РОССИЯ и КАЗАХСТАН - НА ПУТИ К НОВЫМ ГОРИЗОНТАМ ИНТЕГРАЦИИ

Дата:
Автор: ИАЦ МГУ
Предложенная в марте 1994 года Президентом Казахстана Нурсултаном Назарбаевым идея создания на постсоветском пространстве Евразийского союза государств, разделяющих общий уровень социально-экономического развития, культуры и политической конъюнктуры, получила долгожданный импульс накануне предвыборной кампании Владимира Путина в 2011-2012 гг.
РОССИЯ и КАЗАХСТАН - НА ПУТИ К НОВЫМ ГОРИЗОНТАМ ИНТЕГРАЦИИ
 Александр Евгеньевич Коньков

 Начальник отдела организации международной экспертизы Аналитического центра Аналитического центра при Правительстве РФ  Предложенная в марте1994 года Президентом Казахстана Нурсултаном Назарбаевым идея создания напостсоветском пространстве Евразийского союза государств, разделяющих общийуровень социально-экономического развития, культуры и политической конъюнктуры,получила долгожданный импульс накануне предвыборной кампании Владимира Путина в2011-2012 гг. Констатировав завершение формирования Таможенного союза Беларуси,Казахстана, России и начало функционирования между этими странами Единогоэкономического пространства, он предложил обозначить в качестве следующего приоритетаразвития интеграции задачу построения Евразийского союза – «мощного наднационального объединения, способного статьодним из полюсов современного мира и при этом играть роль эффективной «связки»между Европой и динамичным Азиатско-Тихоокеанским регионом»[1].Главным аргументом интеграционной идеи стало расширение рынков, устранениеторговых и прочих барьеров и совместное развитие.До недавнего временивсе республики бывшего СССР за исключением стран Балтии являлись членами СНГ,которое продолжает оставаться базовым интеграционным механизмом,предусматривающим самую широкую повестку для обсуждения, но при этомминимальные обязательства со стороны государств-членов. Разная степеньполитического взаимодействия на постсоветском пространстве привела к формированиюи развитию разных объединений внутри одного крупного, которым является СНГ.Более узкие форматывнутри СНГ позволяют, во-первых, развивать интеграцию по наиболее актуальнымдля конкретных участников направлениям, а во-вторых, действовать без оглядки натех партнёров, которые не готовы к более тесному сотрудничеству по даннымнаправлениям, либо придерживаются других приоритетов в развитии интеграции.Таковыми являются форматы ЕврАзЭС, ОДКБ, Таможенного союза и – в перспективе –Евразийского союза. В большей степени, развитие интеграции идёт по линиирасширения экономических отношений. Тем не менее, политическая составляющая (атакже вопросы безопасности) во всех этих процессах носит определяющий характер.Именно политические отношения выступают либо стимулирующим, либо сдерживающимначалом для расширения экономического взаимодействия.Экономическаяинтеграция заключается, во-первых, в создании режима максимальногоблагоприятствования для деловых связей между хозяйствующими субъектами разныхстран региона, а во-вторых, в формировании единых стандартов самойэкономической деятельности (производство, торговля, перемещение товаров иуслуг), гармонизации соответствующего внутреннего законодательства. Развитиеэкономических отношений между странами может также вестись с разной степеньюинтенсивности. Они могут ограничиваться двусторонними договорённостями,которые, в то же время, могут демонстрировать наиболее высокую динамику всравнении с другими форматами, а могут вписываться в уже доказавшие своюработоспособность многосторонние организации – ЕврАзЭС или Таможенный союз.Последний являет собой пример радикального продвижения по пути экономическойинтеграции, когда в кратчайшие сроки обеспечивается формирование действительноединого экономического пространства между Беларусью, Казахстаном и РоссийскойФедерацией. За неполные четыре года– с 2007, когда три государства подписали Договор о создании единой таможеннойтерритории и формировании Таможенного союза, до 2011, когда таможенный контрольмежду ними был перенесён на внешний контур их границ, было заключено 38международных договоров, унифицировавших систему таможенных отношений исоздавших базу для дальнейшей последовательной интеграции трёх экономик – врамках Единого экономического пространства (ЕЭП).Запуск ЕЭП и завершениеформирования Таможенного союза вывели интеграционные процессы между тремястранами на новый этап. С 2012 года заработала Евразийская экономическаякомиссия – наднациональный орган, обладающий постоянными полномочиями порегулированию широкого круга экономических отношений на территории всех трёхгосударств-участников. Кроме того, был обозначен следующий ориентир дляразвития сближения экономик региона – Евразийский союз, который позволит снятьлюбые преграды как во взаимных торгово-экономических отношениях, так и вгенерации синергетического эффекта от совместного макроэкономическогорегулирования. Откроет ли он дорогу другим, политическим направленияминтеграции, придаст ли реальный импульс для доверительных отношений нового типамежду уже бывшими вместе странами – на сегодня вопрос дискуссионный.Безусловные предпосылки для совместного решения вопросов, в частности,безопасности, противодействия общим глобальным и региональным угрозам, со своейстороны, имеются.Недавно на Балканах произошло знаковое событие –впервые после одностороннего объявления независимости Косова Белград и Приштинаподписали совместный документ  - «Первоесоглашение о принципах, определяющих нормализацию отношений». Тем самым былсделан изначальный шаг в разрешение кризиса, начавшегося в феврале 2008 года,когда мир разделился на тех, кто признавал существование государства Косово, итех, кто продолжал считать его частью Сербии. Белград и Приштина договорилисьоб автономии сербских населённых пунктов на территории Косова, а также онепрепятствовании друг другу на пути к вступлению в Евросоюз – на этой основепредполагается дальнейшая нормализация. И фактор ЕС здесь как нигде велик: иСербия, и Косово, несмотря на неспособность жить вместе, одновременно стремятсябыть в единой Европе. В данном случае опыт урегулирования конфликтов в рамкахперспективы той или иной интеграции представляется заслуживающим особоговнимания. Очевидно, что при наличии объединяющего проекта можно подтолкнутьлюбые конфликтующие сторону к некоему диалогу.В настоящий момент рассматриваются перспективырасширения состава участников формируемого Евразийского союза. Возможно, мерыпо разрешению региональных конфликтов, которые могли бы разрабатываться и врамках данного формата, позволили бы, с одной стороны, придать большейэффективности уже принимаемым усилиям по укреплению региональной безопасности иснятию напряженности в сохраняющихся и на постсоветском пространствеконфликтах, а с другой стороны – стать новым шагом на пути развития самого проектаевразийской интеграции.Если удастся решить задачу объединения экономик –прежде всего путём достижения синергетических эффектов увеличения темпов роста,снижения безработицы, гармонизации и облегчения регулирующих стандартов –политические системы будут вынуждены снижать накал конфронтации и энергичнееискать компромисс. Помимо отмеченного первого прогресса на Балканах в качествепримера можно привести и материковый Китай и Тайвань, которые вполне комфортночувствовали себя за одним столом на саммите лидеров экономик АТЭС, состоявшемсянедавно во Владивостоке.Безопасность глобальныхигроков мировых отношений является косвенным основанием для безопасности менеекрупных соседей: для собственной стабильности важна стабильность на границах.Поэтому активизация диалога и прямое участие соседних государств означаетреальное укрепление собственной безопасности. Для всех странпостсоветского пространства сохранение и развитие созданных в рамках единогохозяйственного комплекса экономических и социальных связей продолжаетоставаться широким окном возможностей для качественных сдвигов в развитииэкономики и укреплении общей безопасности. Вместе с тем, сменавнешнеполитических и стратегических приоритетов, имевшая место в рядепостсоветских стран, вела к сознательному и искусственному разделению единойсистемы хозяйственно-стратегических отношений в целях присоединения к инымдействующим надгосударственным форматам безопасности в Европе. Подобноерасслоение, в свою очередь, нарушало стабильность и расшатывало балансбезопасности на общем пространстве.Стратегическая задача,сама собой объединяющая все без исключения страны евразийского региона, – этопоиск формулы, способной свести воедино традиционно тесный характер отношенийэтих стран между собой с плюрализмом внутриполитических оценок и решений. Еслиудастся подавить зачастую сугубо исторические, обусловленные прошлым эмоции,проникающие на уровень актуального межгосударственного диалога, и вытеснить ихв формат научных дискуссий между соответствующими специалистами, есть шанспродвинуться по пути реализации обозначенной задачи и установить балансотношений, определяющихся как минимум прагматизмом и взаимной выгодой, а какмаксимум – доверием и взаимопониманием. [1] Путин В. Новый интеграционныйпроект для Евразии – будущее, которое рождается сегодня // Известия. 03.10.2011.http://izvestia.ru/news/502761

Поделиться: