ОПИУМ ДЛЯ НАРОДА

Дата:
Автор: ИАЦ МГУ
Основателем турецкого религиозного ордена "Сулейманджилар" (Сулеймания) является шейх Сулейман Хильми Тунахан (1888-1959 гг.). После того, как бывший президент Турции Сулейман Демирель сделал ставку на это течение как на орудие нео-османского возрождения Турции за рубежом, "Сулеймания" обрела значительные активы. Главная цель всех этих вложений - пропаганда идеи пантюркизма. Ежегодно организация проводит отбор наиболее одаренных учащихся из патронируемых медресе, которые затем направляются на обучение в различные турецкие теологические учебные заведения. В 2012 году в турецкое медресе "Эхсан" были направлены шесть жителей Сузакского района Джалал-Абадской области.
ОПИУМ ДЛЯ НАРОДА
Религиозные сектанты "обрабатывают" школьников юга КыргызстанаСКАЗАТЬ, ЧТО Я БЫЛ В ШОКЕ, УВИДЕВ, КАК ЛЮДИ ОБТИРАЮТСЯ ВОДОЙ, КОТОРОЙ ТОЛЬКО ЧТО ОБМЫВАЛИ ПОКОЙНИКА, НИЧЕГО НЕ СКАЗАТЬ. Мало того, действия взрослых повторяли и дети. После просмотра таких кадров задумываешься о поразительном фанатизме "хизбутовцев", пришедших проводить в последний путь усопшего сопартийца: а ведь они живут среди нас… Ни одна из ныне существующих политических организаций в Кыргызстане не имеет столь ярых последователей, безоговорочно верящих каждому слову своих духовных гуру. И в свете нынешней коррумпированности и алчности властей идея о построении шариатского государства собирает все больше сторонников.В последнее время правоохранительные органы стали чаще заявлять о задержании членов религиозно-экстремистской партии "Хизб ут-Тахрир". "Хизбутовцы" действительно активизировались и расширили поле пропагандистской работы: агитация ведется не только на улицах, базарах, в мечетях, но и в Интернете. Видео- и фотоматериалы "заливаются" в YouTube, на коммуникационный портал Mail.ru, в крупнейшую международную социальную сеть Facebook. Это свидетельствует о том, что ряды сторонников партии стремительно молодеют: именно молодежь активно пользуется Интернетом если не посредством компьютеров, то через мобильные телефоны.В начале июля сотрудники 10 управления МВД раскрыли группу религиозных активистов, которые создавали видеоролики агитационного содержания, переводили их на кыргызский и русский языки, размещали в "виртуале", а затем по электронной почте отправляли ссылки различным пользователям. "Они с помощью Интернета привлекали новых сторонников", - говорится в пресс-релизе милицейского ведомства.• • •В том, что "полуфабрикаты" для партии "Хизб ут-Тахрир" и других религиозно-экстремистских течений готовятся в отдаленных медресе, я убедился, посетив некоторые религиозные лагеря, созданные при духовных училищах и побеседовав с так называемыми преподавателями.Летние образовательные лагеря в нескольких медресе Ошской и Джалал-Абадской областей республики открылись по инициативе Духовного управления мусульман КР и казыятов - официальных духовных управлений в регионах.Как отметил в интервью журналисту радио "Азаттык" глава Ошского казыята Султанали Гапуров, целью создания таких лагерей является "привлечение внимания подрастающего поколения к традиционному исламу, который распространен в нашем регионе".- Другая причина заключается в том, что мы бы хотели увлечь детей, подростков чем-то, что отвлекло бы их от совершения дурных поступков во время летних каникул, - подчеркнул казы.Возможно, преподавание основ теологии приносило бы пользу, если бы образованием подростков занимались опытные богословы. Но зачастую процесс обучения отдан на откуп молодым людям, которые сами "плавают" в вопросах религии: нахватавшись верхов, всего лишь выучив буквы арабского алфавита, они сеют отнюдь не "разумное, доброе, вечное" в неокрепших детских умах.• • •Словно в насмешку над социалистическим прошлым, в здании бывшего клуба колхоза "Москва", что в центре Сузакского района, сейчас функционирует медресе. На летнее время двухэтажный корпус переоборудован в лагерь, где от школы и семьи "отдыхают" около 70 подростков: ученики постигают здесь основы исламской религии. На втором этаже расположены спальные комнаты, на первом - столовая и учебные классы. Обстановка чем-то напоминает армейскую казарму.Я заинтересовался этим заведением, услышав рассказы некоторых жителей о том, что преподают здесь граждане Турции, специально приехавшие обучать местных детей основам религии. Буквально за день до этого я узнал, что в одном из сел Узгенского района в таком же религиозном лагере преподает сириец, который бежал в Кыргызстан из Йемена и получил у нас статус беженца. При этом сам "учитель" не владеет никаким другим языком кроме родного арабского. За "изучение" персоны "педагога" взялись правоохранители. Я же решил посетить подобные учреждения в других регионах.По словам одного из сузакцев, знания, "прививаемые" в медресе, отличаются от тех, что традиционно дают в мечетях местные имамы.- Сами ученики называют себя странным словом…не могу вспомнить…кажется, оно начинается на "нур", - говорит Бахтияр.- Может быть "нурджулар"? - подсказываю я, перебирая в памяти обрывки когда-то и где-то услышанных бесед о религиозных течениях.- Вспомнил! - восклицает собеседник. - Они называют себя "нурчилар"! Некоторые забрали детей из этого лагеря, но несколько десятков подростков, чьи родители считают процесс обучения нормальным, остались здесь.----------------------------------------Справка "МК""Нурчилар" - подразделение турецкой религиозной секты "Нурджулар", основанной муллой Саидом Нурси в начале прошлого века. Организация действует скрытно, через сеть созданных ею фондов и исламских образовательных учреждений. Обучающиеся в таких учебных заведениях дети подвергаются идеологической обработке в духе пантюркизма.Организация мимикрирует под просветительскую, но при этом ведет подрывную работу. Это позволяет ей в случае любого намека на "репрессии" со стороны госорганов поднимать крик о притеснениях и рассчитывать на помощь Запада и местных правозащитников.Организация проповедует те же цели, что и небезызвестная "Хизб ут-Тахрир", ратующая за возрождение халифата и обустройство социальной жизни общества по канонам шариата. "Нурджулар-Нурчилар" пользуется негласным покровительством турецких властей, это один из ключевых инструментов в реализации стратегических планов Анкары по расширению своего влияния в Средней Азии и в Закавказье. Секта активно сотрудничает с ЦРУ, ФБР и Госдепартаментом и занимается сбором информации в политической, экономической, межконфессиональной и других сферах в государствах, где проживают тюркоязычные народы.----------------------------------------В холле медресе стоят кресла с диванами и журнальный столик. Напротив - шкафчики для обуви. На стене, в рамках под стеклом - документы, выданные Минобразом КР, свидетельствующие о праве "благотворительного учреждения "Сузак" на "ведение образовательной деятельности в сфере дополнительного образования". В одном из кабинетов вижу двух подростков, спрашиваю кто они такие.- Мы "талаба", учимся здесь, - отвечают ребята.Я прошу позвать кого-нибудь из преподавателей, а в голове все крутится это слово… И вдруг меня осенило: "талаба" - учащийся, а экстремистское движение "Талибан" в Афганистане создано именно студентами…Ко мне подходит молодой парень, знакомимся: ему 22 года, зовут Шамсудин, религиозное образование получил в Бишкеке.- А где конкретно? - спрашиваю.- По проспекту Чуй, - загадочно отвечает тот.- Это как? - удивляюсь я. - Прямо на улице учился? У учебного заведения название есть?- Да, есть, - соглашается Шамсудин. - Оно находится за главным офисом мобильного оператора "Билайн".- А называется-то как? Что это - институт, университет, училище?- Медресе. Я там учился.- Да уж… И чему же ты теперь здесь учишь детей? Говорят, что у вас турки преподают?- Нет, турков нет, они нас только финансируют. При их поддержке и создано медресе. Наиболее успешные ученики после окончания учебы поедут учиться в Турцию.- Интересно. А какого религиозного течения вы придерживаетесь? Я слышал, вы имеете отношение к секте "нурджулар"?- Это не верно, мы относимся к течению "сулайманчи"…Я прошу рассказать подробней о том, что же из себя представляет это течение.- В древности был пророк Сулейман, - начинает "просветительскую лекцию" собеседник, - и как-то Всевышний предложил ему сделать выбор между богатством и знаниями. Выбрал Сулейман знания, и стал понимать язык птиц и животных. А Всевышний похвалил его за мудрый выбор и наградил богатством…- Подожди, - прервал я рассказчика. - Ты хочешь сказать, что это течение берет название от имени еврейского царя Соломона? Ты ничего не путаешь?Шамсудин замолчал.- А причем тут тогда турки? - не унимаюсь я. - Сколько вообще здесь преподавателей, кто они?- Здесь нас четверо: я, и другие. Одному 23 года, другому - 24 года, а еще у одного трое детей, - зачем-то сообщает мне Шамсудин.- А с Турцией вы как связаны?- Вы же знаете, наверное, что одно время в Турции был халифат, - опять издалека начинает "педагог".(Как же, еще из школьной программы помню, что Османская империя была создана в 15-16 веках, а распалась в 1923 году).- И что дальше?- Ну, русские его уничтожили ведь… ("Как? И здесь виноваты русские?" ,- мысленно ужасаюсь безграмотности "преподавателя", но даже не пытаюсь доказывать ему, что упразднение халифата - дело рук турецкого реформатора Мустафы Кемаля Ататюрка).- Этим халифатом правил падишах Сулейман, - продолжает Шамсудин.(Вообще-то, правителей было много, в их числе - два Сулеймана: первый, прозванный "Великолепным", правил в 16 веке, второй - в 17 веке - У. Б.).- Потом, когда халифат развалился, этот падишах завещал свои богатства направить на обучение молодых людей, - добивает меня глубиной знаний Шамсудин. - А мы по его имени называемся "сулайманчи".Не желая больше испытывать свою психику на прочность, я решил прервать "урок истории" и попросил Шамсудина рассказать о распорядке дня в лагере.- Под утро ребята встают, совершают омовение и читают намаз, - перечисляет собеседник. - Затем они идут досыпать. Часов в восемь просыпаются, моются и идут завтракать, а после читают Коран.- Ребята знают арабский алфавит?- Вот книга, в которой расписаны арабские буквы, их транскрипция и звучание, - Шамсудин показывает небольшую брошюру. - Мы объясняем ученикам значение каждой буквы и знака. До обеда ребята учатся, потом идут на полуденную молитву, после нее следует изучение арабского языка. Ближе к вечеру у них появляется пара свободных часов: они выходят на улицу, гуляют вокруг медресе, а после вечерней молитвы недолго смотрят телевизор и ложатся спать.- Можно позвать еще кого-нибудь из преподавателей? - прошу Шамсудина.Он отправляет крутящихся поблизости "талаба" за одним из своих коллег.Приходит парень лет на пять старше Шамсудина, зовут его Мухаммед. Он рассказывает о том, что в лагере учатся дети 6-11 классов. За месяц пребывания ребенка здесь родители платят полторы тысячи сомов, а обучение рассчитано на два месяца.- Вам не кажется, что вы "лепите" из своих учеников "полуфабрикаты" для партии "Хизб ут-Тахрир"?- Мы же даем им знания, - уверенно заявляет Мухаммед. - Понятно, что обо всем мы им рассказать не можем, но ученики получают хоть какие-то знания.- Имея "хоть какие-то" знания очень сложно спорить с хорошо подкованными "хизбутовцами"…- Это верно, "хизбутовцы" умеют убеждать… Но наши ребята умеют думать, - нерешительно произносит "педагог".- У кого-нибудь из преподавателей есть педагогическое образование?- У нас есть разрешение от Министерства образования, казыята и ГКНБ…- Основной контингент ваших учеников - это подростки. Как вы улаживаете наверняка возникающие в таком проблемном возрасте конфликты?- Конфликтов не бывает. Мы же с ними религиозным обучением занимаемся. К нам многие родители приводят своих детей, отбившихся от рук, не послушных. Через пару месяцев их не узнать, и родители нас благодарят. Даже областной казы отправил своего сына к нам на обучение.- У вас только мальчики учатся?- Здесь, да. Еще в Узгене есть медресе для мальчиков, а в Барпы - для девочек.Встаю с места, давая понять, что мне пора идти.- Вы приводите к нам своих сыновей, увидите, они станут другими, - на прощание предлагает Мухаммед.• • •В Оше сотрудники 10 управления областного УВД дают мне DVD-диск: мол, сейчас отрывок покажем, а остальное сам посмотришь на досуге.- Недавно мы выявили группу, распространявшую эту видеозапись, - говорит первый заместитель начальника УВД Ошской области полковник Бакыт Исаков, вставляя диск в компьютер.На экране появляются какие-то люди, и Бакыт Усенович прибавляет звук.- Это видеосъемка похорон "хизбутовца", который умер в заключении, - поясняет полковник. - Умер, уточню, своей смертью: старый был, больной. Тело передали родственникам. Смотри, "хизбутовцы" возводят покойника в ранг шахида ("мученика за веру" - У. Б.).В кадре - лицо старика, укутанного в покрывало и обложенного листами формата А-4 с написанными на них цитатами из Корана и хадисов. К покойнику по очереди подходят люди, гладят его, а затем проводят ладонями по своему лицу. Некоторые начинают целовать мертвеца, подавая пример остальным. В кадре появляются мальчики 10-12 лет: по выражениям их лиц понятно, что они хотя и боятся подходить к покойнику, все равно храбрятся и повторяют действия взрослых.Затем камера показывает комнату, в которой мужчины готовятся обмывать умершего.- Подойдите ближе, - восклицает один из организаторов церемонии. - Принюхайтесь к нему, в такую жару покойник уже через сутки начнет разлагаться, а от него нет запаха. Он шахид!- Аллах Акбар, у нас новый шахид! - кричат все вокруг и бросаются к трупу.Кто-то льет на покойника воду из чайника, кто-то - из ведра, несколько рук "размазывают" влагу по телу умершего, а затем обтираются сами.- Прикоснитесь к шахиду и пожелайте себе такую кончину! - кричит проповедник, слова которого магически действуют на толпу.…Наконец, тело предают земле, и люди рассаживаются, чтобы послушать проповедников.- Он отдал жизнь во имя своей веры, Аллах Акбар! - кричит бородатый мужчина и толпа отзывается эхом: "Аллах Акбар!".Бакыт Усенович останавливает запись.- Этот проповедник-бородач несколько лет числился в розыске как ярый приверженец "Хизб ут-Тахрир", а также по подозрению в совершении других преступлений, - уточняет полковник. - Его даже не узнать: так сильно он изменился с тех пор, как мы объявили его в розыск - отпустил бороду, поправился…- Так вы его все-таки задержали?- Да, после того, как эта запись попала к нам в руки, мы узнали, где он находится. Остальное было делом техники…- Обратите внимание, как профессионально проведена съемка и сделан монтаж, - замечает пресс-секретарь Ошского УВД Жениш Аширбаев. - Думаю, здесь не обошлось без профессиональных операторов.Аширбаев предлагает начальнику проверить местные телекомпании. Исаков с ним соглашается.Получив диск, правоохранители отправили запись на теологическую экспертизу, чтобы установить наличие или отсутствие в ней экстремистских призывов.- Затем мы получили санкции на обыски нескольких домовладений, - продолжает полковник. - Изъяли 121 DVD-диск, около 60 книг экстремистского характера, две флеш-карты, несколько десятков листовок, десять аудио- и видеокассет, два компьютера.- Судя по тому, что я увидел, одних арестов мало. Человек умер в заключении, а его возвели в ранг святого…- Я тоже считаю, что одними репрессивными мерами нельзя остановить распространение идей построения шариатского государства. Здесь требуется большая разъяснительная работа.Милиционеры понимают, что конфликт на межрелигиозной почве может вспыхнуть в любой момент и в меру своих возможностей принимают упреждающие меры. Но в народе ОВД имеет имидж карательного органа, и силами одних правоохранителей вряд ли можно остановить религиозный экстремизм. Понимают ли это чиновники, сидящие в парламентских и правительственных креслах? Понимает ли это глава государства? Вопрос остается открытым…Улугбек БАБАКУЛОВ.----------------------------------------Справка "МК"Основателем турецкого религиозного ордена "Сулейманджилар" (Сулеймания) является шейх Сулейман Хильми Тунахан (1888-1959 гг.). После того, как бывший президент Турции Сулейман Демирель сделал ставку на это течение как на орудие нео-османского возрождения Турции за рубежом, "Сулеймания" обрела значительные активы. Главная цель всех этих вложений - пропаганда идеи пантюркизма. Ежегодно организация проводит отбор наиболее одаренных учащихся из патронируемых медресе, которые затем направляются на обучение в различные турецкие теологические учебные заведения. В 2012 году в турецкое медресе "Эхсан" были направлены шесть жителей Сузакского района Джалал-Абадской области.15.07.2013Источник - Московский Комсомолец-Азия

Поделиться: