Россия, Москва

info@ia-centr.ru

Массовые беспорядки на концерте, произошедшие 31 августа 2013 года в Алматы, заставляют задуматься о многом

01.09.2013

Автор:

Теги:

ГабдуалиевМереке Тлекович

кандидатюридических наук

России,ведущийнаучный сотрудник

Центраобразовательного

законодательстваим. С. Зиманова

ЕвразийскогоНационального

Университетаим. Л.Н. Гумилева,

г.Астана

mereke_gabi@mail.ru


Массовыебеспорядки на концерте с участиеммолодежи, произошедшие 31 августа 2013года в Алматы, заставляют задуматься омногом. Правоохранительным органам ещепредстоит разобраться - спланированнаяли была эта акция либо беспорядкипроизошли спонтанно (возможно лиспонтанно разгромить и поджечь автомобили,вырвать из асфальта цементные столбы,дорожные знаки и т.д?). Инцидент в южнойстолице Казахстана снова возвращаетнас к проблеме государственной молодежнойполитики.

Главагосударства Н.А. Назарбаев в своемПослании народу Казахстана 14 декабря2012 года «Казахстан 2050», обращаясь молодежи,отметил: «Вы – воплощение всех нашихнадежд на будущее. Все что делаетсянами сегодня,– делается для вас. Большинству из васстолько же лет, сколько и нашемунезависимому Казахстану. А к 2050 году выуже зрелые граждане, принявшие участиев исполнении этой программы. Дальнейшийпуть страны определять вам».

Еще в июлепрошлого года Президент Н.А. Назарбаевв своей программной статье «Социальнаямодернизация Казахстана: 20 шагов кОбществу Всеобщего Труда» акцентировалвнимание на вопросах молодежной политики,особо отметил, что декларативностьприсуща Закону «О государственноймолодежной политике», принятому в 2004году. Ряд законодательных норм неработают в связи с отсутствием подзаконныхправовых актов, либо недостаточностиконтроля за их исполнением. В связи сэтим требуется тщательная ревизиясоциального законодательства на предметего эффективности не только сейчас, нои на среднесрочную перспективу.

В настоящеевремя Министерством образования и наукиРеспублики Казахстан разрабатываетсяпроект нового закона «О государственноймолодежной политике». На решение какихвопросов должен быть направлен новыйзакон? Очевидно, что к приоритетаммолодежной политики относятся:качественное образование, трудоустройствои занятость молодежи, возможностьсамореализации и профессиональногороста, здравоохранение и решение жилищныхвопросов, удовлетворение духовныхпотребностей молодежи, предупреждениеэкстремизма (и не только религиозного).Это те задачи, которые необходимо решатьнезамедлительно.

Если говоритьо сфере образования, то кризис в системесредне-профессионального и высшегообразования налицо. Страну все чаще ичаще сотрясают скандалы с закрытиемколледжей и возмущениями студентов иих родителей1,формальностью проведенной оптимизациейвузов в регионах2,насилием в школах. Так, по данным ОтчетаЮНИСЕФ в Казахстане, из всей выборки из4 207 детей 66,2 % столкнулись с насилиемв школе и дискриминацией за последнийгод3.

«Широкаядискуссия, не прекращающаяся в обществеи находящая свое отражение в СМИ,поднимает множество проблем образования.Это и детская преступность, суициды,бесправное положение учителей и ихсоциальная незащищенность, нехваткашкол и детских садов, отсутствиеспортивных секций и кружков, в итоге - низкое качество образования и  плохоевоспитание будущих граждан страны» -эти вопросы справедливо поднимались вобращении депутатаПарламента Галины Баймахановой министру образования и науки Б.Жумагулову4.

В вопросегосударственной молодежной политикиглавное не опоздать, поскольку параллельнов молодежной среде формируются элементы«другой» политики о будущем молодежи(и не только в интернет-пространстве).Так, представители нетрадиционной формыислама имеют в молодежной среде своевлияние с четко сформулированнымиаргументированными представлениями ипретензиями на предмет «правильной»молодежной политики.

Например,пропаганда, что в Саудовской Аравии идругих мусульманских странах гражданеживут достойно, получают всестороннююподдержку от государства, беспроцентныессуды (по Корану запрещено давать деньгипод проценты), имеют доход от продажинефти, изначально настраивает молодыхлюдей оппозиционно государству, котороетакже имеет огромные запасы природныхресурсов, но его граждане отстраненыот участия в управлении страной,распределения природной ренты. Выводочевиден – такой молодой человек будетуверен, что религиозное государство,жизнь по исламу способно изжить коррупциюи изначально является справедливым.

Следовательно,государство должно надлежащим образомвыполнять свои функции, проводитьэффективную, в том числе, молодежнуюполитику, решать социально-экономическиевопросы (создавать возможности получениядостойного образования, трудоустройства,жилищные вопросы). В таком случае экстремистские религиозные течения исекты будут не востребованы в обществе,их идеи будут не конкурентоспособны.

ПрезидентКазахстана Н.А. Назарбаев справедливоотметил, что «государство и гражданедолжны единымфронтом выступитьпротив всех форм и проявлений радикализма,экстремизма и терроризма.Нам нельзя допустить, чтобы искренняявера во Всевышнего подменялась агрессивными разрушительным фанатизмом»5.

Молодежьи государство не должны находиться вразличных измерениях. События в молодежнойсреде в последние годы (несанкционированныемитинги, массовые беспорядки, суицидысреди подростков, наркомания, пивнойалкоголизм, преступность, «воровская»романтика и другие) подтверждают наличиекризиса в механизме взаимоотношениймолодежи и государства, актуализируютисследование данной проблемы наквалифицированном теоретическом уровнеи проведения реальной государственноймолодежной политики.



 

1«Комуты лечишь? Медицинский колледж им.Чулагова в Енбекшиказахском районеАлматинской области вел образовательнуюдеятельность без государственнойлицензии»//http://www.express-k.kz/show_article.php?art_id=85752

2«ВУЗОТЁРЫ,или История о том, как оптимизация всфере высшего образования в отдельновзятом регионе оказалась на гранипровала»//http://www.time.kz/articles/zloba/2013/06/01/vuzoteriili-istorija-o-tom-kak-optimizacija-v-sfere-visshego-obrazovanija-v-otdelno-vzjatom-regione-okazalas-na-grani-provala

3Оценка насилия вотношении детей в школах Казахстана.– Астана, 2013. С. 39.

4«Главнойфигурой в образовании был, есть и будетучитель - депутат Парламента»//http://www.zakon.kz/kazakhstan/4560543-glavnojj-figurojj-v-obrazovanii-byl-est.html

5Послание Президента Республики КазахстанН.Назарбаева народу Казахстана «Стратегия «Казахстан 2050: Новыйполитический курс состоявшегосягосударств», 14 декабря 2012 г.//http://www.akorda.kz/ru/page/page_poslanie-prezidenta-respubliki-kazakhstan-n-nazarbaeva-narodu-kazakhstana-14-dekabrya-2012-g_1357813742


Теги: 

Текст сообщения*
Загрузить файл или картинкуПеретащить с помощью Drag'n'drop
Перетащите файлы
Ничего не найдено
Отправить Отменить
Защита от автоматических сообщений
Загрузить изображение