Россия, Москва

info@ia-centr.ru

Рейтинг государственников и антирейтинг «частников»

04.09.2013

Автор:

Теги:

Исследовательское агентство «Рейтинг.kz» продолжает публикацию рейтинговых показателей, отражающих восприятие 67 высокопоставленных представителей государственной элиты Казахстана на основе определенных оценочных критериев.

Данные показатели были получены путем проведения в июле-августе т.г. экспертного опроса 35 высококвалифицированных специалистов в области изучения политических и социально-экономических процессов в Казахстане. Для оценки соответствующих персон на основе предложенных критериев была использована 7-мибалльная система с ранжированием от «1» (наименьший) до«7» (наибольший) баллов. Результаты исследования обработаны при помощи универсальной статистической программы SPSS с применением дескриптивных статистик, путем вычисления средних баллов.

В рамках настоящего отчета представляются результаты оценок по критериям:

  • Ориентация в своей профессиональной деятельности на достижение государственных целей (рейтинг государственников);
  • Стремление в своей профессиональной деятельности к личному обогащению (антирейтинг государственников).

В Современном толковом словаре русского языка (автор Т.А. Ефремова) дается следующее определение понятия «государственник»: «приверженец сильной государственной власти и сохранения единого государства».

В условияхказахстанской действительности понятие «государственник» является несколько специфичным. Речь в основном идет о неформальной группе лиц, поддерживающих государственничество. Как правило, они являются приверженцами:

  • действующего государственного строя, Президента РК Нурсултана Назарбаева, его инициатив и политического курса в целом;
  • входят в команду Президента РК;
  • ставят интересы страны выше, чем свои личные;
  • придерживаются патриотических взглядов;
  • критически относятся к демократии и выступают за «сильную руку» в управлении государством;
  • поддерживают интеграцию, если она не идет в разрез с государственными интересами страны и не влечет утрату основ суверенитета;
  • отстаивают интересы страны на международной арене;
  • часто являются ярыми критиками либерализма.

При этом государственничество в условия Казахстана часто несовместимо с понятием народности. Сохранение основ государственного устройства ставится в приоритет относительно интересов широких слоев населения.

 

Служение государственным целям против стремления к личному обогащению

Согласно оценкам экспертов, по уровню ориентации в своей профессиональной деятельности на достижение государственных целей в первую десятку вошли следующие персоны:

  1. Марат Тажин, государственный секретарь (5,38)
  2. Алихан Байментов, председатель Агентства по делам государственной службы (5,21)
  3. Нуртай Абыкаев, председатель КНБ (5,2)
  4. Ерлан Идрисов, министр иностранных дел (5,03)
  5. Имангали Тасмагамбетов, аким Астаны (4,97)
  6. Серик Ахметов, премьер-министр (4,88)
  7. Карим Масимов,  руководитель Администрации Президента РК(4,86)
  8. Нурлан Нигматулин, спикер Мажилиса Парламента РК (4,76)
  9. Крымбек Кушербаев, аким Кызылординской области (4,63)
  10. Кайрат Лама Шариф, председатель Агентства по делам религий (4,59).

 

Среди данных персон вполне естественно преобладают верные соратники Главы государства,имеющие богатейший опыт работы на различных должностях в структуре исполнительной власти. В данную категорию не попадает только Кайрат ЛамаШариф, который имеет сравнительно малый опыт работы в высших эшелонах власти. Однако он уже успел проявить себя, в качестве ярого приверженца государственным интересам на своей текущей должности.

Правда, среди лидеров рейтинга также присутствуют фигуры, на разных этапах своейкарьеры, фигурировавшие в различного рода скандалах (Нуртай Абыкаев, Имангали Тасмагамбетов, Карим Масимов, Крымбек Кушербаев). Однако их подчас неоднозначная деятельность была в целом направлена на сохранение основ действующего строя. Это объясняет их лидерские позиции в числе государственников.

Лидерство Марата Тажинав рейтинге можно объяснить его неизменно главенствующей ролью в идеологической сфере. По некоторым данным, он является автором многих идеологических платформ, которые служат базисом государственной стабильности Казахстана. Среди них негласная программа межэтнического согласия, позиционирование Нурсултана Назарбаева в качестве главного инициатора интеграции на постсоветском пространстве и т.д. Сейчас основные усилия госсекретаря, судя по всему, направлены на важнейшую задачу по реабилитации информационного пространства Казахстана и снижения информационного влияния со стороны России.

Алихан Байменовявляется во многом уникальным для Казахстана политиком. Помимо проведения ключевых реформ в системе государственной службы он также сыграл значительную роль в дискредитации казахстанской оппозиции в период ее расцвета. Причем в процессе достижения соответствующей цели онв течение десяти лет находился вне системы государственной власти.

Нуртай Абыкаев,занявший третье место по результатам опроса, на данном этапе является самым преданным соратником Нурсултана Назарбаева. Появляющиеся время от времени слухи о его участии во всевозможных заговорах не находят своего подтверждения на практике. Благодаря его непосредственному участию было разрешено несколько политических кризисов. При этом в случае каких-либо неудач Абыкаев всегда отводил удар от Президента и брал его на себя.

Ерлан Идрисовявляется самым искушенным дипломатом в стране. На протяжении всей карьеры на него возлагались важнейшие внешнеполитические задачи, с которыми он неизменно удачно справлялся. Так что серьезные достижения намеждународном уровне, достигнутые страной за период независимости, являются заслугой Идрисова тоже.

Высокое место Имангали Тасмагамбетовапо результатам ранжирования во многом связано с успехами на так называемом хозяйственном поприще. Его верноподданнические заявления относительно преданности Президенту никогда не расходились с делом. Уникальность Тасмагамбетова заключается в том, что он является, пожалуй,единственным соратником Главы государства, который, несмотря на множество инцидентов и провалов, имеет широкую поддержку населения страны.

Шестое место в рейтинге государственников занял Серик Ахметов.Столь высокое место, по всей видимости, объясняется показным дистанцированием премьера от всевозможных групп влияния и ориентацией в своей деятельности на выполнение поручений Главы государства.  Наблюдаемая же деятельность правительства Ахметова хотя и идет в ущерб интересам широких слоев населения и проявляет в этой связи заметную антинародность, тем не менее обусловлена необходимостью достижения государственных целей.

Динамика карьерного роста Карима Масимовасвидетельствует об успешном выполнении им целей государственного характера. Несмотря на неоднозначный образ, он в целом справляется с выполнением стратегических установок, декларируемых Президентом страны. Кроме того, в его активе в целом успешное преодоление кризисных тенденций 2007-2009 гг.

Высокую динамику карьерного роста демонстрирует также Нурлан Нигматулин.За последние годы ему довелось занимать очень разные по своей сути должности. Вне зависимости от этого он всегда действует как выраженный государственник. При этом Нигматулин обладает необходимым стержнем, что особенно ярко проявляется на текущей должности спикера Мажилиса.

Крымбек Кушербаевявляется одним из тяжеловесов политической элиты Казахстана, чья деятельность изобилует взлетами и падениями. Однако, несмотря на неоднозначные события в его профессиональной деятельности, он остается в«ближнем круге» Президента. Как и Имангали Тасмагамбетов, Кушербаев является одним из немногих успешных хозяйственников. В отличие от многихэлитариев он не боится брать на себя сложные задачи. Текущая должность акима Кызылординской области прямое тому подтверждение.

Стоит отметить, что места во второй десятке государственников заняли также преимущественно политические тяжеловесы. Явное исключение составляет первый заместитель председателя НДП «Нур Отан» Бауыржан Байбек.Статус государственника он, по всей видимости, заслужил благодаря длительной работе в структуре Администрации Президента РК. Примечательно, что три из десяти позиций здесь занимают региональные акимы. В элитную двадцатку попала также Дарига Назарбаева, что можно объяснить ее родственными связями с Главой государства.

В последнюю тройку в рейтинге государственников вошли теперь уже экс-министр образования Бакытжан Жумагулов и министр сельского хозяйстваАсылжан Мамытбеков, что вполне отражает их позиции в антирейтинге.

Прямо противоположным стало ранжирование тех же самых персон по стремлению в своей профессиональной деятельности к личному обогащению. Лидерами данного антирейтинга, показатели  которого определяются со знаком «-», стали:

  1. Булат Утемуратов, специальный представитель Президента РК по вопросам сотрудничества с Кыргызской Республикой (-6,38).
  2. Тимур Кулибаев, председатель Казахстанской ассоциации организаций нефтегазового и энергетического комплекса «KAZENERGY» (-6,03).
  3. Аслана Мусин, председатель Счетного комитета по контролю за исполнением республиканского бюджета (-5,89).
  4. Имангали Тасмагамбетов, аким Астаны (-5,82).
  5. Ахметжан Есимов, аким Алматы (-5,81).
  6. Адильбек Джаксыбеков, министр обороны (-5,76).
  7. Ерболат Досаев, министр экономики и бюджетного планирования (-5,45).
  8. Нурлан Каппаров, министр охраны окружающей среды (-5,4).
  9. Бакытжан Жумагулов, экс-министр образования (-5,21).
  10. Асылжан Мамытбеков, министр сельского хозяйства (-5,13).

Как и в рейтинг государственников, в антирейтинг вошли серьезные политические фигуры по уровню не ниже министра на момент проведения опроса. Большинство из них прямо или опосредованно владеют капиталами, исчисляемыми, по некоторым оценкам, сотнями миллионов долларов США. При этом половина из них явно заработали основной свой капитал в период пребывания на государственной службе. Они не получали свое состояние по наследству и не имели опыта деятельности и активов в сфере бизнеса. В связи с этим получается, что соответствующие чиновники  фактически совмещали и, видимо, продолжают совмещать работу в той или иной структуре власти с заработком баснословных капиталов. Несмотря на то, что подобное совмещение весьма сомнительно с точки зрения закона.

Безусловнымлидером рейтинга, с чрезвычайно высоким баллом стал Болат Утемуратов. Сучетом официального владения капиталами общей совокупной стоимостью 2,2млрд. долларов США[1]это неудивительно. При этом основные его капиталы были нажиты в период работы в высших эшелонах власти. Лишь в последние три года он формально отстранился от системы власти, оставаясь при этом влиятельной фигурой в неформальной политической повестке.

Высокое место Тимура Кулибаеватакже стало вполне ожидаемым, учитывая его личный капитал, оцениваемый в1,3 млрд. долларов. При этом надо отметить, что он никогда не занимал постов в структуре исполнительной власти. Поэтому мог использовать свое положение для личного обогащения только опосредованно. Речь в данном случае идет в первую очередь о его родственных отношениях с Президентом РК. К тому же Кулибаев имеет большой опыт работы в квазигосударственных структурах (национальные компании, холдинги и т.п.). В то же время прямого злоупотребления им своим положением в них не наблюдалось.

Достаточно неожиданно высокое место в рейтинге занял Аслан Мусин.По некоторой информации, уже на начальном этапе своей карьеры он был лоббистом интересов олигархов из числа так называемой Евразийской группыв целом и Александра Машкевича, в частности. Это способствовало его продвижению по вертикали власти. Кроме того, судя по результатам прошлогодних разоблачений в западном регионе, Мусин имел определенное отношение к налаженной системе рейдерства и криминальных схем в этой части страны (см., например, А. Батырханов «Аслана Мусина называют «паханом» Младшего жуза и крестным отцом атырауской мафии», (http://insiderman.kz/?p=1089)). По всей видимости, это способствовало росту его капиталов, большая часть которых, по некоторым данным, сейчас выведена в страны дальнего зарубежья.

Акимы двух главных городов страны. Имангали Тасмагамбетов и Ахметжан Есимов,по иронии судьбы расположились в рейтинге по соседству. Их объединяет то, что основными держателями их капиталов являются зятья. Зять ИмангалиТасмагамбетова, Кенес Ракишев, чей капитал оценивается в 332 млн. долларов имеет разветвленный бизнес в следующих сферах: ГМК, нефтесервис, машиностроение, страхование, финансы, IT. В свою очередь, зять Ахметжана Есимова, Галымжан Есенов, начал наживать свои основные капиталы сравнительно недавно. В марте текущего года он купил «АТФ банк», который входит в число крупнейших БВУ страны. Сумма сделки оценивается примерно в 400 млн. долларов. Следует при этом отметить, чтодинамика роста капиталов зятьев акимов прямо пропорциональна динамике карьерного роста Тасмагамбетова и Есимова.

Высокое место в антирейтинге Адильбека Джаксыбекова,по всей видимости, объясняется общей суммой капиталов, записанных на его ближайших родственников. Главный актив семьи министра обороны – корпорация «Цесна», которую в прошлом (в 1988-1995 гг.) он возглавлял лично. Из активов семьи Джаксыбековых наиболее динамично в последние годы развивается «Цеснабанк». Стоит отметить, что с 1995 года Адильбек Джаксыбеков непрерывно работает в различных органах власти.

Соседние места в антирейтинге заняли Ерболат Досаев и Нурлан Каппаров,которые являются не только коллегами по правительству, но и деловыми партнерами во время работы в бизнесе. Их коммерческие интересы сосредоточены в сфере добычи нефти и финансов. Опыт работы на государственной службе  у Досаева существенно богаче, чем у Каппарова. Соответственно он имел больше возможностей для использования своего профессионального положения в личных целях. Это и обуславливает его более высокую позицию в антирейтинге.

В сравнении с остальными лидерами рейтинга капитал двух чиновников замыкающих первую десятку — Бакытжана Жумагулова и Асылжана Мамытбековапредставляется сравнительно скромным. Их высокое положение в антирейтинге можно объяснить высокой коррупциогенностью вверенных им сфер. Так, в прошлом году, по оценкам Республиканского общественного совета по борьбе с коррупцией при НДП «Нур Отан, Минсельхоз занял второеместо по уровню коррупции среди других госорганов. В определенной степени этому способствует непрозрачная деятельность подведомственного ему холдинга «КазАгро» при большом объеме ежегодно выделяемых последнемубюджетных средств. Уровень же коррупции в сфере образования вообще не поддается какому-либо измерению. При этом не исключено, что именно стремление к личному обогащению стало причиной провальной работы соответствующих министерств. А в случае с МОН – освобождением Жумагуловаот занимаемой должности, что, кстати, носило явно демонстративный характер, учитывая принятие Главой государства данного решения в начале учебного года.

Вовторую десятку антирейтинга также вошли ряд примечательных политическихфигур. Большинство из них в течение длительного времени занимает высокие посты в структуре исполнительной власти. Явным исключением является Дарига Назарбаева, которая никогда не работала в  правительственных структурах. Возможности для личного обогащения она, как и Тимур Кулибаев, имеет за счет опосредованного отношения к системе власти.

Общие итоги и выводы

Результатыэкспертного опроса свидетельствуют о низкой ориентации представителей государственной элиты на общенациональные цели и задачи. Это подтверждает тот факт, что средние оценки по антирейтингу «частников» (то есть, чиновников, ориентированных на свои частные интересы) существенно выше, чем по рейтингу государственников. В последнем случае,в частности, только 4 персоны вышли на уровень выше среднего (от 5 баллов) против 14 в антирейтинге.

Таким образом, большинство рассмотренных представителей государственной элиты главным образом ориентированы в процессе своей профессиональной деятельности на личное обогащение, а не государственные цели. Данное обстоятельство свидетельствует о распространенной практике использованиявласти в качестве инструмента обеспечения личного благосостояния. В свою очередь, это провоцирует многочисленные проблемы, в том числе снижает качество государственного управления и подрывает доверие к государственной власти.

Если в числе лидеров рейтинга государственников фигурируют политические фигуры разного масштаба, то первую шестерку антирейтинга «частников» составляютисключительно политические тяжеловесы. При этом их обогащению в большеймере способствует не занимаемая должность, а неформальный статус в политической элите страны, а также исходная мотивированность на преумножение капитала.

В этих условиях система государственной власти и управления Казахстана фактически вынуждена функционировать на основе поддержания баланса междугосударственниками и «частниками». В качестве антиподов, к примеру, можно назвать Нуртая Абыкаева и Булата Утемуратова. Оба политика всегда обладали колоссальными административными ресурсами. Однако первый, в отличие от второго, не преобразовывал их так масштабно в материальные дивиденды.


[1] Здесь и далее используются данные рейтинга журнала «Форбс» http://forbes.kz/ranking/50_bogateyshih_lyudey_kazahstana_-_2013
Просмотров (248)

Теги: 

Текст сообщения*
Загрузить файл или картинкуПеретащить с помощью Drag'n'drop
Перетащите файлы
Ничего не найдено
Отправить Отменить
Защита от автоматических сообщений
Загрузить изображение