Россия, Москва

info@ia-centr.ru

Мода против традиций

04.07.2013

Автор:

Теги:


Почему исламские народы России утрачивают самобытность

По разным данным с исламской культурной традицией себя отождествляют от 8% до 10% россиян (12–15 млн человек). В отличие от европейских стран, ограничения на ношение традиционной мусульманской одежды в России существуют только в школах. Да и те начали вводить совсем недавно — в 2012 году.

Виды женской одежды в исламе можно разделить на две категории: открывающие лицо и закрывающие его в той или иной степени. Разновидностипоследних характерны для стран Центральной Азии и Ближнего Востока. Традиция полного закрытия лица не относится к обязательным предписаниям ислама, однако в некоторых странах принято, чтобы женщина скрывала лицо перед посторонними людьми, например, на улице.

Вне зависимости от региона внешний вид мусульманской женщины подчиненодним нормам: одежда должна скрывать все тело, не должна плотно облегать и быть прозрачной, походить на одежду мужчины и иметь звенящих или блестящих (привлекающих внимание) декоративных элементов.

С точки зрения Шариата обязательным для женщины является ношение хиджаба.Это слово означает не определенный элемент одежды, а дресс-код: одеяниеженщины должно скрывать все ее тело, кроме лица, ступней и кистей рук. Часто хиджабом называют просто часть одежды покрывающую голову, напримерплаток, длина которого может варьироваться.

Джильбаб — фактически, это нижняя часть хиджаба — длинная верхняя одежда, закрывающая тело. Современные мусульманки заменяют джильбаб на длинные юбки и просторный верх. В некоторых странахесть похожая разновидность платья под названием абайя.

Верхнюю часть хиджаба составляет платок-покрывало химар — это то, что закрывает голову, плечи и грудь. Лицо при этом остается открытым. Существует несколько его видов: аль-амира — состоит из шапочки, поверх которой повязывается головной шарф, и шейла — длинный прямоугольный шарф, оборачиваемый вокруг головы.

В отличие от химара, никаб закрывает лицо полностью,оставляя только прорезь для глаз. Иногда к нему крепится скрывающая глаза вуаль. Большинство богословов считают, что ношение никаба не является обязательным или желательным для женщины.

Чадра представляет собой большое покрывало, скрывающее женщину с головы до ног. Ткань не имеет пряжек или пуговиц и придерживается руками. В некоторых странах лицо при этом остается открытым. Дизайнер мусульманской женской одежды Мариана Валери рассказала "НацАкценту", что традиционная чадра все-таки должна закрывать лицо. Для этого ее верхняя часть может иметь дополнительный кусок легкой ткани.

Паранджа тоже скрывает не только тело, но и голову женщины, однако, она представляет собой широкий халат. В традиционном варианте у него были длинные ложные рукава, которые скреплялись за спиной тесемками. Лицо обычно закрывается сеткой — чачваном. В Афганистане и Пакистане подобную одежду называют буркой.Не следует путать ее с маской-буркой (бургой), ношение которой в некоторых восточных странах является культурной, а не религиозной традицией.

Буркини (бурка+бикини) — современное изобретение — купальник, отвечающий нормам шариата. Состоит из закрытого костюма, узкой шапочки или капюшона и накидки. Такой купальник закрывает все тело, кроме стоп, ладоней и лица.

***

В культуре мусульманок, проживающих на территории современной России, не было одежды, полностью закрывающей лицо. Татарскиеженщины до середины 19 века носили длинную до щиколоток рубаху, под которую надевались нагрудник и штаны. До советских времен в качестве головного убора они носили калфаки (тюбетейки) и яулыки (платки). Известно, что калфак носила даже единственная в истории татарская женщина-казый (шариатский судья) Мухлиса Буби.

Башкирские девушки надевали платки или шапочки наподобие тюбетейки. Замужние женщины носили шапочку, к которой прикреплялась накидка, закрывающая затылок, уши и плечи или колпак, который покрывался платком.

Чеченки носили шаровары и платья-туники с длинными рукавами. Сверху надевали распашное платье, которое стягивали на талии на маленькие крючки. Основным головным убором любой кавказской женщины был платок. Замужние носили на голове "чухт" — мешочек, куда вкладывались косы. При посторонних "чухт" прикрывали платком.

Паранджу на российской территории носили только женщины в Средней Азии во второй половине XIX века. Ее вариации были распространены в Узбекистане, Таджикистане и Туркменистане. Паранджа была типично городской уличной одеждой, и никогда не была характерна для повседневного костюма женщин из горных кишлаков. После революции она постепенно вышла из употребления.  

***

Так как одежда мусульманки должна быть скромной, девушки украшали непосредственно себя. Татаркиносили серьги с подвесками, шейно-грудные украшения, а в астраханском регионе были распространены еще и носовые кольца. Также надевали перевязь — украшение наподобие ленты на матерчатой основе, которую перекидывали через плечо. Обычно она была снабжена специальными кармашками, куда девушки прятали тексты из Корана.

На Кавказе женщины также носили шейные украшения, браслеты и кольца. В Чечне чаще всего встречались серьги в форме кольца и височные подвески. У даргинокодним из самых распространенных повседневных головных украшений была крупная, тяжелая цепь, прикрепляемая к налобной части покрывала, под которым прятали "чухт". Цепь удерживала покрывало, чтобы оно не спадало ине мешало во время работы.

У народов, проживающих на Северном Кавказе, вообще было принято украшать женскую одежду блестящими и звенящими элементами, что не соответствует предписаниям ислама. Праздничная женская одежда украшаласьгалунами, кисточками и подвесками, сделанными из золотых и серебряных ниток, а также золотым и серебряным шитьем.

У карачаевцев, балкарцев и кабардинцеввстречались украшения женских платков в виде серебряных бусин, металлические накладки разной формы, нашивавшиеся на женские кафтанчики иплатья, металлические нагрудные застежки и серебряные пуговицы. На груди платья часто нашивали подвески, расположенные одна под другой от плечей до пояса. У карачаевцев и балкарцев они назывались зынгырла — "звенящие". Подвески на одежде других форм были распространены у чеченцев.На одежду нашивали также футляры для текстов молитв (дууа) или имитирующие их треугольные пластинки, иногда с цепочками или бубенчикамипо нижнему краю.

***

По свидетельствам многочисленных фотографий, до революции жительницы мусульманских регионов России умели одеваться разнообразно и красиво, неприбегая к арабским заимствованиям. И это нисколько не умаляло их приверженности к исламу.

Советский Союз был атеистическим государством и это не могло не отразиться на дресс-коде женщин в мусульманских регионах. Сейчас процесспошел в обратную сторону. Хиджаб все больше получает распространение среди молодежи на Северном Кавказе, несмотря на то, что старшее поколение, выросшее в Советском Союзе, часто высказывается против. В томже Татарстане в последнее время можно встретить девушек в никабе. Это странно, ведь было бы логично ожидать, что народы России, исповедующие ислам, будут вместе с возвратом к вере предков активно возрождать и элементы традиционной одежды как части самобытной национальной культуры.Однако этого не происходит.

Изменение стиля одежды свидетельствует о том, что происходит клерикализация общества. Одни эксперты объясняют такое положение дел проникновением в Россию экстремистских религиозных идей, другие — модой итем, что рынок женской мусульманской одежды монополизирован арабскими производителями, а российские исламские модельеры оказались не способны конкурировать с ними на равных ни с точки зрения производства, ни с точки зрения уникальных этнических идей.

Елизавета Карманова

Теги: 

Текст сообщения*
Загрузить файл или картинкуПеретащить с помощью Drag'n'drop
Перетащите файлы
Ничего не найдено
Отправить Отменить
Защита от автоматических сообщений
Загрузить изображение