Россия, Москва

info@ia-centr.ru

АСТАНА – НОВЫЙ ТРЕНД ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ИНТЕГРАЦИИ

09.07.2013

Автор:

Теги:

                                                                                                 Калашникова Н.П., заведующая кафедрой «Государственная политика» НШГП

Академии государственного управления при ПрезидентеРК,

секретарь НЭС АНК, доктор политических наук

 

АСТАНА –НОВЫЙ ТРЕНД ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ИНТЕГРАЦИИ

В СФЕРЕГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ

 

 

     Глубоко символично, что в канунпразднования 15-летия Астаны, детища Лидера нации Н.А. Назарбаева, проходитежегодно инициируемый Казахстаном Форум национально-культурных центров странСВМДА «Гражданский Форум по вопросам толерантности».

     В течение пяти лет,  в числе организаторов Форума – Ассамблеянарода Казахстана, ее научно-экспертное сообщество, для которых вопросыформирования толерантности и ответственности не только основополагающие  ключевые принципы государственной национальнойполитики, но и системная деятельность по укреплению национального единства. Поэтому,пожалуй, повестка дня Форума наряду с торжественностью несет в себе прагматичностьанализа истоков толерантности,  ее казахских и казахстанских особенностей, ещераз подчеркивая глубокий смысл слов, что «без толерантности не будетглобального доверия».

     Астана,  построенная всамом сердце необъятной степи Сарыарки, по сути, новыйтренд цивилизации. Находясь  в сердцеЕвразии, символизируя своим внешним обликом и содержательным наполнениемполитические и социально-экономические процессы, особыйдух Нации, Астана как отмечает Глава государства «…стала сердцем нашей родины,национальной идеей, объединившей народ, она стала символом веры народа в своисилы и великое предназначение».

      Мировому сообществу хорошо известныконсолидирующие и миротворческие инициативы Первого Президента и официальнойАстаны, направленные  на формирование системы доверия в регионе и мире, являясобой страну, обеспечивающую прочный сплав межэтнической толерантности иобщественного согласия в контексте всей политической деятельности государства.

       Астана, являясь центром политического пространства,выступает и как местоположение наиболее влиятельных политических субъектов. Этои выдвигает значимость новой столицы, как центра не только рекрутирования ивоспроизводства новой политической элиты, но и Астаны как одного из ведущих регионовв собирании и обустройстве экономического и политического пространства страны вединую систему.

      О привлекательности Астанысвидетельствует тот факт, что только за период с января по февраль текущего года,по данным миграционных служб, миграционное сальдо столицы составило 2 519человек (прибыло - 5 890; выбыло- 3 371;  за счет внешней миграции- 141: прибыло -198,выбыло – 57).

    Неслучайно, что именно Академия стала многосторонней площадкой дляпроведения настоящего Форума, где на его панельных дискуссиях активнообсуждались  актуальные вопросы современногосостояния миропорядка и общественного согласия: «Астана как центр интеграциикультуры и политики: навстречу новому миру»; «ЭКСПО – 2017: новые перспективысотрудничества стран СВМДА»; «Центральная Азия в геополитической повестке дня: национальнаяидентичность и региональная безопасность»; «Информационное пространство странСВМДА: новые подходы и решения»; «Процессы формирования толерантного сознания иобщественного согласия на пространстве СВМДА».       

      Кчислу новых политических трендов Астаны относится и подготовкаказахстанской  плеяды государственных управленцевв соответствии с международными стандартами -профессиональныхкомпетентных государственных служащих.

      Выступая с Посланием народу Казахстана, Президентомакцентировано внимание на необходимости и путях дальнейшего укрепленияказахстанского патриотизма через системуукрепления казахстанской демократии и государственности. «Быть полезным своейстране, быть ответственным за судьбу своей Родины - это долг и честь для каждого ответственного политика, для каждогоказахстанца» - провозглашается в «Стратегии-2050».

       К новым стратегическим целям, обозначенным в «Стратегии-2050»,  позволит подойти профессиональный государственный аппарат, «для которого служение народу игосударству превыше всего».   В этой связи предстоят  серьезные реформы в подготовкегосударственных служащих, их системном повышении квалификации в  соответствии с нововведениями взаконодательство о государственной службе.

        Государственнаяслужба Казахстана, в целом, давно шагнула вперед. Активно изучается ивнедряется в практику передовой опыт государственного планирования иполитического управления, демонстрируется открытость достиженийадминистративных реформ. Примером тому может служить создание в АстанеРегионального хаба в сфере государственной службы, под непосредственнымпатронатом Агентства Республики Казахстан по делам государственной службы. Егоцелью является обеспечение институциональной базы для непрерывного обменаопытом и знаниями в сфере государственной службы для стран СНГ и ЦентральнойАзии.

      Региональныйхаб постепенно становится  той важной диалоговойплощадкой практиков, ученых и экспертов, на которой будут вырабатыватьсярешения, направленные на повышение эффективности государственной службы.

       Секретариатфункционирует на базе и в тесном взаимодействии с Академией государственногоуправления при Президенте Республики Казахстан (далее - Академия), это создаетдополнительные условия для обмена научными концепциями, обучающими  программами, методиками, инновациями вподготовке кадров, на основе межведомственного и компетентностного подхода. Для этого Академией создан информационно-коммуникационный портал INASPA (InternationalNetwork of Academies and Schools of Public Administration).

        Известно,что современный управленец принципиально не может опираться на застывшиетеоретические истины, поэтому в управлении логика науки не доминирует, аявляется органичной компонентной наравне с конкретным профессиональным знаниеми инновационной управленческой деятельностью. В этом ключе Академия выступаеткак генератор новых идей и инновационных технологий в обучении государственныхслужащих. Введение «гибкой» и адекватной системыпрограммно-модульного обучения государственных служащих, сформированной всоответствии с новымивызовами, необходимые умения и навыки «под заказ», требуемые для работыспециалиста в конкретных условиях, обеспечиваются наряду собязательными и профилирующими дисциплинами включением широкого кругаэлективных дисциплин (по выбору) эффективно развивающих компетентностныйподход. Направленные на формирование профессиональных и управленческийкомпетенций, приобретение практических навыков, они максимально приближены ксоответствующим квалификационным требованиям к государственной должности.

        Практическая составляющая, вне сомнения, в системе подготовкиуправленческих кадров должна выйти на равные позиции с обучением теоретическимзнаниям, что гармонизирует соотношение квалификационного и компетентностногоначал в их профессиональном образовании. В целом, оптимизация системы профессиональнойподготовки госслужащих является стратегической задачей дальнейшегореформирования  образовательной системыгосударственного управления, с равной взаимовыгодной заинтересованностьюсторон.

         Развитию компетентностого ипрактико-ориентированного подходов способствует организация различного рода дискуссионныхплощадок. Так, например, в январе т.г., при поддержке руководства МажилисаПарламента РК состоялось совместное с депутатской группой АНК выездноезаседание по вопросам воспитания казахстанского патриотизма и законодательногонаполнения молодежной политики с учетом регионального контекста; в феврале врамках семинара «Государственная политика по развитию регионов» в  Комитете по экономической реформе ирегиональному развитию Мажилиса Парламента РК – круглый стол «Законодательноеобеспечение развития регионов». Обсуждаемые на круглом столе проблемымоногородов и конкретных регионов, дорожной карты бизнеса,государственно-частного партнерства, местного самоуправления создали фундаментдальнейшего развития совместных программ обучения для государственных служащих.

         Взаимодействие с госорганами  активно развивается. Условия Астаны, какстолицы нового типа, аккумулирующей мощный образовательный потенциал Казахстанатребует и профессиональных кадров. Президент страны неоднократно подчеркивал, что«судьба каждого государства зависит от профессиональных кадров. Ни экономика,ни политика страны не могут развиваться без совершенствования системыгосударственного управления. Чем выше квалификация и профессиональноемастерство государственных служащих, тем лучше благосостояние и крепче мощьстраны». Это накладывает ответственность в их обучении, обеспечивая внедрениеуспешной модели государственного управления, привлекая на государственнуюслужбу талантливую молодежь, с широким вовлечением граждан в процесс принятиярешений на различных уровнях, а также ставка на способность и готовность«государственных служащих к лидерству, умению принимать взвешенные решения,убеждать в их целесообразности и воплощать их в жизнь».

Активное внедрение компетентностного подхода, с учетом сложившихсятрадиций в отечественной системе подготовки и переподготовки управленческихкадров, позволяет считать, что роль Академии в предоставлении качественныхобразовательных услуг как идеолога и разработчика полноценных проектов,учитывающим мировые тренды и новации в сфере государственного управления,существенно возросла. Профессиональный интерес зарубежных партнеров, как иэкспертов Еврапейского Союза, а также Policy Advisory Group (группы Т. Блэра) свидетельствует о возросшем вниманиине только к новым формам подготовки государственных служащих, но и в целом ксистеме государственного и политического управления Казахстана.

 

________________________________

 

 

 

 


Теги: 

Текст сообщения*
Загрузить файл или картинкуПеретащить с помощью Drag'n'drop
Перетащите файлы
Ничего не найдено
Отправить Отменить
Защита от автоматических сообщений
Загрузить изображение