Казахстан и Евразийский проект «с человеческим лицом»

Дата:
Автор: ИАЦ МГУ
Уверены, что пришла пора заявить общеполитическую программу интеграции, которая базировалась бы на принятом в 1998 г. по инициативе Н.Назарбаева главами России, Белоруссии, Казахстана и Киргизии Заявлении «О десяти простых шагах навстречу простым людям». Условно этот документ можно было бы декларировать как «К евразийской интеграции с человеческим лицом».
Казахстан и Евразийский проект «с человеческим лицом»
  Вышел в свет третий выпуск журнала "Казахстан-Россия-Беларусь: векторы интегранции" Редакция сайта публикует материалы  сборника___________________________________________________________________________________________  

ЧЕРНЯВСКИЙСТАНИСЛАВ ИВАНОВИЧДиректор Центрапостсоветских исследований МГИМО (У) МИД РФ, доктор исторических наук Встреча глав государствэто всегда важное событие, независимо от официальной информации о еерезультатах. Многие, даже самые, казалось бы, «не решаемые вопросы» в итогеподобных мероприятий находят свое решение. Именно поэтому в экспертномсообществе возлагали определенные надежды на возможные заявления Киева оприсоединении к Таможенному союзу. Однако чуда не произошло и участиепрезидента Украины В.Януковича в переговорах «тройки» Таможенного союза вАстане 29 мая закончилось согласованием условий получения Киевом в 2015 годустатуса наблюдателя. Фактически это – нулевой результат. С учетом того, что Украинатормозила любые инициативы по повышению эффективности СНГ и с свое времяпрактически торпедировала создание Единого экономического пространства,«заигрывания» Киева лишь создадут дополнительные проблемы для Таможенного союза[1].Широкоразрекламированное перед встречей присоединение Киргизии также не состоялось, ана фоне очередного внутриполитического обострения между Севером и Югом оновыглядит весьма призрачной перспективой [2].Очевидно, не все гладкои с экономической составляющей евразийского проекта. По-прежнему отсутствуетобщая политика в сфере промышленности, медицины и социального обеспечения, чтокак минимум на две трети снижает плюсы интеграционного эффекта. «Тройка» далекаот единой стратегии в энергополитике. Не утвержден общий бюджет Евразийскойкомиссии, финансирующей отдельные программы интеграции, которых также пока нет.Роль Евразийского банка – единого института развития региона – должна бытьповышена на порядок. Тормозится создание наднациональных органов и развитиеединых регуляторов (недостаточно согласованных техрегламентов в различныхотраслях экономики). Есть претензии к статистическому контролю: информация овзаимной торговле не всегда достоверна. В Астанеотмечалось, что вступивший в силу в2012 году  «пакет» законов, затронулжизненные интересы экономик всех трех государств интеграционногопространства. Напомню, что речь шла о правах трудящихся-мигрантов и членов ихсемей, о единых принципах валютной политики, о госрегулировании доступа куслугам железнодорожного транспорта, общих правилах поддержки сельскогохозяйства, о создании условий для обеспечения свободного движения капитала идругих чувствительных сегментах рынка [3].В 2013 году вступили всилу количественные ориентиры для проведения согласованной макроэкономическойполитики. Это означает, что теперь страны «тройки» должны находиться вопределенных границах своих макроэкономических показателей при проведениигосударственной политики.При подобныхизменениях избежать недовольства отдельных влиятельных групп практическиневозможно.Кроме того,все три государства имеют ярко выраженную сырьевую направленность. Доляминеральных продуктов составляет 72,4% общего объема экспорта ТаможенногоСоюза. В том числе в Беларуси - 55,9%, в Казахстане - 77,9%, в России - 72,4%.При этом около 80% объема внешней торговли ТС приходится на долю Европейскогосоюза, Китая, других государств СНГ, США и Японии, что повышает имеющуюсязависимость национальных экономик от конъюнктуры внешних рынков и темповэкономического развития государств - основных торговых партнеров.Однако,несмотря на возникшие и, на наш взгляд, вполне естественные трения, самыйсложный год остался позади – в этом смысле интеграция уже вступила в другойпериод, когда рынки всех стран начнут работать уже на созидание общегопространства. Это фактически означает, во-первых, начало движения национальныхэкономик в сторону большого россий­ского рынка, а во-вторых, существенноеупрощение большинства бизнес-схем за счет облегчения тарификации и созданияобщих транспортных потоков. Несмотря на неизбежныепроблемы интеграционной состыковки в экономической сфере процесс идет, хотямногие стратегические вопросы дальнейшего развития евразийского интеграционногопроекта, его перехода в новую правовую и макроэкономическую стадию по-прежнемуне определены. Неясным остается иполитическое будущее Евразийского экономического союза (ЕЭС). В этом планеобращает на себя внимание весьма осторожная трактовка будущего развития союзаглавами государств. Не случайно, президент Казахстана подчеркивал, что «речьидет о сугубо экономической интеграции, она основана на прагматизме, взаимнойвыгоде для всех государств и для союза в целом».Между тем дискуссии обисключительно экономическом содержании новейших интеграционных процессов напостсоветском пространстве – будь то Таможенный союз (ТС), Евразийский экономическийсоюз (ЕЭС) или Зона свободной торговли СНГ, в которых внимание настоятельноакцентируется именно на экономической составляющей, не в полной мере отражаютреальные потребности данных проектов. Предложенные лидерами «тройки» масштабыинтеграции подразумевают под собой наличие не только экономических, но и политическихконсенсусов.Обсуждение перспективполитического взаимодействия неизбежно. Вопрос лишь в том, как его грамотновести [4].Дело в том, чтоинтеграция остается проектом элит. Она не встречает поддержки у простых людей,интеллигенции, предпринимателей. Им непонятны выгоды интеграции, более того –она их пугает. Основные аргументы противников сближения наших стран выраженыбуквально следующим образом: что мы объединяем – коррупцию, правовое беззакониеи т.п.?Интеграция должнавосприниматься обществом как процесс, облегчающий и улучшающий уровень жизникаждого гражданина.В этих целях необходимачеткая, понятная всем слоям общества идея, разъясняющая выгоды интеграционногопроцесса, нужна заявленная главами «тройки» единая  концепция общественного развития в условияхЕвразийской экономической интеграции. Уверены, что пришлапора заявить общеполитическую программу интеграции, которая базировалась бы напринятом в 1998 г.по инициативе Н.Назарбаева главами России, Белоруссии, Казахстана и КиргизииЗаявлении «О десяти простых шагах навстречу простым людям» [5]. Условно этотдокумент можно было бы декларировать как «К евразийской интеграции счеловеческим лицом».В этом заявленииследует выдвинуть на передний план пропагандистских усилий гуманитарнуюсоставляющую интеграции. Поставить знак равенства между экономическойинтеграцией и реализацией полномасштабной программы защиты прав человека. Приэтом акцентировать главное внимание на социально-экономических правах, усилениигарантий личной безопасности рядовых граждан, борьбы с коррупцией и  правонарушениями со стороны властей.Нампредставляется, что единственной основой объединения может быть систематрадиционных для наших народов цивилизационных ценностей. Именно они являютсянаиболее общими регуляторами общественных отношений, в рамках которыхосуществляется конкретное социальное регулирование, а, по сути дела, выживаниебелорусов, казахстанцев и россиян.Нужноиспользовать интеграционный потенциал трех государств для объединения усилий всоциально-трудовой сфере. Нам это видится в реформировании трудовых отношенийдля достижения продуктивной занятости населения, а также в совместномвыравнивании условий труда и оплаты за одинаковую работу, обеспечениисоциальных и пенсионных гарантий, регулировании миграционных процессов намеждународной основе, с тем чтобы переселение, проживание, трудоустройствограждан одного государства Сообщества осуществлялись в другом государстве ссоблюдением всех прав человека и в максимально благоприятных условиях. Требуетсявзаимное признание документов об образовании и квалификационных документов опрофессии, ученых степенях и званиях с тем, чтобы человек имел возможностьработать по специальности в любом из трех государств. Необходимо применениесогласованных тарифно-квалификационных перечней работ и профессий рабочих ислужащих, признание трудового стажа, а также эквивалентность размера получаемойзаработной платы в странах Таможенного союза при оформлении пенсий. К сожалению, динамичноеразвитие региональной  экономической интеграциипока не обеспечено должными информационными усилиями. Посколькусвертывание прямого российского телевизионного вещания – объективный процесс,нам необходимо развивать новые формы информационного сотрудничества и воздействия.В Интернете – создавать порталы и сайты не только в сегменте Рунета, но и внациональных доменных полях – «BY-нет», «UA-нет», «KZ-нет» и пр., а такжеинвестировать средства в уже работающие Интернет-структуры. Остаютсяактуальными и задачи развития кабельного русскоязычного телевидения и вещанияпропагандистских и коммерческих радиостанций FM-диапазона (по образцу «Русскогорадио Украина»). Необходимо оперативное введение  тематики многостороннего экономическоговзаимодействия  в постоянный контекст информационногосопровождения государственной политики всех  участников  ЕЭП, а в ближайшем будущем и на уровне всегосостава ЕврАзЭС. Сегодня, когда особенную популярность приобретают социальные сети,необходимо создавать сеть информационных коммуникаций внутри евразийскогопроекта. Есть три-четыре проекта, которые в настоящее время в этом направленииработают, но и тут нужны стратегия и система.Ключевую роль впродвижении интеграции играют личностные факторы. На данном этапе стабильностьвластной вертикали в наших странах в целом обеспечена преобладаниемпропрезидентских сил в парламентах, административном аппарате и силовыхструктурах.   Вместе с тем это преобладаниенигде не является абсолютно устойчивым и во многом  зависит от персональных изменений в высших звеньях государственного управления. В последнееполугодие  изменения такого рода былиособенно заметны в Казахстане и частично в Белоруссии. На внешне стабильномфоне нарастает турбулентность политической среды. Приход во властьпредставителей нового поколения с новыми взглядами на будущее страны и ее рольв мировом сообществе может радикально изменить нынешние внешнеполитические векторы.Тем более, что тактика   кадровыхрешений   на пространстве  СНГ сохраняет неопределенность,  связанную с отсутствием резерва  публичныхфигур, способных стабилизировать клановую конкуренцию элит, стремлением лидеров персонифицироватьпередачу власти, попытками членов президентского окружения  использовать внешнеполитическую многовекторность как средство карьерного ростаили  политического выживания. Всоздавшихся условиях нам важно усилить взаимодействие с общественнымиинститутами титульной национальности, то есть той частью местнойобщественности, которая не относится к категории соотечественников и не уполномоченавластями на сотрудничество с российскими структурами. Потребность в такихконтактах имеется практически во всех сопредельных странах – среди старшего исреднего поколения академической и культурной общественности. Очевидно,что организация такого сотрудничества требует развертывания новых российских имеждународных НКО, которые не будут ассоциироваться с «Русским миром»,воспринимаемым в качестве российского «официоза». Сотрудничествонеправительственных организаций позволит – наряду с обычными бизнес-контактами– обеспечивать необходимую коммутацию и в ситуациях существенного ухудшениядвусторонних отношений. Коммерческие связи и сотрудничество гуманитарногохарактера наиболее «стрессоустойчивы» в условиях конфликтов. Важнымнаправлением взаимодействия с «титульной»общественностью может стать организация академических обменов – помимоквот, согласованных межгосударственными соглашениями. Такая селекциясущественно более эффективна, так как дает в руки российских НКО возможностьприглашать ученых, не будучи связанными рекомендациями или разнарядками властейсоответствующих государств. Тем самым возможность регулярно приезжать в Россию,вести здесь исследования будут иметь те специалисты, в которых заинтересованапрежде всего наша страна. Перспективной и до сих пор не используемойпророссийскими НКО технологией является и предоставление т.н. микрогрантов (до1000 евро) на конкретные разовые проекты.Важноучитывать, что опыт управления международными научными проектами остаетсяредким качеством в российской академической среде. Но при наличиисоответствующего опыта полезно и софинансирование таких проектов. Нампредставляется возможным, привлекая управленческие и организационные ресурсынеправительственных организаций, не только повышать эффективность ихдеятельности и частично перекладывать бремя расходов на частные источникифинансирования, но и выстраивать более перспективные форматы нашегомеждународного сотрудничества. Научно-образовательная политика в рамках евразийского проектадолжна быть выделена в отдельное особое направление. Люди должны понимать, чтос евразийским проектом связаны перспективы их успеха.В ЗАКЛЮЧЕНИЕ хотелосьбы отметить следующее. Благоприятные перспективы и значительный экономическийэффект интеграционного сотрудничества в рамках Евразийского экономическогосоюза обусловлены объективными характеристиками многостороннего взаимодействия.Однако надо помнить, что реализация комплексного интеграционного проекта напостсоветском пространстве, как и движение по траектории Евразийского Союза,решающим образом зависит от политической координации усилий России и еепартнеров, укрепления политических институтов наднационального регулированияобъединительных тенденций. Россия – локомотивинтеграции, и нам необходимо постоянно помнить об этом. _______________________________________________________ 1.     Караваев А. Таможенный союзприрастает Украиной и Киргизией. НГ, 03.06.20132.     "Новая шоковая терапия"- вступление Киргизии в ТС: закрытый ситуационный анализ  http://www.regnum.ru/news/polit/1640314.html#ixzz2WO95B7Kf16.05.20133.     Ожидать ли прорыва насаммите в Астане? russianskz.info› 16.05.20134.     С.Нарышкин: Общественнаяподдержка евразийского проекта – ответ всем противникам интеграции/Парламентские слушания в Государственной думе РФ 18.04.2013 postkomsg.com›?id=37102 16.05.20135.     evrazes.com›Документы›view/61 16.05.2013   

Поделиться: