Юрий Кофнер: О внешнем и внутреннем евразийстве

Дата:
Автор: ИАЦ МГУ
Как и во всех идеологических теориях, существуют несколько вариантов интерпретации евразийской политической доктрины. Есть так называемое "возрожденное", "прагматическое", "красное", "консервативное", и даже "либеральное" евразийство. Но сейчас среди всех прочих интерпретаций существуют две основные формы его практического воплощения - "внешнее" и "внутреннее". Общее между ними в том, что они преследуют одну и ту же цель - развитие государства, достижение высокого уровня жизни для граждан, и обеспечение конкурентоспособности страны.
Юрий Кофнер: О внешнем и внутреннем евразийстве
ЮрийКофнер: О внешнем и внутреннем евразийстве Как и во всех идеологических теориях, существуют несколько вариантов интерпретации евразийской политической доктрины. Есть так называемое "возрожденное", "прагматическое", "красное", "консервативное",и даже "либеральное" евразийство.Но сейчас среди всех прочих интерпретацийсуществуют две основные формы егопрактического воплощения - "внешнее"и "внутреннее". Общее между ними втом, что они преследуют одну и ту же цель- развитие государства, достижениевысокого уровня жизни для граждан, иобеспечение конкурентоспособности страны.Дело в том, что каждая из форм представляетсобой своеобразный путь к достижениюэтой цели. И как всегда, каждая из нихимеет свои достоинства и недостатки.Во всяком случае представляется, чтовыбор пути трансляции евразийства - внутрь государстваили за его пределы - зависит во многомот уровня понимания евразийской доктриныправящей элитой, а также от ее волиреализовать эти постулаты на деле.ВНЕШНЕЕЕВРАЗИЙСТВО"Внешнееевразийство" представляет собойпроекцию евразийской доктрины во внешнейполитике страны. Выбор"внешнего евразийства" правительствомобусловлен, скорее всего, неполнымпониманием евразийской идеологии какисключительно внешнеполитическогопроекта, что проявляетсяв двух основных моментах.Во-первых,как идея интеграции стран постсоветскогопространства для образования в немнового евразийского экономического ивозможно политического блока - ЕвразийскогоЭкономического Союза (запланированона  2015г.). Во-вторых, как идея перехода от моно-к многополярному мироустройству. Обеидеи действительно основаны на трудахклассических евразийцев: Первая - напредставлении о существовании самобытнойЕвразийской цивилизации, которая поестественному закону природы требуетсебе политического единства. «Евразия,как географический мир, как бы предсозданадля образования единого государства» -писал ГеоргийВернадский в 1927 году.1Вторая, на убеждении в равноценностивсех мировых цивилизаций, где Западу(США и Западная Европа) отведена рольравноправного участника наряду сРоссией-Евразией, Африкой, ВосточнойАзией, и т.д., но не мирового гегемона.2Сторонники"внешнего евразийства" верят, чтострану можно развивать посредствомевразийской интеграции - создания, тоесть, огромного рынка сбыта размером в212 млн. человек3,системы коллективного протекционизма,внутрисоюзных технологических цепочек,совместной системы обороны и безопасности.Такое мнение разделяет , например,  ПрезидентБеларуси А.Г. Лукашенко: "Евразийскаяинтеграция не самоцель. Это инструментдостижения наивысшей цели — ростаблагосостояния и качества жизни нашихлюдей".4Онитакже верят, что суверенитет собственнойстраны можно обеспечить защитойсуверенитета других стран, вроделегитимных правительств Сирии, Ирана,Ливии, Венесуэлы и т.д.. Логика такова:чем больше в мире суверенных, независимыхот гегемонии США наций, тем большевозможностей для сохранения субъектностисобственной страны. "Намереныпродолжать работать в пользу скорейшегопрекращения насилия, внешнеговмешательства, будем способствоватьсохранению территориальной целостностии суверенитета сирийского государства" -заявил В.В. Путин весной этого года.5В этом смысле"внешнее евразийство" предстаетперед нами как вполне адекватная ицелостная внешнеполитическая доктрина.Одновременно, оно есть не более чемупрощенное, в определенном смыслеповерхностное исполнение евразийскойидеологии.Главнаяошибка апологетов "внешнего евразийства"в их уверенности в том, что созданиеблагоприятной внешней среды, безкатегорического "доведения до конца"внутренней политики, чудным образом икак будто само по себе приведет кскачкообразному подъему страны (ктакому, например, который так нуженсовременной России).Впереносном смысле (но не в коем случаене в буквальном) можно назвать "внешнееевразийство" "евразийствомТроцкого", которыйверил, что юному и еще чрезвычайнослабому Советскому Союзу нужно былобросить все силы бескомпромиссно "навне", на совершение Мировой Революции.Он думал, что только после этого "хорошозаживется" советскому человеку.Наивность "внешнего евразийства"отражается в невыполнимости и явнойпагубности для России-Евразии "марксизматроцкого". Хотя идеологии разные, ихошибка одна и та же: невозможностьобеспечить опережающее развитие своейстраны на основе одного только созданияблагоприятной внешнеполитическойсреды.Истинав том, что сначала надо развивать своесобственное государство, бескомпромисснопроводя внутренние реформы, как этосделал, например, ДэнСяопин, а уже потом, с позиции сильного,думать о проекции своей силы (идеологии)во внешнюю среду. Хорошо на этообстоятельство указывает тот факт, чтодаже после создания Евразийского Союза,при сохранении нынешней егосырье-ориентированной экономическойсистемы, его  совокупныйВВП будет составлять всего $2,7 трлн., вто время как суммарный ВВП США- $14 трлн., Евросоюза - $15 трлн. и Китая- $11 трлн..6ВНУТРЕННЕЕЕВРАЗИЙСТВО"Внутреннееевразийство" же представляет собойреализацию евразийской доктрины вовнутренней политике страны и базируетсяна понимании того, что евразийство естьгораздо больше, чем просто "Дружбанародов" и внешняя политика (какбольшинство обывателей его сейчас понимают).Следуязаветам князя Н.С. Трубецкого - "познайсамого себя" и "будьсамим собой", сторонники"внутреннего евразийства" убеждены,что страна (народ) может достичь гармониии максимального развития только тогда,когда она реализует внутри себя своинациональные, исторически сложившиесякачества. Оно предполагает мобилизациюпрежде всего внутренних сил и проведениемодернизации "по-евразийски".Описание "внутреней модернизациипо-евразийски" составило бы материалдля создания отдельной программнойстатьи, но хотелось бы сказать вкратцедля тех, кто не знаком с работамиевразийцев в области государства,культуры и экономики. Государство. Введение общенациональной идеи и широкой государственной идеологии, которой "подчиняется" государственный аппарат. Расширение полномочий местного самоуправления и введение советской системы демократии, в том числе создание "палаты национальностей" и "палаты ученых". Культура. Воспитание современной национальной культуры на основе исторической преемственности и отход от англо-американского культурного влияния в СМИ. Экономика. Создание социального, смешанного народного хозяйства, национализация финансовой системы, де-оффшоризация, чистка от коррупционеров, преодоление сырьевой зависимости и проведение второй индустриализации. Поэтому"внутреннее евразийство" можноназвать и "евразийствомСталина" (опять,только в самом переносном смысле). Вместес Бухариным он выдвинул известнуюконцепцию "построения социализма водной отдельно взятой стране". Сталинсчитал, и очень верно, что преждевременнаяпопытка осуществления Мировой Революции,когда Советский Союз был еще отсталойкрестьянской страной, истощенной отгражданской войны, несомненно вела бык его развалу. Он утверждал необходимостьпервоочередной консолидации советскогогосударства путем проведения масштабныхэкономических и антропологическихреформ в самой стране, известными намкак коллективизация и индустриализация.Правильность данного утверждениядоказана Победой в Великой Отечественнойвойне и полетом первого человека вкосмос. Создание варшавского блока ираспространение советского влияния вовсе уголки Латинской Америки, Африки иАзии стало возможным только благодаряэтой политике."Мыотстали от передовых стран на 50–100 лет.Мы должны пробежать это расстояние вдесять лет. Либо мы сделаем это, либонас сомнут"7. Брежневскийзастой, развал Советского Союза, лихие90-е значительно отбросили нашу странуназад и снова сделали слова Сталинатакими же актуальными какими они былив 1931 году. В наше время политическоеруководство России возлагает большиенадежды на евразийскуюинтеграцию (т.е. на внешнее евразийство),чтобы вернуть стране статус великойдержавы. Однако при сохранении нынешнейсырье-ориентированной экономики сосвоей клановостью, данный проект кажетсямалоперспективным, даже после образованияЕвразийского Союза. Без очищениягосударственного аппарата от взяточников, без значительногосокращения доли сырья в российскомэкспорте (которая за последнее десятилетиевыросла с 75,5 до 81,4 %)8, безэффективной политики для стимулированияделовой активности в области НИОКР иобрабатывающей промышленности (все этовнутреннее евразийство), невозможнаразвитая и привлекательная Россия. Итолько такая Россия, которая сама посебе развита и привлекательна, не тольков экономическом, но и в культурном иполитическом плане, может привлечьдругих участников в евразийскийинтеграционный проект, может эффективнозащищать свои интересы и проецироватьсвое мировоззрение на международнойарене. "Мягкая силапредназначена для того, чтобы придать нашейстране привлекательныйобраз за рубежом. Но что делать, когдапрактически ничего привлекательногонет?" - верно указална это обстоятельство Владимир Лепехин,директор Института ЕврАзЭС (Москва).9ВНЕШНЕЕ ИВНУТРЕННЕЕ ЕВРАЗИЙСТВО НА ПРАКТИКЕРазумеется,сейчас не существует ни одной страны,которая полностью соответствовала бывсем категориям классической евразийскойдоктрины, чтобы назвать ее истинно"Евразийским государством". Однако,это совсем не обязательно, ведьклассические евразийцы писали своитруды в начале XX-го века,и, как известно, время не стоит на месте.Что-то у них имеет, конечно, "вечнуюправду" (автор этих строк сказал быдаже большинство), но евразийскаяидеология, однозначно, требует адаптациик реалиям сложного и быстро меняющегосяXXI-ого века.Наиболееудачно с этой задачей справился Н.А.Назарбаев, который начиная с 90-х годовпревратил евразийство в квази-государственнуюидеологию Казахстана. Причем он личновнес огромный вклад в модернизацию этойидеологии. В области "внешнегоевразийства" Назарбаев стоял у истокови выступил действующей силой евразийскойинтеграции, начиная с того, как он первымиз пост-советских государственныхдеятелей предложил создание ЕвразийскогоСоюза (1994)10до его практического воплощения(2010-2015). Он также выдвинултеорию "G-Global" (2012),что по сути является доработанной идетализированной версией теориимногополярного мироустройства Н.С.Трубецкого. Но действительно выдающейсяфигурой он является за то, что применилевразийскую доктрину и внутри своегогосударства: Ассамблея народа Казахстана(1995) во многом отражает "палатунациональностей" Н.Н. Алексеева11,модель "социальноймодернизации" и "Общества всеобщеготруда" (2012;в противовес обществу потребления)взята из "Декларацииевразийства"(1932)12,"евразийство" преподается студентамв ведущих ВУЗах страны как отдельныйпредмет. И это уже не говоря о том, чтоказахстанское государство всяческиподчеркивает свою преемственность отвеликих евразийских империй прошлого,что хорошо было видно, например, нацеремонии открытия последних ЗимнихАзиатских игр (2011). Однако, также остаютсянерешенными главные проблемы на путик развитому и суверенному Казахстану:увеличивающаяся нефтяная зависимостьстраны, все растущее влияние западныхи китайских ТНК, низкая доля наукоемкойпромышленности в структуре хозяйства.Их решение является главной задачейвнутренней евразийской политикиНазарбаева.ВРоссии наблюдается пока толькопроекция "внешнего евразийства"на международной арене. Но тут надоотметить, что Владимир Путин в 2000-м годуунаследовал страну с гораздо болеенеблагоприятными исходными данными,для того, чтобы эффективно реализоватьв то время "внутреннее евразийство":опасность распада федерации (война наКавказе, сепаратистские настроения вПриволжье), клиническое взяточничествово всех слоях общества, компрадорскаяолигархическая экономика во главе с"семьей" Ельцина и подчинениезападным международным структурам российскойфинансовой системы. В данных обстоятельствахкажется верным взятый Путиным курс наобеспечение стабильности и на собираниесил внутри страны. Этой задаче он посвятилсвое первое десятилетие увласти. А то, что он сохранил целостностьРоссии и со-инциировал евразийскуюинтеграцию и вовсе заслуживаетвсенародную славу. Теперь же естьоснования полагать, (например, делоСердюкова), что и в остальных областяхбудут запущены крупномасштабные реформы,и, что второе десятилетие Путина послужитначалом для "построенияевразийства внутри одной отдельновзятой стране".ЮрийКофнерПредседатель Евразийскогоклуба МГИМО (У) МИД РФ1ВернадскийГ.В. «Начертание русской истории».Прага. 1927 г. 2Трубецкой Н.С. «Европа ичеловечество». София. 1920 г. //http://yeurasia.org/%D0%BD%D0%B8%D0%BA%D0%BE%D0%BB%D0%B0%D0%B9-%D1%82%D1%80%D1%83%D0%B1%D0%B5%D1%86%... население"Большой Четвертки": Беларуси,Казахстана, России и Украины в 2012 году.По данным CIAWorldFactbook.4Лукашенко А.Г. «О судьбахнашей интеграции». Минск. 2011 г. //http://yeurasia.org/2013/07/30/lukashenoko_destiny_integration/5Путин В.В. Из выступленияво время встречи с президентом ЮАР.Москва. 16 мая 2013 г. //http://www.itar-tass.com/c1/738547.html6Дергачев В. «Евразийскаядоктрина на служе российской коррупции?».Москва. 2013 г. //http://yeurasia.org/2013/08/09/dergachev_eurasianism_russian_corruption/7Сталин И.В. Из выступленияна Первой Всесоюзной конференцииработников социалистическойпромышленности. Москва. 4 февраля 1931 г.//http://grachev62.narod.ru/stalin/t13/t13_06.htm8Доля минеральныхпродуктов, металлов, драгоценных камнейиз изделия из них в товарной структуреэкспорта Российской Федерации в 2000 и2011 гг. Поданным Росстата. 9Лепехин В.А. «Нужно сначаласделать Россию привлекательной, итолько потом продвигать это образ».Москва. 2013 г. //http://yeurasia.org/2013/02/25/%D0%B2%D0%BB%D0%B0%D0%B4%D0%B8%D0%BC%D0%B8%D1%80-%D0%BB%D0%B5%D0%BF%D.... Н.А. Извыступленияв МГУ им. М.В. Ломоносова. Москва. 1994 г.//http://yeurasia.org/%D0%B2%D1%8B%D1%81%D1%82%D1%83%D0%BF%D0%BB%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5-%D0%BD%D1%83%... А. «Принцип демотиив учении евразийцев». Челябинск. 2005 г.//http://yeurasia.org/2012/12/16/%D0%B0%D0%BB%D0%B5%D0%BA%D1%81%D0%B5%D0%B9-%D0%BF%D0%B0%D0%BB%D0%BA%D... коллектив.«Евразийство: декларация, формулировка,тезисы». Прага. 1932 г. //http://www.lib.csu.ru/vch/10/2003_02/025.pdf

Поделиться: