. Условно говоря, как соотносятся решения, принимаемые органами нового Союза с решениями национальных правительств и парламентов. Это, на самом деле, очень важный момент. Например, обязательность к исполнению международных договоров, подписанных Евразийским союзом. Если мы выходим на новый уровень интеграции, значит, ответственность за исполнение принимаемых решений должна быть много выше, нежели сейчас. Еще один существенный момент - Цели создания Союза. Часть из них абсолютно понятна и ясна - обеспечение свободного движения товаров, услуг, капитала и трудовых ресурсов в рамках Союза; обеспечение развития уровня интеграции, достигнутого в рамках Таможенного союза и формирования Единого экономического пространства; модернизация и усиление конкурентоспособности национальных экономик в рамках глобальной экономики. Это то, что неоднократно озвучивалось Назарбаевым, Путиным и Лукашенко. Но со стороны белорусского лидера звучат, я имею ввиду в публичных выступлениях, более нетривиальные "заходы", касающиеся регулирования деятельности естественных монополий в интересах потребителей. Уже несколько раз об этом говорил Александр Григорьевич. Понятно, что у Москвы и Астаны несколько иной взгляд на этот вопрос. Интересно,  в этой связи, будет ли как-то обозначена эта цель в итоговом проекте Договора. ИАЦ МГУ:А это настолько важная тема? Алексей Власов: Для Минска, безусловно. ИАЦ МГУ: Возвращаясь к вопросу о компетенции Союза, это может быть только экономика или же стороны договорятся расширить зону ответственности нового проекта? Алексей Власов: Гипотетически, это может быть образование, здравоохранение, сотрудничество в области науки и техники и даже охрана внешних границ. Все, что связано с основными функциями Организации. Хотя, как мне кажется, казахстанская сторона не будет приветствовать "расширительный подход". Это, скорее, российский взгляд на сферу ответственности ЕАС. ИАЦ МГУ: Много говорят о желании Казахстана перенести ряд офисов нового Союза в Астану и ввести должность Генерального Секретаря ЕАС. Насколько это оправдано на первом этапе формирования Союза? Алексей Власов: Мне кажется, что тема генсека вторична по отношению к вопросу о будущем ЕЭК. Это будет реально действующий наднациональный орган или некий Комитет постпредов? Второй вариант ближе к видению ситуации со стороны Казахстана. Получается, что будет в этой системе Председатель Высшего Совета, Генсек, который управляет всеми текущими вопросами и постпреды от каждой страны. И еще вопрос - аппарат будет формироваться на квотной основе или же на основе долевого участия каждой из сторон в финансировании Союза? Все это вроде бы не столь грандиозные вопросы, но от ответа на каждый из них зависит принцип строения новой Организации. И в этом плане подходы Москвы и Астану будут неизбежно отличаться. Что касается Лукашенко, то он и дальше будет вести тактическую игру, в зависимости от ситуации, поддерживая то одну, то другую сторону. Сейчас он ближе к позиции Назарбаева. ИАЦ МГУ: Есть ли в этой ситуации прямая угроза для нового Союза? Есть ли вероятность, что противоречия станут непреодолимыми?Алексей Власов: Несмотря на критичный тон Назарбаева во время минской встречи - прямой угрозы нет. Но российским переговорщикам нужно готовится к намного более жесткому характеру переговоров буквально по всем позициям. Сейчас это уже неизбежно. Простого согласия достичь не получится.

Поделиться: