Казахстан-2013: Алибасов vs Гусман

Дата:
Автор: ИАЦ МГУ
Конечно, Россия представлена намного шире, несмотря на сокращение русскоязычного пространства в РК. Это и информационные программы, и сериалы, и российское кино. О Казахстане у нас можно прочитать преимущественно политические и бизнес новости. Я бы сказала, что Армения и Азербайджан в каких-то сферах представлены намного шире. Это, прежде всего, работа диаспоральных структур. Ничего подобного в отношении казахской диаспоры я сказать не могу.Ее участие в создании образа страны минимально. Оговорюсь, что это касается только Москвы. Возможно, в регионах картина несколько иная
Казахстан-2013: Алибасов vs  Гусман
 Редакция ИАЦ продолжает дискуссию о медиа-коммуникациях между Россией и Казахстаном. Интервью с заместителем исполнительного директора Политологического Центра "Север-Юг" Юлией Якушевой. _________________________________________________________________________________________   ИАЦ МГУ: Можно ли сопоставить позиции Казахстана в медиа пространстве России и пристутствие РФ в информационном поле евразийских партнеров? Юлия Якушева: Нет предмета для сравнения. Конечно, Россия представлена намного шире, несмотря на сокращение русскоязычного пространства в РК. Это и информационные программы, и сериалы, и российское кино. О Казахстане у нас можно прочитать преимущественно политические и бизнес новости. Я бы сказала, что Армения и Азербайджан в каких-то сферах представлены намного шире. Это, прежде всего, работа диаспоральных структур: сайты, выставки, презентации, круглые столы с участием гламурных звезд - не только экспертов. Ничего подобного в отношении казахской диаспоры я сказать не могу. Ее участие в создании образа страны минимально. Бари Алибасов, конечно, фигура занятная, но едва ли по степени узнаваемости и влияния он может сравниться с Гусманом или Джигарханяном.  Оговорюсь, что это касается только Москвы. Возможно,  в регионах, особенно приграничных, картина несколько иная. Судить не берусь. Поэтому сопоставлять масштабы информационного воздействия бессмысленно. Казахстан пытаются "занести" в наше информационное поле, а Россия по крупицам теряет то преимущество, которое объективно существовало в первые годы после распада СССР.   ИАЦ МГУ: А что могли бы добавить к образу Казахстана в России гламурные журналы по образу и подобию "Баку" и "Еревана"? Юлия Якушева: Идти по такому пути, - значит бессмысленно тратить деньги, просто выкидывать их на ветер. Тем более, что армянская и азербайджанская диаспоры в российском информационном поле продолжают бороться за Карабах. У Казахстана, к счастью, нет таких задач. Представим себе гламурный журнал "Астана" - подобные издания бесплатно раздаются в алматинском и астанинском аэропортах - много рекламы, красивые фото, но запоминаемость образа страны такими проектами не достигается. Другое дело, что в содержательном плане никакие задачи по формированию конкретного образа не просматриваются отчетливо. Вот появилась программа "2050" - давайте ее пиарить в российских СМИ. Вот - очередной антиядерный саммит - давайте говорить об антиядерных инициативах РК. Так какое отношение это может иметь к образу страны? Хорошее дело - пресс-туры для российских журналистов. Но их чаще всего "вписывают" в программы очередного Форума или саммита. Было бы очень интересно и позновательно организовать тур по регионам РК, посмотреть уникальные исторические объекты на западе и юге страны. Наверно неправильно ограничиваться Астаной и столичными достопримечательностями.   ИАЦ МГУ: Модным стало возить в пресс-туры блогеров. Например, Носика и Варламова...Идея, видимо, в том, что Солозобова и Власова читать всем надоело, экспертные мантры в адрес  достижений Казахстана уже не работают, давайте тогда сменим вектор и будем использовать "новейшие инструменты"... Юлия Якушева: Не очень понятно, как решать  пиар задачи, привлекая блогеров типа Варламова. Его фоторепортажи действительно в самом топе Сетей, но такие фигуры не приемлют определенных правил игры, их невозможно контролировать через "проекты"..Захочет фотографировать гордские помойки - будет снимать. А это уже не та подача, на которую обычно расчитывают чиновники. Мне кажется, что проблема на самом деле гораздо сложнее. За фасадом красивых слов о евразийском интеграционном проекте мы на самом деле не слишком интересны друг другу. Если бы такой интерес существовал, то не было бы необходимости так много времени тратить на "программы продвижения". Дефицит интереса, прежде всего, у молодежи. Как в Казхастане по отношению к России, так и у населения России по отношению ко всему постсоветскому пространству. Такой интерес формируется не виртуальными технологиями, а вполне конкретными проектами в экономике, науке, образовании. Может быть,если проект Евразийского Союза станет реальностью, ситуация изменится. Но пока что многие процессы в этой области вызывают серьезные опасения. 

Поделиться: