ИСТОРИКО-ПРАВОВЫЕ ВОПРОСЫ РАЗВИТИЯ ИНСТИТУТА МАХАЛЛИ..Ч.2

Дата:
Автор: ИАЦ МГУ
После введения системы выборов на уровне самоуправления царской Россией в Туркестанском крае, постановления сходов и съездов, с точки зрения их целесообразности должны были получить самостоятельную силу, но чиновники колониальной администрации империи «ввиду некультурности народных масс» проведение этого принципа на практике сочли преждевременным
ИСТОРИКО-ПРАВОВЫЕ ВОПРОСЫ РАЗВИТИЯ ИНСТИТУТА МАХАЛЛИ..Ч.2
 ИСТОРИКО-ПРАВОВЫЕ ВОПРОСЫ РАЗВИТИЯ ИНСТИТУТА МАХАЛЛИ
Гульчехра Маликова доктор юридических наук
В последствии русское население будет часто возмущаться по поводу того, что у мирабов и арык-аксакалов отсутствуют соответствующие знания в вопросах «инженериигидравлических установок» (необходимость привлечения западных специалистов), икак можно руководствоваться обычным правом в вопросах водопользования[3]. Ноправительство не поддерживало данную идею, и считало, что не может сделатьотступление от сложившегося векового порядка[4].Туркестан не ощущал надобности в замене имеющихся специалистов, правительствоподдерживало и охраняло то, что застало при завоевании края.  И «откуда возьмут столькоинженеров-гидравликов, когда их на целую Россию поныне не насчитывается идесяти лиц»[5].Дляуспешного исполнения вышеуказанных обязанностей необходимо было  иметь достаточное образование,административный опыт, знакомство с местными наречиями и бытом местногонаселения. Таковые знания отсутствовали у большинства представителейколониальной администрации. «У нас в последнее время усиленнопропагандируется тот взгляд, что для замещения различных административныхдолжностей в крае, прежде всего и необходимее всего знание местного наречия и высказываетсясожаление, что таких лиц очень недостаточно. Не отрицая важности этих знаний, япозволю себе всё-таки отметить некоторую утрировку и преувеличение в этом.Недостаток знаний местных наречий ещё и можно пополнить, пользуясь услугамихорошего переводчика. А чем возможно пополнить недостаток образования,административной опытности и служебного такта ответственных лиц»[6]. Помнению российских чиновников, местное население прекрасно справлялось со своимиобязанностями. Что касалось вопросов руководства обычным правом, то некоторыепредставители русского главенства считали что, «каждому русскому чиновникувоенно-народного управления в Туркестанском крае, желающему ознакомиться сосновами мусульманского законоведывания, необходимо иметь в виду, прежде всего,что понятия и принципы современной европейской науки «о праве» неприложимы кмусульманской системе законоведывания …И потому непосредственное знакомство сшариатом, русским, особенно на мусульманских окраинах, безусловно необходимо»[7].Позднее,высочайшим указом 1904 года принимается принцип невмешательства русской властив духовную жизнь местного населения.Н.Остроумов,апеллируя Гамильтоном пишет: «для долговечности чужеземного владения и дляоправдания такого владения необходимо обращать строгое внимание на удобство ивыгоды не только управляющих, но и управляемых. А для достижения этой целиничто не может быть признано настолько действительным, как сохранениеуправляемым народом издревле установившихся обычаев их, как гражданских, так ирелигиозных и отправление охранение функций всех их институтов»[8].Такимобразом, махалля, как и всякий живой организм боролась за своё выживание ипотому чутко реагировала на характер окружающей жизни. Имея глубокие корни вистории, организуя и направляя течение повседневной жизни народа, махалляпородила стройную этическую систему, основанную на правилах взаимопомощи,гостеприимства и уважения к старшим, равенство всех членов общины. Во многихвопросах махалля задавала тон. Поэтому ни царской России, ни советской властиона оказалась не по зубам. В период советской властимахалля формируется в плане идеологической машины. Примером того, служат«красные чайханы», сыгравшие огромную роль в культурно-просветительской,воспитательной и пропагандистской работах. Многие идеи в устройстве новой жизнипроводились и внедрялись в сознании людей в «красных чайханах». Именно в такихмахаллинских чайханах начинало говорить радио, читались газеты, вывешивалисьбоевые плакаты и призывные лозунги[9].Махалля становилась, таким образом, ареной серьёзных идеологических боев.В советский период махалля былавтиснута в жесткие рамки административной системы. 17 апреля 1932 годапринимается Положение «О махаллинских (квартальных) комитетах в городахУзбекской ССР»[10],которое подчиняет махаллю к горсоветам и райсоветам, а также  контролирует правильность постановки ихработы. Согласно положению, члены махаллинских комитетов за свой труд никакоговознаграждения не получали (хотя труд аксакала во все времена оценивалсядостойно), и выполняли возложенные на них обязанности в порядке общественнойнагрузки. Избирались махаллинские комитеты сроком на один год. В 1961 году 30 августапринимается Положение «О махаллинских (квартальных) комитетах в городах,посёлках, селах и аулах Узбекской ССР»[11],которое запрещает махаллинским комитетам заниматься финансово-хозяйственнойдеятельностью (организация и эксплуатация столовых, красных-чайхан,парикмахерских и др.), принимать участие в совершении сделок купли-продажи,аренды, предоставлении и сдачи в наем квартир, а также производить какие-либоденежные сборы с населения. Махаллинским комитетам запрещалось издавать приказыи распоряжения. Всю свою работу махаллинскиекомитеты проводят по плану, который составляется ежеквартально на основе задач,выдвигаемых исполкомом соответствующего Совета депутатов трудящихся.4 июля 1983 года утверждаетсяПоложение «О махаллинских (квартальных) комитетах в городах, посёлках икишлаках Узбекской ССР»[12],согласно которого, срок полномочий махаллинских комитетов составлял 2,5 года. Востальных ключевых вопросах махаллинское управление руководствовалосьустановками местной партийной организации. Послеобретения независимости, Узбекистан, следуя принципам поэтапного развитиядемократии, в целях предоставления больших возможностей для участияобщественности в самоуправлении, фактически легализовал исторически сложившуюсяформу управленческого органа в виде схода граждан. Сегодня махалли по Узбекистану насчитываетсясвыше девяти тысяч. Согласно 105 статьи Конституции Республики Узбекистан «органамисамоуправления в поселках, кишлаках и аулах, а также в махаллях городов,поселков, кишлаков и аулов являются сходы граждан, избирающие на 2,5 годапредседателя Схода граждан (аксакала) и его советников». Махалля являетсятерриториальной единицей, где формируется институт самоуправления граждан. В1993 году принят  Закон, регулирующийдеятельность органов самоуправления граждан, в 2013 году он принимается в новойредакции. Законодательно закрепляются вопросы самостоятельного распоряжениямахаллинской собственностью и финансовыми средствами, сход граждан пользуетсяправами юридического лица, решения принимаемые сходом граждан являютсяобязательными для исполнения на соответствующей территории, сход граждан имеетправо осуществлять общественный контроль по реализации государственных законови деятельности местных органов власти, которые непосредственным образомкасаются конкретной махалли, содействует развитию предпринимательскойдеятельности, является активным участником процесса децентрализации. В2004 году принимается отдельный отраслевой Закон, устанавливающий порядоквыборов аксакала (председателя) схода граждан и егосоветников. В 2013 году, он также, принимается в новой редакции. Законодательболее детально закрепляет принципы проведения выборов в сход граждан, а такжеостальные организационно-правовые вопросы избирательного процесса. Длягосударства махалля  важна, прежде всего,как властная структура, находящаяся в непосредственном контакте с населением. Всистеме социальной власти, именно она ближе всего находится к населению, лучшечувствует настроение, интересы и чаяния людей. Именно в махаллях происходитнаиболее тесное взаимодействие институтов государственного управления инаселения. Они замыкают управленческую цепочку, исполняя роль основногоисточника информации, как для населения, так и для органов государственнойвласти. Махаллясегодня является для государства ценным социальным партнёром в осуществлениицелей общей пользы, поскольку обладает высокой гибкостью в нахождении решений социальных проблемгосударственной важности. А также обладает высокой эффективностью в нахождениинуждающихся в социальных услугах, предоставить которые обязано государство. В этот довольно не легкий период оттого, насколько синхронно, совместно, солидарно будет действовать государство,с одной стороны, и махалля, с другой стороны, зависит наш успех.  Вопросы развития институтамахалли сегодня являются актуальными не только в нашем государстве. Например, всоседнем Таджикистане также существует традиционная форма территориальногоустройства в виде махалли. Но разговоры о наделении махалли статусомтерриториального общественного самоуправления таджикскими учеными тольконачинаются[13]. Нов одном наши мнения с таджикскими учеными сходятся, «махалля сохранила  вне зависимости от существовавших в ней форморганизации государственной власти свою традиционность»[14]. Что представляет собой махалля, в чём ее суть,чем она отличается от остальных институтов самоуправления зарубежных стран?Этот вопрос интересовал очень многих специалистов, в том числе и иностранных. Вцелях изучения этого института поток экспертов хлынул (если можно таквыразиться!) в Узбекистан. Среди международных экспертов были специалисты,хорошо знающие своё дело, но и крайне слабые, приехавшие по протекции. И,конечно же, подход к исследуемой тематике тоже был соответствующим. Так,  международная неправительственная организацияСША по защите прав человека «Хьюман Райтс Вотч» опубликовала свой доклад«Узбекистан: от дома к дому. Произвол махаллинских комитетов». В докладе,наблюдалось стремление сократить возможность взаимосвязи махалли с нашиминациональными ценностями.Некоторыечлены этой организации придя в нашу страну объявили о том, что в махалляхнарушаются права женщин, потому что при семейных ссорах они не подают тут жезаявления в суд, а обращаются за помощью в махаллю. И, в свою очередь, махаллютоже пытались выставить в неприглядном свете, как один из органов власти,оказывающий давление на население. Еслисерьезно призадуматься, то можно обнаружить истинную цель такого роданеуместных заявлений, где лежит нежелание понимания национального быта имировоззрения под попыткой измерения всего происходящего западными мерками. Нидля кого не секрет, что в нашем народе очень сильны такие понятия и устои, как:достоинство, благоразумие, застенчивость, воздержанность. Именно они непозволяют нашим женщинам при первой же семейной ссоре бежать с заявлением в суди правоохранительные органы. Этому сопутствуют понятия, как«национальный характер», «менталитет народа». Для жителя махалли в традиционномобществе основным законом этики является соответствие  нормам принятого поведения. Нравится это комуто, или нет, но таковы наши традиции. Махалля – вмонтирована в национальнуюузбекскуюповседневность.   Абу Райхан Беруни всвоем произведении “Индия”, наряду с ценными научными исследованиями в областиистории, географии, этнографии данной страны, высказывает очень мудрую мысль:“при оценке традиций и обычаев другого народа никто не имеет права говорить отом нравится это ему или не нравится. Ибо они испытаны многолетним опытом икрепко взаимосвязаны с бытом, образом жизни и мировоззрением того или иногонарода”. Помнению известного узбекского писателя Фитрата, “чтобы истребить одну нациюпрежде всего, будет достаточно разрушить национальную и религиозную её ценности”[15].В своё время Мессел отметил,что «традиционные культуры противостояли всем преобразующим воздействиям«модернизации». Те «старые сообщества», основанные на родстве, обычае и вере,выжили, даже когда традиционное управление в них было устранено, религияофициально подорвана, а социальное окружение основательно изменено»[16].Поэтому в своё время либеральная общественная мысль Запада и марксизм сошлись впризнании: оба они совершили одну и ту же ошибку –недооценили политическую силу национального фактора[17].Президент Республики УзбекистанИслам Каримов был прав, когда писал о необходимости возрождения чувствасобственного достоинства нашей нации, о том, что нельзя смотреть на мир чужимиглазами и жить по чужим меркам. Современныйопыт, политическая жизнь, а также нынешнее состояние махалли толькоподтверждают правильность и глубину данной мысли.Год за годом меняютсяназвания государственных  программ, нотем самым, нисколько не слабеет, а только лишь усиливается отношениегосударства к  махалле.  Каким бы «национальным брендом»[18] онани являлась махалля всегда была, есть и будет в центре общего внимания, ибоявляется непосредственным участником процессов реформирования общественного игосударственного строя Республики Узбекистан[1]К вопросу о реформе управления Туркестанским краем. //Туркестанские ведомости.1февраля, 1909.[2]Н.Лыкошин.О туземной литературе//Туркестанские ведомости. 7 декабря, 1900.[3]Н.Дингельштедъ. Пользование водою по обычаю.//Туркестанские ведомости. 28апреля, 1887.[4] См.:тамже.[5]Н.Дингельштедъ. Пользование водою по обычаю.//Туркестанские ведомости. 28апреля, 1887.[6]С.Граменицкий.Открытый вопрос.// Туркестанские ведомости. 16 января, 1909.[7]Н.Остроумов.Мусульманское законоведывание.// Туркестанские ведомости. 6 февраля, 1909.[8]Н.Остроумов.Мусульманское законоведывание. // Туркестанские ведомости. 6 февраля, 1909.[9]С.Брынских.Махалля: Заметки писателя. 1988.[10]Положение “О махаллинских (квартальных) комитетах в городах Узбекской ССР” //Собрание узаконений и распоряжений рабоче-дехканского правительства УзбекскойСоветской Социалистической Республики. 1932. № 17. ст.113. 17 апреля 1932. С.617–623.[11] Положение“О махаллинских (квартальных) комитетах в городах, поселках, селах и аулахУзбекской ССР” // Ведомости Верховного совета Узбекской ССР. 1961. № 25, ст.5.30 августа 1961. С. 52–57.[12] Положениео махаллинских (квартальных) комитетах в городах, поселках и кишлаках УзбекскойССР // Ведомости Верховного совета Узбекской ССР. 1983. № 20, ст.330. С. 33–38. [13]МухторовК.М. Конституционно-правовые основы организации местного самоуправления в РеспубликеТаджикистан. Автореферат диссерт. …кандидата юрид.наук. Москва, Душанбе. 2012.С.18.[14]МухторовК.М. Конституционно-правовые основы организации местного самоуправления вРеспублике Таджикистан. Автореферат диссерт. …кандидата юрид.наук. Москва,Душанбе. 2012. С.17.[15]А.Фитрат.Истиқлол қахрамонлари (Герои независимости). Танланган асарлар. Т.:“Маънавият”. 2003. Б.220.[16] MasselG.J. The Surrogate Proletariat: Moslem women and Revolutionary strategiesin Soviet Central Asia 1919-1929. Princeton, 1974. [17]ГеллнерЭ. Национализм возвращается // Новая и новейшая история. 1989.№5.[18]С.Абашин.Советская власть и узбекская махалля. //Неприкосновенный запас.2011, №4(78).

Поделиться: