Дискуссии о давлении Москвы на Ереван

Дата:
Автор: ИАЦ МГУ
В Армении продолжаются дискуссии по вопросу о выборе между Таможенным союзом (ТС) и соглашением об ассоциации в рамках программы Евросоюза "Восточное партнерство". Резонанс в политических и экспертных кругах получило недавнее выступление первого президента страны, лидера оппозиционной партии "Армянский национальный конгресс" (АНК) Левона Тер-Петросяна заседании правления партии. Подходы по вопросам внешней политики первого президента для "Вестника Кавказа" комментирует политтехнолог Арман Геворкян.
Дискуссии о давлении Москвы на Ереван
Левон Тер-Петросян призвал своих сторонников избегать антироссийской риторики
Сусанна Петросян, Ереван. Специально для "Вестника Кавказа"

В Армении продолжаются дискуссии по вопросу о выборе между Таможенным союзом (ТС) и соглашением об ассоциации в рамках программы Евросоюза "Восточное партнерство". Резонанс в политических и экспертных кругах получило недавнее выступление первого президента страны, лидера оппозиционной партии "Армянский национальный конгресс" (АНК) Левона Тер-Петросяна заседании правления партии. Подходы по вопросам внешней политики первого президента для "Вестника Кавказа" комментирует политтехнолог Арман Геворкян.- Левон Тер-Петросян призвал своих сторонников избегать антироссийской риторики в связи с ситуацией, сложившейся после решения официального Еревана о присоединении к ТС. Он выразил обеспокоенность, что государственная пропаганда может приклеить АНК ярлык русофобов, как раньше пыталась представить АНК противниками Запада. Это была единственная причина, по которой Тер-Петросян решил выступить 8 сентября?- Нет, конечно, потому в данном случае он выступил как руководитель партии. Это был мессидж его соратникам к проявлению сдержанности. По результатам его выступления в АНК будет выработана соответствующая политическая линия. Но в его речи есть и мессидж, адресованный внешним игрокам. В частности, когда он говорит о том, что в партии должны осознать, что "АНК не маргинальный, безответственный элемент, а альтернативная власти серьезная институциональная политическая сила, которая во внешнеполитических вопросах действует с осознанием государственной ответственности, действует так, как если бы была у власти".Во-первых, лидер АНК демонстрирует серьезность политической позиции АНК как силы, способной придерживаться сбалансированной линии между всеми внешними игроками, силы, которая не бросается из одной крайности в другую. Во-вторых, нынешнее руководство Армении из-за своей эклектичной внешней политики, является не самым надежным партнером.- Как вы оцениваете подходы Тер-Петросяна в сфере внешней политики?- Он исходит из того, что существует комплекс договоренностей между Арменией и Россией, которые Армения, как сторона, подписавшая важнейшие документы, обязана выполнять. Тер-Петросян, который в 1997 году подписалармяно-российский договор о дружбе, сотрудничестве и взаимопомощи, а также соглашение о статусе российской военной базы в Армении, выбрал стратегического партнера в лице России и этот выбор был одобрен армянским обществом. Причем во время голосования в парламенте по соглашению о российской базе против была именно нынешняя Республиканскаяпартия Армения, которая в 1998 году входила в правящую коалицию. А комлементраная политика была заложена именно при первом президенте. Комплементаризм предполагает, что ты имеешь главного партнера, то действия по продвижению на Запад или, предположим, к Китаю Армения должна согласовывать со своим главным партнером.Что произошло в случае с ТС? Серж Саргсян начал процесс с Евросоюзом без согласования сосвоим главным политическим партнером. Россия была изначально проигнорирована армянской стороной. Правда, сейчас так называемые "западники" кричат о том, что Россия оказала давление на Армению в вопросе выбора между ЕС и ТС. Однако они забывают об ошибках, допущенныхофициальным Ереваном.- Насколько объективны результаты соцопросов, проводимых в Армении, по поводу присоединения к ТС?- Более чем 10 лет все социологические опросы, которые проводились в Армении, были не корректными. Почему? Потому что заказчик, который выделяет средства на проведение опроса, фактически заказывает и результат. Но армянское общество совершенно не информировано об этих процессах. Общество не знает ни что такое ТС, ни что такое соглашение обассоциации с ЕС или что такое договор "О глубокой и всеобъемлющей зоне свободной торговли". Многие граждане Армении воспринимают все эти процессы на бытовом уровне, как возможность по-прежнему ездить свободно вРоссию и в Европу. Кроме того, не информировано экспертное и политическое сообщество: ни один из этих документов не был опубликован вАрмении. На Украине, например, все эти документы были опубликованы, всеимели возможность ознакомиться с ними.В силу неинформированности армянское общество не может дать ответ на вопрос о выборе между ТС и евроинтеграцией. Поэтому все опросы абсолютно не корректны, не говоря уже о нулевом уровне доверия к организациям, которые их проводят.- Какое воздействие возымеет выступление Тер-Петросяна?- Уже была негативная реакция тесно связанных с властью СМИ, экспертов и политологов. Здравомыслящая же часть общества, ознакомившисьс аргументами лидера АНК, задумается над государственной пропагандой, которая нацелена на критику позиции России и в первую очередь на то, чтоКремль оказал давление на власти Армении в вопросе вступления в ТС. Этоделается для того, чтобы скрыть собственные политические провалы. Аналогичную линию избрала и европейская политическая тусовка, которая обвиняет Россию в том, что та оказывает давление на своих соседей. Тем самым, европейцы также не хотят признать своих ошибок.- На недавней встрече с комиссаром ЕС по вопросам расширения иевропейской политики Штефаном Фюле глава МИД Армении Эдвард Налбандян подтвердил готовность Армении развивать тесное сотрудничество с ЕС насколько это возможно для ЕС и не будет противоречить членству Армении вТС…- Власти Армении не выполнили своих обещаний европейцам и теперь пытаются найти компромиссные варианты. На самом деле никто никогда не мешал проведению политических и экономических реформ в Армении. Однако внешние игроки предпочитают, чтобы в Армении было слабое и коррумпированное руководство. Вопрос борьбы с коррупцией и проведение реальных, а не декларативных реформ, дело армянского руководства, и это не зависит от того, что думают или говорят в Брюсселе, Москве или в МВФ.Если у руководства возникнет политическая воля к проведению реформ, то оно это сделает без чьей-либо указки. В качестве примера могу привести реформу по приватизации земли 1991 года, которая была успешно проведена без Москвы, без Брюсселя, без Всемирного банка и без МВФ. Другое дело, что после приватизации земли должна была последовать глубокая аграрная реформа, которая так и не была проведена.

Поделиться: