Россия, Москва

info@ia-centr.ru

А.Собянин:Казахстан и ядерная программа Ирана. ч.2

14.10.2013

Автор:

Теги:

В марте 2012 года президент Казахстана НурсултанНазарбаев публикует в New York Times статью "What Iran Can Learn FromKazakhstan" ("Чему Иран может научиться у Казахстана") [4], гдеон прямо говорит о том, что руководство Ирана должно прислушаться к голосуздравого смысла и включиться в переговорный процесс, с большей эффективностью,демонстрируя готовность к реальному компромиссу. "Казахстан, используятесные дипломатические отношения со своим соседом по Каспийскому морю,призывает Тегеран последовать его примеру". Эта статья, на мой взгляд,больше была направлена на читателей в США, Евросоюзе и в России, чем в Иране.Исламская Республика, долгие годы живущая под гнетом международных санкций [20]и под постоянной угрозой израильских бомбежок или атаки США, не может себепозволить "следовать примеру Казахстана". И не только потому, что уКазахстана было ядерное оружие, а у Казахстана его нет. Но и потому, чторазоружение Казахстана, Украины и Белоруссии шло под достаточно жесткимнаблюдением тех стран, которые и взяли международные гарантии национальнойбезопасности этих трех стран — т.е. США, РФ, Великобритании. На НурсултанаНазарбаева тогда пыталось давить, убеждать сохранить ядерное оружие достаточномного политиков — лидеры мусульманских стран Залива и Северной Африки преждевсего. И Нурсултан Назарбаев заявил тогда Госсекретарю США Джеймса Бейкеру:"Мы будем решать все вопросы на равноправной основе. Прежде всего, намнужно знать, что Казахстан получит в обмен на демонтаж этих вооружений…",пишет в EurasiaNet Джошуа Кучера [10]. Крупный специалист поЦентральноазиатскому региону, Джошуа Кучера очень точно выделил самое главное —Назарбаев потому отказался от ядерного оружия, что не отказаться от него — возможностипросто не было. И речь шла о "цене вопроса", конечно, большей, чемсредства на демонтаж вооружений. Речь шла о крупных инвестициях, и о том, чтодля мудрого казахского политика, стоящего бессменно у руля Казахстанскогогосударства с 1986 года, было важнее даже инвестиций — речь шла о признанииКазахстана полноценным суверенным субъектом глобальной политики. Надо сказать,что державы-гаранты в целом полностью поддержали стремление Назарбаева ксамостоятельной роли Казахстана не только как суверенного государства, но каксубъекта большой политики. Только этим можно объяснить ту поддержку, которуюполучал Казахстан от США, России, Великобритании, влиятельных в регионе Китая иЕвросоюза по своим инициативам глобального уровня — СВДМА, съезды духовныхлидеров мира, саммиты ОБСЕ, ШОС и ОИС. Возвращаясь к иранской программе, нельзяне признать, что такой казахстанский путь в принципе не может быть примером иобразцом для Ирана 2012-2013 гг., находящегося совершенно в другой ситуации вовсех смыслах, чем Казахстан в 1991-1993 гг.

 

Аспект, выделенный Джошуа Кучером, а также не разподчеркиваемый другими известными экспертами по региону (Дж.Шоберляйн,А.Грозин, Ю.Шевцов, В.Хлюпин), что Казахстану крайне важно признание преждевсего руководством Соединенных штатов Америки, к сожалению, играет чрезмернуюроль, мешающую внимательнее анализировать и иранскую атомную программу, и вцелом ситуацию в Иране. Аналитик Марат Шибутов вплоть до 2011 года работал насвое государство вне государственных структур (последние три года активносотрудничает с Фондом Первого Президента Республики Казахстан, а также с целымрядом государственных аналитических центров). А вот как понимают Иран в главноммозговом центре страны — в Казахстанском институте стратегических исследованийпри президенте Республики Казахстан (КИСИ). Говоря о стратегииказахстано-иранских отношений, бывший директор КИСИ У. Касенов отмечал, что"в противовес иранской стратегии возрождения исламской цивилизации вЦентральноазиатском регионе, в Казахстане обращают главное внимание лишь нагеополитические реалии Ирана, его возможность быть эффективным связующим звеномпри выходе на мировые торговые пути и рынки, помочь преодолению территориальнойзамкнутости... Можно твердо констатировать, что Иран не займет в иерархииказахстанского внешнеэкономического сотрудничества приоритетного места.Чрезмерное сближение Казахстана с Ираном нереально и по причине трактовки егоправящей элитой возрождения ислама в республике как неизбежно приводящего кмусульманскому фундаментализму, политизации ислама, таящей угрозудестабилизации установившегося в республике статус-кво. Кроме этого,сохраняющаяся политическая и экономическая изоляция Ирана, особенно заметнаяпосле агрессии США против Ирака, лишь укрепляет позиции противниковказахстано-иранского сближения... Вряд ли реальны надежды Ирана на успех воттеснении с казахстанской арены США. Экономические успехи Ирана в регионе явнопроигрывают напористости и масштабности американской экономической и военнойэкспансии" [1].

 

Именно подобная позиция и преобладает в Казахстане.Работая с государственными структурами Ирана и с экспертным сообществом страныс 1999 года, не раз работая в это десятилетие с иранскими госкомпаниями, ядолжен отметить, что такая позиция казахстанского аналитического сообщества,легшая в основу выработки казахской стратегии посредничества по иранскойпрограмме, далека от реальности. Если казахское понимание происходящего вРоссии, Китае — выше всяких похвал, и это понимание КИСИ прямо отражается навпечатляющих темпах экономического сотрудничества Казахстана с нашей страной ис Китаем, то понимание Ирана несколько далеко от реального, что такжеотражается в относительно скромных объемах двустороннего сотрудничества РК-ИРИ.Реальная внешняя политика Ирана полностью подчинена прагматичным политическим иэкономическим задачам. Иран никогда не только не планировал экспорт исламскойреволюции на север — в Россию, Азербайджан и Среднеазиатские страны, но большетого, сам препятствовал попыткам радикальных исламистских сил в среднеазиатскихстранах и в России получить финансовую или хотя бы политическую поддержку вИране. Я это видел не раз своими глазами в 2002-2012 гг., когда иранцы жесткообрубали любые подобные разговоры наших евразийских исламистов. В Тегеране и вКуме отлично понимают, что после первых же подобных действий Иран навсегдалишится всяческих перспектив получения современного оружия и лишитсяполитической поддержки России и ее евразийских союзников на международнойарене. Иран также не планировал и не планирует вытеснять не то что США, а какуюбы то ни было другую страну в части экономического присутствия. Что говорить оКазахстане, если это можно видеть на примере родственного по языку и культуреТаджикистана. Таким образом, в основу казахстанской позиции по иранскойпрограмме легли немного, скажем так, не вполне верные представления об иранскихреалиях. Вхождение Марата Шибутова в поле государственной работы, а такжепоявление целого ряда потенциально сильных новых лиц в экспертно-аналитическомсообществе Казахстана позволяет надеяться, что понимание Ирана будет болееадекватным, что позволило бы Казахстану всерьез перейти к "финской"модели сотрудничества. Которую отличает философская ответственность — "идяна рыбалку, надо думать не о том, что хочется рыбаку, а о том, что хочетсярыбе". Финны в свое время думали не о продвижении интересов Финляндии вдиалоге США-СССР и НАТО — Варшавский договор, а об интересах объединенногоЗапада и Советского Союза. Только это позволило достичь подписания Хельскинскихдоговоренностей в 1975 году. А какова она — реальная позиция Ирана на сегодня?

 

Вот что пишет Иран.ру [13] о переговорах в Астане вначале 2013 г.: "Иранцы еще раз подтвердили, что являются блестящимипереговорщиками, а тактический рисунок их поведения в Алма-ате былбезукоризненным. Планка первоначальных ожиданий от Ирана была установлена имстоль низко, что даже его самые скромные реакции можно было интерпретироватькак "серьезный шаг вперед". И тем самым Иран (ни на йоту не сдавсвоих позиций и даже не приложив к этому особых усилий) здорово"подыграл" западным участникам Группы 5+1, которым нужен был хотькакой-то прогресс на переговорах, а точнее — не столько прогресс, адемонстрация того, что они "управляют процессом" и способны влиять наИран. Сегодня в медиа-пространстве раскручиваются три мифа: — Тегеран намереннозатягивает переговоры для завершения работ по созданию ядерного оружия; — Тегеранотказывается от прямых переговоров с США, — и, совершенно свежий, Ираносуществляет производство оружейного плутония в Араке". "Тяжелойартиллерией дипломатической войны" США по иранской программе являетсяМАГАТЭ, на позицию которой опираются США и Запад.

 

atom_Arak_heavy_water_3D_reconstruction_4

Рис. Завод по производству тяжелой воды в Араке,реконструкция Google Earth [21].

 

Пока казахская дипломатия рисовала прекрасные планыполного ядерного разоружения США и РФ, американцы тем временем ярко атаковаличерез МАГАТЭ. Глава агентства Юкия Амано заявил в апреле 2013 года, что"Иран тайно продолжает работу над созданием ядерного оружия... У нас естьинформация, указывающая на то, что Иран занимался ранее и продолжает заниматьсядо сих пор деятельностью, связанной с разработкой ядерного вооружения. Этаинформация проверена, поэтому это вызывает тревогу".

 

Один из ведущих российских экспертов по современномуИрану, шеф-редактор журнала "Современный Иран", советник директораИнститута внешнеполитических исследований и инициатив Игорь Панкратенконапрямую связывает интересы США и резко ужесточившуюся позицию МАГАТЭ — "ктоорганизацию кормит, тот ее и танцует". Игорь Панкратенко пишет: "Избанкрота МАГАТЭ превратилось во вполне финансово успешную контору. На 2013финансовый год МАГАТЭ планирует потратить $415,5 миллиона, из которых $201миллион (с перспективой увеличения до $225 миллионов) предоставят организацииСША. Если учесть, что 23% этого бюджета тратятся на зарплаты ипредставительские, а еще 39% — на организацию проверок (читай — командировочные),то жизнь директора-распорядителя начинает выглядеть сладкой. Но и это не все.Администрация Обамы и руководство ЕС выразили готовность профинансироватьсоздание в рамках МАГАТЭ "службы специальных процедур проверки",ориентированной на выявление "подпольных объектов". Фактически — своеобразнойразведки, "рептильные фонды" которой будут вне общественногоконтроля. Вот только статус международной организации, давайте будемоткровенны, уже никакого отношения к МАГАТЭ не имеет. Сегодня это организация,которая финансируется США и Евросоюзом, является одним из инструментов давленияна Исламскую Республику. Преувеличения в оценке здесь нет ни малейшего. Тольков 2012 году инспектора МАГАТЭ провели 215 инспекций в Иране, затратив на это 1356 человеко-дней. Для сравнения — на проверку ядерных объектов Франции,крупнейшей ядерной державы Европы, Агентство потратило в этот же период 180человеко-дней. 12% бюджета МАГАТЭ в том же 2012 году было израсходовано наинспекцию только одного, Тегеранского исследовательского реактора, который и наполную мощность-то еще не работает…" [5; 7].

 

Выше было акцентировано высокое мастерство иранскойдипломатии. И надеяться только на давление через переговоры, на позицию МАГАТЭи делегаций "5 + 1" формата для американцев было бы недопустимо. Своидипломатические аргументы и "мягкую силу" США всегда подкрепляютболее серьезными аргументами — Флотом, ВВС и армией [29]. Там, где еще ненастала пора работать войскам, в ход пускаются специальные службы. И наиранском направлении американцы резко активизировали не только традиционные"оранжевые" технологии в крупных городах Ирана, но и активизировалибоевиков исламистов. Причем речь идет не только о взрывах, которые организуют вИране "Джундалла" и другие исламистские группы, но и о точечноминдивидуальном терроре против иранских атомщиков и военных, курирующих атомнуюпрограмму Ирана.

 

Вот что пишет Игорь Панкратенко: "Новая тактика,разработанная ЦРУ совместно со специалистами израильской разведки"Моссад", включала в себя, как минимум, три основных момента:

— Во-первых, и это, пожалуй, главное,было принято решение разыграть в качестве инструмента давления на Тегераниранскую ядерную программу. Легитимность этих действий следовало обеспечить намеждународном уровне, через возможности Международного агентства по атомнойэнергии, МАГАТЭ, которое к этому времени влачило жалкое финансовоесуществование и находилось на грани банкротства.

— Во-вторых, "острые акции",как политкорректно именовался на Западе террор и диверсии, было решено передатьв ведение "Моссад". Его оперативники к этому времени активно работалинад созданием агентурных подходов к ядерным программам ряда ближневосточныхгосударств, в частности — в Сирии.

— В-третьих, на острие борьбы противТегерана выдвигалась "Организация моджахедов иранского народа"("Моджахедин-э Халк", МЕК) тесные связи с лидерами которой ЦРУустановило еще во Франции в 1982 году.

...На специальном полигоне в Неваде американскиеинструкторы преподавали моджахедам МЕК не только основы ведения партизанскойвойны, но и азы оперативно-разведывательной деятельности, сбора информации,учили методам вербовки и конспирации. Перед будущими полевыми агентами ставятцель: создание агентурной сети для добывания информации по иранской ядернойпрограмме. Отдельная группа в Неваде натаскивалась на организацию и проведение"точечных ликвидаций", причем участие в этом принимали также израильскиеинструкторы из подразделения "Кидон".

В июне 2009 года происходит загадочное исчезновениемолодого физика Шахрама Амири во время паломнической поездки в СаудовскуюАравию. В январе 2010 года в результате теракта погибает специалист понейтронной физике Масуд Али Мохаммади. Позже в посольство Пакистана вВашингтоне пришел исчезнувший Шахрам Амири и заявил, что его насильноудерживали представители американских спецслужб… 12 октября 2010 года врезультате тройного взрыва была разрушена база Имам Али на западе Ирана, гденаходились пусковые установки ракет "Шахаб-3". В ноябре того же годав результате взрывов в Тегеране погиб ядерщик Маджид Шахриани, а его коллега,доктор Ферейдун Давани-Аббаси и жены обоих ученых получили ранения. Иранский докторфизики Дариуш Разаи, член комиссии по ядерной энергии и преподаватель вТегеранском университете, был убит 23 июля 2011 в дверях своего дома на востокеТегерана... А 12 ноября был взорван склад баллистических ракет в двадцатикилометрах от столицы. Среди погибших в результате взрыва был генерал ХасанМокадам, которого в западных средствах массовой информации называли "отцомиранской ракетной программы". 2012 год отметился в этом мартирологе датой12 января, утром этого дня в результате теракта в Тегеране погиб Мустафа АхмадиРовшан, заместитель генерального директора завода по обогащению урана вНатанзе..." [6; 7; 22].

 

 

atom_Natanzee_enrichment_map_scheme_2013_National_Security_Archive_G_Washington_Univ

Рис. Фабрика по обогащению урана в Натанзе, Иран.Источник:National Security Archive: Underground Facilities: Intelligence and TargetingIssues [16].

 

Как было указано в начале статьи, вопрос атомнойпрограммы Ирана теснейшим и прямым образом связан с вопросом войны. Но несмотряна всё, атака Израиля до сих пор не состоялась, не говоря уже об американскойагрессии. Вот что пишет директор самого известного американскогоразведывательного аналитического центра Strategic Forecasting (Stratfor) ДжорджФридман в своей статье "War and Bluff: Iran, Israel and the United States("Война и блеф: Иран, Израиль и США") [17]: "Территориальныйразброс площадок мешает Израилю нанести серьезный удар по цели и получитьдостаточное количество данных для оценки нанесенного ущерба, чтобы ответить натри вопроса: во-первых, был ли объект, спрятанный под бетоном и камнем,разрушен; во-вторых, находилось ли на этом объекте то, что, по предположениямизраильтян, там должно было находиться; в-третьих, была ли в результате удараразрушена резервная площадка, которая является копией разрушенной. Еслипредположить, что израильтяне придут к выводу о необходимости проведения ещеодной атаки, смогут ли его военно-воздушные силы организовать вторую воздушнуюкампанию, которая, вероятно, продлится несколько дней или даже недель? Ихвоенно-воздушный потенциал довольно ограничен, а расстояния, напротив, довольновелики. Иранская стратегия заключается в том, чтобы поддерживатьдвусмысленность статуса своей ядерной программы, создавая впечатление, что вреализации этой программы может наступить момент внезапного успеха, при этомтак никогда и не достигнув этого успеха. Израильская стратегия состоит в том,чтобы создавать впечатление, что они постоянно готовы нанести удар, так никогдаэтого и не сделав этого, а также в том, чтобы использовать США в качествепредлога для того, чтобы воздерживаться от нанесения удара. США, со своейстороны, согласны играть роль сдерживающего фактора, не дающего Израилю нанестиудар, который сам Израиль не слишком жаждет наносить. США считает крах позицийИрана по Сирии главной неудачей Ирана и с удовольствием наблюдает за тем, какразвивается эта линия на фоне санкций против него" [17]. Причем ДжорджФридман признает и то, что сам Иран Израиль атаковать не сможет: "ЕслиИран решит применить ядерное оружие против Израиля, это станет для негокатастрофой".

 

Один из лучших израильских специалистов по Иранурусского происхождения, преподаватель Еврейского университета в Иерусалиме,Открытого университета Израиля и российского Института Ближнего ВостокаВладимир Месамед также признает самоубийственность для Ирана атаковать Израиль.Владимир Месамед также критично воспринимает успех Ирана во время сентябрьскоговизита нового президента Ирана Рухани на сессию Генассамблеи ООН: "Отличиймежду подходами иранских консерваторов и либерала Рухани непросматривается" [18].

 

На самом деле неожиданному для всех, и в первуюочередь для самих иранцев, развороту США в сторону диалога иранцы обязаны неказахским посредникам на переговорах "5 + 1" и не успеху иранскойдипломатии и атомщиков с проверками МАГАТЭ, а жесткой позиции России по Сирии,а также решению президента РФ Владимира Путина разблокировать зависший контрактпо поставке Ирану новейших систем ПВО (только вместо систем С-300 ПМУ-1 будутпоставляться дивизионы ЗРК С-300ВМ "Антей-2500" (модифицированныйэкспортный вариант системы С-300В).

Напомним читателям, какие иранские организациипопадали под международные санкции [20]:

— компания "Месбах энерджи"(поставщик для проекта сооружения исследовательского реактора А40 в Араке),

— компания "Кала-электрик"("Калайе электрик", поставщик для пилотного предприятия по обогащениюурана в Натанзе),

— компании по центрифужному обогащениюурана ("Парс треш", "Фараянд текник", Организация обороннойпромышленности Министерства обороны и поддержки вооруженных сил ИРИ),

— компания "7-го тира"(подразделение Организации оборонной промышленности) и "Амьюнишн эндМеталлурджи" (контролирует компанию "7 тира"),

— Исфаганский центр по исследованию ипроизводству ядерного топлива (ИЦИПЯТ) и Исфаганский центр ядерных технологий(ИЦЯТ), и др.

Неслучайно американцы при решении Барака Обамы начатьдиалог с Хасаном Рухани рассекретили документы разведки США о подземныхсооружениях России, Китая, Ирана, Кубы, Ливии и Северной Кореи [16].Рассредоточенность и малая вероятность полного уничтожения бетонных подземныхзаводов и других объектов делает даже массированную бомбардировку недостаточнойдля уничтожения.

 

Без наземной оккупации уничтожить иранские объектыневозможно. А после примера героически сражающейся Сирии и решении Путинапоставить комплексы "Антей-2500" решиться на прямую агрессию противИсламской Республики Иран было бы самоубийственно для Израиля и несло бынеприемлемо высокие риски для США. Значит, будет продолжаться давление черезприкормленных инспекторов МАГАТЭ, террор против атомщиков и военных, адипломатические усилия США сосредоточатся на сближении с Ираном. История Ираназнает достаточные периоды дружбы с Западом и, в том числе, с США, американскийобраз жизни привлекателен для части иранского общества, западные деньги иснятие санкций нужны иранской экономике. Поэтому можно ожидать некоторогопериода потепления иранско-американских отношений. Этот период не может бытьдостаточно долгим, а его результаты не могут быть прорывными, потому что причинысмягчения американской позиции сугубо ситуативны и не снимают ни одного изфундаментальных противоречий культурно-цивилизационного и геополитическогоплана.

 

Прагматизм и государственная ответственность аятолл вКуме и правительства в Тегеране, а также очень конкретная и жесткая позиция СШАи Израиля (Европа в случае Ирана играет второстепенную роль) почти не оставляютпространства для казахской дипломатии, кроме, как сказано выше, кроме тогослучая, если казахи смогут ответственно проанализировать и понять реальнуюпозицию иранцев, реальные сценарии возможного развития ситуации, реальнокрохотное пространство для манёвра главных решающих сил — США (и Израиля) и РФ(и евразийских союзников в Средней Азии). Понимая эти три главные силы,казахское "Ядерное общество Казахстана" (ЯОК), НАК"Казатомпром", правительство Казахстана могли бы нащупать пути выводапочти тупиковой ситуации из патового состояния.

 

И в этой работе действительно единственным малопроработанным козырем становится Международный банк ядерного топлива под эгидойМАГАТЭ (МБЯТ) на базе Ульбинского металлургического завода НАК"Казатомпром" [8; 23; 24]. У МБЯТ хорошая заявленная (и реальная!)задача: "Концентрирование в одном месте всего, необходимого для атомнойэнергетики топлива, позволит исключить вероятность и бесконтрольногораспространения ядерных материалов и технологий". Однако эта задача впервую очередь требует работы инженеров атомщиков, военных, спецслужб, т.е.является не задачей для МИДа РК, а задачей для правительства РК.

 

С российской стороны я вижу в качестве главногоэлемента, без которого невозможен успех казахстанского посредничества, лишьодну структуру — Международный центр по ядерной безопасности (МЦЯБ,International Nuclear Safety Center, INSC), который действует на базе ОАО "НИКИЭТимени Н.А. Доллежаля" ГК "Росатом". МЦЯБ в наибольшей степеникомпетентен по вопросу МБЯТ в Казахстане, но, главное, является полномочнойструктурой МАГАТЭ по вопросам сертификации и проверок безопасности гражданскихи военных атомных объектов в Российской Федерации.

 

В некоторой степени будучи знаком с деятельностьюМЦЯБ, убежден, что при нынешних "МИДовских" позициях казахстанскогопосредничества по иранской атомной программе прорыв не получится, и нужна "финская"модель посредничества. Поэтому в диалоге с российскими и американскимиструктурами должен участвовать как государственный НАК "Казатомпром",так и влиятельное в политическом плане "Ядерное общество Казахстана".История с Uranium One в Казахстане, где "Казатомпром", "Росатом",американские компании и регулирующие органы нашли полное взаимопонимание,воодушевляет и позволяет надеяться, что при мобилизационном напряжениииранских, российских, американских, европейских усилий и при умном иответственном посредничестве Казахстана прорыв по иранской атомной программе,нахождение не идеального, но приемлемого для всех сторон решения возможны.

 

 

Литература:

[1] Богуславский А. Ирано-казахстанскоесотрудничество: история и перспективы развития // Институт изучения Израиля иБлижнего Востока. 25.05.2003.

http://www.iimes.ru/rus/stat/2003/25-05-03.htm

[2] Kazakhstan asModel, and Mediator, for Iran's Nuclear Program. By RichardWeitz. Казахстан как образец и посредник для иранскойядерной программы // WorldPolitics Review,пер. InoSMI.05.02.2013.

http://www.worldpoliticsreview.com/articles/12691/global-insights-kazakhstan-as-model-and-mediator-for-iran-s-nuclear-program

пер. на русск.: http://www.inosmi.ru/world/20130206/205554356.html

[3] Алексей Власов: Роль Казахстана в выходе из"ядерного тупика"// Политологический Центр "Север-Юг".30.09.2013.

Ч. 1

http://www.pcsu-ca.ru/%D1%80%D0%BE%D0%BB%D1%8C-%D0%BA%D0%B0%D0%B7%D0%B0%D1%85%D1%81%D1%82%D0%B0%D0%BD%D0%B0-%D0%B2-%D1%8F%D0%B4%D0%B5%D1%80%D0%BD%D0%BE%D0%BC-%D1%82%D1%83%D0%BF%D0%B8%D0%BA%D0%B5

Ч. 2

http://www.pcsu-ca.ru/%D1%80%D0%BE%D0%BB%D1%8C-%D0%BA%D0%B0%D0%B7%D0%B0%D1%85%D1%81%D1%82%D0%B0%D0%BD%D0%B0-%D0%B2-%D0%B2%D1%8B%D1%85%D0%BE%D0%B4%D0%B5-%D0%B8%D0%B7-%D1%8F%D0%B4%D0%B5%D1%80%D0%BD%D0%BE%D0%B3%D0%BE

[4] What Iran CanLearn From Kazakhstan. By Kazakhstan President Nursultan Nazarbayev. Чему Иран может научиться у Казахстана, президент РКНурсултан Назарбаев // The New York Times. 25.03.2012.

http://www.nytimes.com/2012/03/26/opinion/what-iran-can-learn-from-kazakhstan.html

http://www.kazakhembus.com/in_the_news/what-iran-can-learn-from-kazakhstan

[5] Алма-Ата 2.0: Новые предложения Ирана, стриптизЗапада и Гапон из МАГАТЭ. Юкия Амано вполне заслужил прозвище "Гапон изМАГАТЭ" // Иран.ру. 08.04.2013.

http://conjuncture.ru/pankratenko_08-04_12013/

[6] Игорь Панкратенко: "Людоеды шайтана".Как США и их союзники "пятую колонну" в Иране создавали //Столетие.Ру. 11.07.2013.

http://conjuncture.ru/pankratenko_11-07-2013/

[7] Игорь Панкратенко: "Подвигмоджахедов-разведчиков" и кому оно было надо. Начало сотрудничества МЕК сЦРУ было положено еще в 1982 году... // Iran.ru. 15.07.2013.

http://conjuncture.ru/pankratenko_15-07-2013/

[8] Марат Шибутов: Иран в борьбе за региональноелидерство. Переговоры по иранской ядерной программе в Алматы продолжаются. Иранпока хочет, чтобы мировое сообщество признало право обогащать уран до 19,75% //Terra America East.20.05.2013.

http://www.terra-america.ru/%D0%B8%D1%80%D0%B0%D0%BD-%D0%B2-%D0%B1%D0%BE%D1%80%D1%8C%D0%B1%D0%B5-%D0%B7%D0%B0-%D1%80%D0%B5%D0%B3%D0%B8%D0%BE%D0%BD%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%BE%D0%B5-%D0%BB%D0%B8%D0%B4%D0%B5%D1%80%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%BE.aspx

[9] Ровшан Довлатов: Атомарное состояние. Казахстан вконце февраля готов выступить площадкой для переговоров по ядерной программеИрана // Эксперт Казахстан. 06.02.2013.

http://expertonline.kz/a502/

[10] Джошуа Кучера: Почему Казахстан на самом делеотказался от ядерного арсенала? Нурсултан Назарбаев Госсекретарю США ДжеймсаБейкеру: "Мы будем решать все вопросы на равноправной основе. Прежде всего,нам нужно знать, что Казахстан получит в обмен на демонтаж этихвооружений…" // EurasiaNet.17.05.2013.

http://russian.eurasianet.org/node/60302

[11] Быль о том, как Казахстан Ирану уран продавал.Казахстан в обход всех санкций продаёт окаянному Ирану ядерное топливо... //НПФ "Кооперация". 28.08.2013.

http://npf-koop.ru/previews/item-51.html

[12] Ядреный потенциал. Михаил Пак, шеф-редакторВосточного бюро ИА REGNUM: Зачем было Казахстанупринимать у себя соседа по морской границе, с которым республика никогда незналась? // Vlast.kz. 28.02.2013.

http://www.vlast.kz/?art=1278

[13] Иран и группа 5+1. Итоги алматинского саммита.Комментарий Иран.ру // Иран.ру. 01.03.2013.

http://www.iran.ru/news/analytics/86151/Iran_i_gruppa_5_1_Itogi

http://www.centrasia.ru/newsA.php?st=1362150780

[14] Виктория Панфилова: Иранский фактор на Каспии.Захочет ли Хасан Рухани решать проблему Каспия // Вестник Кавказа. 28.08.2013.

http://www.vestikavkaza.ru/analytics/Iranskiy-faktor-na-Kaspii.html

[15] С иранским атомом заключают перемирие. На сессииГенассамблеи ООН Москве удалось сблизить Запад и Тегеран // Коммерсант.26.09.2013.

http://www.kommersant.ru/doc/2305122

[16] Опубликованы документы разведки США о подземныхсооружениях России, Китая, Ирана, Кубы, Ливии и Северной Кореи. National SecurityArchive: Underground Facilities: Intelligence and Targeting Issues // ИАREGNUM. 28.09.2013.

http://www.regnum.ru/news/polit/1713252.html

[17] War and Bluff:Iran, Israel and the United States. By George Friedman. Джордж Фридман, Stratfor:Война и блеф: Иран, Израиль и США // Stratfor и ИноСМИ.ru. 11.09.2012.

http://www.stratfor.com/weekly/war-and-bluff-iran-israel-and-united-states

Пер. на русск.: http://www.centrasia.ru/newsA.php?st=1347448620

[18] Владимир Месамед: "Отличий между подходамииранских консерваторов и либерала Рухани не просматривается" // ВестникКавказа. 30.09.2013.

http://www.vestikavkaza.ru/interview/Vladimir-Mesamed-Otlichiy-mezhdu-podkhodami-iranskikh-konservatorov-i-liberala-Rukhani-ne-prosmatrivaetsya.html

[19] "Израильский бульдог готов сорваться сцепи". Комментарий Юрия Шевцова к ЖЖ shaon. // ЖЖ Гуралюк. 05.11.2011.

http://guralyuk.livejournal.com/1809235.html

[20] Сажин В.И. Санкции в отношении ИсламскойРеспублики Иран [Резолюции Совета Безопасности ООН от 23.12.2006 N 1737, от 24.03.2007 N 1747, от 03.03.2008 N 1803: Перечни компаний и физлиц, попадающих подсанкции] // Институт Ближнего Востока. 04.03.2010.

http://www.iimes.ru/rus/stat/2010/04-03-10b.htm

[21] Тяжелая вода Ирана: вид из космоса [завод по производствутяжелой воды в Араке] // ComNews.ru. 28.08.2006.

http://www.cnews.ru/news/top/index.shtml?2006/08/28/209450

[22] Юсин М. По иранскому атому нанесли точечный удар.Руководитель департамента ядерного центра в Натанзе. Мостафа Ахмадирошанвзорван в своем "Пежо-405". За последние два года были убиты уже троеиранских ядерщиков // Коммерсант. 12.01.2012.

http://www.kommersant.ru/doc/1848926

[23] Ядерный ва-банк. Ерлан Идрисов, глава МИДКазахстана: "МАГАТЭ будет владельцем урана, хранящегося в казахстанскомбанке...". // Экспресс-К. 04.04.2013.

http://www.centrasia.ru/newsA.php?st=1365087960

[24] Кто же отказывается от... золота? ДиректорМеждународного центра ядерной безопасности Минатома РФ Рустам Исламовкомментирует инициативу Нурсултана Назарбаева создать банк ядерного топлива //Республика. Деловое обозрение. № 14 (149). 17.04.2009.

http://www.respublika-kz.info/news/business/3298/

[25] Власов, Алексей Викторович. Материал изВикипедии.

http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%92%D0%BB%D0%B0%D1%81%D0%BE%D0%B2,_%D0%90%D0%BB%D0%B5%D0%BA%D1%81%D0%B5%D0%B9_%D0%92%D0%B8%D0%BA%D1%82%D0%BE%D1%80%D0%BE%D0%B2%D0%B8%D1%87

[26] Круглый стол 6 сентября в 12.00 в пресс-центре"Парламентской газеты": "Сирийский кризис: развитиесобытий" // Парламентская газета. 09.09.2013.

http://www.pnp.ru/video/detail/35861

[27] Ильдар Сафаргалеев: "…Остановить этобезумие" (К ситуации вокруг Сирии) // Институт стран СНГ. 13.09.2013.

http://www.materik.ru/rubric/detail.php?ID=16932

[28] Каримов Р.А. Религиозные организации экстремистскоготолка в Пакистане // Профи. 2001. № 1-2. С. 38-47.

http://conjuncture.ru/pakistan_01-02-2001/

[29] Стратегическое планирование в США: военная мощь,прорывные технологии и доллар. Аналитический доклад. Александр Собянин, МаратШибутов. // ИА REGNUM. 25.05.2012.

http://conjuncture.ru/planning_2012/

 


Теги: 

Текст сообщения*
Загрузить файл или картинкуПеретащить с помощью Drag'n'drop
Перетащите файлы
Ничего не найдено
Отправить Отменить
Защита от автоматических сообщений
Загрузить изображение