Россия, Москва

info@ia-centr.ru

На что живешь, Кыргызстан?

17.08.2013

Автор:

Теги:

На что живешь, Кыргызстан?


Кыргызстанская казна превратилась в копилку, в которую можно положить деньги, но вынуть невозможно. Можно даже ее разбить — будут одни лишь осколки. Денег нет.

 

Недавно в Таласском районе одноименной области Кыргызстана для шести школ был закуплен инвентарь в виде парт, столов, досок, шкафов и прочегооборудования на сумму в $60 тысяч. Этого могло и не случиться, и дети пользовались бы старой мебелью, если бы японское правительство не выделило бы для этой благородной цели грант. Как пишет пресса, глава района Байрак Сейдибалиев пообещал, что «новый инвентарь школ будет под наблюдением райадминистрации в течение пяти лет». Что с подаренным инвентарем случится потом чиновник не рассказал.

 

В то же время, согласно информации, распространенной в СМИ Управлением инвестиций Министерства экономики Кыргызстана, «общая сумма привлеченной донорской помощи, включая гранты и высокольготные кредиты с 1992 до 2013 года составляет $5 млрд 270 млн». Правда, в прошлом году «поступление денежных средств в рамках сотрудничества Кыргызстана с международными партнерами по развитию составило $5,58 млн». То есть, сумма совсем маленькая, если взять за основу средний размер ежегодной суммы грантов за всю историю независимости — $239,5 миллиона в год, или почти 10% годового бюджета республики.

 

В итоге получается, что Кыргызстан из 22 лет независимости 2 года прожил на «подаренные» иностранными компаниями, государствами, международными банками, общественными организациями деньги.

 

Также необходимо учесть прощеные Кыргызстану долги. Периодически международные банки и государства-кредиторы,поняв, что данные в кредит деньги не вернуть, списывали республике долги. Последний случай имел место совсем недавно — Россия обнулила долгреспублики почти в $500 миллионов.

 

Были и другие «акты прощения» — со стороны Всемирного банка, Азиатского банка развития и других организаций.


Другой вопрос — на что тратились эти деньги, и какая часть из них«распилена». В случае с партами и школьными досками все понятно, подсчитать расходы и оценить их оправданность не составляет труда. Но в большинстве других случаев кредиты и гранты давали на мероприятия и проекты, где оценить эффективность затрат очень трудно. Тем более, чтоэффект от таких денежных вложений зачастую не виден.

 

Например, сколько было выделено иностранцами на совершенствование банковской системы Кыргызстана, до сих пор не ясно. Также непонятно, почему банки, которые по определению должны иметь деньги, просят их у иностранцев. Как после этого улучшилась система, ответить могут только сами банкиры. Если, конечно, деньги были потрачены по назначению.

 

Можно попытаться подсчитать, сколько средств ОБСЕ потратило на совершенствование работы Министерства внутренних дел Кыргызстана. Эффект виден невооруженным глазом: правоохранительная система деградирует с каждым днем. Проекты поддержки милиции в деле ее же реформирования ни к чему не привели.

 

Отдельно стоит упомянуть не только деньги сердобольных доноров, но и материально-техническиевливания. Поставки Россией оружия, техники и даже одежды для кыргызскойармии на общую сумму $1 миллиард, плюс все то же для милиции на несколько сотен миллионов долларов. Все это можно смело записывать в «актив», поскольку такая помощь означает, что государству можно уже не тратить деньги на патроны, кальсоны, каски и бронетранспортеры.

 

Особая «песня» — НПО Кыргызстана. Тут уж подсчитать, сколько они получили грантов за годы независимости очень трудно. Если даже учесть, что из примерно 5 тысяч НПО активно работают всего лишь десятая часть, то и тогда за двадцать с лишним лет их кассовый приход потянет на десятки если не сотни миллионов долларов. К сожалению, только часть из них реально работают согласно заявленным целям, остальные просто проедают деньги. Еще меньше среди них тех, кто работает эффективно. Это те, кто вытаскивает невинно осужденных из тюрем, защищают интересы граждан в судах и правительственных учреждениях в «нештатных» случаях.

 

Остальная же часть НПО, как их называли довольно метко — «грантоеды».Они, как и в случае с полученными государством грантами и льготными кредитами, просто проедают деньги. И с каждым годом финансовый поток в «гражданское общество» усиливается. Во всем этом есть два основных минуса. Во-первых, распространяется психология иждивенчества. Проще говоря, зачем работать, если иностранцы дадут деньги. Во-вторых,многие из активных НПО работает вовсе не на пользу государства, являясьна самом деле «средством влияния» для тех государств и организаций, которые раздают гранты.

 

В начале прошлого месяца вице-премьер Кыргызстана Джоомарт Оторбаев сообщил, что «часть неправительственных организаций не раскрывает информацию о своем бюджете». «Мы не можем влиять на бюджеты донорских организаций, потому что они действуют по своим внутренним процедурам», — подчеркнул член правительства. Примечательно, что он сделал это заявление накануне, так называемой конференции стран-доноров, на которую были приглашены и представители неправительственных организаций.

 

В Кыргызстане лишь один вид финансовых поступлений используется с толком — заработки трудовых мигрантов. По большей части эти деньги проедаются семьями гастарбайтеров, оставшихся на родине. Есть и те, что идут на создание малого бизнеса, то есть начинают делать новые деньги. Сумма поступлений равняется половине внутреннего валового продукта республики.

 

Если же исключить из списка доходообразующих пунктов госбюджета Кыргызстана золоторудное месторождение «Кумтор», к чему, кстати, все и идет, то получится, что государство ничего не производит, деньги в страну поступают только из-за границы. В итоге, республика напоминает впавшего в кому больного, жизнедеятельность которого поддерживается искусственно, благодаря вливаниям извне дорогостоящих лекарств.

 

Еще в мае 2013 года министр финансов Ольга Лаврова на заседании парламента сказала, что «в Кыргызстане дополнительных источников доходовбюджета в этом году не ожидается». И, отметив, что никакой корректировки ситуации в середине года не будет, пояснила: «Мы не можем сейчас себе этого позволить. У нас нет, и вряд ли появятся дополнительные источники дохода».

 

Пока же правительство, оппозиция, парламент, приближенные к ним общественные организации ожидают очередной порции грантов и льготных кредитов. Российские миллиардные кредиты не в счет — ведь они будут использованы сугубо по назначению, а значит «распилить» их будет гораздо сложнее.

 

 http://focus.kg/news/economic/15810.html

 


Теги: 

Текст сообщения*
Загрузить файл или картинкуПеретащить с помощью Drag'n'drop
Перетащите файлы
Ничего не найдено
Отправить Отменить
Защита от автоматических сообщений
Загрузить изображение