Россия, Москва

info@ia-centr.ru

ИСТОРИКО-ПРАВОВЫЕ ВОПРОСЫ РАЗВИТИЯ ИНСТИТУТА МАХАЛЛИ. ч.1

02.09.2013

Автор:

Теги:

ИСТОРИКО-ПРАВОВЫЕВОПРОСЫ РАЗВИТИЯ ИНСТИТУТА МАХАЛЛИ

Гульчехра Маликова

доктор юридических наук

С древнейших времен на территории Узбекистанасистема самоуправления развивалась в виде махалли. На Азиатском континенте имусульманском Востоке опыт государственного устройства и управления имеет своиособенности и традиции. Махалля, возникшая еще до арабского завоевания ипринятия ислама, существовала в виде объединения людей, живущих на определённойнебольшой территории, которых связывали между собой не только добрососедскиеотношения, но и правила внутреннего поведения, духовно-моральные нормы, обычаии традиции,[1]  Вид такого рода социально-экономического сплочениянаселения изменялся на каждом этапе исторического развития[2]. В большинствотрадиционных узбекских семей социально-политические, культурно-экономическиепреобразования пришли именно через махаллю[3].

Основное значение данногоинститута заключалось в социально-территориальной организации бытовойдеятельности населения в рамках соседних общин. Ещё Фараби (873-950 гг.) всвоем произведении “Раздумья о населении идеального города”[4] раскрывая идею потребности к человеческим общинам,вследствии увеличения численности людей, писал: “каждый человек от природыустроен так, что на пути к стремлению жить и совершенствоваться он нуждается вомногих вещах, однако он один не в силах ими овладеть, чтобы этого достичьпоявляется потребность в людской общине... Единая совместная деятельностьчленов данной общины предоставляет им возможность достижения и овладения темивещами, которые им необходимы для их жизни и совершенства”. “В связи с этимчеловек прежде всего сближается с соседом. А еще, он с этим же соседом живет наодной улице, в одной махалле, в одном городе и, наконец в одной стране, котораясоздала этот город[5].

А в последствии Абу Алиибн Сина (Авиценна) в своем трактате  “Одомашнем хозяйстве” развил эту мысль, говоря: “для того, чтобы люди жили всовместном обществе им нужно постоянно общаться и быть в различныхвзаимоотношениях, чтобы приность друг-другу пользу и выполнять потребностидруг-друга им необходимы общие стремления и цели”[6].

По мнению Абу РайханаБеруни в основе возникновения общества лежат материальные потребности людей.“Наличие множества потребностей... вынуждает человека объединиться в обществосебе подобных, чтобы оказывать содействие друг-другу по определенным договорнымусловиям” [7]. Видимо, эти мыслисреднеазиатских энциклопедистов и послужили основой для такого понятия, как махалля.

«Махалля» происходит от арабского слова «махаллун», что означает«место». Сам термин “махалля” впервые был использован в XI веке в произведении Махмуда Кашгари “Девону лугатиттурк” (“Собрание тюркских наречий”) как арабское выражение, обозначающее торгово-ремесленныекварталы[8].

В древности люди селились в городах по профессиям, об этом говорятназвания многих махаллей, и в разных городах есть даже одинаковые. Так, и вТашкенте, и в Бухаре имеются махали  Дегрез– литейщиков, были махалли кузнецов, ткачей, ювелиров, гончаров, оружейников,строителей, сапожников, мыловаров и многих других профессий, и махалля в тедалёкие времена являлась как бы цеховой организацией людей определеннойпрофессии. Со временем в Ташкенте, как и впрочем, других среднеазиатскихгородах появились такие махалли, как Тюрк махалля, Таджик махалля, Узбекмахалля, Конглы махалля. Количество махаллей в городе всё время менялось,разраставшиеся махалли дробились, происходило постепенное отселение избыточногонаселения на свободные земли.

Государственный деятель, правитель Ферганы, впоследствии основательимперии Великих Моголов Захириддин Мухаммад Бабур в “Бабурнаме” в описанияхвоенных действий использует термин махалля, как понятие обозначающее самуюнизшую часть административно-территориального управления. Так, при описаниигородов Маверауннахра – Самарканда и Кеш (Шахрисабз) он пишет: “вся окружностькрепости полностью осаждена махаллями”, “Андижанский сай проходя через Ошские махалли, входит в Андижан”...[9].

По составу населения махалли были неодинаковы: наблюдалась тенденция кконцентрации ремесленников одной специальности, составлявших во многих махалляхбольшую часть жителей. Наряду с этим имелось много махаллей, где селилисьремесленники разных специальностей или же они проживали смешанно с другимислоями населения: торговцами, духовенством, знатью.

Неоднородным было население махалли и в социальном отношении: на однойулице жили богачи и бедняки, знать (ходжа) и простой народ (карача).

При всей неоднородности жителей махалли – их классовом неравенстве,взаимной несвязанности их (в большинстве случаев) отношениями производственнымии профессиональными – они были объединены в общину, соединены личными связями,общими интересами, обязанностями, участием в общих делах. Общинный уклад жизнимахалли породил систему самоуправления[10].

В прошлом каждоемероприятие махалли проводилось сообща с мирзой и десятниками, избранными скаждой улицы. Пожертвования собирали в основном с махаллинских богачей,успешных предпринимателей и хозяев малых предприятий. Амин и мутавалли мечетисоставляли список сирот, вдов, безработных, инвалидов и многодетных семей,чтобы во время празднования хайита им раздавали деньги, одежду, пшеницу, резалибарана или корову и вешали на видном месте гузара, чтобы нуждающиеся, каждыйисходя из своих потребностей, отрезали себе нужный кусок, т.е. животноевыставлялось на “раздачу”. На хайит и в каждые пятничные дни в казанах готовилась и раздаваласьпища. Из государственных налогов в распоряжение махалли переходила “жузья”(налог на душу населения). Эти средства тратились для благоустройства махалли[11].

Возглавлял  махаллю  – аксакал. До 1886 года должность аксакалабыла назначаемой городскими властями. Когда край был завоеван Российскойимперией,  Положением «Об управленииТуркестанского края» институт самоуправления претерпевает некоторые изменения:самоуправление осуществляется на уровне волости и входящем в его составсельском обществе, а также в махаллях городов, где проживало оседлое население.Волости заведываются волостными управителями, а городские махалли и сельскиеобщества (аксакальства) – старшинами (аксакалами). Согласно Положению волостнойуправитель избирался на основе двухступенчатых выборов. Оседлое население вволостях избирало пятидесятников, которые избирались сельскими сходами поодному от каждых пятидесяти домохозяйств. Те, в свою очередь, собирались наволостной съезд и избирали волостного управителя.

Сельские аксакалы и аксакалы городских махаллей избирались простымбольшинством голосов сходом домохозяйств, при условии, что на сходе будутучаствовать не менее половины всех домохозяев сообщества.

Как свидетельствуют различные источники, к выборам аксакала и егосоветников во все времена относились очень серьёзно, понимая, что неудачныеизбранники причинят общине много неудобств и неприятностей. Аксакал являлсяофициальным представителем махалли перед городскими властями. На аксакаловвозлагались: «приведение в исполнение судебного решения и правительственныхраспоряжений, обязанность иметь список числа домов и следить за прибылью иубылью населению, наблюдать за своевременным поступлением всех сборов иисполнением повинностей и надзирать за теми, чтобы в обществе не было неразрешенных сборов и неустановленных повинностей»[12].Помимо этого на аксакалах лежали полицейские обязанности, как например, онипроизводили  дознание, розыскипреступников, совершали привод обвиняемых в суд, вручали повестки, объявления.

Волостные управители получали жалованье от 300 до 500 рублей в год,жалованье старшинам (аксакалам) определялся сходом соразмерно величине селенияили махалли и его благосостоянию, в размере не свыше двухсот рублей в год.

Заведывание оросительными каналами (арыками) возлагались наарык-аксакалов, а заведывание побочными арыками – на избираемых сходомдомохозяйств мирабов. «Мираб обязан содержать вверенные его надзору арыки вполной исправности, в смысле удовлетворения водой всех культурных земель исбережения воды от излишней траты. Он должен содержать головы арыков и все сооружения на арыке находящиеся как-то:плотины, водоспуски, подпруды, берега, сливные арыки и осушительные канавы, вполной исправности для правильного действия и наблюдать за поддержанием уровня,как вод, так и дна, озабочиваясь своевременно очисткою арыков от ила,водорослей, трав и т.п»[13].Мираб, заведывающий арыком, имеющий связь с другими арычными системами,распоряжается самостоятельно в пределах земель избравшего его общества, охраняяпри этом установленные обычаем права общества. И мирабы, и  арык-аксакалы, в заведывании водою обязаны были руководствоваться обычаем.

После введения системы выборов на уровне самоуправления царской Россиейв Туркестанском крае, постановления сходов и съездов, с точки зрения ихцелесообразности должны были получить самостоятельную силу, но чиновникиколониальной администрации империи  «ввиду некультурности народных масс»проведение этого принципа на практике сочли преждевременным[14].Поэтому все постановления сходов и съездов подлежали рассмотрениюправительства. «Некультурными» же народные массы считались из-за незнаниярусского языка и культуры русского народа. «На наш взгляд…рассчитывать натуземцев как на просветителей массы не приходится. Распространенный средитуземцев сартский, или вернее тюркский язык крайне мало обработан. Весьмаестественно, что среди туземцев, при столкновении с более высокой культуройрусских, с расширением их кругозора…своя гнилая «литература» не будетудовлетворять»[15]. Труднобыло придумать что-либо более унизительное, глупое и непрофессиональное. Как утверждал Абу Али ибн Сина: “Не взвешенное навесах разума любое знание не может быть истинным, следовательно, это ненастоящее знание”.



[1]Ваҳобов А. Давлат ҳокимиятинингмаҳаллий бошқарув ва ўзини ўзи бошқариш органлари (Местное управлениегосударственной власти и органы самоуправления) // Ўзбекистон Республикаси мустақил давлат.– Тошкент: Адолат, 1995. – Б. 142-143.

[2]Олламов Я.Й. Саидова Х.А.Фуқароларнинг ўзини ўзи бошқариш ҳуқуқи: назария ва амалиёт масалалари (Правона самоуправление: вопросы теории и практики). Т.: 2006. Б 62.

[3]Гаюпова Ш.О. Ўзбек анъанавиймаҳаллаларида демократик жараёнлар (Демократические процессы в традиционныхузбекских махаллях). // Ўзбекистон Фанлар академиясининг 60 йиллигигабағишланган республика ёш олимлар илмий конференцияси материаллари. – Т.: 2003.Б.142.

[4]Маънавият юлдузлари (Звёздыдуховности). – Т.: 1999. Б.67-68.

[5]Абу Наср Форобий. Фозил одамларшаҳри (Раздумья о населении идеального города). Т.: “Ўзбекистон миллийэнциклопедияси”. 2004. Б.56.

[6]Ўзбекистонда ижтимоий-фалсафийфикрлар тарихидан (Из истории социально-философских идей Узбекистана). – Т.:Ўзбекистон, 1995. Б.67.

[7]Маънавият юлдузлари (Звёздыдуховности). – Т.: 1999. Б.97.

[8]Ғуломов М. Маҳалла – фуқароликжамиятининг асоси (Махалля – основа гражданского общества). – Т.: Адолат, 2003.Б.23.

[9]Заҳириддин Муҳаммад Бобур.Бобурнома (Бабур-наме). – Т.: Ўқитувчи, 2008.Б.29.

[10]Сухарева О.А. Квартальная общинапозднефеодального города Бухары. 1976.

[11]БобоқуловС. “Маҳалла тарбия ўчоғи”(Махалля – очаг воспитания).//Ҳаёт ва иқтисод. №3. 1992.

[12]Положение об управлении Туркестанского края. Ташкент. 1903. С.54.

[13]Положение об управлении Туркестанского края. Ташкент. 1903. С.41-42.

[14] Квопросу о реформе управления Туркестанским краем. //Туркестанские ведомости.1февраля, 1909.

[15]Н.Лыкошин.О туземной литературе//Туркестанские ведомости. 7 декабря, 1900.


Теги: 

Текст сообщения*
Загрузить файл или картинкуПеретащить с помощью Drag'n'drop
Перетащите файлы
Ничего не найдено
Отправить Отменить
Защита от автоматических сообщений
Загрузить изображение