«Восточное партнерство»: вызов интересам России или новое пространство диалога?

Дата:
Автор: ИАЦ МГУ
В рамках двустороннего диалога ЕС-РФ: выровнять темпы сближения России с ЕС в торгово-экономической и визовой сферах с наиболее «продвинутыми» участниками ВП.
«Восточное партнерство»: вызов интересам России или новое пространство диалога?
«Восточное партнерство»: вызов интересам России или новое пространство диалога?В дискуссионном клубе сталкиваются 2 экспертных мнения по одной из актуальных международных проблем. В данном выпуске эксперты отвечают на вопрос: ««Восточное партнерство»: вызов интересам России или новое пространство диалога?» Анна Мария Дынер, аналитик Польского Института международных отношений.«Восточное партнерство не является вызовом интересам России и в полном объеме соответствует интересам восточноевропейских стран»В 2009 году вступил в действие проект «Восточное партнерство». Утверждаем, что он не является вызовом России и то, что он в полном объеме соответствует интересам восточноевропейских стран. Сущность проекта ВП заключалась в развитии взаимовыгодного сотрудничества между  странами, входящими в состав Европейского Союза, и постсоветскими странами, входящими в состав ВП.  Проект охватывает вопросы взаимодействия государств в экономической,  политической и социальной сферах. Основная цель проекта - сближение стран ЕС со странами шестёрки и, как результат, повышение благосостояния людей, формирование крепких дружественных связей, культурная интеграция. Соглашения об ассоциации (которые часть стран ВП должна подписать во время саммита в Вильнюсе) являются первой ступенью налаживания отношений с соседями, включая торговлю, визовые вопросы, совместное развитие инфраструктурных проектов в таких сферах, как транспорт, развитие пропускных возможности погранпереходов, защита окружающей среды. Это является важным шагом к интеграции. Однако сложно представить, что данная интеграция будет успешно реализована в ближайшей перспективе. К сожалению, ВП не является местом для конструктивного диалога, потому что  Россия имеет особые интересы на этой територии. В качестве примера приведем Украину. За последние месяцы Россия стремилась, чтобы Киев присоединился к Таможенному Союзу и отказался от тесного сотрудничества с ЕС.  Нужно также подчеркнуть, что у ЕС отсутствуют достаточные финансовые возможности, которые есть у России. Вопрос также в энергетических ресурсах, основным поставщиком которых является Россия, а также в устоявшихся  политических и экономических связях между Москвой и бывшими странами Советского Союза. Следовательно для некоторых стран (в частности Беларуси) Россия является более надежным партнёром. Резюмируя, ВП не является вызовом интересам России, но в тоже время его нельзя считать пространством для конструктивного диалога. Поддержать мнение эксперта  Александр Сергунин, д.полит.н., профессор каф. теории и истории международных отношений факультета международных отношений СПбГУ.«В настоящем виде ВП не отвечает национальным интересам России и не может быть полноценной платформой для сотрудничества между вовлеченными сторонами»В настоящем виде ВП не отвечает национальным интересам России и не может быть полноценной платформой для сотрудничества между вовлеченными сторонами. Эта ситуация обусловлена тем, что с самого начала ВП было ориентировано на интеграцию стран-партнёров с ЕС без России или более быстрыми темпами, чем РФ.Об этом говорит политика ЕС в вопросах заключения соглашений о зонах свободной торговли и ассоциации, а также об облегченном, а в перспективе – безвизовом режиме со странами-партнёрами. России таких интеграционных возможностей не было предложено. Москву также не устраивает содержащееся в ВП в неявном виде условие для стран-партнёров: их дальнейшее сближение с ЕС возможно только при условии их полной ориентации на предложенную модель социально-экономического и политического развития и фактического свёртывания их отношений с Россией. Опасения Москвы также вызывает использование ВП как платформы для вмешательства во внутренние дела Белоруссии с целью трансформации её политического режима. Для исправления ситуации необходимо: 1. В рамках двустороннего диалога ЕС-РФ: выровнять темпы сближения России с ЕС в торгово-экономической и визовой сферах с наиболее «продвинутыми» участниками ВП. 2. На предстоящем саммите ВП в Вильнюсе принять программу конвергенции ряда «многосторонних платформ» и «флагманских инициатив» ВП со сходными по смыслу программами сотрудничества ЕС-РФ. 3. Активней развивать приграничное сотрудничество между Россией и странами-партнёрами, используя опыт еврорегионов и городов-близнецов.  http://russiancouncil.ru/blogs/debate/?id_4=602

Поделиться: