"Широко шагает Независимый Казахстан!" ч.2

Дата:
Автор: ИАЦ МГУ
Берем ключевые слова - Астана, Назарбаев, степи, авторитаризм или тоталитаризм (это уже вопрос личных симпатий или антипатий к казахстанским властям), Байконур, евразийская интеграция, союзник России, нефть, газ, уран. Что еще?
"Широко шагает Независимый Казахстан!" ч.2
 Российская пресса о евразийском союзнике: хорошо, плохо и по всякому...ч.2 Алексей Власов vs Сергей Рекеда (главный редактор RuBaltic.Ru) о Казахстане в российском медиа-поле. _____________________________________________________________________________ 

Сергей Рекеда: На самом деле, не менее важный вопрос - какой именно образ Казахстана формируется через оптику российских СМИ, какие опорные информационные точки закрепляются в нашем медиа пространстве? Понятно, что это не Казахстан Бората, но все же большинство россиян, из числа тех кому еще нет тридцати, едва ли имели возможность, а может и желание  побывать в РК. Значит их взгляд на страну как раз и формируется на основе медиа-образа, усредненной картинки, лишенной оценочных позиций. Скорее, многим молодым людям Казахстан может быть просто не интересен. Равно как и Россия для молодых казахов. А чтобы друг друга заинтересовать, нужно найти новые образы, образы, которые обладали бы высокой степенью привлекательности.Кстати, когда Нурлан Еримбетов апеллирует к общему "советскому опыту", который объединяет русских, казахов, украинцев, узбеков - как память о дружбе и молодости, это ведь обращение к поколению 70-х, 80-х, но едва ли для молодежи понятны "кодовые" слова его поколения. А в медиа-поле никаких новых "общих кодов" не формируется.  Алексей Власов: В какой-то степени упомнутая статья в "Огоньке" дает ответ на вопрос о символах и смыслах. Берем ключевые слова публикации, они типичны для любого материала по Казахстану - Астана, Назарбаев, степи, авторитаризм или тоталитаризм (это уже вопрос личных симпатий или антипатий к казахстанским властям), Байконур, евразийская интеграция, союзник России, нефть, газ, уран. Что еще? Казахи не такие как таджики, киргизы, поскольку трудовых мигрантов из этой страны в Москве нет. Значит, более успешная страна, чем соседи по региону. В Россию приезжают учиться студенты. Религия вроде как ислам, но не такой радикальный как в Узбекистан. Еще можно узнать из наших СМИ, что у  них есть 'энергоресурсы, как и в России. Следовательно, проблемы сходны - коррупция, воровство чиновников и проч. Время от времени в российских СМИ всплывают какие-то беглые банкиры и чиновники. Вот и вся картинка.Несколько лет назад проводилось исследование по сходной теме среди барнаульских студентов и студентов политологического факультета МГУ. В представлениях студентов о Казахстане на первом месте по числу повторений находилась тогда бывшая столица Алма-Ата (13% опрошенных), затем Астана и "степь" (по 6,3%). Самыми распространенными культурно-историческими образами стали "сосед" (8,8%), "Байконур" (7,5%). В плане политических персон вне конкуренции был Н. Назарбаев. (http://new.hist.asu.ru/biblio/borod5/got/103.html) Сергей Рекеда: Наверно стоит согласиться с мнением, что 99 процентов россиян не назовут никого из местных политиков кроме Назарбаева. Может быть еще его старшую дочь - Даригу Нурсултановну. Полагаю,что у казахстанцев арсенал поболе будет - Жириновского, Лужкова уж точно большинство в РК знают, слышали. Российские каналы помимо сериалов все-таки приобщали и приобщают наших соседей к реалиям современной политической жизни в РФ. По поводу казхастанских политиков такого не скажешь. Алексей Власов: Тем смешнее, когда во внутриэлитных войнах некоторые элитарии пытались работать через российские информационные ресурсы. Например, Кажегельдин в конце 90-х или Рахат Алиев в 2006-2007 году. И в том и в другом случае это окончилось ничем.Но, возвращаясь к теме образов и символов Казахстана, замечу, что действительно их формирование и продвижение слишком увязано с государственными программами, президентскими инициативами, антиядерными саммитами, председательством в ОБСЕ. А кому-то интереснее узнать эту страну через призму природы, кухни, обычаев, истории, людей. Назовем это "гуманитарно-историческим" пиаром.Наверно это и есть то, на что стоит тратить деньги. Сергей Рекеда: Возвращаясь к разговору о молодежной аудитории, вообще-то говоря создается впечатление, что материалов о Казахстане, которые были бы интересны именно этой категории читателей практически нет в нашем информационном поле.Есть несколько молодежных евразийских ресурсов на которых публикуются материалы о странах евразийской тройки. Например, ресурсы молодежного евразийского движения. Там много публикуется Юрий Кофнер из МГИМО. Но  в тоже время создается впечатление, что ребята очень приблизительно знакомы с казахстанскими реалиями. И были убеждены в свое время, что идею евразийского молодежного парламента в РК примут просто на ура. Этот как раз от непонимания реального восприятия этой темы в казахстанском обществе и среди местной молодежи.В общем получается, что сближаясь экономически и политически мы по-прежнему, с точки зрения общественного восприятия, живем на старом багаже. Которого, замечу, не так уж и много осталось.

Поделиться: