Россия, Москва

info@ia-centr.ru

Что даст Кашаган России и Азербайджану? – эксперты

16.09.2013

Автор:

Теги:


И Россия, и Азербайджан - соседи Казахстана по Каспийскому региону - смогут получить свою выгоду от добычи нефти на казахстанском месторождении "Кашаган", несмотря на то, что ни та, ни другая страна не входит в международный консорциум, разрабатывающий этот источник нефти игаза, - рассказали "Вестнику Кавказа" российский и азербайджанский нефтяные эксперты Вячеслав Кулагин и Сеймур Алиев.

"Россия получит свои выгоды от Кашагана, потому что рассматриваются разные проекты, конечно, поставки нефти могут пойти через территорию РФ,особенно если учитывать, что отношения между странами достаточно дружеские: и Таможенный союз вместе создали, и в принципе линия у Казахстана идёт на сотрудничество с Россией. Но я думаю, что, скорее всего, если эти поставки будут осуществляться, то есть на "Транснефть" идальше на Каспийский трубопроводный консорциум, на Новороссийский порт,и дальше экспорт, допустим, через терминалы, то это будет только один из возможных маршрутов", - пояснил Кулагин.

"Конечно, здесь будет прорабатываться китайское направление, тем более, что уже есть нефтепровод Казахстан-Китай, и мы знаем, какую активность китайцы проявляют в Средней Азии, то есть тут заинтересованность действительно очень серьёзная. Помимо газовых поставок из региона (недавно мы слышали об очередном подписании договорана расширение этих поставок) действительно можно увеличить и импорт нефти из Казахстана. Будут, естественно, обсуждаться различные схемы железнодорожных поставок. Это то, что в последние годы осуществлялось, втом числе, с участием наших компаний, когда рассматривались поставки в Азию по железной дороге", - перечислил варианты российский эксперт.

"То есть тут будет набор проектов, среди которых и российские, а вот вкаком соотношении, в какой доле - это будет зависеть от переговоров и от позиции стран по этому вопросу. Где-то будет играть и политический фактор, не только экономический", - отметил в завершение беседы ВячеславКулагин.

Глава русской редакции агентства "Тренд" Сеймур Алиев рассказал об азербайджанских интересах в Кашагане. "Некоторые акционеры Кашагана являются акционерами Баку-Тбилиси-Джейхан, трубопровода, который проходит через территорию Азербайджана и выходит в Средиземное море. В последнее время, особенно с учётом последних соглашений между "Роснефтью" и SOCAR, актуальность этого трубопровода значительно возросла. Если раньше по нему транспортировалась азербайджанская и туркменская нефть, а ещё раньше и казахстанская тоже - то есть казахи уже имеют опыт транспортировки по этому трубопроводу и знают экономику проекта - то в принципе вопрос транспортировки кашаганской нефти по Баку-Тбилиси-Джейхан сейчас рассматривается. Возможно, что это будет не так быстро и не так сразу, но в будущем это не исключено и при наращивании объёмов вполне возможно", - рассказал эксперт.

"Кроме того, рассматривался вопрос создания казахстанско-каспийской системы транспортировки нефти. Именно этот проект, в принципе, и предполагает транспортировку нефти по Каспию до Баку и дальше по Баку-Тбилиси-Джейхан или же по грузинской железной дороге в порты или жедаже рассматривался вопрос строительства, создания нового трубопровода из Баку на Чёрное море. Потому что интересы Казахстана на Чёрном море достаточно большие, и там даже есть выход в Румынию, у страны есть мощности в Румынии, которые она могла бы загружать таким образом", - напомнил Алиев.

Эксперт обратил внимание на тот факт, что к тому времени, как поставки кашаганской нефти в Баку превысит объёмы, которые целесообразнотранспортировать танкерами, строительство транскаспийского трубопроводане будет казаться чем-то малореальным. "В принципе строительство трубопроводов на Каспии, тем более для транспортировки нефти и газа - это вопрос не сложный. Если я не ошибаюсь, в Азербайджане около 5 тыс кмподводных трубопроводов построено за всё время разработки. Кроме того, врамках проектов "Азери-Чираг-Гюнешли" и "Шахдениз" крупные трубопроводыпрокладывались совсем недавно, фактически на берег. То есть это достаточно несложный проект. Что касается вопросов правового статуса Каспия, то неоднократно заявлялось о том, что это прерогатива сторон, через территории, через воды которых проходит этот трубопровод. Что касается экологии, то я думаю, что при нынешних требованиях к экологии прокладка трубопровода проблем не создаст. Тем более что такого типа трубопроводы прокладываются в других регионах мира, допустим, в Северномморе, на Черном море, на Балтике, в достаточно более агрессивной среде,то есть в более сложных условиях и в более опасных с точки зрения экологии", - аргументировал свою точку зрения Сеймур Алиев.

Тем не менее, пока что очень рано говорить о соответствующих объёмах поставок нефти с Кашагана в Баку. "Я думаю, весь объём, который будет добываться сейчас и в ближайшем будущем, то есть когда уже начнётся промышленная разработка, он будет интегрирован под КТК. А в дальнейшем, впринципе, при превышении этих объёмов не исключено, что они смогут спокойно пройти по Азербайджану", - сообщил глава русской редакции агентства "Тренд".


Теги: 

Текст сообщения*
Загрузить файл или картинкуПеретащить с помощью Drag'n'drop
Перетащите файлы
Ничего не найдено
Отправить Отменить
Защита от автоматических сообщений
Загрузить изображение