В Грузии внимательно следят за расколом в Абхазской церкви

Дата:
Автор: ИАЦ МГУ
Но открыто говорить об этом, тем более на официальном уровне недальновидно и неумно. Тут мы должны вести очень тонкую игру, исходя из своих интересов.
В Грузии внимательно следят за расколом в Абхазской церкви
В Грузии внимательно следят за расколом в Абхазской церквиГеоргий Калатозишвили, Тбилиси. Специально для «Вестника Кавказа»В Абхазии продолжается подготовка к важнейшему событию в церковной жизни - всеобщему собранию православных жителей, «собору абхазской церкви», который может избрать епископа, обратившись к Вселенскому патриарху с просьбой о признании автокефалии. Инициаторами проведения собора выступили молодые абхазские священнослужители во главес отцом Дорофеем, с недавних пор порвавшим с РПЦ и объявившим о стремлении «тесно сотрудничать с Константинопольским патриархом для обретения церковной независимости Абхазии».Почин «раскольников» поддержали влиятельные общественные и политические силы республики, а власти Абхазии недавно уравняли «Священную митрополию Абхазии» отца Дорофея и его единомышленников с «Абхазской епархией» отца Виссариона Аплия, выступающего за тесный союз смосковской патриархией.«Вестник Кавказа» неоднократно рассказывал онаметившемся церковном расколе, но у ситуации есть еще один важный аспект: в Грузии, по понятным причинам, внимательно следят за развитием событий. Причем многие эксперты считают, что с политической точки зренияТбилиси выгоднее поддержать тех, кто выступает за тесный церковный союзс Константинополем, а не Москвой. Об этом «Вестнику Кавказа» заявили историк Георгий Анчабадзе и политолог Георгий Нодия.Георгий Анчабадзе, профессор, доктор исторических наукСтановлениеабхазской церкви происходило с VIII века в течение нескольких веков, параллельно с созданием и развитием «Абхазского царства». Но важно понимать, что когда мы говорим об «абхазской церкви», имеем в виду церковь Западной Грузии как ядра «Абхазского царства». С XVI века христианство в Абхазии начинает слабеть. А с XVII века, абхазский католикос переезжает из Пицунды в западногрузинский город Кутаиси.Этаисторическая справка очень важна для понимания нынешней ситуации. Российская империя упразднила сначала грузинскую церковь (Мцхетский епископат) а затем и Абхазско-имеретинский католикосат. С тех пор в Абхазии продолжается спор о том, на каком языке проводить священнослужение - на грузинском или на русском. Русская церковь всегда противодействовала Грузинской церкви в Абхазии.Что касается нынешнейситуации в Абхазской церкви, ее клирики видят, что от Московского патриархата им ничего не светит. На сцену выходят молодые священнослужители, которые противодействуют отцу Виссариону (Отец Виссарион Аплиа – глава «Абхазской эпархи», выступающий за приоритетные связи с РПЦ - прим. «Вестника Кавказа»). Они пытаются вернуть абхазскую церковь в лоно Константинополя, где она находилось до того, как стала грузинской церковью. Именно так и воспринимает их усилия Вселенский патриарх - как возвращение в лоно «материнской церкви».Я лично знаком с молодыми лидерами абхазской церкви (имеются в виду отец ДорофейДбар и его единомышленники, выступающие за союз с Константинополем. - прим. «Вестника Кавказа»). Они ориентированы на Вселенского патриарха. По сути, это означает выход из под влияния РПЦ. Для них важнее всего признание автокефалии Абхазской церкви. Но какая из двух позиций (отца Дорофея и отца Виссариона) выгоднее Грузии? Разумеется первая! Знаете, внас все еще сидит тайное, скрытое русофильство! На самом деле, лучше уж, чтобы Абхазия ориентировалась на Константинополь, чем на Москву. Ну сколько мы должны повторять: «Россия! Россия!» Тем самым мы, грузины, все опять-таки отдаем в руки России. Мы сами придумываем для себя иллюзии, что можем чего-то достичь, договорившись с Москвой. В том числев церковном вопросе Абхазии. Было бы гораздо более целесообразно и умно, рассмотреть другие проекты, учесть мнение той части абхазского духовенства, которое выступает за сотрудничество с Константинополем, а не Москвой.С точки зрения церковной, для Грузии невыгодны оба варианта. Но если смотреть с политической точки зрения и с учетом общей обстановки вокруг Абхазии, то лучше поддержать ту «партию», которая «не за Россию». Надо думать о такой альтернативе. Она больше отвечает долгосрочным интересам Грузии на абхазском направлении.Георгий Нодия, политологГрузия поступила бы мудро, не вмешиваясь в конфликт и открыто не проявляя свою позицию. Но для нас приятнее, если абхазы в этом вопросе скорее ориентированы на независимость, чем на зависимость от Москвы. Дело в том, что Абхазия это«приложение» к конфликту между Тбилиси и Москвой. Мы должны рассматривать все проблемы именно в таком дискурсе. И если абхазы действительно не согласны с тем, чтобы быть просто марионетками Москвы, ахотят играть какую-то независимую роль, то это было бы для Грузии предпочтительнее. Но открыто говорить об этом, тем более на официальном уровне недальновидно и неумно. Тут мы должны вести очень тонкую игру, исходя из своих интересов.Таким образом очевидно, что проект "независимой Абхазской церкви", запущенный в республике молодыми церковниками и регулируемый умудренными аксакалами национальной политики, по своей сути изначально является антироссийским, и если это действительно так, то России необходимо делать выводы и предпринимать адекватные шаги.

Поделиться: