Нормальная работа омбудсмена

Дата:
Автор: ИАЦ МГУ
Можно утверждать, что в рамках европейской модели урегулирования тема Ходжалы окажется гуманитарным элементом покаяния в постконфликтной истории двух стран. Там же будет место возвращению всех желающих беженцев к своим домам и возможность свободно посещать могилы предков. У Азербайджана есть свои «скелеты в шкафу», и Баку также придется нести свою часть ответственности за гибель и ущемление прав мирных армян, бывших во время конфликта гражданами Азербайджана. Следовательно, Ереван и Баку должны быть готовы к выплатам компенсаций по решениям европейских судов, к определенной, навязанной из Европы, политике памяти, к решению вопросов компенсации собственности
Нормальная работа омбудсмена
Нормальная работа омбудсмена   Высказывания молдавского омбудсмена Аурелии Григориу относительнооккупации азербайджанских территорий и ущемленных прав беженцев карабахскогоконфликта можно было бы воспринимать как рядовой эпизод армяно-азербайджанскойинформационной войны: она высказала свою личную позицию, армянскаяобщественность с ней не согласилась. Но неприятное для хозяев мероприятиявыступление было сделано на международной конференции в Ереване, организованнойКонституционным судом. Поэтому сам факт этого поступка не мог, конечно, оказатьсянезамеченным и вызвал большой резонанс по обе стороны бруствера.   Ведь что греха таить, посещая Баку или Ереван, чиновники иответственные лица третьих стран, касаясь армяно-азербайджанского конфликта,стараются делать заявления совпадающие с тем официальным мейнстримом, которыйпринят у хозяев мероприятия. По одному этому признаку ее выступление не моглоне вызвать негативной реакции. Но усугубило ситуацию поведение организаторов - сотрудникпринимающей стороны отказался отвезти молдавского гостя из отеля в аэропорт, ав интернете «неприятного» зарубежного чиновника (не стоит забывать, что речьидет о женщине) решили попугать тенью «народного гнева»…   В принципе, нормальная позиция омбудсмена европейского типа- говорить властям нелицеприятные вещи. Не имеет значение идет ли речь овнутренней политике твоего государства или внешней политике партнера твоейстраны. Если разобраться в сути раздражения армянской стороны, то она сводитсяк попытке закрыть глаза на позицию внешнего окружения и фактический раскладситуации вокруг конфликта. У Армении нет монополии на правдивые тезисы оконфликте, также как этой полнотой правды не обладают в Азербайджане. Но естьреалии – помимо спорного Карабаха, Армения оккупировала часть Азербайджана,называя это поясом безопасности. Во всех официально обсуждаемых сценарияхпереговорного решения конфликта, эти территории Азербайджана придется возвратитьназад. Даже Владимир Казимиров, ветеран российской дипломатии, на котороголюбят ссылаться в Ереване, говорит об этой неизбежности. Да, можно спорить о размерах,и соответственно о процентах к территории Азербайджана, нужно обсуждать процессопределения статуса Карабаха, вопросы демилитаризации и т.д. Но факт оккупации,остается фактом. О чем и сказала Григориу.   Другое высказывание молдавского омбудсмена относится к правамазербайджанских жертв конфликта. Понятно, почему это всколыхнуло Армению гдеесть масса пострадавших и своя память о погибших, где есть свои беженцы послесумгаитских погромов. Но достаточно легко говорить утешительные слова наподобие «общей вины» и «равной ответственности». Задача омбудсмена несокрушаться, а говорить в лицо неприятную часть истории, ответственность закоторую лежит на конкретных участниках.   В этой связи следует отойти от высказываний Аурелии Григориуи посмотреть шире. Что должен показать омбудсмен? В применении к постсоветскимконфликтам в задачи этой должности, сформированной, кстати, непростым двухсотлетнимопытом европейских государств, донести так называемую западную модель постконфликтногоурегулирования. Не так уж сложно ее представить. Если следовать букве европейскихдеклараций и практике судов Гаагского трибунала по бывшей Югославии, тоочевидно, что по мере движения Баку и Еревана в сторону Европы они столкнутся сопределенным набором обязательств, которые со временем станут необходимой к исполнениюгуманитарно-правовой частью политической базы примирения. Среди этихобязательств окажется признание штурма города Ходжалы не просто печальнымэпизодом войны, а событием расправы над мирными жителями. Как раз на днях вБоснии перезахоронены тела нескольких сот гражданских, погибших в результатегеноцида в Сребренице (в течение 1992-1995 годов в самом городе и окрестностяхпо разным оценкам было убито более 3 тысяч сербов и не менее 8 тысячбоснийцев-мусульман, неизвестные братские могилы находят до сих пор). В марте2010 года парламент Сербии проголосовал за резолюцию, осуждающую массовоеубийство боснийских мусульман в Сребренице и содержащую извинения перед семьямипогибших. С большой очевидностью можно говорить, что в рамках европейскоймодели урегулирования тема Ходжалы окажется гуманитарным элементом покаяния в постконфликтной историидвух стран. Там же будет место возвращению всех желающих беженцев к своим домами возможность свободно посещать могилы предков. У Азербайджана есть свои«скелеты в шкафу», и Баку также придется нести свою часть ответственности загибель и ущемление прав мирных армян, бывших во время конфликта гражданамиАзербайджана. Следовательно, Ереван и Баку должны быть готовы к выплатамкомпенсаций по решениям европейских судов, к определенной, навязанной из Европы,политике памяти, к решению вопросов компенсации собственности…   Естественно, что описанные выше повороты, лишь одна изверсий далекого будущего. История может пойти совершенно иным образом, могутизмениться стратегии Евросоюза, могут возникнуть совсем иные геополитическиевводные. Более того, практика показывает, что власти Армении и Азербайджанасовсем не горят желанием реализовать именно данный вариант совместного будущего.По-настоящему завершить конфликт можно только признанием прав его жертв и виныорганизаторов конкретных преступлений, без скидок на историческую подоплеку. Этазадача очень сложная и вряд ли осуществимая, проще все оставить как есть. Но,тем не менее, такой образ есть, и он занимает умы многих активных граждан и политиковв Армении и в Азербайджане. Их позиции имеют определенные профилактические итонизирующие свойства, действующие на официальные власти. Поэтому, возвращаяськ поступку Аурелии Григориу, всем сторонам будет полезно, если к ним станутприезжать не только на фуршеты, но и для острых и неприятных высказываний, которыевступают в противоречие с официальной пропагандой. Однако, способностьразрушать клише и способность противостоять самолюбованию сплоченного народаприсуща редким гостям на Кавказе.

Поделиться: