Россия, Москва

info@ia-centr.ru

Формирование ясных подходов к оценке новейшей истории Казахстана и России давно назрело...

29.07.2013

Автор:

Теги:

 

Редакция ИАЦ публикует полный текст интервью исполнительного директора Центра "Север-Юг" Алексея Власова казахстанскому информационному агентству BNEWS

см. краткую врсию    http://www.bnews.kz/ru/news/post/150281/

 

________________________________________________________________________________________

 

1.   Как известно, на расширенном заседании межведомственной рабочейгруппы государственный секретарь Казахстана Марат Тажин отметил необходимостьформирования новых подходов к изучению национальной истории. Прокомментируйтепожалуйста поднятые им вопросы и проблемы

 

История это не только наука, но и мощный инструмент патриотическоговоспитания, важнейший компонент государственной идеологии. Именно на этообстоятельство обратил внимание в своем программном выступлении госсекретарьРК. Но как добиться того, чтобы оценки исторических событий, их интерпретацияне разъединяли, а объединяли общество? Ну, а если посмотреть на проблему шире,то как можно добиться того, чтобы оценка исторических событий казахстанскимиучеными не приводила бы к недопониманию со странами-соседями, в том числе иРоссией.

Безусловно, это очень сложная миссия и, кстати говоря, это задача,которую решает не только руководство Казахстана, но и российские власти. И неслучайно, что почти параллельно в РФ развернулась дискуссия о необходимостисоздания единого учебника по истории.

При определении задач, которые стоят перед казахстанской историческойнаукой,  Марат Тажин использовал оченьточную фразу: «будущее не возможно без опоры на историческое прошлое». Но этопрошлое не должно быть «придуманным», искусственно созданным, а значит ставитсязадача глубокого научного осмысления как древней истории Казахстана, так ипоследних двух десятилетий на основе передовых методик и четко сформулированнойметодологии.

Не случайно, что у соседей по региону, в Узбекистане, изучениемпоследних 20 лет занимается специально созданная структура, во главе которойстоят профессиональные историки, но контролируется их работа на уровнепрезидентской администрации, что подчеркивает политическую значимость этогопроекта.  Так и в реалиях Казахстана иРоссии, очевидно, что выработка четких и ясных подходов к оценке Новейшейистории наших государств может стать серьезным фактором общественногосплочения.

 

2.   Какие проблемы, «белые пятна» есть в изучении национальной историиКазахстана?

 

Наверно не совсем корректно отвечать на этот вопрос российскому историку.Все таки изнутри проблема «белых пятен» видится гораздо более рельефно. Вообще,причинами появления дискуссионных проблем в исторической науке могут стать либонеполный доступ к историческим источникам, либо чрезмерная политизированностьтех или иных исторических сюжетов. Решить вопрос с формированием адекватнойисточниковой базы в определенном смысле проще. Не случайно, что одним изпоследствий выступления Марата Тажина стала установка на активные контактыказахстанских историков с учеными и историками-архивистами тех стран, где могутнаходиться источники по древней и современной казахстанской истории. Этоабсолютно правильное решение.

Преодолеть политизированность в истории намного сложнее, особенно еслиэто касается событий не столь отдаленного прошлого. На самом деле, этовзаимосвязанные вещи, я имею ввиду, комплексное использование имеющихся в нашемраспоряжении исторических источников и достижение высокого уровня научнойдостоверности в оценке и интерпретации тех или иных событий.

Иными словами, «белые пятна» можно ликвидировать только через системнуюработу с источниками  и при этом, максимальноизбегая субъективности и желания, исходя из личный симпатий и антипатий встатьв оценке исторических событий на ту или иную сторону, что называется «без гневаи пристрастия».

 

3.   Как известно, существуют проблемы в кадровом вопросе, то естьмолодежь неохотно идет в историки? Как вы считаете, в чем проблема этогоявления, как решить этот вопрос?

 

Эта проблема характерна не только для Казахстана, но и для России, арешить ее можно только одним способом – поднять престиж исторической науки,причем, это должно касаться и преподавателей истории, и ученых-историков. Ведьесли взять среднюю школу, то очевидно, что какие бы замечательные учебники небыли написаны, все равно центральным звеном приобщения школьника к глубинномупониманию национальной истории может стать только учитель-личность, к  которому ученики будут неизбежно обращаться заразъяснением тех или иных сложных исторических событий. И именно откомпетенции, коммуникабельности, убежденности учителя в важности своегопредмета для воспитания подрастающего поколения зависит то, как будетвосприниматься история в общественном сознании. Кстати, именно поэтому ЕГЭ иЕНТ не слишком способствуют реализации этой функции, поскольку ориентированы,прежде всего, на формальное запоминание, а не на анализ исторических данных.

 

 

4.   Какие перспективы развития в исторической науке вы видите, кудаона дальше будет идти?

 

Сложно сказать. Историческаянаука развивается в неразрывной связи с общественными процессами. Грубо говоря,она может выполнять функцию служанки, а может выполнять функцию учителя. Покачто в постсоветских странах ни власть, ни общество не определилось до конца втом, а какую историю мы хотим на самом деле видеть. Слава богу, что к нашимэлитам пришло понимание, что те общества, которые  не придают должного внимания историческомувоспитанию, вырастят своих детей «Иванами родства не помнящих» или манкуртами.Теперь нужно решить следующую задачу –  понять как это сделать. Как добиться того,чтобы история превратилась в важнейший компонент духовной пищи для нашихграждан. Думаю, что более активное взаимодействие между казахстанскими ироссийскими источниками поможет выполнить эту важнейшую миссию.

 

 


Теги: 

Текст сообщения*
Загрузить файл или картинкуПеретащить с помощью Drag'n'drop
Перетащите файлы
Ничего не найдено
Отправить Отменить
Защита от автоматических сообщений
Загрузить изображение