Формирование ясных подходов к оценке новейшей истории Казахстана и России давно назрело...
Дата:
Автор: ИАЦ МГУ
Автор: ИАЦ МГУ
Теперь нужно решить следующую задачу – понять как это сделать. Как добиться того, чтобы история превратилась в важнейший компонент духовной пищи для наших граждан. Думаю, что более активное взаимодействие между казахстанскими и российскими источниками поможет выполнить эту важнейшую миссию.
Редакция ИАЦ публикует полный текст интервью исполнительного директора Центра "Север-Юг" Алексея Власова казахстанскому информационному агентству BNEWSсм. краткую врсию http://www.bnews.kz/ru/news/post/150281/ ________________________________________________________________________________________
1. Как известно, на расширенном заседании межведомственной рабочейгруппы государственный секретарь Казахстана Марат Тажин отметил необходимостьформирования новых подходов к изучению национальной истории. Прокомментируйтепожалуйста поднятые им вопросы и проблемы История это не только наука, но и мощный инструмент патриотическоговоспитания, важнейший компонент государственной идеологии. Именно на этообстоятельство обратил внимание в своем программном выступлении госсекретарьРК. Но как добиться того, чтобы оценки исторических событий, их интерпретацияне разъединяли, а объединяли общество? Ну, а если посмотреть на проблему шире,то как можно добиться того, чтобы оценка исторических событий казахстанскимиучеными не приводила бы к недопониманию со странами-соседями, в том числе иРоссией.Безусловно, это очень сложная миссия и, кстати говоря, это задача,которую решает не только руководство Казахстана, но и российские власти. И неслучайно, что почти параллельно в РФ развернулась дискуссия о необходимостисоздания единого учебника по истории. При определении задач, которые стоят перед казахстанской историческойнаукой, Марат Тажин использовал оченьточную фразу: «будущее не возможно без опоры на историческое прошлое». Но этопрошлое не должно быть «придуманным», искусственно созданным, а значит ставитсязадача глубокого научного осмысления как древней истории Казахстана, так ипоследних двух десятилетий на основе передовых методик и четко сформулированнойметодологии. Не случайно, что у соседей по региону, в Узбекистане, изучениемпоследних 20 лет занимается специально созданная структура, во главе которойстоят профессиональные историки, но контролируется их работа на уровнепрезидентской администрации, что подчеркивает политическую значимость этогопроекта. Так и в реалиях Казахстана иРоссии, очевидно, что выработка четких и ясных подходов к оценке Новейшейистории наших государств может стать серьезным фактором общественногосплочения. 2. Какие проблемы, «белые пятна» есть в изучении национальной историиКазахстана? Наверно не совсем корректно отвечать на этот вопрос российскому историку.Все таки изнутри проблема «белых пятен» видится гораздо более рельефно. Вообще,причинами появления дискуссионных проблем в исторической науке могут стать либонеполный доступ к историческим источникам, либо чрезмерная политизированностьтех или иных исторических сюжетов. Решить вопрос с формированием адекватнойисточниковой базы в определенном смысле проще. Не случайно, что одним изпоследствий выступления Марата Тажина стала установка на активные контактыказахстанских историков с учеными и историками-архивистами тех стран, где могутнаходиться источники по древней и современной казахстанской истории. Этоабсолютно правильное решение. Преодолеть политизированность в истории намного сложнее, особенно еслиэто касается событий не столь отдаленного прошлого. На самом деле, этовзаимосвязанные вещи, я имею ввиду, комплексное использование имеющихся в нашемраспоряжении исторических источников и достижение высокого уровня научнойдостоверности в оценке и интерпретации тех или иных событий. Иными словами, «белые пятна» можно ликвидировать только через системнуюработу с источниками и при этом, максимальноизбегая субъективности и желания, исходя из личный симпатий и антипатий встатьв оценке исторических событий на ту или иную сторону, что называется «без гневаи пристрастия». 3. Как известно, существуют проблемы в кадровом вопросе, то естьмолодежь неохотно идет в историки? Как вы считаете, в чем проблема этогоявления, как решить этот вопрос? Эта проблема характерна не только для Казахстана, но и для России, арешить ее можно только одним способом – поднять престиж исторической науки,причем, это должно касаться и преподавателей истории, и ученых-историков. Ведьесли взять среднюю школу, то очевидно, что какие бы замечательные учебники небыли написаны, все равно центральным звеном приобщения школьника к глубинномупониманию национальной истории может стать только учитель-личность, к которому ученики будут неизбежно обращаться заразъяснением тех или иных сложных исторических событий. И именно откомпетенции, коммуникабельности, убежденности учителя в важности своегопредмета для воспитания подрастающего поколения зависит то, как будетвосприниматься история в общественном сознании. Кстати, именно поэтому ЕГЭ иЕНТ не слишком способствуют реализации этой функции, поскольку ориентированы,прежде всего, на формальное запоминание, а не на анализ исторических данных. 4. Какие перспективы развития в исторической науке вы видите, кудаона дальше будет идти? Сложно сказать. Историческаянаука развивается в неразрывной связи с общественными процессами. Грубо говоря,она может выполнять функцию служанки, а может выполнять функцию учителя. Покачто в постсоветских странах ни власть, ни общество не определилось до конца втом, а какую историю мы хотим на самом деле видеть. Слава богу, что к нашимэлитам пришло понимание, что те общества, которые не придают должного внимания историческомувоспитанию, вырастят своих детей «Иванами родства не помнящих» или манкуртами.Теперь нужно решить следующую задачу – понять как это сделать. Как добиться того,чтобы история превратилась в важнейший компонент духовной пищи для нашихграждан. Думаю, что более активное взаимодействие между казахстанскими ироссийскими источниками поможет выполнить эту важнейшую миссию.
1. Как известно, на расширенном заседании межведомственной рабочейгруппы государственный секретарь Казахстана Марат Тажин отметил необходимостьформирования новых подходов к изучению национальной истории. Прокомментируйтепожалуйста поднятые им вопросы и проблемы История это не только наука, но и мощный инструмент патриотическоговоспитания, важнейший компонент государственной идеологии. Именно на этообстоятельство обратил внимание в своем программном выступлении госсекретарьРК. Но как добиться того, чтобы оценки исторических событий, их интерпретацияне разъединяли, а объединяли общество? Ну, а если посмотреть на проблему шире,то как можно добиться того, чтобы оценка исторических событий казахстанскимиучеными не приводила бы к недопониманию со странами-соседями, в том числе иРоссией.Безусловно, это очень сложная миссия и, кстати говоря, это задача,которую решает не только руководство Казахстана, но и российские власти. И неслучайно, что почти параллельно в РФ развернулась дискуссия о необходимостисоздания единого учебника по истории. При определении задач, которые стоят перед казахстанской историческойнаукой, Марат Тажин использовал оченьточную фразу: «будущее не возможно без опоры на историческое прошлое». Но этопрошлое не должно быть «придуманным», искусственно созданным, а значит ставитсязадача глубокого научного осмысления как древней истории Казахстана, так ипоследних двух десятилетий на основе передовых методик и четко сформулированнойметодологии. Не случайно, что у соседей по региону, в Узбекистане, изучениемпоследних 20 лет занимается специально созданная структура, во главе которойстоят профессиональные историки, но контролируется их работа на уровнепрезидентской администрации, что подчеркивает политическую значимость этогопроекта. Так и в реалиях Казахстана иРоссии, очевидно, что выработка четких и ясных подходов к оценке Новейшейистории наших государств может стать серьезным фактором общественногосплочения. 2. Какие проблемы, «белые пятна» есть в изучении национальной историиКазахстана? Наверно не совсем корректно отвечать на этот вопрос российскому историку.Все таки изнутри проблема «белых пятен» видится гораздо более рельефно. Вообще,причинами появления дискуссионных проблем в исторической науке могут стать либонеполный доступ к историческим источникам, либо чрезмерная политизированностьтех или иных исторических сюжетов. Решить вопрос с формированием адекватнойисточниковой базы в определенном смысле проще. Не случайно, что одним изпоследствий выступления Марата Тажина стала установка на активные контактыказахстанских историков с учеными и историками-архивистами тех стран, где могутнаходиться источники по древней и современной казахстанской истории. Этоабсолютно правильное решение. Преодолеть политизированность в истории намного сложнее, особенно еслиэто касается событий не столь отдаленного прошлого. На самом деле, этовзаимосвязанные вещи, я имею ввиду, комплексное использование имеющихся в нашемраспоряжении исторических источников и достижение высокого уровня научнойдостоверности в оценке и интерпретации тех или иных событий. Иными словами, «белые пятна» можно ликвидировать только через системнуюработу с источниками и при этом, максимальноизбегая субъективности и желания, исходя из личный симпатий и антипатий встатьв оценке исторических событий на ту или иную сторону, что называется «без гневаи пристрастия». 3. Как известно, существуют проблемы в кадровом вопросе, то естьмолодежь неохотно идет в историки? Как вы считаете, в чем проблема этогоявления, как решить этот вопрос? Эта проблема характерна не только для Казахстана, но и для России, арешить ее можно только одним способом – поднять престиж исторической науки,причем, это должно касаться и преподавателей истории, и ученых-историков. Ведьесли взять среднюю школу, то очевидно, что какие бы замечательные учебники небыли написаны, все равно центральным звеном приобщения школьника к глубинномупониманию национальной истории может стать только учитель-личность, к которому ученики будут неизбежно обращаться заразъяснением тех или иных сложных исторических событий. И именно откомпетенции, коммуникабельности, убежденности учителя в важности своегопредмета для воспитания подрастающего поколения зависит то, как будетвосприниматься история в общественном сознании. Кстати, именно поэтому ЕГЭ иЕНТ не слишком способствуют реализации этой функции, поскольку ориентированы,прежде всего, на формальное запоминание, а не на анализ исторических данных. 4. Какие перспективы развития в исторической науке вы видите, кудаона дальше будет идти? Сложно сказать. Историческаянаука развивается в неразрывной связи с общественными процессами. Грубо говоря,она может выполнять функцию служанки, а может выполнять функцию учителя. Покачто в постсоветских странах ни власть, ни общество не определилось до конца втом, а какую историю мы хотим на самом деле видеть. Слава богу, что к нашимэлитам пришло понимание, что те общества, которые не придают должного внимания историческомувоспитанию, вырастят своих детей «Иванами родства не помнящих» или манкуртами.Теперь нужно решить следующую задачу – понять как это сделать. Как добиться того,чтобы история превратилась в важнейший компонент духовной пищи для нашихграждан. Думаю, что более активное взаимодействие между казахстанскими ироссийскими источниками поможет выполнить эту важнейшую миссию.
Поделиться: