Украина: Ассоциация с ЕС или Таможенный союз?
Дата:
Автор: ИАЦ МГУ
Автор: ИАЦ МГУ
Похоже, что соглашение об ассоциации с ЕС – это уже почти решенный вопрос в Украине и ЕС. Со стороны России мы видим попытки затянуть Украину в свой аналог это организации – Таможенный союз. В данной статье приведен сравнительный анализ выгод от присоединения к одному из двух геополитических образований.
Марьян Заблоцкий
Украина: Ассоциация с ЕС или Таможенный союз?
Похоже, что соглашение об
ассоциации с ЕС – это уже почти решенный вопрос в Украине и ЕС. Со
стороны России мы видим попытки затянуть Украину в свой аналог
это
организации – Таможенный союз. В данной статье приведен сравнительный
анализ выгод от присоединения к одному из двух геополитических
образований.
Зона свободной торговли
В рамках соглашения об ассоциации ЕС отменит ряд импортных пошлин,
которые сейчас действуют при экспорте украинских товаров в Европу.
Украина, со своей стороны, сделает то же самое для европейских товаров.
Для украинских производителей это означает большие перспективы экспорта,
но также и большую конкуренцию на внутреннем рынке. Больше всего в
выигрыше будет украинский потребитель, ведь он может ожидать товары
лучшего качества за меньшую цену.
ЕС импортирует в семь раз больше товаров, чем страны Таможенного союза.
Заработная плата в ЕС в три с половиной раза выше. Поэтому потенциально
выгода от свободной торговли с ЕС больше, чем от аналогичных
договоренностей с Таможенным союзом. Однако и
украинским предприятиям
придется постараться гораздо больше, чтобы завоевать место на
европейском рынке.
В действительности странам Таможенного союза ничего не мешает проводить с
Украиной более открытую торговую политику в рамках двусторонних
отношений или в рамках зоны свободной торговли стран СНГ, к которой
Украина присоединилась в июле 2012 года.
Принципиальным для России является вопрос политического альянса Украины.
Ведь кроме пошлин страны договариваются о партнерстве и изменениях в
законодательстве в целом ряде экономических, технических и социальных
вопросов.
Государственные закупки и борьба с коррупцией
Больше всего выгоды украинцы могут получить от обязательств Украины
перед ЕС бороться с коррупцией. Частью соглашения с ЕС является целое
отдельное приложение на 37 страниц, регламентирующее реформы в сфере
государственных закупок.
Согласно «Графику институциональных реформ, адаптации законодательства и
предоставления доступа к рынку» Украина обязана предоставить
европейским компаниям равноправный доступ к государственным закупкам и
любым другим заказам за бюджетные средства и принять рекомендации двух
директив ЕС ( N2004/18/ЕС и N89/665/ЕЕС ). Согласно директивам,
государственные тендеры должны базироваться на принципах «равноправия,
прозрачности и отсутствия дискриминации».
На протяжении восьми лет Украина обязана постепенно создать прозрачные
условия участия в тендерах, например, на закупку лекарств, строительство
дорог и других товаров и услуг, которые
традиционно сопровождаются в
стране значительным уровнем коррупции.
Кроме этого, статьей 22 Соглашения предусматривается, что ЕС и Украина
договариваются о совместной борьбе в области контрабанды товаров,
экономических преступлений, включая избежание налогообложения,
коррупцией как в частном, так и государственном секторе. Вряд ли
соглашение об ассоциации полностью искоренит коррупцию в Украине, однако
подписание этого документа создаст условия для ее существенного
уменьшения.
В рамках интеграции с Таможенным союзом пока не предусматривается
введение улучшенных стандартов государственных закупок, и вряд ли это
имеет практический смысл. Россия и Украина – это чуть ли не чемпионы
мира по разворовыванию бюджетных средств. Что может Украина выиграть от
допущения российских компаний к строительству украинских дорог? Деньги
от такого сотрудничества бюджет вряд ли сэкономит.
Технические регламенты и государственные стандарты
В рамках соглашения с ЕС Украина обязуется приблизить свои технические
регламенты к европейским. Технические регламенты – это
нормативно-правовые акты, в которых определены характеристики продукции и
связанные с ней процессы, а также требования к услугам, соблюдение
которых является обязательным. Регламенты охватывают практически все
виды товаров и услуг и направлены на качество и безопасность продукции
для потребителей. Например, в Украине действуют «Технический регламент
безопасности машин», «Технический регламент безопасности игрушек»,
«Технический регламент моющих средств».
Европейские товары зарекомендовали себя во всем мире как преимущественно
качественные и безопасные. Обязательное использование европейских
стандартов при производстве украинских товаров безусловно означает их
лучшее качество и безопасность, а также большую конкурентоспособность на
внешних рынках. Однако использование более прогрессивных технологий
производства потребует значительных капиталовложений от украинских
предприятий, что является все же необходимым шагом для развития
экономики.
Если говорить о технических регламентах и государственных стандартах
Украины и стран Таможенного союза, то значительная часть их и так
базируется на советских ГОСТах. Объективно в России и Украине
практически нет государственных стандартов, которые нужно приводить к
общему знаменателю.
Энергетика
Соглашение с ЕС также предусматривает, что «цены на поставку газа и
электроэнергию для промышленных предприятий должны определяться только
спросом и предложением». Соглашением предусматривается «развитие
конкурентных, прозрачных и недискриминационных энергетических рынков,
сближение с правилами и стандартами ЕС через нормативно-правовые
реформы». Это означает открытие рынка энергетики для конкуренции и,
наиболее вероятно, более низкие цены на энергию для промышленных
предприятий. На сегодняшний день цены на электроэнергию жестко
регулируются НКРЭ и предоставляют преференции крупным промышленным
предприятиям (так называемая первая категория потребителей).
Согласно положениям соглашения, каждая страна имеет право самостоятельно
определять территории для добычи энергетических ресурсов. Однако
Украина обязана обеспечить равноправное отношение к европейским и
украинским компаниям в случае передачи территории под добычу
энергетических ископаемых. Это означает меньший уровень коррупции при
распределении лицензий и разрешений на добычу углеводородов.
Соглашение с ЕС также предусматривает, что «стороны стремятся
взаимодействовать в сфере использования газотранспортной системы и
газохранилищ и проводить консультации друг с другом относительно
развития инфраструктуры». Кроме этого, предусмотрена «модернизация и
расширение существующих объектов энергетической инфраструктуры».
Безусловно, Украина и Россия могли бы много получить от энергетического
сотрудничества. Однако позиция России неизменно заключается в контроле
над украинской газотранспортной системой и допуском «Газпрома» на
внутренний рынок поставки газа. Если в соглашении с ЕС идет речь о
свободной конкуренции на энергетическом рынке и европейских инвестициях в
сектор, то с Россией речь идет о более низких ценах на газ в обмен на
российскую монополию на рынке.
Механизм принятия решений в рамках Таможенного Союза и Соглашения об ассоциации
Таможенный союз в рамках Евразийского экономического сообщества
предусматривает действие двух наднациональных органов: Комиссия
Таможенного союза (КТС) и Евразийская экономическая комиссия (ЕЭК). Обе
комиссии получают широкие полномочия в регулировании внутренней и
внешнеэкономической политики стран.
В области таможенной политики, которая определяется Комиссией
Таможенного союза, голоса распределены таким образом, что без России
принять решение невозможно, а вот без одной из других стран-участниц –
да.
Решения ЕЭК принимаются «консенсусом», однако определение «консенсуса»
договор о создании Евразийского экономического сообщества не дает.
Юристы-международники шутят, что в мире не существует консенсуса по
поводу того, что такое консенсус. Не вдаваясь в прецеденты и эту
дискуссию, одно можно сказать точно – принятие решения консенсусом с
юридической точки зрения не обязательно требует согласия всех сторон.
ЕЭК в рамках своих полномочий о «предоставлении исключительных прав на
экспорт отдельных видов товаров», может, к примеру, заставить Украину
прекратить покупать газ у любых других поставщиков, кроме России. Очень
широкой трактовка обладают полномочия ЕЭК относительно «утверждения
основных ориентиров макроэкономической политики» и «утверждения перечня
нормативных актов стран в области конкурентной политики». Под такие
формулировки можно заложить почти что угодно, и фактически осуществлять
руководство экономической политикой страны.
В отличие от договоров в рамках Таможенного союза, соглашение об
ассоциации с ЕС не предполагает создания одного наднационального органа.
В рамках соглашения с ЕС будут действовать так называемый Совет
ассоциации, Комитет ассоциации и третейская группа. Совет ассоциации
осуществляет контроль и мониторинг выполнения соглашения. Комитет
ассоциации через 5 лет после начала действия соглашения предлагает
изменения относительно возможного ускорения отмены пошлин. Третейская
группа решает споры, связанные с интерпретацией положений соглашения, и
их выполнением.
Решение Совета и Комитета могут быть приняты только с согласия Украины и
ЕС. То есть, в отличие от размытого понятия «консенсуса» в механизме
принятия решения в рамках Евразийского экономического сообщества,
соглашение с ЕС четко предусматривает необходимость обязательного
согласия Украины и ЕС для всех принятых решений. В рамках соглашения об
ассоциации ни ЕС, ни Украина не могут навязать друг другу свою позицию.
Председательство в Совете и Комитете осуществляется поочередно
представителем Украины и ЕС.
Решение споров, связанных с трактовкой положений соглашения в рамках
третейской группы, также построено демократично. Третейская группа
состоит из 15 человек, по 5 от Украины и ЕС. Дополнительно по взаимному
согласию назначается еще 5 человек, не являющихся гражданами Украины или
ЕС.
Как видим, соглашение об ассоциации с ЕС, в отличие от соглашения с
Таможенным союзом, предусматривает равноправные отношения, где ни одна
сторона не имеет возможности навязывать свою волю.
Политическая поддержка внутри страны и последующие шаги к подписанию
Обязательства, которые берет на себя Украина в рамках Соглашения об
ассоциации с ЕС, требуют значительных изменений в законодательстве, для
чего нужна поддержка большинства депутатов Верховной Рады. Коммунисты
уже заявили о своей резкой оппозиции к соглашению с ЕС, поэтому Партии
регионов, наиболее вероятно, придется рассчитывать на поддержку
оппозиционных сил. Для эффективного и своевременного принятия
необходимых законов нужна координация действий парламентских фракций.
Однако координация действий для принятия необходимых законов может
оказаться проблемной, если верить заявлениям отдельных лидеров
оппозиционных сил. В частности, в августе мы услышали, что Олег Тягнибок
считает, что компромисс с властью ради евроинтеграции невозможен. Такая
позиция откровенно удивляет, особенно учитывая реальную возможность
самого страшного кошмара для сторонников свободы – создания
наднационального органа под контролем России. Даже Юрий Луценко, который
успел при действующей власти отсидеть в тюрьме, заявил, что Украина
должна двигаться в сторону Запада и скоординировать свои
внешнеэкономические действия и заявления с властью.
По моему мнению, политики перед лицом внешней угрозы должны отбросить
все противоречия и амбиции и действовать совместно для защиты украинских
интересов, то есть наших интересов. Выбор между Таможенным союзом и ЕС –
это неудачное поле для очередного проявления ненависти. В большой
неприязни к власти со стороны оппозиции люди уже и так не раз могли
убедиться по ярким случаям блокированиям работы парламента, а до 2015
года будет много возможностей и поводов повторять подобные шоу. Сейчас
Украине нужна консолидированная позиция как можно большего количества
парламентских фракций, чтобы у ЕС не было сомнений относительно
серьезности намерений Украины, а у России не осталось надежды все-таки
установить над страной контроль.
источник: ИноСМИ.Ru
Поделиться: