Сократится ли влияние Москвы в Ереване -2

Дата:
Автор: ИАЦ МГУ
Если дифференцировать по степени эффективности работы все российские предприятия в Армении, то особняком стоят те, которые были переданы России по договору "Имущество за долг". Эту сделку можно оценить как неудачную, а то и как провальную. Уже в начале 2000-х армянские эксперты указывали на то, что сделка станет впоследствии бомбой, заложенной под армяно-российские отношения, потому что российская сторона, согласившись на эту сделку, не выполнила своих обязательств относительно вложения инвестиций и открытия рабочих мест. Это обстоятельство послужило причиной образования определенной напряженности в армянском обществе по отношению к России.
Сократится ли влияние Москвы в Ереване -2
Сусанна Петросян, Ереван. Специально для «Вестника Кавказа» Разговоры о необходимости выбора правящей элитой Армении между евроинтеграцией и вступлением в Таможенный союз вызвали многочисленные дискуссии, затронувшие, в том числе, и возможность национализации предприятий, принадлежащих России, с целью сокращения влияния Москвы в Армении. Прдолжение. Начло см. Сократится ли влияние Москвы в Ереване -1 Если дифференцировать по степени эффективности работы все российские предприятия в Армении, то особняком стоят те, которые были переданы России по договору "Имущество за долг". Эту сделку можно оценить как неудачную, а то и как провальную. Уже в начале 2000-х армянские экспертыуказывали на то, что сделка станет впоследствии бомбой, заложенной под армяно-российские отношения, потому что российская сторона, согласившисьна эту сделку, не выполнила своих обязательств относительно вложения инвестиций и открытия рабочих мест. Это обстоятельство послужило причиной образования определенной напряженности в армянском обществе по отношению к России.Но для чего нужно национализировать предприятия и есть ли экономическая целесообразность в национализации? В целом российские предприятия в Армении функционируют достаточно эффективно, платят солидные налоги в бюджет, обеспечивают работой людей. Исключение в этом плане составляют пять предприятий, переданных России по договору "Имущество за долг". Если и есть необходимость в национализации, то она относится именно к этим объектам. Однако с другой стороны, эти пять предприятий уже морально устарели и национализировать их не имеет смысла. Если они оценивались в 108 млн долларов, то по истечении 12 лет,стоят дешевле. Сегодня эти предприятия работают всего на 5-10% своих возможностей.Вторым важным моментом для принятия решения о национализации остаетсяотсутствие закона о национализации. Армянские эксперты еще в середине 2000-х разрабатывали такие законопроекты, но в основе были все тот же вопрос - об экономической эффективности, а никаких политических вопросовэти проекты не содержали.Кроме того, в Армении нет ни одной политической партии - ни во власти, ни в оппозиции, которая ставила бы вопрос о национализации предприятий. "Ни в ближайшее время, ни в среднесрочной перспективе ни одним правительством Армении не будет этот вопрос. Российские компании обеспечивают должной уровень экономической эффективности бывшей армянской государственной собственности. Кроме того, у правительства Армении нет средств на национализацию. Любая сделка по национализации основана не на виртуальных разговорах, а на реальных экономических расчетах и сложных процессах, требующих больших финансовых средств",- считает политический обозреватель информационно-аналитического центра "Ноян Тапан" Давид Петросян."Национализация предприятий невозможна. Если речь идет об экспроприации, то это ведет к международному скандалу, вплоть до разрываотношений между Арменией и Россией. А, если речь идет о том, чтобы выкупить предприятия, то нужны серьезные финансовые средства. Не думаю, что найдется много покупателей, а, если речь идет о бюджете, то непонятно из какой части бюджета правительство возьмет деньги. Мы уже проходили один раз национализацию и тянуть страну обратно в социализм это не для XXI века",- уверен директор института "Кавказ" Александр Искандарян.Удивительна и позиция правительства Армении, отличающаяся пассивностью, впрочем, как и во многих других вопросах. Cегодня правительство остается владельцем 20% акций ЗАО "АрмРосгазпром", что на самом деле мало что дает армянской стороне. Однако "АрмРосгазпром" продает на местной бирже свои акции и правительство могло бы купить еще 5%+одну акцию. И тогда при наличии не 20%, а 25%+1 акция правительство стало бы акционером, который имел бы право принимать участие в ключевых решениях.Безусловно, что наличие такого большого числа российских предприятий вАрмении, где работают десятки тысяч людей, становится серьезным рычагомдля политического давления на Ереван со стороны Москвы. Но с другой стороны, эти предприятия находятся на армянской земле, обязаны выполнятьармянские законы, что они и делают.Кроме того, российские предприятия в таких сферах как связь и энергетика обеспечивают определенный технологический уровень развития Армении. Поэтому говорящие о национализации российских предприятий, которые в действительности имеют в виду конфискацию, в действительности ничем не обоснованы и лишь повышают градус напряженности в армяно-российских отношениях.

Поделиться: