Россия, Москва

info@ia-centr.ru

Вопросы региональной и глобальной безопасности во взаимоотношении стран Центральной Азии и ООН

17.10.2013

Автор:

Теги:
 

М.А.Рахимов

Зав. Отделом «Современной истории и международных отношений»

Института истории АН РУз.

E-mail: mirzonur@yahoo.com; mirzohidr@mail.ru

 

Вопросы региональной и глобальной безопасности во взаимоотношении стран Центральной Азии и ООН

 

Созданная в середине прошлого века Организация Объединенных Наций (ООН) является самой авторитетной и наиболее представительной международной организацией. Согласно её уставу, важной задачей орга­низа­ции является сохранение мира и ста­биль­ности на земном шаре, сов­местные решения ряда планетарных проблем, укрепление сотрудничества, взаим­ного доверия и согласия между странами, искоренение расизма на Зем­ле, содействие общечеловеческому прогрессу, соблюдение прав человека1.

Страны Центральной Азии – Казахстан, Кыргызстан, Таджикистан Туркменистан и Узбекистан стали членом ООН 2 марта 1992 г. на 46-й сессии Генеральной Ассамблеи Организа­ции Объединенных Наций. В столицах каждой республики были открыты представительства ООН, а в штаб-квартире ООН в Нью-Йорке – представительства стран Центральной Азии.

Вступление стран Центральной Азии в Сообщество Наций заложило важную основу для развития их сотрудничества со специализированными организациями, учреждениями и институтами ООН для решения актуальных задач безопасности, стабильности и устойчивого развития в Центральной Азии.

Государства Центральной Азии стали принимать достаточно активное участие в работе Организации Объединенных Наций. Так, первым форумом, в котором казахстанская делегация приняла учас­тие в качестве полноправного члена ООН, стала 47-я сессия Генеральной Ассамблеи ООН, проходившая осенью 1992 года. На этой и других сессиях Генеральной Ассамблеи ООН с речью выступил Прези­дент Н.Назарбаев и основными международными инициативами Казахстана, выдвину­тыми в рамках ООН, являются: созыв Совещания по взаимодействию и мерам доверия в Азии; создание под эгидой ООН Центральноазиатского миротворческо­го батальона (Центразбат); формирование фонда миротворческих усилий ООН по формуле «один плюс один»: каждое государство передает в него 1% от своего обо­ронного бюджета, ежегодно увеличивая свои отчисления на 1%; создание экономической комиссии для региона Центральной Азии, которая легла в основу Специальной программы ООН для экономик Цен­тральной Азии (СПЕКА); реабилитация зон экологической катастрофы Арала и Семипала­тинска и др2.

Узбекистан также с момента своего вступления в ООН стал активно участвовать в деятельности этой организации. В частности, глава республики И.Каримов в своих выступлениях на 48-й (сентябрь 1993 г.), 50-й (октябрь 1995 г.) и 55-й (сентябрь 2000 г.) сессиях Генеральной Ассам­блеи ООН акцентировал внимание на актуальных проблемах Центральной Азии, таких, как безопасность населения стран региона и экологические кризисы. Президент Узбекистана подчеркнул, что обеспечение мира и безопасности в регионе непосредственно связаны с военными действиями в Афга­нистане и пока там не прекратятся вооруженные столкновения и брато­убий­ственные конфликты, будет существовать угроза миру и стабильности во всей Центральной Азии. Он также внес ряд конкретных пред­ложе­ний: созыв семинара ООН по вопросам безопасности и сот­руд­ни­чес­тва в Центральной Азии; объявление Центральной Азии безъядерной зоной; создание специальной группы при Совете Безопасности ООН по анализу зарождающихся меж­дуна­родных конфликтов; создание специальной комиссии ООН по Аралу и др.

На сессиях Генеральной Ассамблеи ООН со своими предложениями также принимали участие главы и официальные представители Таджикистана и Туркменистана. Так, по инициативе Таджикистана была принята резолюция о провозглашении 2003 г. Международным годом пресной воды, по итогам проведения которого Генеральный секретарь ООН учредил Консультативный совет по водным ресурсам и санитарии3. Также Таджикистан выступил с инициативой об объявлении Международного десятилетия действий «Вода для жизни», взявшего старт 22 марта 2005 г. и этот день отмечается как Международный день воды. В 2010 году консенсусом была принята новая резолюция Генеральной Ассамблеи ООН - «Международный год водного сотрудничества - 2013». По инициативе Туркменистана в 2008 г. Генеральной Ассамблеей ООН была принята резолюция «Надежный и стабильный транзит энергоносителей и его роль в обеспечении устойчивого развития и международного сотрудничества»4.

Как известно, вопросы ядерного разоружения являются одной из наиболее важных современных проблем безопасности мирового сообщества. Данная проблема также является актуальной и в Центральной Азии. Так, к 1991 г. на территории Казахстана находился огромный арсенал оружия массового поражения: 1040 ядерных боеголовок для межконтинентальных баллистических ракет и 370 боеголовок для крылатых ракет воздушного базирования. Это был четвертый в мире по величине ядерный арсенал, после России, США и Китая5. Однако, несмотря на разного рода предложения оставить данный арсенал Республика Казахстан добровольно выбрала путь полного ядерного разоружения.

В 1993 г. Президент Узбекистана выступая на 43-й сессии Генеральной Ассамблее ООН предложил объявить Центральную Азию безъядерной зоной. Данное предложение было полностью поддержано Казахстаном, Кыргызстаном, Туркменистаном, Таджикистаном и другими странами. После совместной многолетней работы представителей стран Центральной Азии и международных экспертов в сентябре 2006 года в г. Семипалатинске (Республика Казахстан) состоялось подписание «Договора о зоне, свободной от ядерного оружия в Центральной Азии» на уровне глав внешнеполитических ведомств стран Центральной Азии. Подписание дан­ного Договора является реальным вкладом государств региона в реализацию «До­говора о нераспространении ядерного оружия», в глобальный процесс разоружения. Практическое воплощение данной инициативы стран Центральной Азии стало пер­вым реальным ша­гом на пути формирования надежной системы региональной безопасности.

Общепризнано, что государства-члены зоны, свободной от ядерного оружия, обязуются не передавать и не принимать от кого бы то ни было ядерного оружия или других ядерных взрывных устройств, также не производить и не приобретать каким-либо иным способом ядерного оружия и не принимать какой-либо помощи в их произ­водстве. Следовательно, создание зон, свободных от ядерного оружия, является одним из уни­версальных инструментов предотвращения распространения ядерного оружия в мире.

Од­нако, на современном этапе де­сятки государств по разным причинам пытаются овладеть ядерным и другими оружиями массового поражения. Недавнее решение о переходе под международный контроль химического оружия Сирии является одним из проявлений усилий по увеличению контроля мирового сообщества. Здесь роль ООН будет чрезвычайно важной и целесообразно продолжить данный процесс и с другими странами и регионами мира.

Известно, что в период СССР на территории Казахстана в Семипалатинском ядерном полигоне было проведено более 450 ядерных испытаний, оказавших весьма негативное влияние на людей и окружающую среду. 27 мая 1995 г. был уничтожен последний ядерный заряд и 29 июля 2000 г. последняя штольня для ядерных испытаний на бывшем Семипалатинском ядерном полигоне. По инициативе Казахстана 29 августа в день закрытия Семипалатинского полигона ООН учредила Международный день действий про­тив ядерных испытаний6. Так, выступая на Генеральной Ассамблее ООН в 2012 г., Пре­зидент Казахстана предложил принять Всеобщую Декларацию безъядерного мира.

Кроме того, республики Центральной Азии присоединились ко всем важным международным соглашениям и договорам в сфере разоружения и нераспространения, конвенции по химическому и биологическому оружию. Став членом МАГАТЭ, Казахстан и Узбекистан получили доступ к международному опыту и передовым техно­ло­гиям по исполь­зова­нию ядерных методов в науке, здравоохранении, сельском хо­зяйстве и других областях, а также безопасному обращению с ядерными мате­риалами. При консультативной и технической помощи МАГАТЭ были разработаны проекты национальных Законов «О радиационной безопасности», был принят Закон «О присоединении к меж­дуна­родной конвенции по борьбе с актами ядерного терроризма», который демон­стрирует еще большую приверженность республик в борьбе с между­народ­ным терроризмом. Страны Центральной Азии совместно с МАГАТЭ были реализованы более десятка национальных, региональных и межрегиональных проектов.

Важным аспектом безо­пасности всей Цен­траль­­ной Азии является ситуация в Афганистане. В течение многих лет были высказаны ряд мирных инициатив по урегулированию ситуации в исламской республике. В частности, по инициативе Узбекистана и при поддержке ООН была организована группа «6+2» (страны соседи - Иран, Пакистан, Таджикистан, Туркменистан, Узбекистан, Китай, а также Россия и США), направленная на решение афганской проблемы и обеспечение региональной безопасности. Первая встреча группы состоялась в 1997 г. в Нью-Йорке, вторая – в июле 1999 году в Ташкенте. Однако, с момента начало войны в 2001 г. и перехода с 2005 г. под командование НАТО положение Афганистане услож­ня­лось, дви­­же­ние Тали­бан активизировалось, а центральная власть не кон­тро­ли­рует си­туацию в стране. В результате, в апреле 2008 г. на саммите НАТО в Бухаресте были высказаны ряд предложений, в том числе и главы Узбекистана И. Кари­мо­ва о во­зоб­нов­ле­нии и рас­шире­нии мирной инициативы Узбекистана – «6+2» с вклю­чением НАТО и превращением его в «6+3», что могло бы способствовать объе­динению усилий в поиске совместных действий по стабилизации ситуации в Афга­нистане. Включение в группу «6+3» Афганистана, крупных доноров реконструкции Афганистана – Индии, Японии и других заинтересованных стран, способствовало бы более эффективному международному диалогу.

Перспективные консультации по Афганистану будут полезными в выработке но­вых подходов для его политического и экономического развития и стабилизации ситуации во всем регионе. Одной из важных проблем в стабилизации положения в Афга­нис­тане является отсут­ствие четкой международной коо­пера­ции между веду­­щими государствами, региональными и меж­дународными органи­за­циями. В связи с выводом основных сил АЙСЕФ из Афганистана в 2014 г. и ожидаемыми изменениями требуется совместная скоординированность в рамках ООН и поддержки Афганистана как в национальном, так и в многостороннем уровне.

Следует отметить, что Генеральные секретари ООН также находились с визитом в странах Центральной Азии, в частности, в октябре 2002 г. Кофи Аннан и в 2010 г. нынешний Генсек Пан Ги Мун. В ходе этих визитов были обсуждены вопросы демократизации, безопасности и устойчивого развития стран Центральной Азии, возможности устранения препятствий в вопросах развития регионального сотрудничества в регионе, эффективного использования водных ресурсов, реформирования ООН.

В декабре 2007 г. в Туркменистане был открыт Региональный центр ООН по превентивной дипломатии в Центральной Азии. Центр нацелен на выработку и реализацию конструктивных моделей взаимодействия государств на основе общепризнанных норм международного права.

Страны Центральной Азии являются участниками конвенций ООН по борьбе с терроризмом и выдвигали ряд своих инициатив по консолидации усилий мирового сообщества в этой области. Однако очевидно, что практических результатов в борьбе с терроризмом можно добиться только путем создания глобальной системы всестороннего сотрудничества в рамках ООН.

Одной из важнейших региональных проблем Центральной Азии является Арал, которая приобрела общемировое значение. Толчком к объединению усилий в обсуждении этой проблемы послужила встреча глав государств Центральной Азии в марте 1993 г. в г. Кзыл-Орда (Казахстан). Вторая такая встреча состоялась в январе 1994 г. в г. Нукус (Узбекистан), а третья – в марте 1994 г. в г. Дашхавузе (Туркменистан). 20 сентября 1995 г. в г. Нукусе была принята Декларация государств Центральной Азии и международных организаций по проблемам устойчивого развития бассейна Аральского моря. После этого, в феврале 1997 г. была организована встреча в г. Алматы глав пяти центральноазиатских государств с участием представителей ООН. На встрече было принято решение о совершенствовании орга­низа­ционных структур по решению данной проблемы, сформулирован более дей­ственный состав Международного Фонда Спасения Арала и на его базе орга­низован Исполнительный комитет. На 63-й сессии Генеральной Ассамблее ООН была принята резолюция «О предоставлении Международному Фонду Спасения Арала статуса наблюдателя в Генеральной Ассамблее ООН».

Сегодня Аральская проблема приняла поистине общепланетарные масштабы, и поэтому сотрудничество центральноазиатских государств с ООН в этом вопросе имеет международное значение. По мнению стран Центральной Азии, агентства системы ООН оказывают недостаточное внимание странам региона в преодолении Аральского кризиса. Глобальный масштаб данной экологической катастрофы требует гораздо большего содействия в его преодолении и что еще важнее – интеллектуального и технологического вложе­ния. В этом случае роль агентств системы ООН должна быть важной.

Решение водохозяйственных проблем на национальном, региональном и международном уровнях требует комплексного сочетания адекватной поддержки со стороны международного сообщества и национальных усилий стран, сталкивающихся с проблемами в области обеспечения водными ресурсами. 

Посредством предоставления консультаций, программного и технического содействия ООН поддерживает страны Центральной Азии в достижении Целей Развития Тысячелетия (ЦРТ). Сотрудничество осуществляется в соответствии с Рамочной программой по оказанию содействия в целях развития (UNDAF) на 2010-2015 гг., в которой определены основные направления партнерства – содействие в повышении экономического благосостояния, образование, здравоохранение, предотвращение распространения ВИЧ-инфекции и наркопотребления, социальная защита детей и раннее детское развитие.

В сентябре 2010 г. Президент Узбекистана участвовал в работе пленарного Саммита ООН – «Цели развития тысячелетия», где выступил с речью, в которой отметил, что одним из самых серьезных препятствий в борьбе с бедностью, нищетой, голодом, ростом материнской и детской смертности, эпидемиями и другими проблемами человечества являются продолжающиеся в различных регионах мира войны и конфликты, сохраняющееся межгосударственное, межэтническое и межрелигиозное противостояние. Ислам Каримов обратил особое внимание мировой общественности на произошедшие в июне 2010 г. в Кыргызстане трагические события и отметил, что это кровопролитие было не межэтническим противоборством, а глубоко продуманной и хорошо организованной акцией со стороны определенных третьих сил и предложил провести независимое международное расследование причин погромов, убийств и насилия, совершенных 11-14 июня на юге Кыргызстана, для того, чтобы привлечь к судебной ответственности всех тех, кто является заказчиком, организатором и исполнителем этих кровавых злодеяний7.

В конце XX – начале XXI вв. ООН столкнулась с многочисленными проблемами и трудностями, связанными с низкой эффективностью в решении глобальных и региональных проблем. В результате этого в академических и политических кругах часто обсуждается необходимость в существенном реформировании организации. Выступая за необходимость реформирования ООН страны Цен­траль­ной Азии призывают, в частности, к увеличению постоянных членов Совета Безопасности ООН, включением Германии и Японии, повышению роли и ответственности Совета Безопасности, расширению полномочий Генерального Секретаря ООН, повышению эффективности данной международной организации в решении различных международных проблем.

Между тем существуют также разногласия между республиками Центральной Азии и ООН, связанные с процессом медленного развития демократических реформ в республиках в переходный период. Однако экспертам ООН целесообразно учитывать особенности общественного раз­ви­тия и специфику условий переходного развития новых независимых госу­дарств.

Таким образом, сотрудничество стран Центральной Азии с ООН и её специализированными учреждениями имеет большое значение для успешного проведения общественно-политических реформ и устойчивого развития стран региона. В рамках ООН государства Центральной Азии активно участвуют в обсуждении и решении проблем безопасности и стабильности в Центральной Азии, включая вопросы ядерного нераспространения, незаконного оборота наркотиков, терроризма и других угроз. По инициативе республик Центральной Азии были приятны ряд резолюций и конвенций ООН. Казахстан, Таджикистан, Туркменистан и Узбекистан также являются важными транзитными странами доставки гуманитарных грузов ООН в Афганистан.

Однако, преодоление современных вызовов безопасности и решение насущных проблем реформирования ООН являются важными для перспективного успешного участия организации и стран-членов в совместном решении глобальных и региональных проблем.

1 Basic Facts About the United Nations. New-York, 1998. Рp. 3-5.

2 История Казахстана. Том 5. Казахстан в современный период. «Атамура» 2010. С. 395.

3 Республика Таджикистан и Организация Объединенных Наций. http://mfa.tj/index.php?node=article&id=70 10.08.2013.

4 Туркменистан и ООН. Министерство иностранный дел Туркменистана. http://www.mfa.gov.tm/index.php?q=un 22.06.2013.

5 Н.Назарбаев. Когда мысль – материальна. Москва. «Художественная литература». 2012. С.49.

6 Н.Назарбаев. Когда мысль – материальна. Москва. «Художественная литература». 2012. С.108.

7 Выступление Президента Республики Узбекистан Ислама Каримова на пленарном заседании Саммита ООН «Цели развития тысячелетия» // Узбекское информационное агентство. www/uza/uz/ (25 сентября 2010).


Теги: 

Текст сообщения*
Загрузить файл или картинкуПеретащить с помощью Drag'n'drop
Перетащите файлы
Ничего не найдено
Отправить Отменить
Защита от автоматических сообщений
Загрузить изображение